Вечное настоящее? От глобальной деревни Маклюэна к искусственному интеллекту

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Маршалл Герберт Маклюэн (1911-1980) - канадский философ, филолог, литературовед и специалист в области медиа. Энди Уорхал однажды сказал, что каждому человеку в жизни выпадает 15 минут славы, слава Маклюэна растянулась на десятилетия. Его идеи о том, что технологии могут влиять на общество и детерминировать его, широко обсуждаются до сих пор. Работы Маклюэна рассматриваются как важный концептуальный вклад в теорию медиа, а его термин «глобальная деревня» (global village) широко используется студентами и учеными, практиками и теоретиками в области коммуникации. В статье предпринимается попытка анализа вклада М. Маклюэна, эксперта по коммуникации, влиятельного технодетерминиста, в понимание медиа XXI в. Делается вывод о том, что, несмотря на обилие критики в адрес наивности, «ненаучности» его подхода, отсутствия эмпирических доказательств выдвинутой им теории, увлеченности технологиями, веры в решающую роль СМИ в развитии культуры и общества, идеи Маклюэна сих пор вдохновляют исследователей. Концепция «глобальной деревни» в современном информационном мире не только не утратила своей актуальности, она как нельзя лучше описывает законы функционирования цифрового общества. Интернет и социальные сети подтвердили постулат Маклюэна, согласно которому коммуникационные технологии предоставляют людям возможность все более активно участвовать в жизни друг друга.

Об авторах

Марек Соколовски

Варминьско-Мазурский университет в г. Ольштыне

Email: mar_sokolowski@op.pl
ORCID iD: 0000-0003-2658-9880

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии

Республика Польша, 10-007, Ольштын, ул. Шрайбера, д. 11

Регина Вячеславовна Ершова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: erchovareg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5054-1177

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Allen, W. (1998). Woody według Allena. Z reżyserem rozmawia Stig Björkman. Kraków. (In Polish.)
  2. Arkhangelskaya, I.B. (2003). The creative legacy of M. McLuhan in the context of the development of communication theory. Russian Face of PR: Conference Proceedings (pp. 50-54). Nizhny Novgorod: RGTU Publ. (In Russ.)
  3. Castells, M., & Cardoso, G. (Eds.). (2005). The network society: From knowledge to policy. Washington: Johns Hopkins Center for Transatlantic Relations. https://doi.org/10.4337/9781845421663
  4. Castells, M., & Marody, M. (2013). Społeczeństwo sieci. Warsaw: Wydawnictwo Naukowe PWN. (In Polish.)
  5. Coupland, D. (2010). Marshall McLuhan: You know nothing of my work! Fayetteville: Atlas.
  6. Coupland, D. (2010). Marshall McLuhan: You know nothing of my work! Los Angeles: Atlas.
  7. Czitrom, D.J. (1982). Media and the American mind: From Morse to McLuhan. Chapel Hill: University of North Carolina Press.
  8. Dobek-Ostrowska, B. (2004). Podstawy komunikowania społecznego. Wrocław: Astrum. (In Polish.)
  9. Enzensberger, H.M. (1970). Constituents of a theory of the media. New Left Review, (I/64), 13-36.
  10. Fekete, J. (1969). Marshall McLuhan, a study in the determinist fetishism of technology. Montreal: McGill University.
  11. Fiut, I.S. (2005). Idee H.M. McLuhana a przyszłość komunikowania medialnego. In M. Sokołowski (Ed.), U Progu Wielkiej Zmiany? Media w Kulturze XXI Wieku (pp. 35-51). Olsztyn: Wydawnictwo Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie. (In Polish.)
  12. Goban-Klas, T. (2000). Media i komunikowanie masowe. Praktyka i Teoria Informacji Naukowej i Technicznej, 8(2), 54-56. (In Polish.)
  13. Hauser, A. (1970). Filozofia historii sztuki. Warsaw: Państwowy Instytut Wydawniczy. (In Polish.)
  14. Kapuscinski, R. (2004). Inny w globalnej wiosce. Roczniki Nauk Społecznych, 35, 30. (In Polish.)
  15. Kiepas, A. (2006) Determinizm techniczny czy determinizm kulturowy - człowiek w perspektywie świata wirtualnego. In M. Sokołowski (Ed.), Definioivanie McLuhana. Media a Perspektywy Rozwoju Rzeczywistości Wirtualnej (pp. 67-69). Olsztyn: Wydawnictwo Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie. (In Polish.)
  16. Kusio, U. (2020). Formy niewerbalne w produkcjach filmowych w perspektywie wybranych koncepcji komunikowania społecznego. Kultura i Edukacja, (1), 11-25. (In Polish.) https://doi.org/10.15804/kie.2020.01.01
  17. Lapham, L.H. (1994). Introduction to the MIT Press edition. In M. McLuhan, Understanding Media: The Extensions of Man. MIT Press.
  18. Logan, R.K. (2011). McLuhan misunderstood. Setting the record straight. Toronto: The Key Publishing House.
  19. Loska, K. (2001). Dziedzictwo McLuhana: między nowoczesnością a ponowoczesnością. Kraków: Rabid. (In Polish.)
  20. Marshall, G. (2004). Słownik socjologii i nauk społecznych. Warsaw: Wydawnictwo Naukowe PWN. (In Polish.)
  21. Mattelart, A. (1994) Mapping world communication: War, progress, culture. University of Minnesota Press.
  22. McLuhan, E., & Zingrone, F. (Eds.). (1997). Essential McLuhan. Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203992968
  23. McLuhan, M. (1955). Communication and communication arts: A historical approach to the media. Teachers College Record, 57(2), 104-110.
  24. McLuhan, M. (1994). Understanding media: The extensions of man. Cambridge: MIT Press.
  25. McLuhan, M. (2003). Understanding media: The extensions of man. Moscow: Kanon-Press-Tsentr. (In Russ.)
  26. McLuhan, M. (2013). The Gutenberg Galaxy: The making of typographic man. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ. (In Russ.)
  27. McLuhan, M., & Nevitt, B. (1972). Take today: The executive as dropout. New York: Harcourt Brace Jovanovich.
  28. Miller, J. (1971a). McLuhan (vol. 9). London: Fontana.
  29. Miller, J. (1971b). Spór z McLuhanem. Panstwowy Instytut Wyd. (In Polish.)
  30. Płonkowski, T. (2006). Determinizm technologiczny - drugie pokolenie. In M. Sokołowski (Ed.), Definiowanie McLuhana. Media a perspektywy rozwoju rzeczywistości wirtualnej (pp. 49-61). Olsztyn: Wydawnictwo Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie. (In Polish.)
  31. Sokołowski, M. (2016). Słowo, obraz, dźwięk: Wprowadzenie do historii mediów. Olsztyn: Wydawnictwo Uniwersytetu Warmińsko-Mazurskiego w Olsztynie. (In Polish.)
  32. Stearn, G.E. (Ed.). (1967). McLuhan: Hot & Cool, a Primer for the Understanding of and a Critical Symposium with a Rebuttal by McLuhan. New York: The Dial Press.
  33. Theall, D.F. (1969). The medium is the rear view mirror: Understanding McLuhan. Montreal: McGill - Queen’s University Press.
  34. Veblen, T. (1963). The engineers and the price system. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781351304207
  35. Wolfe, T. (1965). Marshall McLuhan: Suppose he is what he sounds like, the most important thinker since Newton, Darwin, Freud, Einstein and Pavlov: What if he is right? New York: New York Herald Tribune.
  36. Zawojski, P. (2005). Wokół McLuhana - po latach. Zeszyty Telewizyjne, (7). (In Polish.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».