Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ зарубежных и российских исследований роли диалектического мышления в регуляции аффекта и распознавании сложных чувств
- Авторы: Веракса Н.Е.1, Белолуцкая А.К.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
- Страницы: 104-121
- Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ГЛОБАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326025
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-104-121
- ID: 326025
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Дается обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного возраста (43 источника, из которых 6 на русском и 37 на английском языках), проведенных в США, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Испании, Германии, Норвегии, России и др.). Особое внимание уделено работам, где рассматривается рефлексивный аспект детских переживаний, характеризующихся двойственностью, противоречивостью, что позволило выявить и проследить линию диалектических преобразований на материале эмоционального опыта детей дошкольного возраста. В качестве ключевых выводов сформулированы следующие положения: диалектическое мышление может быть рассмотрено как когнитивный механизм, необходимый для анализа сложных, амбивалентных, скрываемых чувств; единицей познавательного и аффективного развития является переживание, которое предполагает опору на внутреннюю диалектическую структуру; двухпозиционная перспектива в игровой деятельности является условием для формирования операций диалектического мышления дошкольника, что, в свою очередь, может стать когнитивным механизмом регуляции аффекта; когнитивная основа феномена эмоциональной антиципации включает диалектическое мыслительное действие смены альтернативы, которое находится в зоне ближайшего развития ребенка дошкольного возраста и позволяет взрослым использовать его как механизм эмоциональной ко-регуляции; философские диалоговые практики, которые подразумевают обсуждение с дошкольниками проблемно-противоречивого содержания, направлены на формирование у детей таких действий диалектического мышления, как превращение, опосредствование и смена альтернативы. Результаты работы дают основания для формирования новых подходов к разработке программ дошкольного образования, направленных одновременно на творческое и эмоциональное развитие детей, где диалектическое мышление рассматривается в том числе как способность, необходимая для регулирования аффекта и помогающая детям переживать и справляться со сложными противоречивыми чувствами.
Об авторах
Николай Евгеньевич Веракса
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: neveraksa@gmail.com
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11Анастасия Кирилловна Белолуцкая
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: anastasiabel1981@gmail.com
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11Список литературы
- Agnoli, S., Mancini, G., Pozzoli, T., Baldaro, B., Russo, P.M., & Surcinelli, P. (2012). The interaction between emotional intelligence and cognitive ability in predicting scholastic performance in school-aged children. Personality and Individual Differences, 53, 660–665. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2012.05.020
- Albanese, O., De Stasio, S., Di Chiacchio, C., Fiorilli, C., & Pons, F. (2010). Emotion Understanding in Children: Impact of age and Intelligence. The Journal of Genetic Psychology, 171, 101–115. http://dx.doi.org/10.1080/00221320903548084
- Aznar, A., & Tenenbaum H. R. (2013). Spanish Parents’ Emotion Talk and Their Children’s Understanding of Emotion. Frontiers in Psychology, 4, 1–11. http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00670
- Bassett, H.H., Denham, S., Mincic, M., & Graling, K. (2012). The structure of preschoolers' emotion knowledge: Model equivalence and validity using a structural equation modeling approach. Early Education and Development, 23, 259–279. http:// dx.doi.org/10.1080/10409289.2012.630825
- Blair, C., McKinnon, R.D., & Daneri, M.P. (2018). Effect of the tools of the mind kindergarten program on children’s social and emotional development. Early Childhood Research Quarterly, 43, 52–61. http://dx.doi.org/10.1016/j.ecresq.2018.01.002
- Carrick, N., & Quas, J.A. (2006). Effects of Discrete Emotions on Young Children’s Ability to Discern Fantasy and Reality. Developmental Psychology, 42, 1278–1288.
- Curby, T.W., Brown, C.A., Bassett, H.H., & Denham, S.A. (2015). Associations between preschoolers' social-emotional competence and preliteracy skills. Infant and Child Development, 24, 549–570. http://dx.doi.org/10.1002/icd.1899
- De Rosnay, M., & Hughes, C. (2006). Conversation and Theory of Mind: Do Children Talk Their way to Social-Cognitive Understanding? British Journal of Developmental Psychology, 24, 7–37. http://dx.doi.org/10.1348/026151005X82901
- Denham, S.A., Bassett, H., Mincic, M., Kalb, S., Way, E., Wyatt, T., & Segal, Y. (2012). Social-emotional learning profiles of preschoolers' early school success: A person-centered approach. Learning and Individual Differences, 22, 178–189.
