Особенности групповой идентичности и ее взаимосвязь с уровнем спортивных достижений у подростков и юниоров, занимающихся боксом
- Авторы: Сачкова М.Е.1, Волков Р.С.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: Том 19, № 1 (2022)
- Страницы: 54-70
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: АКТИВНОСТЬ, ИДЕНТИЧНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326119
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1-54-70
- ID: 326119
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучаются особенности групповой идентичности, а также выявляются взаимосвязи выраженности ее компонентов и уровня спортивных достижений у подростков и юниоров, занимающихся боксом. Представлены результаты эмпирического исследования, полученные на примере 360 спортсменов: 180 подростков и 180 юниоров, занимающихся боксом. Респонденты были разделены на четыре группы по полу и возрасту (15-16 лет и 17-18 лет) с равным количественным составом. В исследовании использовались опросник социальной (групповой) идентичности A.R. Graziani, M. Rubini, A. Palmonari, S. Costarelli, R.M. Calla в адаптации О.В. Васьковой и методика измерения результативности спортивной деятельности. Выявлены статистически значимые различия параметров групповой идентичности, соотнесенные с половыми и возрастными категориями респондентов. Обнаружены более высокие показатели групповой идентичности у девочек-подростков и юниоров в сравнении с мальчиками-подростками и юниорками. Возрастная динамика заключается в том, что у подростков юношей-боксеров компоненты идентичности возрастают, а у девочек и девушек-боксеров могут иметь тенденцию к снижению. Подтвердилась гипотеза о существовании взаимосвязи между показателями групповой идентичности и уровнем спортивных достижений у подростков и юниоров-боксеров, однако она не всегда носит только прямой и положительный характер. Представлены перспективы будущих исследований значения и роли социальной идентичности в области спортивных достижений.
Об авторах
Марианна Евгеньевна Сачкова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Email: msachkova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2982-8410
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, факультет психологии, Институт общественных наук
Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82, стр. 1Роман Сергеевич Волков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: volkov.roman@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3737-3682
аспирант кафедры общей психологии, факультет психологии, Институт общественных наук
Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82, стр. 1Список литературы
- Aranson, M.V., Ozolin, E.S., & Tuponogova, O.V. (2021). Gender limitations in women’s boxing sport. Teoriya i Practika Fizicheskoy Kultury, (2), 84–85. (In Russ.)
- Bairamov, V.D., & Alenurov, E.A. (2016). Specifics of group identity in the sports team. Human. Society. Inclusion, (2–1), 12–22. (In Russ.)
- Blodgett, A.T., Ge, Y., Schinke, R.J., & McGannon, K.R. (2017). Intersecting identities of elite female boxers: Stories of cultural difference and marginalization in sport. Psychology of Sport and Exercise, 32, 83–92. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2017.06.006
- Bruner, M.W., Balish, S.M., Forrest, C., Brown, S., Webber, K., Gray, E., McGuckin, M., Keats, M.R., Rehman, L., & Shields, C.A. (2017). Ties that bond: Youth sport as a vehicle for social identity and positive youth development. Research Quarterly for Exercise and Sport, 88(2), 209–214. https://doi.org/10.1080/02701367.2017.1296100
- Cameron, J.E. (2004). A three factor model of social identity. Self and Identity, 3(3), 239–262. https://doi.org/10.1080/13576500444000047
- Erikson, E. (2006). Identity: Youth and crisis. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
- Fransen, K., Barker, J.B., & Slater, M.J. (2020). Leadership and social identity. In D. Hackfort & R.J. Schinke (Eds.), Routledge International Encyclopedia of Sport and Exercise, (pp. 219–231). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315187259
- Grebennikova, O.V. (2013). Group identity of present-day adolescents of 11–12: Specific features of growth in the socialization process. Sovremennaâ Socialʹnaâ Psihologiâ: Teoretičeskie Podhody i Prikladnye Issledovaniâ, (2), 73–82. (In Russ.)
- Kuzmin, M.U. (2015). Comparison of identities of junior pupils, teenagers and young people. Siberian Journal of Psychology, (58), 61–75. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/17267080/58/4
- López-Gajardo, M.A., Pulido, J.J., Tapia-Serrano, M.A., Ramírez-Bravo, I., & Leo, F.M. (2021). Is perceived athlete leadership quality related to inside sacrifice and perceived performance in team sports? The mediating role of team identification. Frontiers in Psychology, 12, 662250. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.662250
- Martin, L.J., Balderson, D., Hawkins, M., Wilson, K., & Bruner, M.W. (2017). Groupness and leadership perceptions in relation to social identity in youth sport. Journal of Applied Sport Psychology, 29(3), 367–374. https://doi.org/10.1080/10413200.2016.1238414
- Murray, R., & Sabiston, C. (2022). Understanding relationships between social identity, sport enjoyment, and dropout in adolescent girl athletes. Journal of Sport and Exercise Psychology, 44(1) 62–66. https://doi.org/10.1123/jsep.2021-0135
- Murray, R.M., Coffee, P., Arthur, C.A., & Eklund, R.C. (2020). Social identity moderates the effects of team-referent attributions on collective efficacy but not emotions. Sport, Exercise, and Performance Psychology, 9(3), 322–340. https://doi.org/10.1037/spy0000178
- Rees, T., Haslam, S.A., Coffee, P., & Lavallee, D.A. (2015). A social identity approach to sport psychology: Principles, practice, and prospects. Sports Medicine, 45(8), 1083–1096. https://doi.org/10.1007/s40279-015-0345-4
- Sachkova, M.E., & Vaskova, O.V. (2013). Interrelation of status differentiation and integration in student groups of senior adolescents. Social Psychology and Society, 4(1), 92–102. (In Russ.)
- Schinke, R.J., Ge, Y., Petersen, B., Blodgett, A.T., Dupuis-Latour, J., & Coholic, D. (2019). Building a national team context based upon the identity challenges and intervention strategies of elite female boxers in their home training environments. Journal of Sport Psychology in Action, 10(2), 94–105. https://doi.org/10.1080/21520704.2018.1543221
- Shapkina, E.V. (2008). Sociological analysis of sports team group identity. Belgorod State University Scientific Bulletin. Philosophy, Sociology, Law, (8), 221–232 (In Russ.)
- Sherif, M. (1956). Experiments in group conflict. Science American, 195(5), 54–59.
- Sidorenkov, A.V., Shipitko, O.Yu., Shtilnikov, D.E., & Stroh, W.A. (2019). Development of tools for the study of employee identity in the organization. Organizational Psychology, 9(3), 74–102. (In Russ.)
- Slater, M.J., Haslam, S.A., & Steffens, N.K. (2018). Singing it for “us”: Team passion displayed during national anthems is associated with subsequent success. European Journal of Sport Science, 18(4), 541–549. https://doi.org/10.1080/17461391.2018.1431311
- Sokhlikova, V.A., Romanina, E.V., & Baranova, V.A. (2019). Psikhologicheskie modeli uspeshnosti vystupleniya vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov na osnove samootsenki i urovnya prityazaniya kak instrument optimizatsii protsessa sportivnoi deyatel'nosti. Resursy Konkurentosposobnosti Sportsmenov: Teoriya i Praktika Realizatsii, (1), 330–332. (In Russ.)
- Tajfel, H., & Turner, J.C. (1985). The social identity theory of intergroup behavior. In S. Worchel & W.G. Austin (Eds.), Psychology of Intergroup Relations (pp. 7–24). Chicago: Burnham Inc. Pub.
- Turner, J.C. (2010). Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior. In T. Postmes & N.R. Branscombe (Eds.), Rediscovering Social Identity: Key Readings in Social Psychology (pp. 243–272). New York: Psychology Press.
- Vaskova, O.V. (2013). A social identity questionnaire for diagnostics of socio-psychological characteristics of older adolescents student groups. Psychological Science and Education, 18(2), 87–96. (In Russ.)
Дополнительные файлы

