Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ зарубежных и российских исследований роли диалектического мышления в регуляции аффекта и распознавании сложных чувств

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Дается обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного возраста (43 источника, из которых 6 на русском и 37 на английском языках), проведенных в США, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Испании, Германии, Норвегии, России и др.). Особое внимание уделено работам, где рассматривается рефлексивный аспект детских переживаний, характеризующихся двойственностью, противоречивостью, что позволило выявить и проследить линию диалектических преобразований на материале эмоционального опыта детей дошкольного возраста. В качестве ключевых выводов сформулированы следующие положения: диалектическое мышление может быть рассмотрено как когнитивный механизм, необходимый для анализа сложных, амбивалентных, скрываемых чувств; единицей познавательного и аффективного развития является переживание, которое предполагает опору на внутреннюю диалектическую структуру; двухпозиционная перспектива в игровой деятельности является условием для формирования операций диалектического мышления дошкольника, что, в свою очередь, может стать когнитивным механизмом регуляции аффекта; когнитивная основа феномена эмоциональной антиципации включает диалектическое мыслительное действие смены альтернативы, которое находится в зоне ближайшего развития ребенка дошкольного возраста и позволяет взрослым использовать его как механизм эмоциональной ко-регуляции; философские диалоговые практики, которые подразумевают обсуждение с дошкольниками проблемно-противоречивого содержания, направлены на формирование у детей таких действий диалектического мышления, как превращение, опосредствование и смена альтернативы. Результаты работы дают основания для формирования новых подходов к разработке программ дошкольного образования, направленных одновременно на творческое и эмоциональное развитие детей, где диалектическое мышление рассматривается в том числе как способность, необходимая для регулирования аффекта и помогающая детям переживать и справляться со сложными противоречивыми чувствами.

Об авторах

Николай Евгеньевич Веракса

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: neveraksa@gmail.com

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11

Анастасия Кирилловна Белолуцкая

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: anastasiabel1981@gmail.com

