Особенности развития воображения у дошкольников, играющих в цифровые игры разных типов
- Авторы: Бухаленкова Д.А.1, Чичинина Е.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023): Феноменология детства в современных исследовательских контекстах
- Страницы: 482-500
- Раздел: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕТСТВА: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326144
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-482-500
- EDN: https://elibrary.ru/BTOVLF
- ID: 326144
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Поскольку в жизни современных дошкольников традиционная сюжетно-ролевая игра со сверстниками все больше замещается игрой на цифровых устройствах, многие исследователи выражают обеспокоенность тем, насколько успешно развивается их воображение, тогда как другие ученые, наоборот, видят потенциал в цифровых играх для развития детского воображения. В связи с этим исследование посвящено изучению различий в показателях продуктивного воображения у дошкольников, предпочитающих разные типы игр на цифровых устройствах. Предложена авторская типология цифровых игр, в которые играют дошкольники. Проведены опрос об использовании цифровых устройств 450 детей в возрасте 5-6 лет, посещавших старшие группы детских садов из четырех регионов России, и оценка их воображения с помощью методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и разработанного в рамках исследования опросника для воспитателей о поведенческих проявлениях воображения у их воспитанников (участвовали 42 воспитателя). На основе результатов опроса воспитателей установлено, что педагоги оценивают ниже результаты творческой продуктивной деятельности у детей, которые любят игры на быстроту реакции, чем у детей, не играющих в такие игры. Данный параметр воображения педагоги также оценили выше у детей, играющих в игры-симуляторы, по сравнению с детьми, которые в них не играют. На основе результатов методики «Дорисовывание фигур» выявлено, что у детей, играющих в игры на логику, оценки разработанности рисунков значимо выше, чем у тех, кто не играет в игры этого типа, а параметр оригинальности рисунков ниже у детей, играющих в стратегические игры, по сравнению с не играющими в них детьми. Предложенная в исследовании типология цифровых игр и полученные данные могут быть полезны в научных исследованиях цифровизации современного детства и при разработке рекомендаций для родителей дошкольников.
Ключевые слова
Об авторах
Дарья Алексеевна Бухаленкова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: d.bukhalenkova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-4523-1051
SPIN-код: 5050-7236
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Елена Алексеевна Чичинина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: alchichini@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7220-9781
SPIN-код: 1007-9720
научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Список литературы
- Åkerman, P., & Puikkonen, A. (2011). Prochinima: Using pico projector to tell situated stories. MobileHCI '11: Proceedings of the 13th International Conference on Human Computer Interaction with Mobile Devices and Services (pp. 337–346). New York: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/2037373.2037425
- Andreeva, O.S., Ershova, I.A., & Rusyaeva, I.A. (2016). Research on the relationship between intelligence, creativity and degree of immersion in computer games among pre-school children. Izvestija Ural'skogo Federal'nogo Universiteta. Serija 1: Problemy Obrazovanija, Nauki i Kul'tury, 22(3), 120‒127. (In Russ.)
- Antle, A. (2003). Case study: The design of CBC4Kids' StoryBuilder. IDC '03: Proceedings of the 2003 Conference on Interaction Design and Children (pp. 59–68). New York: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/953536.953546
- Behnamnia, N., Kamsin, A., & Ismail, M.A.B. (2020). The landscape of research on the use of digital game-based learning apps to nurture creativity among young children: A review. Thinking Skills and Creativity, 37, 100666. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100666
- Belova, E.S. (2022). Psychological aspects of using digital devices for the development of older preschoolers with signs of giftedness. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 19(4), 649‒669. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-4-649-669
- Belova, E.S., & Shumakova, N.B. (2022). Features of the use of digital devices as components of a family microenvironment for the cognitive development of older preschoolers. Preschool Education Today, (6), 42–53. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2782-4519-2022-6114-42-53
- Blanco-Herrera, J.A., Gentile, D.A., & Rokkum, J.N. (2019). Video games can increase creativity, but with caveats. Creativity Research Journal, 31(2), 119–131. https://doi.org/10.1080/10400419.2019.1594524
- Bogacheva, N.V. (2014). Computer games and cognitive specifics of gamers. Moscow University Psychology Bulletin, (4), 120‒130. (In Russ.)
- Bukhalenkova, D.A., & Almazova, O.V. (2023, in press). Assessment of imagination characteristics in older preschoolers by educators. National Psychological Journal, 18(4).
- Calver, S.L. (2015). Children and digital media. Media, Imaginative Play, Creativity, and Daydreaming (сhapter 10, pp. 386‒388). Retrieved March 20, 2023, from http://cdmc.georgetown.edu/wp-content/uploads/2015/03/10-Calvert-HOCPADS-7e-V4-c10_FINAL_2015.pdf
- Calvert, S.L., & Valkenburg, P.M. (2013). The influence of television, video games, and the internet on children’s creativity. In M. Taylor (Ed.), The Oxford Handbook of the Development of Imagination (pp. 438–450). Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195395761.013.0028
- Cassell, J., & Ryokai, K. (2001). Making space for voice: Technologies to support children’s fantasy and storytelling. Personal and Ubiquitous Computing, 5(3), 169–190. https://doi.org/10.1007/pl00000018
- Djachenko, O.M. (1996). The development of the imagination of a preschooler. Moscow: International Educational and Psychological College. (In Russ.)
