Методика формирования компетенций цифровой доступности: разработка и апробация на российской выборке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цифровая доступность электронного обучения определяет возможность полноценного участия в образовательном процессе всех обучающихся, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья. Каждый специалист, имеющий отношение к разработке электронных образовательных ресурсов, должен быть компетентен в вопросах цифровой доступности и универсального дизайна. В исследовании предложен методический подход к формированию компетенций цифровой доступности и изложены результаты проверки этого подхода на практике. В 2021 г. на базе одного из российских университетов создана и апробирована методика формирования компетенций цифровой доступности: разработаны система компетенций, инструменты для проверки сформированности компетенций, учебная программа и соответствующий онлайн-курс, определена выборка исследования (177 студентов бакалавриата и магистратуры), реализовано обучение на курсе и проанализированы его результаты. Методический подход к формированию компетенций цифровой доступности предложен в Российской Федерации впервые. Результаты обучения на курсе подтвердили его эффективность - 96 % студентов успешно завершили обучение, из них более 67 % - с достижением среднего и продвинутого уровней сформированности компетенций. Обнаружена значимая положительная корреляция между успешностью выполнения текущих заданий и результатами итоговых тестов самооценки и формальной оценки. Установлено, что эффективность обучения не зависит от способа зачисления на курс (самостоятельно или принудительно), наличия педагогических дисциплин в учебных планах обучающихся и этапа университетского образования. Между результатами итоговых показателей самооценки и формальной оценки обнаружена связь, которую можно интерпретировать как согласованность между удовлетворенностью обучением и его успешностью. Разработанные методические инструменты, в том числе онлайн-курс, могут быть использованы для профессиональной подготовки преподавателей, формирования профессиональных компетенций специалистов сферы информационных технологий, а также для повышения общей цифровой грамотности специалистов, связанных по роду деятельности с разработкой цифрового контента.

Об авторах

Екатерина Алексеевна Косова

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

Автор, ответственный за переписку.
Email: lynx99@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3263-9373

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладной математики, Физико-технический институт

Российская Федерация, 295007, Симферополь, пр-кт Вернадского, д. 4

Кирилл Игоревич Редкокош

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: kirillf13@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3535-7336

магистрант, направление подготовки 01.04.02 «Прикладная математика и информатика», направленность «Математическое моделирование, программирование и искусственный интеллект»