- Denham, S.A., Bassett, H.H., Zinsser, K., & Wyatt, T.M. (2014). How preschoolers' social-emotional learning predicts their early school success: Developing theory-promoting, competency-based assessments. Infant and Child Development, 23, 426–454. http://dx.doi.org/10.1002/icd.1840
- Denham, S.A., Bassett, H.H., Way, E., Mincic, M., Zinsser, K., & Graling, K. (2012). Preschoolers' emotion knowledge: Self-regulatory foundations, and predictions of early school success. Cognition and Emotion, 26, 667–679. http://dx.doi.org/10.1080/02699931.2011.602049
- Diaz, A., Eisenberg, N., Valiente, C., VanSchyndel, S., Spinrad, T.L., Berger, R., Hernandez, M.M., Silva, K.M., & Southworth, J. (2017). Relations of positive and negative expressivity and effortful control to kindergarteners’ student – teacher relationship, academic engagement, and externalizing problems at school. Journal of Research in Personality, 67, 3–14. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2015.11.002
- Fleer, M., Rey, F.G., & Veresov, N. (2017). Perezhivanie, Emotions and Subjectivity Advancing Vygotsky’s Legacy. Springer.
- Galyer, T., & Evans, I. (2001). Pretend Play and the Development of Emotion Regulation in Preschool Children. Early Child Development and Care, 166, 93–108. http://dx.doi.org/10.1080/0300443011660108
- Gardner, D., Harris, P.L., Ohmoto, M., & Hamazaki, T. (1988). Japanese children’s understanding of the distinction between real and apparent emotion. International Journal of Behavioral Development, 11, 203–218.
- Giménez-Dasí, M., Quintanilla, L., Ojeda, V., & Lucas-Molina, B. (2017). Effects of a Dialogue-Based Program to Improve Emotion Knowledge in Spanish Roma Preschoolers. Infants & Young Children, 30, 3–16. http://dx.doi.org/10.1097/IYC.0000000000000086
- Goldstein, T.R., & Lerner, M.D. (2017). Dramatic pretend play games uniquely improve emotional control in young children. Developmental Science, 21(4), e12603. https://doi.org/10.1111/desc.12603
- Graziano, P.A., Reavis, R.D., Keane, S.P., & Calkins, S.D. (2007). The role of emotion regulation in children’s early academic success. Journal of School Psychology, 45, 3–19.
- Grazzani, I., Ornaghi, V., & Riva Crugnola, C. (2015). Emotion Comprehension and Attachment: A Conversational Intervention with School-Aged Children. European Review of Applied Psychology, 65(6), 267–274. http://dx.doi.org/10.1016/j.erap.2015.10.004
- Gross, D., & Harris, P.L. (1988). False beliefs about emotion: Young children’s understanding of misleading emotional displays. International Journal of Behavioural Development, 11, 475–488.
- Harris, P.L. (1999). Individual Differences in Understanding Emotion: the Role of Attachment Status and Psychological Discourse. Attachment and Human Development, 1(3). 307–324. http://dx.doi.org/10.1080/14616739900134171
- Hoffmann, J., & Russ, S. (2012). Pretend Play, Creativity, and Emotion Regulation in Children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6(2), 175–184. https://doi.org/10.1037/a0026299
- Les emotions a l’ecole. Sous la directions de Louise Lafortune, Pierre-Andre Doudin, Francisco Pons, Dawson R.Hancock. (2004). Quebec: Presses de L’Universite de Quebec.
- Molina, P., Bulgarelli, D., Henning, A., & Aschersleben, G. (2014). Emotion Understanding: A Cross-Cultural Comparison Between Italian and German Preschoolers. European Journal of Developmental Psychology, 11, 592–607. http://dx.doi.org/10.1080/17405629.2014.890585
- Peskin, J. (1996). Guise and guile: Children’s understanding of narratives in which the purpose of pretense is deception. Child Development, 67, 1735–1751. http://dx.doi.org/10.2307/1131728
- Podzorova, E.L. (2007). Issledovanie osobennostei emotsionalno obraznogo predvoskhishheniya v doshkolnom vozraste pri reshenii poznavatelnykh zadaniii. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, (5), 182–191 (in Russ.)