- Djachenko, O.M. (2007). The development of the imagination of a preschooler: Methodological guide for educators and parents. Moscow: Mozaika-Sintez Publ. (In Russ.)
- Garaigordobil, M., & Berrueco, L. (2011). Effects of a play program on creative thinking of preschool children. Spanish Journal of Psychology, 14, 608‒618. https://doi.org/10.5209/rev_SJOP.2011.v14.n2.9
- Götz, M. (2013). Media, imagination and fantasy. In D. Lemish (Ed.), The Routledge International Handbook of Children, Adolescents and Media (1st ed.) (pp. 212‒218). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203366981-37
- Greenfield, P.M. (2009). Technology and informal education: What is taught, what is learned. Science, 323(5910), 69–71. https://doi.org/10.1126/science.1167190
- Hamlen, K.R. (2013). Trends in children's video game play: Practical but not creative thinking. Journal of Educational Computing Research, 49, 277‒291. https://doi.org/10.2190/EC.49.3.a
- Jackson, L.A., Witt, E.A., Games, A.I., Fitzgerald, H.E., von Eye, A., & Zhao, Y. (2012). Information technology use and creativity: Findings from the children and technology project. Computers in Human Behavior, 28(2), 370–376. https://doi.org/10.1016/j.chb.2011.10.006
- Jelkonin, D.B. (1978). The psychology of play. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
- Kannetis, T., Potamianos, A., & Yannakakis, G.N. (2009). Fantasy, curiosity and challenge as adaptation indicators in multimodal dialogue systems for preschoolers. WOCCI '09: Proceedings of the 2nd Workshop on Child, Computer and Interaction (pp. 1–6). New York: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/1640377.1640378
- Klopotova, E.E., & Romanova, Yu.A. (2020). Computer games as a factor in the cognitive development of preschoolers. Bulletin of Practical Psychology of Education, 17(1), 32–40. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/bppe.2020170104
- Kravtsov, G.G., & Kravtsova, E.E. (2019). Imagination and creativity: Culturalhistorical approach. Psychological-Educational Studies, 11(1), 1‒11. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110101
- Linebarger, D.L., Barr, R., Lapierre, M.A., & Piotrowski, J.T. (2014). Associations between parenting, media use, cumulative risk, and children’s executive functioning. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 35(6), 367–377. https://doi.org/10.1097/dbp.0000000000000069
- Lucchiari, C., Sala, P.M., & Vanutelli, M.E. (2019). The effects of a cognitive pathway to promote class creative thinking. An experimental study on Italian primary school students. Thinking Skills and Creativity, 31, 156–166. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.12.002
- Maslova, Ju.V. (2013). Positive and negative aspects of the use of computer technologies in children and adolescents. Educational Technology & Society, 16(4), 493–503. (In Russ.)
- McNeill, J., Howard, S.J., Vella, S.A., & Cliff, D.P. (2019). Longitudinal associations of electronic application use and media program viewing with cognitive and psychosocial development in preschoolers. Academic Pediatrics, 19(5), 520–528. https://doi.org/10.1016/j.acap.2019.02.010
- Ott, M., & Pozzi, F. (2012). Digital games as creativity enablers for children. Behaviour & Information Technology, 31(10), 1011–1019. https://doi.org/10.1080/0144929x.2010.526148
- Papadakis, S. (2021). Tools for evaluating educational apps for young children: A systematic review of the literature. Interactive Technology and Smart Education, 18(1), 18‒49. https://doi.org/10.1108/itse-08-2020-0127
- Rahimi, S., & Shute, V.J. (2021). First inspire, then instruct to improve students’ creativity. Computers & Education, 174, 104312. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104312
- Rubtsova, O.V., & Salomatova, O.V. (2022). Children's Play in the context of digital transformation: Cultural and historical perspective (part 2). Cultural-Historical Psychology, 18(4), 15‒26. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/chp.2022180402
- Singer, D.G., & Singer, J.L. (2005). Imagination and play in the electronic age. Cambridge: Harvard University Press. https://doi.org/10.4159/9780674043695
- Veraksa, A.N., Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A., & Chichinina, E.A. (2020). Digital devices use by 6-7 years-old children. Sotsiologicheskie Issledovaniya, (6), 82–92. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S013216250009455-3
- Veraksa, N., Veraksa, A., Gavrilova, M., Bukhalenkova, D., Oshchepkova, E., & Chursina, A. (2021). Shortand long-term effects of passive and active screen time on young children’s phonological memory. Frontiers in Education, 6, 600687. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.600687
- Vygotskii, L.S. (1982). Imagination and its development in childhood. In V.V. Davydov (Ed.), The Collected Works. Vol. 2. Problems of General Psychology (pp. 436‒454). Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
- Xiong, Z., Liu, Q., & Huang, X. (2022). The influence of digital educational games on preschool children's creative thinking. Computers & Education, 189, 104578. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104578
- Yudina, E.G. (2022). Pretend play as the territory of freedom. National Psychological Journal, (3), 13–25. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303
Дополнительные файлы