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11

Список литературы

  1. Agnoli, S., Mancini, G., Pozzoli, T., Baldaro, B., Russo, P.M., & Surcinelli, P. (2012). The interaction between emotional intelligence and cognitive ability in predicting scholastic performance in school-aged children. Personality and Individual Differences, 53, 660–665. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2012.05.020
  2. Albanese, O., De Stasio, S., Di Chiacchio, C., Fiorilli, C., & Pons, F. (2010). Emotion Understanding in Children: Impact of age and Intelligence. The Journal of Genetic Psychology, 171, 101–115. http://dx.doi.org/10.1080/00221320903548084
  3. Aznar, A., & Tenenbaum H. R. (2013). Spanish Parents’ Emotion Talk and Their Children’s Understanding of Emotion. Frontiers in Psychology, 4, 1–11. http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00670
  4. Bassett, H.H., Denham, S., Mincic, M., & Graling, K. (2012). The structure of preschoolers' emotion knowledge: Model equivalence and validity using a structural equation modeling approach. Early Education and Development, 23, 259–279. http:// dx.doi.org/10.1080/10409289.2012.630825
  5. Blair, C., McKinnon, R.D., & Daneri, M.P. (2018). Effect of the tools of the mind kindergarten program on children’s social and emotional development. Early Childhood Research Quarterly, 43, 52–61. http://dx.doi.org/10.1016/j.ecresq.2018.01.002
  6. Carrick, N., & Quas, J.A. (2006). Effects of Discrete Emotions on Young Children’s Ability to Discern Fantasy and Reality. Developmental Psychology, 42, 1278–1288.
  7. Curby, T.W., Brown, C.A., Bassett, H.H., & Denham, S.A. (2015). Associations between preschoolers' social-emotional competence and preliteracy skills. Infant and Child Development, 24, 549–570. http://dx.doi.org/10.1002/icd.1899
  8. De Rosnay, M., & Hughes, C. (2006). Conversation and Theory of Mind: Do Children Talk Their way to Social-Cognitive Understanding? British Journal of Developmental Psychology, 24, 7–37. http://dx.doi.org/10.1348/026151005X82901
  9. Denham, S.A., Bassett, H., Mincic, M., Kalb, S., Way, E., Wyatt, T., & Segal, Y. (2012). Social-emotional learning profiles of preschoolers' early school success: A person-centered approach. Learning and Individual Differences, 22, 178–189.
  10. Denham, S.A., Bassett, H.H., Zinsser, K., & Wyatt, T.M. (2014). How preschoolers' social-emotional learning predicts their early school success: Developing theory-promoting, competency-based assessments. Infant and Child Development, 23, 426–454. http://dx.doi.org/10.1002/icd.1840
  11. Denham, S.A., Bassett, H.H., Way, E., Mincic, M., Zinsser, K., & Graling, K. (2012). Preschoolers' emotion knowledge: Self-regulatory foundations, and predictions of early school success. Cognition and Emotion, 26, 667–679. http://dx.doi.org/10.1080/02699931.2011.602049
  12. Diaz, A., Eisenberg, N., Valiente, C., VanSchyndel, S., Spinrad, T.L., Berger, R., Hernandez, M.M., Silva, K.M., & Southworth, J. (2017). Relations of positive and negative expressivity and effortful control to kindergarteners’ student – teacher relationship, academic engagement, and externalizing problems at school. Journal of Research in Personality, 67, 3–14. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2015.11.002
  13. Fleer, M., Rey, F.G., & Veresov, N. (2017). Perezhivanie, Emotions and Subjectivity Advancing Vygotsky’s Legacy. Springer.
  14. Galyer, T., & Evans, I. (2001). Pretend Play and the Development of Emotion Regulation in Preschool Children. Early Child Development and Care, 166, 93–108. http://dx.doi.org/10.1080/0300443011660108
  15. Gardner, D., Harris, P.L., Ohmoto, M., & Hamazaki, T. (1988). Japanese children’s understanding of the distinction between real and apparent emotion. International Journal of Behavioral Development, 11, 203–218.
  16. Giménez-Dasí, M., Quintanilla, L., Ojeda, V., & Lucas-Molina, B. (2017). Effects of a Dialogue-Based Program to Improve Emotion Knowledge in Spanish Roma Preschoolers. Infants & Young Children, 30, 3–16. http://dx.doi.org/10.1097/IYC.0000000000000086
  17. Goldstein, T.R., & Lerner, M.D. (2017). Dramatic pretend play games uniquely improve emotional control in young children. Developmental Science, 21(4), e12603. https://doi.org/10.1111/desc.12603
  18. Graziano, P.A., Reavis, R.D., Keane, S.P., & Calkins, S.D. (2007). The role of emotion regulation in children’s early academic success. Journal of School Psychology, 45, 3–19.
  19. Grazzani, I., Ornaghi, V., & Riva Crugnola, C. (2015). Emotion Comprehension and Attachment: A Conversational Intervention with School-Aged Children. European Review of Applied Psychology, 65(6), 267–274. http://dx.doi.org/10.1016/j.erap.2015.10.004
  20. Gross, D., & Harris, P.L. (1988). False beliefs about emotion: Young children’s understanding of misleading emotional displays. International Journal of Behavioural Development, 11, 475–488.
  21. Harris, P.L. (1999). Individual Differences in Understanding Emotion: the Role of Attachment Status and Psychological Discourse. Attachment and Human Development, 1(3). 307–324. http://dx.doi.org/10.1080/14616739900134171
