Методика формирования компетенций цифровой доступности: разработка и апробация на российской выборке
- Авторы: Косова Е.А.1, Редкокош К.И.2
-
Учреждения:
- Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 19, № 3 (2022)
- Страницы: 488-509
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ПОЗНАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326094
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-3-488-509
- ID: 326094
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цифровая доступность электронного обучения определяет возможность полноценного участия в образовательном процессе всех обучающихся, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья. Каждый специалист, имеющий отношение к разработке электронных образовательных ресурсов, должен быть компетентен в вопросах цифровой доступности и универсального дизайна. В исследовании предложен методический подход к формированию компетенций цифровой доступности и изложены результаты проверки этого подхода на практике. В 2021 г. на базе одного из российских университетов создана и апробирована методика формирования компетенций цифровой доступности: разработаны система компетенций, инструменты для проверки сформированности компетенций, учебная программа и соответствующий онлайн-курс, определена выборка исследования (177 студентов бакалавриата и магистратуры), реализовано обучение на курсе и проанализированы его результаты. Методический подход к формированию компетенций цифровой доступности предложен в Российской Федерации впервые. Результаты обучения на курсе подтвердили его эффективность - 96 % студентов успешно завершили обучение, из них более 67 % - с достижением среднего и продвинутого уровней сформированности компетенций. Обнаружена значимая положительная корреляция между успешностью выполнения текущих заданий и результатами итоговых тестов самооценки и формальной оценки. Установлено, что эффективность обучения не зависит от способа зачисления на курс (самостоятельно или принудительно), наличия педагогических дисциплин в учебных планах обучающихся и этапа университетского образования. Между результатами итоговых показателей самооценки и формальной оценки обнаружена связь, которую можно интерпретировать как согласованность между удовлетворенностью обучением и его успешностью. Разработанные методические инструменты, в том числе онлайн-курс, могут быть использованы для профессиональной подготовки преподавателей, формирования профессиональных компетенций специалистов сферы информационных технологий, а также для повышения общей цифровой грамотности специалистов, связанных по роду деятельности с разработкой цифрового контента.
Об авторах
Екатерина Алексеевна Косова
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Автор, ответственный за переписку.
Email: lynx99@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3263-9373
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладной математики, Физико-технический институт
Российская Федерация, 295007, Симферополь, пр-кт Вернадского, д. 4Кирилл Игоревич Редкокош
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: kirillf13@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3535-7336
магистрант, направление подготовки 01.04.02 «Прикладная математика и информатика», направленность «Математическое моделирование, программирование и искусственный интеллект»
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9Список литературы
- Al-Mouh, N., Al-Khalifa, A., & Al-Khalifa, H. (2014). A first look into MOOCs accessibility: The case of Coursera. In K. Miesenberger, D. Fels, D. Archambault, P. Peňáz & W. Zagler (Eds.), Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2014. Lecture Notes in Computer Science (vol. 8547, pp. 145-152). Springer, Cham
- Andrade, H.L. (2019). A critical review of research on student self-assessment. Frontiers in Education, 4. http://doi.org/10.3389/feduc.2019.00087
- Baird, J., Andrich, D., & Hopfenbeck, T. (2017). Assessment and learning: Fields apart? Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 24(3), 317-350. http://doi.org/10.1080/0969594X.2017.1319337
- Bohnsack, M., & Puhl, S. (2014). Accessibility of MOOCs. In K. Miesenberger, D. Fels, D. Archambault, P. Peňáz & W. Zagler (Eds.), Computers Helping People with Special Needs. ICCHP 2014. Lecture Notes in Computer Science (vol. 8547, pp. 141-144). Springer, Cham
- Boud, D., & Falchikov, N. (2007). Introduction: Assessment for the longer term. In D. Boud & N. Falchikov (Eds.), Rethinking Assessment for Higher Education: Learning for the longer term (pp. 3-13). London: Routledge. http://doi.org/10.4324/9780203964309
- Carretero Gomez, S., Vuorikari, R., & Punie, Y. (2017). DigComp 2.1: The digital competence framework for citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union. https://doi.org/10.2760/38842
- Clifford, I., Kluzer, S., Troia, S., Jakobsone, M., & Zandbergs, U. (2020). DigCompSat: A self-reflection tool for the European digital competence framework for citizens. Luxembourg: Publications Office of the European Union. http://doi.org/10.2760/77437,JRC123226
