Социальная компетентность подростков: роль социального познания и контроля поведения
- Авторы: Виленская Г.А.1, Лебедева Е.И.1, Уланова А.Ю.1
-
Учреждения:
- Институт психологии Российской академии наук
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023): Феноменология детства в современных исследовательских контекстах
- Страницы: 588-608
- Раздел: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326150
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-588-608
- EDN: https://elibrary.ru/AFJGKP
- ID: 326150
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Социальная компетентность в подростковом возрасте играет решающую роль в социализации и психологическом благополучии. Имеющиеся данные говорят о значительном вкладе в социальную компетентность способности к социальному познанию (модель психического) и саморегуляции (контроль поведения) в младшем возрасте, однако исследований их роли в подростковом возрасте пока недостаточно. Цель исследования - изучение роли контроля поведения и модели психического в социальной компетентности подростков. Выборку составили 106 учеников 6-8 классов (из них девочек - 51) в возрасте 12-15 лет ( Ме = 13, SD = 0,87). Для оценки контроля поведения использовался опросник BRIEF. Модель психического оценивалась с использованием заданий на понимание неверных мнений высшего порядка. Для внешней оценки социальной компетентности применялась анкета для учителя и социометрический метод. Проводилось сравнение групп подростков, разделенных по медианному критерию, с использованием общего индекса регуляции BRIEF и общего балла понимания неверных мнений. Наибольшие различия в оценках социальной компетентности учителями и сверстниками обнаружены между контрастными группами - с высоким уровнем модели психического и контроля поведения и с низким уровнем этих способностей. При этом в оценках педагогов различия наблюдаются как для положительных, так и для отрицательных оценок, а в социометрических индексах - только для отрицательных. Учителя считают более социально компетентными подростков с высоким уровнем контроля поведения, вне зависимости от уровня их социального познания. Для сверстников уровень контроля поведения имеет значение только при слабом умении оценивать психические состояния других людей. Результаты показывают важность роли социального познания и контроля поведения для реализации социально компетентного поведения у подростков. В то же время полученные данные свидетельствует о неоднородности вклада этих способностей в социальную компетентность подростков, оцененную сверстниками и педагогами.
Об авторах
Галина Альфредовна Виленская
Институт психологии Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: vga2001@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6089-155X
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Российская Федерация, 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1Евгения Игоревна Лебедева
Институт психологии Российской академии наук
Email: evlebedeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0888-8273
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Российская Федерация, 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1Анна Юрьевна Уланова
Институт психологии Российской академии наук
Email: rachugina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8757-0916
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Российская Федерация, 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1Список литературы
- Anderson, P.J. (2008). Towards a developmental model of executive function. In V. Anderson, R. Jacobs & P.J. Anderson (Eds.), Executive Functions and the Frontal Lobes: A Lifespan Perspective (pp. 3–21). New York: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9780203837863
- Argyle, M. (1999). Causes and correlates of happiness. In D. Kahneman, E. Diener & N. Schwarz (Eds.), Well-Being: The Foundations of Hedonic Psychology (pp. 353–373). New York: Russell Sage Foundation.
- Belickaja, G.Je. (1995). Social competence of the person. In K.A. Abulhanova-Slavskaja, A.V. Brushlinskij & M.I. Volovikova (Eds.), Consciousness of the Person in a Crisis Society (pp. 42–57). Moscow: Institute of Psychology of RAS. (In Russ.)
- Bierman, K.L., Nix, R.L., Greenberg, M.T., Blair, C., & Domitrovich, C.E. (2008). Executive functions and school readiness intervention: Impact, moderation, and mediation in the Head Start REDI program. Development and Psychopathology, 20(3), 821–843. https://doi.org/10.1017/s0954579408000394
- Bock, A.M., Gallaway, K.C., & Hund, A.M. (2015). Specifying links between executive functioning and theory of mind during middle childhood: Cognitive flexibility predicts social understanding. Journal of Cognition and Development, 16(3), 509–521. https://doi.org/10.1080/15248372.2014.888350
- Bosacki, S., & Astington, J.W. (2001). Theory of mind in preadolescence: Relations between social understanding and social competence. Social Development, 8(2), 237–255. https://doi.org/10.1111/1467-9507.00093
- Clark, C., Prior, M., & Kinsella, G. (2002). The relationship between executive function abilities, adaptive behaviour, and academic achievement in children with externalising behaviour problems. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 43(6), 785–796. https://doi.org/10.1111/1469-7610.00084
- Crick, N.R., & Dodge, K.A. (1994). A review and reformulation of social information-processing mechanisms in children's social adjustment. Psychological Bulletin, 115(1), 74–101. https://doi.org/10.1037/0033-2909.115.1.74
- Devine, R.T., White, N., Ensor, R., & Hughes, C. (2016). Theory of mind in middle childhood: Longitudinal associations with executive function and social competence. Developmental Psychology, 52(5), 758–771. https://doi.org/10.1037/dev0000105
- Dubrovina, O.I. (2009). Psychological foundations of professional and social competencies. PhD Thesis Abstract. Ekaterinburg: Ural State University. (In Russ.)
- Ferguson, H.J., Brunsdon, V.E.A., & Bradford, E.E.F. (2021). The developmental trajectories of executive function from adolescence to old age. Scientific Reports, 11(1), 1382. https://doi.org/10.1038/s41598-020-80866-1
- Gartvik, Ye.V. (2020). The ratio of the mental and delinquent model of adolescent behaviour. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 26(3), 73–78. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-73-78
- Gioia, G.A., Isquith, P.K., Guy, S.C., & Kenworthy, L. (2000). BRIEF: Behavior Rating Inventory of Executive Function. Lutz, FL: Psychological Assessment Resources, Inc.
