Красота в психологии: библиометрический анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - библиометрический анализ психологических публикаций, посвященных феномену красоты. Материал для исследования (2214 статьи) был извлечен из библиографической базы данных Scopus. Для анализа результатов и построения библиометрической карты использовались программы VOSviewer и biblioshiny. При построении понятийной карты выделены четыре кластера, связанных с изучением красоты: телесная составляющая человека, привлекательность, эстетические явления, социокультурные процессы. Тематическая кластеризация алгоритмом Walktrap позволила определить четыре темы, при этом тема с наибольшей плотностью и центральностью посвящена изучению привлекательности, в частности, физической привлекательности и привлекательности лица. Пять стран (США, Великобритания, Германия, Канада, Австралия) выпустили почти 3/4 от общего количества публикаций (74,2 %). Вклад российских авторов составил 17 статей (0,8 %). Анализ трендов показывает, что в последние годы возрастает интерес к социальным медиа, эстетическим эмоциям и ценностям. Сделан вывод о том, что основными феноменами, которые связаны с понятием «красота» и изучаются в психологии, являются образ тела, привлекательность, физическая привлекательности, привлекательность лица и эстетика. Показано, что красота как ценность, оставаясь малоизученной категорией, исследуется в контексте позитивной психологии.

Об авторах

Полина Александровна Носова

Новосибирский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nosova.polina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9373-1798

старший преподаватель, кафедра клинической психологии, Институт медицины и психологии В. Зельмана

Российская Федерация, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1

Александр Александрович Фёдоров

Новосибирский государственный университет

Email: fedleks@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1272-7859

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии, доцент кафедры психологии личности