- Cohen, J. (1988). Statistical power analysis for the behavioral sciences (2nd ed.). Hillsdale: Erlbaum
- Ferati, M., Mripa, N., & Bunjaku, R. (2016). Accessibility of MOOCs for blind people in developing non-English speaking countries. In G. Di Bucchianico & Kercher P. (Eds.), Advances in Design for Inclusion. Advances in Intelligent Systems and Computing (vol. 500, pp. 519-528). Springer, Cham. http://doi.org/10.1007/978-3-319-41962-6_46_
- Gay, G., Djafarova, N., & Zefi, L. (2017). Teaching accessibility to the masses. W4A '17: Proceedings of the 14th International Web for All Conference (article 15). https://doi.org/10.1145/3058555.3058563
- Gilligan, J. (2020). Competencies for educators in delivering digital accessibility in higher education. Universal Access in Human-Computer Interaction. Applications and Practice. HCII 2020 Proceedings. Lecture Notes in Computer Science (vol. 12189, pp. 184-199). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49108-6_14
- Halamish, V., & Bjork, R. (2011). When does testing enhance retention? A distribution-based interpretation of retrieval as a memory modifier. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 37(4), 801-812. http://doi.org/10.1037/a0023219
- Kosova, Y.А. (2020). Motivation and readiness of teachers to use distance educational technologies in teaching students with disabilities. Informatics and Education, (9), 43-52. (In Russ.) http://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-9-43-52
- Kosova, Y.A. (2021). Analysis of massive open online courses on web accessibility. Informatics and Education, (1), 38-46. (In Russ.) http://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-1-38-46
- Kosova, Y., & Redkokosh, K. (2022). Creating digital accessibility competencies in university students: Dataset of learning outcomes. Mendeley Data, Version 1. http://doi.org/10.17632/4chf3cdv9k.1
- Lazar, J. (2022). Managing digital accessibility at universities during the COVID-19 pandemic. Universal Access Information Society, 21(2), 749-765. https://doi.org/10.1007/s10209-021-00792-5
- McCann, S., & Peacock, R. (2021). Accessibility is not a feature: An analysis of common accessibility errors on academic library websites. Journal of Electronic Resources Librarianship, 33(4), 273-284. https://doi.org/10.1080/1941126X.2021.1988465
- Meleo-Erwin, Z., Kollia, B., Fera, J., Jahren, A., & Basch, C. (2020). Online support information for students with disabilities in colleges and universities during the COVID-19 pandemic. Disability and Health Journal, 4(1), 101013. https://doi.org/10.1016/j.dhjo.2020.101013
- Mullin, C., Gould, R., & Parker Harris, S. (2021). ADA research brief: Digital access for students in higher education and the ADA (pp. 1-12). Chicago, IL: ADA National Network Knowledge Translation Center. Retrieved July 12, 2022, from https://adata.org/research_brief/research-brief-digital-access-students-higher-education-and-ada
- Nunnally, J., & Bernstein, L. (1994). Psychometric theory. New York: McGraw Hill.
- Rajšp, A., Kous, K., Kuhar, S., Šumak, B., & Sorgo, A. (2019). Preliminary review of jobs, skills and competencies for implementation to digital accessibility. Central European Conference on Information and Intelligent Systems (CECIIS): Proceedings 30th International Scientific Conference (рр. 93-99). Varaždin. Retrieved July 12, 2022, from http://archive.ceciis.foi.hr/app/public/conferences/2019/Proceedings/ETICT/ETICT3.pdf
- Ramírez-Vega, A., Iniesto, F., & Rodrigo, C. (2017). Raising awareness of the accessibility challenges in mathematics MOOCs. TEEM 2017 Proceedings of the 5th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (article 92). New York: ACM. https://doi.org/10.1145/3144826.3145435
- Sanchez-Gordon, S., & Luján-Mora, S. (2019). Implementing accessibility in Massive Open Online Courses’ platforms for teaching, learning and collaborating at large scale. eDemocracy & eGovernment. Stages of a Democratic Knowledge Society (pp. 151-160). Springer, Cham
- Thawabieh, A.M. (2017). A comparison between students' self-assessment and teachers' assessment. Journal Curriculum and Teaching, 6(1), 14. https://doi.org/10.5430/jct.v6n1p14
- Umek, L., Aristovnik, A., Tomaževič, N., & Keržič, D. (2015). Analysis of selected aspects of students' performance and satisfaction in a Moodle-based e-learning system environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 11, 1495-1505. https://doi.org/10.12973/eurasia.2015.1408a
- Ventista, O. (2018). Self-assessment in Massive Open Online Courses. E-Learning and Digital Media, 15(4), 165-175. https://doi.org/10.1177/2042753018784950
- Vuorikari, R., Punie, Y., Carretero Gomez, S., & Van Den Brande, G. (2016). DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: The Conceptual Reference Model. Luxembourg: Publications Office of the European Union
- Yilmaz, F.N. (2017). Reliability of scores obtained from self-, peer-, and teacher-assessments on teaching materials prepared by teacher candidates. Education Sciences: Theory & Practice, 17, 395-409. https://doi.org/10.12738/estp.2017.2.0098
Дополнительные файлы