- Gomez-Garibello, C., & Talwar, V. (2015). Can you read my mind? Age as a moderator in the relationship between theory of mind and relational aggression. International Journal of Behavioral Development, 39(6), 552–559. https://doi.org/10.1177/0165025415580805
- Gorina, E.Ju., & Ahutina, T.V. (Eds.). (2019). BRIEF Behavior Rating Inventory. Moscow: Terevinf Publ. (In Russ.)
- Imuta, K., Henry, J.D., Slaughter, V., Selcuk, B., & Ruffman, T. (2016). Theory of mind and prosocial behavior in childhood: A meta-analytic review. Developmental Psychology, 52(8), 1192–1205. https://doi.org/10.1037/dev0000140
- Isquith, P.K., Roth, R.M., Kenworthy, L., & Gioia, G. (2014). Contribution of rating scales to intervention for executive dysfunction. Applied Neuropsychology: Child, 3(3), 197–204. https://doi.org/10.1080/21622965.2013.870014
- Ivaniushina, V.A., Titkova, V.V., & Alexandrov, D.A. (2016). Adolescent aggression: Group norms and social status among peers. Sociological Journal, 22(1), 54–71. (In Russ.) https://doi.org/10.19181/socjour.2016.22.1.1294
- Jacobson, L.A., Williford, A.P., & Pianta, R.C. (2011). The role of executive function in children's competent adjustment to middle school. Child Neuropsychology, 17(3), 255–280. https://doi.org/10.1080/09297049.2010.535654
- Junge, C., Valkenburg, P.M., Deković, M., & Branje, S. (2020). The building blocks of social competence: Contributions of the consortium of individual development. Developmental Cognitive Neuroscience, 45, 100861. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2020.100861
- Laursen, B., & Veenstra, R. (2021). Toward understanding the functions of peer influence: A summary and synthesis of recent empirical research. Journal of Research on Adolescence, 31(4), 889–907. https://doi.org/10.1111/jora.12606
- Lebedeva, E.I., Vilenskaya, G.A., Ulanova, A.Yu., Filippu, O.Yu., & Pavlova, N.S. (2023). Social competence in adolescents with different level of theory of mind. Psikhologicheskii Zhurnal, 44(1), 43–52. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S020595920024342-2
- Liddle, B., & Nettle, D. (2006). Higher-order theory of mind and social competence in school-age children. Journal of Cultural and Evolutionary Psychology, 4(3‒4), 231–244. https://doi.org/10.1556/jcep.4.2006.3-4.3
- Maslova, I.A. (2007). Socialization of an adolescent in the educational space of an institution of additional education for children. Ph.D. in Pedagogy Thesis Abstract. Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University. (In Russ.)
- Masten, A.S., Herbers, J.E., Desjardins, C.D., Cutuli, J.J., McCormick, C.M., Sapienza, J.K., Long, J.D., & Zelazo, P.D. (2012). Executive function skills and school success in young children experiencing homelessness. Educational Researcher, 41(9), 375–384. https://doi.org/10.3102/0013189x12459883
- Meinhardt‐Injac, B., Daum, M.M., & Meinhardt, G. (2020). Theory of mind development from adolescence to adulthood: Testing the two‐component model. British Journal of Developmental Psychology, 38(2), 289–303. https://doi.org/10.1111/bjdp.12320
- Miller, S.E., Reavis, R.E., & Avila, B.N. (2018). Associations between theory of mind, executive function, and friendship quality in middle childhood. Merrill-Palmer Quarterly, 64(3), 397–426. https://doi.org/10.13110/merrpalmquar1982.64.3.0397
- O’Toole, S.E., Monks, C.P., & Tsermentseli, S. (2017). Executive function and theory of mind as predictors of aggressive and prosocial behavior and peer acceptance in early childhood. Social Development, 26(4), 907–920. https://doi.org/10.1111/sode.12231
- Raaijmakers, M.A.J., Smidts, D.P., Sergeant, J.A., Maassen, G.H., Posthumus, J.A., van Engeland, H., & Matthys, W. (2008). Executive functions in preschool children with aggressive behavior: Impairments in inhibitory control. Journal of Abnormal Child Psychology, 36(7), 1097–1107. https://doi.org/10.1007/s10802-008-9235-7
- Razza, R.A., & Blair, C. (2009). Associations among false-belief understanding, executive function, and social competence: A longitudinal analysis. Journal of Applied Developmental Psychology, 30(3), 332–343. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2008.12.020
- Repacholi, B., Slaughter, V., Pritchard, M., & Gibbs, V. (2003). Theory of mind, Machiavellianism, and social functioning in childhood. In B. Repacholi & V. Slaughter (Eds.), Individual Differences in Theory of Mind: Implications for Typical and Atypical Development (pp. 67–97). New York: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9780203488508
- Rose-Krasnor, L. (1997). The nature of social competence: A theoretical review. Social Development, 6(1), 111–135. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.1997.tb00097.x
- Schultz, D., Izard, C.E., Stapleton, L.M., Buckingham-Howes, S., & Bear, G.A. (2009). Children's social status as a function of emotionality and attention control. Journal of Applied Developmental Psychology, 30(2), 169–181. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2008.12.002
- Sergienko, E.A. (2018). Behaviour control as the basis of self-regulation. South-Russian Journal of Social Sciences, 19(4), 130–146. (In Russ.) https://doi.org/10.31429/26190567-19-4-130-146
- Sergienko, E.A., & Vilenskaya, G.A. (2018). Behavioral control ‒ integrative concept of mental regulation. In A.L. Zhuravlev & E.A. Sergienko (Eds.), The Development of the Concepts of Contemporary Psychology (pp. 343–378). Moscow: Institute of Psychology of RAS. (In Russ.)
- Serjakova, S.B., & