Особенности развития воображения у дошкольников, играющих в цифровые игры разных типов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Поскольку в жизни современных дошкольников традиционная сюжетно-ролевая игра со сверстниками все больше замещается игрой на цифровых устройствах, многие исследователи выражают обеспокоенность тем, насколько успешно развивается их воображение, тогда как другие ученые, наоборот, видят потенциал в цифровых играх для развития детского воображения. В связи с этим исследование посвящено изучению различий в показателях продуктивного воображения у дошкольников, предпочитающих разные типы игр на цифровых устройствах. Предложена авторская типология цифровых игр, в которые играют дошкольники. Проведены опрос об использовании цифровых устройств 450 детей в возрасте 5-6 лет, посещавших старшие группы детских садов из четырех регионов России, и оценка их воображения с помощью методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и разработанного в рамках исследования опросника для воспитателей о поведенческих проявлениях воображения у их воспитанников (участвовали 42 воспитателя). На основе результатов опроса воспитателей установлено, что педагоги оценивают ниже результаты творческой продуктивной деятельности у детей, которые любят игры на быстроту реакции, чем у детей, не играющих в такие игры. Данный параметр воображения педагоги также оценили выше у детей, играющих в игры-симуляторы, по сравнению с детьми, которые в них не играют. На основе результатов методики «Дорисовывание фигур» выявлено, что у детей, играющих в игры на логику, оценки разработанности рисунков значимо выше, чем у тех, кто не играет в игры этого типа, а параметр оригинальности рисунков ниже у детей, играющих в стратегические игры, по сравнению с не играющими в них детьми. Предложенная в исследовании типология цифровых игр и полученные данные могут быть полезны в научных исследованиях цифровизации современного детства и при разработке рекомендаций для родителей дошкольников.

Об авторах

Дарья Алексеевна Бухаленкова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: d.bukhalenkova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-4523-1051
SPIN-код: 5050-7236

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Елена Алексеевна Чичинина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: alchichini@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7220-9781
SPIN-код: 1007-9720

научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

Список литературы

  1. Åkerman, P., & Puikkonen, A. (2011). Prochinima: Using pico projector to tell situated stories. MobileHCI '11: Proceedings of the 13th International Conference on Human Computer Interaction with Mobile Devices and Services (pp. 337–346). New York: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/2037373.2037425
  2. Andreeva, O.S., Ershova, I.A., & Rusyaeva, I.A. (2016). Research on the relationship between intelligence, creativity and degree of immersion in computer games among pre-school children. Izvestija Ural'skogo Federal'nogo Universiteta. Serija 1: Problemy Obrazovanija, Nauki i Kul'tury, 22(3), 120‒127. (In Russ.)
  3. Antle, A. (2003). Case study: The design of CBC4Kids' StoryBuilder. IDC '03: Proceedings of the 2003 Conference on Interaction Design and Children (pp. 59–68). New York: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/953536.953546
  4. Behnamnia, N., Kamsin, A., & Ismail, M.A.B. (2020). The landscape of research on the use of digital game-based learning apps to nurture creativity among young children: A review. Thinking Skills and Creativity, 37, 100666. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100666
  5. Belova, E.S. (2022). Psychological aspects of using digital devices for the development of older preschoolers with signs of giftedness. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 19(4), 649‒669. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-4-649-669
  6. Belova, E.S., & Shumakova, N.B. (2022). Features of the use of digital devices as components of a family microenvironment for the cognitive development of older preschoolers. Preschool Education Today, (6), 42–53. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2782-4519-2022-6114-42-53
  7. Blanco-Herrera, J.A., Gentile, D.A., & Rokkum, J.N. (2019). Video games can increase creativity, but with caveats. Creativity Research Journal, 31(2), 119–131. https://doi.org/10.1080/10400419.2019.1594524
  8. Bogacheva, N.V. (2014). Computer games and cognitive specifics of gamers. Moscow University Psychology Bulletin, (4), 120‒130. (In Russ.)
  9. Bukhalenkova, D.A., & Almazova, O.V. (2023, in press). Assessment of imagination characteristics in older preschoolers by educators. National Psychological Journal, 18(4).
  10. Calver, S.L. (2015). Children and digital media. Media, Imaginative Play, Creativity, and Daydreaming (сhapter 10, pp. 386‒388). Retrieved March 20, 2023, from http://cdmc.georgetown.edu/wp-content/uploads/2015/03/10-Calvert-HOCPADS-7e-V4-c10_FINAL_2015.pdf
  11. Calvert, S.L., & Valkenburg, P.M. (2013). The influence of television, video games, and the internet on children’s creativity. In M. Taylor (Ed.), The Oxford Handbook of the Development of Imagination (pp. 438–450). Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195395761.013.0028
  12. Cassell, J., & Ryokai, K. (2001). Making space for voice: Technologies to support children’s fantasy and storytelling. Personal and Ubiquitous Computing, 5(3), 169–190. https://doi.org/10.1007/pl00000018
  13. Djachenko, O.M. (1996). The development of the imagination of a preschooler. Moscow: International Educational and Psychological College. (In Russ.)
  14. Djachenko, O.M. (2007). The development of the imagination of a preschooler: Methodological guide for educators and parents. Moscow: Mozaika-Sintez Publ. (In Russ.)
  15. Garaigordobil, M., & Berrueco, L. (2011). Effects of a play program on creative thinking of preschool children. Spanish Journal of Psychology, 14, 608‒618. https://doi.org/10.5209/rev_SJOP.2011.v14.n2.9
  16. Götz, M. (2013). Media, imagination and fantasy. In D. Lemish (Ed.), The Routledge International Handbook of Children, Adolescents and Media (1st ed.) (pp. 212‒218). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203366981-37
  17. Greenfield, P.M. (2009). Technology and informal education: What is taught, what is learned. Science, 323(5910), 69–71. https://doi.org/10.1126/science.1167190
  18. Hamlen, K.R. (2013). Trends in children's video game play: Practical but not creative thinking. Journal of Educational Computing Research, 49, 277‒291. https://doi.org/10.2190/EC.49.3.a
  19. Jackson, L.A., Witt, E.A., Games, A.I., Fitzgerald, H.E., von Eye, A., & Zhao, Y. (2012). Information technology use and creativity: Findings from the children and technology project. Computers in Human Behavior, 28(2), 370–376. https://doi.org/10.1016/j.chb.2011.10.006
  20. Jelkonin, D.B. (1978). The psychology of play. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  21. Kannetis, T., Potamianos, A., & Yannakakis, G.N. (2009). Fantasy, curiosity and challenge as adaptation indicators in multimodal dialogue systems for preschoolers. WOCCI '09: Proceedings of the 2nd Workshop on Child, Computer and Interaction (pp. 1–6). New York: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/1640377.1640378
  22. Klopotova, E.E., & Romanova, Yu.A. (2020). Computer games as a factor in the cognitive development of preschoolers. Bulletin of Practical Psychology of Education, 17(1), 32–40. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/bppe.2020170104
  23. Kravtsov, G.G., & Kravtsova, E.E. (2019). Imagination and creativity: Culturalhistorical approach. Psychological-Educational Studies, 11(1), 1‒11. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110101
  24. Linebarger, D.L., Barr, R., Lapierre, M.A., & Piotrowski, J.T. (2014). Associations between parenting, media use, cumulative risk, and children’s executive functioning. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 35(6), 367–377. https://doi.org/10.1097/dbp.0000000000000069
  25. Lucchiari, C., Sala, P.M., & Vanutelli, M.E. (2019). The effects of a cognitive pathway to promote class creative thinking. An experimental study on Italian primary school students. Thinking Skills and Creativity, 31, 156–166. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.12.002
  26. Maslova, Ju.V. (2013). Positive and negative aspects of the use of computer technologies in children and adolescents. Educational Technology & Society, 16(4), 493–503. (In Russ.)
  27. McNeill, J., Howard, S.J., Vella, S.A., & Cliff, D.P. (2019). Longitudinal associations of electronic application use and media program viewing with cognitive and psychosocial development in preschoolers. Academic Pediatrics, 19(5), 520–528. https://doi.org/10.1016/j.acap.2019.02.010
  28. Ott, M., & Pozzi, F. (2012). Digital games as creativity enablers for children. Behaviour & Information Technology, 31(10), 1011–1019. https://doi.org/10.1080/0144929x.2010.526148
  29. Papadakis, S. (2021). Tools for evaluating educational apps for young children: A systematic review of the literature. Interactive Technology and Smart Education, 18(1), 18‒49. https://doi.org/10.1108/itse-08-2020-0127
  30. Rahimi, S., & Shute, V.J. (2021). First inspire, then instruct to improve students’ creativity. Computers & Education, 174, 104312. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104312
  31. Rubtsova, O.V., & Salomatova, O.V. (2022). Children's Play in the context of digital transformation: Cultural and historical perspective (part 2). Cultural-Historical Psychology, 18(4), 15‒26. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/chp.2022180402
  32. Singer, D.G., & Singer, J.L. (2005). Imagination and play in the electronic age. Cambridge: Harvard University Press. https://doi.org/10.4159/9780674043695
  33. Veraksa, A.N., Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A., & Chichinina, E.A. (2020). Digital devices use by 6-7 years-old children. Sotsiologicheskie Issledovaniya, (6), 82–92. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S013216250009455-3
  34. Veraksa, N., Veraksa, A., Gavrilova, M., Bukhalenkova, D., Oshchepkova, E., & Chursina, A. (2021). Shortand long-term effects of passive and active screen time on young children’s phonological memory. Frontiers in Education, 6, 600687. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.600687
  35. Vygotskii, L.S. (1982). Imagination and its development in childhood. In V.V. Davydov (Ed.), The Collected Works. Vol. 2. Problems of General Psychology (pp. 436‒454). Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  36. Xiong, Z., Liu, Q., & Huang, X. (2022). The influence of digital educational games on preschool children's creative thinking. Computers & Education, 189, 104578. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104578
  37. Yudina, E.G. (2022). Pretend play as the territory of freedom. National Psychological Journal, (3), 13–25. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».