Российская Федерация, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1

Список литературы

  1. Aria, M., & Cuccurullo, C. (2017). bibliometrix: An R-tool for comprehensive science mapping analysis. Journal of Informetrics, 11(4), 959-975. https://doi.org/10.1016/j.joi.2017.08.007
  2. Cattaneo, Z., Ferrari, C., Schiavi, S., Alekseichuk, I., Antal, A., & Nadal, M. (2020). Medial prefrontal cortex involvement in aesthetic appreciation of paintings: A tDCS study. Cognitive Processing, 21(1), 65-76. https://doi.org/10.1007/s10339-019-00936-9
  3. Che, J., Sun, X., Skov, M., Vartanian, O., Rossello, J., & Nadal, M. (2021). The role of working memory capacity in evaluative judgments of liking and beauty. Cognition and Emotion, 35(7), 1407-1415. https://doi.org/10.1080/02699931.2021.1947781
  4. Cobo, M.J., López-Herrera, A.G., Herrera-Viedma, E., & Herrera, F. (2011). An approach for detecting, quantifying, and visualizing the evolution of a research field: A practical application to the Fuzzy Sets Theory field. Journal of Informetrics, 5(1), 146-166. https://doi.org/10.1016/j.joi.2010.10.002
  5. Coburn, A., Vartanian, O., Kenett, Y.N., Nadal, M., Hartung, F., Hayn-Leichsenring, G., Navarrete, G., González-Mora, J.L., & Chatterjee, A. (2020). Psychological and neural responses to architectural interiors. Cortex, 126, 217-241. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2020.01.009
  6. Corradi, G., Chuquichambi, E.G., Barrada, J.R., Clemente, A., & Nadal, M. (2020). A new conception of visual aesthetic sensitivity. British Journal of Psychology, 111(4), 630-658. https://doi.org/10.1111/bjop.12427
  7. Diessner, R., Solom, R.D., Frost, N.K., Parsons, L., & Davidson, J. (2008). Engagement with beauty: Appreciating natural, artistic and moral beauty. The Journal of Psychology, 142(3), 303-332. https://doi.org/10.3200/JRLP.142.3.303-332
  8. Ferrari, C., Nadal, M., Schiavi, S., Vecchi, T., Cela-Conde, C.J., & Cattaneo, Z. (2017). The dorsomedial prefrontal cortex mediates the interaction between moral and aesthetic valuation: A TMS study on the beauty-is-good stereotype. Social Cognitive and Affective Neuroscience, 12(5), 707-717. https://doi.org/10.1093/scan/nsx002
  9. Goller, J., Leder, H., Cursiter, H., & Jenkins, R. (2018). Anchoring effects in facial attractiveness. Perception, 47(10-11), 1043-1053. https://doi.org/10.1177/0301006618802696
  10. Hibben, J.G. (1895). The method of idealist ethics: Comment. Psychological Review, 2(3), 324-325. https://doi.org/10.1037/h0067151
  11. Howell, B.M., Diessner, R., & Robinson, R.M. (2020). Self-actualization and the tragedy of beauty. Journal of Humanistic Psychology, 60(2), 227-243. https://doi.org/10.1177/0022167817696836
  12. Hur, Y.-J., Gerger, G., Leder, H., & McManus, I.C. (2020). Facing the sublime: Physiological correlates of the relationship between fear and the sublime. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 14(3), 253-263. https://doi.org/10.1037/aca0000204
  13. Lauring, J.O., Pelowski, M., Specker, E., Ishizu, T., Haugbol, S., Hollunder, B., Leder, H., Stender, J., & Kupers, R. (2019). Parkinson's disease and changes in the appreciation of art: A comparison of aesthetic and formal evaluations of paintings between PD patients and healthy controls. Brain and Cognition, 136, 103597. https://doi.org/10.1016/j.bandc.2019.103597
  14. Leder, H., Goller, J., Forster, M., Schlageter, L., & Paul, M.A. (2017). Face inversion increases attractiveness. Acta Psychologica, 178, 25-31. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2017.05.005
  15. Martinez-Marti, M.L., Avia, M.D., & Hernandez-Lloreda, M.J. (2014). Appreciation of beauty training: A web-based intervention. The Journal of Positive Psychology, 9(6), 477-481. https://doi.org/10.1080/17439760.2014.920512
  16. Maslow, A.H. (1999). The farther reaches of human nature (A.M. Tatlybaeva, Trans.; N.N. Akulina, Ed.). St. Petersburg: Evraziya Publ. (In Russ.)
  17. May, R.R. (1985). My quest for beauty. Dallas: Saybrook Publishing Company.
  18. McGrath, R.E. (2015). Integrating psychological and cultural perspectives on virtue: The hierarchical structure of character strengths. The Journal of Positive Psychology, 10(5), 407-424. https://doi.org/10.1080/17439760.2014.994222
  19. Mileva, V.R., Jones, A.L., Russell, R., & Little, A.C. (2016). Sex differences in the perceived dominance and prestige of women with and without cosmetics. Perception, 45(10), 1166-1183. https://doi.org/10.1177/0301006616652053
  20. Mitrovic, A., Hegelmaier, L.M., Leder, H., & Pelowski, M. (2020). Does beauty capture the eye, even if it's not (overtly) adaptive? A comparative eye-tracking study of spontaneous attention and visual preference with VAST abstract art. Acta Psychologica, 209, 103133. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2020.103133
  21. Nadal, M., Gallardo, V., & Marty, G. (2017). Commentary: Neural substrates of embodied natural beauty and social endowed beauty: An fMRI study. Frontiers in Human Neuroscience, 11, 596. https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00596
  22. Nosova, P.A. (2018). Approbation of the Russian-language version of the engagement with beauty scale. Reflexio, 11(1), 68-82. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2658-4506-2018-11-1-68-82
  23. Pelowski, M., Hur Y.-J., Cotter, K.N., Ishizu, T., Christensen, A.P. Leder, H., & McManus, I.C. (2021). Quantifying the if, the when, and the what of the sublime: A survey and latent class analysis of incidence, emotions, and distinct varieties of personal sublime experiences. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 15(2), 216-240. https://doi.org/10.1037/aca0000273
  24. Pohling, R., & Diessner, R. (2016). Moral elevation and moral beauty: A review of the empirical literature. Review of General Psychology, 20(4), 412-425. https://doi.org/10.1037/gpr0000089
  25. Rennels, J.L., & Langlois, J.H. (2015). Children's beliefs in reciprocation of biases and flexibility. Journal of Experimental Child Psychology, 137, 39-56. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2015.03.007
  26. Sabadosh, P.A. (2017). Russian version of the engagement with beauty scale: The multitrait-multimethod model. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 14(1), 7-21. https://doi.org/10.17323/1813-8918.2017.1.7.21
  27. Scarry, E. (1999). On beauty and being just. Princeton: Princeton University Press.
  28. Schein, S.S., & Langlois, J.H. (2015). Unattractive infant faces elicit negative affect from adults. Infant Behavior and Development, 38, 130-134. https://doi.org/10.1016/j.infbeh.2014.12.009
  29. Seligman, M.E.P. (2006). Authentic happiness: Using the new positive psychology to realize your potential for lasting fulfillment. Moscow: Sofiya Publ. (In Russ.)
  30. Swami, V., Arthey, E., & Furnham, A. (2017). Perceptions of plagiarisers: The influence of target physical attractiveness, transgression severity, and sex on attributions of guilt and punishment. Body Image, 22, 144-147. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2017.06.009
  31. van Eck, N.J., & Waltman, L. (2010). Software survey: VOSviewer, a computer program for bibliometric mapping. Scientometrics, 84(2), 523-538. https://doi.org/10.1007/s11192-009-0146-3
  32. van Eck, N.J., & Waltman, L. (2014). Visualizing bibliometric networks. In Y. Ding, R. Rousseau & D. Wolfram (Eds.), Measuring Scholarly Impact: Methods and Practice (pp. 285-320). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-10377-8_13
  33. Vartanian, O., Navarrete, G., Chatterjee, A., Fich, L.B., Leder, H., Modroño, C., Rostrup, N., Skov, M., Corradi, G., & Nadal, M. (2019). Preference for curvilinear contour in interior architectural spaces: Evidence from experts and nonexperts. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 13(1), 110-116. https://doi.org/10.1037/aca0000150
  34. Weichselbaum, H., Leder, H., & Ansorge, U. (2018). Implicit and explicit evaluation of visual symmetry as a function of art expertise. i-Perception, 9(2), 204166951876146. https://doi.org/10.1177/2041669518761464

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».