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9

Список литературы

  1. Al-Mouh, N., Al-Khalifa, A., & Al-Khalifa, H. (2014). A first look into MOOCs accessibility: The case of Coursera. In K. Miesenberger, D. Fels, D. Archambault, P. Peňáz & W. Zagler (Eds.), Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2014. Lecture Notes in Computer Science (vol. 8547, pp. 145-152). Springer, Cham
  2. Andrade, H.L. (2019). A critical review of research on student self-assessment. Frontiers in Education, 4. http://doi.org/10.3389/feduc.2019.00087
  3. Baird, J., Andrich, D., & Hopfenbeck, T. (2017). Assessment and learning: Fields apart? Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 24(3), 317-350. http://doi.org/10.1080/0969594X.2017.1319337
  4. Bohnsack, M., & Puhl, S. (2014). Accessibility of MOOCs. In K. Miesenberger, D. Fels, D. Archambault, P. Peňáz & W. Zagler (Eds.), Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2014. Lecture Notes in Computer Science (vol. 8547, pp. 141-144). Springer, Cham
  5. Boud, D., & Falchikov, N. (2007). Introduction: Assessment for the longer term. In D. Boud & N. Falchikov (Eds.), Rethinking Assessment for Higher Education: Learning for the longer term (pp. 3-13). London: Routledge. http://doi.org/10.4324/9780203964309
  6. Carretero Gomez, S., Vuorikari, R., & Punie, Y. (2017). DigComp 2.1: The digital competence framework for citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union. https://doi.org/10.2760/38842
  7. Clifford, I., Kluzer, S., Troia, S., Jakobsone, M., & Zandbergs, U. (2020). DigCompSat: A self-reflection tool for the European digital competence framework for citizens. Luxembourg: Publications Office of the European Union. http://doi.org/10.2760/77437,JRC123226
  8. Cohen, J. (1988). Statistical power analysis for the behavioral sciences (2nd ed.). Hillsdale: Erlbaum
  9. Ferati, M., Mripa, N., & Bunjaku, R. (2016). Accessibility of MOOCs for blind people in developing non-English speaking countries. In G. Di Bucchianico & Kercher P. (Eds.), Advances in Design for Inclusion. Advances in Intelligent Systems and Computing (vol. 500, pp. 519-528). Springer, Cham. http://doi.org/10.1007/978-3-319-41962-6_46_
  10. Gay, G., Djafarova, N., & Zefi, L. (2017). Teaching accessibility to the masses. W4A '17: Proceedings of the 14th International Web for All Conference (article 15). https://doi.org/10.1145/3058555.3058563
  11. Gilligan, J. (2020). Competencies for educators in delivering digital accessibility in higher education. Universal Access in Human-Computer Interaction. Applications and Practice. HCII 2020 Proceedings. Lecture Notes in Computer Science (vol. 12189, pp. 184-199). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49108-6_14
  12. Halamish, V., & Bjork, R. (2011). When does testing enhance retention? A distribution-based interpretation of retrieval as a memory modifier. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 37(4), 801-812. http://doi.org/10.1037/a0023219
  13. Kosova, Y.А. (2020). Motivation and readiness of teachers to use distance educational technologies in teaching students with disabilities. Informatics and Education, (9), 43-52. (In Russ.) http://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-9-43-52
  14. Kosova, Y.A. (2021). Analysis of massive open online courses on web accessibility. Informatics and Education, (1), 38-46. (In Russ.) http://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-1-38-46
  15. Kosova, Y., & Redkokosh, K. (2022). Creating digital accessibility competencies in university students: Dataset of learning outcomes. Mendeley Data, Version 1. http://doi.org/10.17632/4chf3cdv9k.1
  16. Lazar, J. (2022). Managing digital accessibility at universities during the COVID-19 pandemic. Universal Access Information Society, 21(2), 749-765. https://doi.org/10.1007/s10209-021-00792-5
  17. McCann, S., & Peacock, R. (2021). Accessibility is not a feature: An analysis of common accessibility errors on academic library websites. Journal of Electronic Resources Librarianship, 33(4), 273-284. https://doi.org/10.1080/1941126X.2021.1988465
  18. Meleo-Erwin, Z., Kollia, B., Fera, J., Jahren, A., & Basch, C. (2020). Online support information for students with disabilities in colleges and universities during the COVID-19 pandemic. Disability and Health Journal, 4(1), 101013. https://doi.org/10.1016/j.dhjo.2020.101013
  19. Mullin, C., Gould, R., & Parker Harris, S. (2021). ADA research brief: Digital access for students in higher education and the ADA (pp. 1-12). Chicago, IL: ADA National Network Knowledge Translation Center. Retrieved July 12, 2022, from https://adata.org/research_brief/research-brief-digital-access-students-higher-education-and-ada
  20. Nunnally, J., & Bernstein, L. (1994). Psychometric theory. New York: McGraw Hill.
  21. Rajšp, A., Kous, K., Kuhar, S., Šumak, B., & Sorgo, A. (2019). Preliminary review of jobs, skills and competencies for implementation to digital accessibility. Central European Conference on Information and Intelligent Systems (CECIIS): Proceedings 30th International Scientific Conference (рр. 93-99). Varaždin. Retrieved July 12, 2022, from http://archive.ceciis.foi.hr/app/public/conferences/2019/Proceedings/ETICT/ETICT3.pdf
  22. Ramírez-Vega, A., Iniesto, F., & Rodrigo, C. (2017). Raising awareness of the accessibility challenges in mathematics MOOCs. TEEM 2017 Proceedings of the 5th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (article 92). New York: ACM. https://doi.org/10.1145/3144826.3145435
  23. Sanchez-Gordon, S., & Luján-Mora, S. (2019). Implementing accessibility in Massive Open Online Courses’ platforms for teaching, learning and collaborating at large scale. eDemocracy & eGovernment. Stages of a Democratic Knowledge Society (pp. 151-160). Springer, Cham
  24. Thawabieh, A.M. (2017). A comparison between students' self-assessment and teachers' assessment. Journal Curriculum and Teaching, 6(1), 14. https://doi.org/10.5430/jct.v6n1p14
  25. Umek, L., Aristovnik, A., Tomaževič, N., & Keržič, D. (2015). Analysis of selected aspects of students' performance and satisfaction in a Moodle-based e-learning system environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 11, 1495-1505. https://doi.org/10.12973/eurasia.2015.1408a
  26. Ventista, O. (2018). Self-assessment in Massive Open Online Courses. E-Learning and Digital Media, 15(4), 165-175. https://doi.org/10.1177/2042753018784950
  27. Vuorikari, R., Punie, Y., Carretero Gomez, S., & Van Den Brande, G. (2016). DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: The Conceptual Reference Model. Luxembourg: Publications Office of the European Union
  28. Yilmaz, F.N. (2017). Reliability of scores obtained from self-, peer-, and teacher-assessments on teaching materials prepared by teacher candidates. Education Sciences: Theory & Practice, 17, 395-409. https://doi.org/10.12738/estp.2017.2.0098

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».