- Pons, F., Giménez-Dasí, M., Daniel, M., Auriac-Slusarczyk, E., Businaro, N., & Viana, K. (2019). Impact of a low-cost classroom dialogue-based intervention on preschool children’s emotion understanding. European Early Childhood Education Research Journal, 27, 630–646. http://dx.doi.org/10.1080/1350293X.2019.1651961
- Pons, F., & Harris, P.L. (2019). Children’s understanding of emotions or the “error” of Pascal. In V. LoBue, K. Perez-Edgar, & K. Buss (Eds.), Handbook of Emotional Development (pp. 431–449). Cham: Springer.
- Riegel, K. (1973). Dialectic operations: The final period of cognitive development. New Jersey: Educational Testing Service Princeton.
- Rocha, A., Roazzi, A., Da Silva, A., Candeias, A., Minervino, C., Roazzi, M., & Pons, F. (2015). Test of Emotion Comprehension: Exploring the Underlying Structure Through Confirmatory Factor Analysis and Similarity Structure Analysis. In A. Roazzi, B. Campello, & W. Bilsky (Eds.), Facet Theory: Searching for Structure in Complex Social, Cultural and Psychological Phenomena (pp. 66–84). Recife: Editora UFPE.
- Russ, S.W. & Kaugars, A.S. (2001). Emotion in Children's Play and Creative Problem Solving. Creativity Research Journal, 13(2), 211–219. http://dx.doi.org/10.1207/ S15326934CRJ1302_8
- Sidera, F., Serrat, E., Rostan, C., & Sanz-Torrent, M. (2011). Do Children Realize That Pretend Emotions Might Be Unreal? The Journal of Genetic Psychology, 172, 40–55. http://dx.doi.org/10.1080/00221325.2010.504761
- Sirotkina, T.Y. (2014). O nekotorykh osobennostyakh razvitiya mekhanizma emocionalnogo predvoskhishheniya rezultata u detei starshego doshkolnogo vozrasta s narusheniem slukha. Vestnik Cherepoveczkogo Gosudarstvennogo Universiteta, (5), 102–105 (In Russ.)
- Slot, P.L., Mulder, H., Verhagen, J., & Leseman, P.P.M. (2017). Preschoolers’ cognitive and emotional self-regulation in pretend play: Relations with executive functions and quality of play. Infant and Child Development, 26, e2038. http://dx.doi.org/10.1002/icd.2038
- Tang, Y., Harris, P., Pons, F., Zou, H., Zhang, W., & Xu Q. (2018). The Understanding of Emotion among Young Chinese Children. International Journal of Behavioural Development, 42(5), 512–517. https://doi.org/10.1177/0165025417741366
- Tenenbaum, H. R., Visscher, P., Pons, F., & Harris, P. L. (2004). Emotion Understanding in Quechua Children from an Agro-Pastoralist Village. International Journal of Behavioral Development, 28, 471–478. http://dx.doi.org/10.1080/01650250444000225
- Tenenbaum, H.R., Alfieri, L., Brooks, P.J., Dunne, G. (2008). The Effects of Explanatory Conversations on Children’s Emotion Understanding. British Journal of Developmental Psychology, 26, 249–263. http://dx.doi.org/.1348/026151007X231057
- Thompson, R.A. (2006). Conversation and Developing Understanding: Introduction to the Special Issue. Merrill-Palmer Quarterly, 52, 1–16. http://dx.doi.org/10.1353/mpq.2006.0008
- Veraksa, N.E. Vozniknovenie i razvitie dialekticheskogo myshleniya u doshkolnikov. Doctor of Psychological Sciences Thesis. Moscow: Moscow Lomonosov State University, 1991. (In Russ.)
- Veraksa, N.E., & Zadadaev, S.A. (2017) Osnovaniya strukturnoj dialektiki. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psixologiya, (3), 8–5. (In Russ.)
- Voltmer, K., & von Salisch, M. (2017). Three meta-analyses of children's emotion knowledge and their school success. Learning and Individual Differences, 59, 107–118. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.08.006
- Von Salisch, M., Haenel, M., & Freund, P.A. (2013). Emotion understanding and cognitive abilities in young children. Learning and Individual Differences, 26, 15–19. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2013.04.001
- Vygotsky, L.S. (2012). Ucheniya ob emotsiyakh. Moscow: Kniga po Trebovaniyu Publ., 2012. (In Russ.)
- Zaporozhecz, A.V. (1986). Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Pedagogika Publ.
Дополнительные файлы