  22. Hoffmann, J., & Russ, S. (2012). Pretend Play, Creativity, and Emotion Regulation in Children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6(2), 175–184. https://doi.org/10.1037/a0026299
  23. Les emotions a l’ecole. Sous la directions de Louise Lafortune, Pierre-Andre Doudin, Francisco Pons, Dawson R.Hancock. (2004). Quebec: Presses de L’Universite de Quebec.
  24. Molina, P., Bulgarelli, D., Henning, A., & Aschersleben, G. (2014). Emotion Understanding: A Cross-Cultural Comparison Between Italian and German Preschoolers. European Journal of Developmental Psychology, 11, 592–607. http://dx.doi.org/10.1080/17405629.2014.890585
  25. Peskin, J. (1996). Guise and guile: Children’s understanding of narratives in which the purpose of pretense is deception. Child Development, 67, 1735–1751. http://dx.doi.org/10.2307/1131728
  26. Podzorova, E.L. (2007). Issledovanie osobennostei emotsionalno obraznogo predvoskhishheniya v doshkolnom vozraste pri reshenii poznavatelnykh zadaniii. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, (5), 182–191 (in Russ.)
  27. Pons, F., Giménez-Dasí, M., Daniel, M., Auriac-Slusarczyk, E., Businaro, N., & Viana, K. (2019). Impact of a low-cost classroom dialogue-based intervention on preschool children’s emotion understanding. European Early Childhood Education Research Journal, 27, 630–646. http://dx.doi.org/10.1080/1350293X.2019.1651961
  28. Pons, F., & Harris, P.L. (2019). Children’s understanding of emotions or the “error” of Pascal. In V. LoBue, K. Perez-Edgar, & K. Buss (Eds.), Handbook of Emotional Development (pp. 431–449). Cham: Springer.
  29. Riegel, K. (1973). Dialectic operations: The final period of cognitive development. New Jersey: Educational Testing Service Princeton.
  30. Rocha, A., Roazzi, A., Da Silva, A., Candeias, A., Minervino, C., Roazzi, M., & Pons, F. (2015). Test of Emotion Comprehension: Exploring the Underlying Structure Through Confirmatory Factor Analysis and Similarity Structure Analysis. In A. Roazzi, B. Campello, & W. Bilsky (Eds.), Facet Theory: Searching for Structure in Complex Social, Cultural and Psychological Phenomena (pp. 66–84). Recife: Editora UFPE.
  31. Russ, S.W. & Kaugars, A.S. (2001). Emotion in Children's Play and Creative Problem Solving. Creativity Research Journal, 13(2), 211–219. http://dx.doi.org/10.1207/ S15326934CRJ1302_8
  32. Sidera, F., Serrat, E., Rostan, C., & Sanz-Torrent, M. (2011). Do Children Realize That Pretend Emotions Might Be Unreal? The Journal of Genetic Psychology, 172, 40–55. http://dx.doi.org/10.1080/00221325.2010.504761
  33. Sirotkina, T.Y. (2014). O nekotorykh osobennostyakh razvitiya mekhanizma emocionalnogo predvoskhishheniya rezultata u detei starshego doshkolnogo vozrasta s narusheniem slukha. Vestnik Cherepoveczkogo Gosudarstvennogo Universiteta, (5), 102–105 (In Russ.)
  34. Slot, P.L., Mulder, H., Verhagen, J., & Leseman, P.P.M. (2017). Preschoolers’ cognitive and emotional self-regulation in pretend play: Relations with executive functions and quality of play. Infant and Child Development, 26, e2038. http://dx.doi.org/10.1002/icd.2038
  35. Tang, Y., Harris, P., Pons, F., Zou, H., Zhang, W., & Xu Q. (2018). The Understanding of Emotion among Young Chinese Children. International Journal of Behavioural Development, 42(5), 512–517. https://doi.org/10.1177/0165025417741366
  36. Tenenbaum, H. R., Visscher, P., Pons, F., & Harris, P. L. (2004). Emotion Understanding in Quechua Children from an Agro-Pastoralist Village. International Journal of Behavioral Development, 28, 471–478. http://dx.doi.org/10.1080/01650250444000225
  37. Tenenbaum, H.R., Alfieri, L., Brooks, P.J., Dunne, G. (2008). The Effects of Explanatory Conversations on Children’s Emotion Understanding. British Journal of Developmental Psychology, 26, 249–263. http://dx.doi.org/.1348/026151007X231057
  38. Thompson, R.A. (2006). Conversation and Developing Understanding: Introduction to the Special Issue. Merrill-Palmer Quarterly, 52, 1–16. http://dx.doi.org/10.1353/mpq.2006.0008
  39. Veraksa, N.E. Vozniknovenie i razvitie dialekticheskogo myshleniya u doshkolnikov. Doctor of Psychological Sciences Thesis. Moscow: Moscow Lomonosov State University, 1991. (In Russ.)
  40. Veraksa, N.E., & Zadadaev, S.A. (2017) Osnovaniya strukturnoj dialektiki. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psixologiya, (3), 8–5. (In Russ.)
  41. Voltmer, K., & von Salisch, M. (2017). Three meta-analyses of children's emotion knowledge and their school success. Learning and Individual Differences, 59, 107–118. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.08.006
  42. Von Salisch, M., Haenel, M., & Freund, P.A. (2013). Emotion understanding and cognitive abilities in young children. Learning and Individual Differences, 26, 15–19. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2013.04.001
  43. Vygotsky, L.S. (2012). Ucheniya ob emotsiyakh. Moscow: Kniga po Trebovaniyu Publ., 2012. (In Russ.)
  44. Zaporozhecz, A.V. (1986). Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Pedagogika Publ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».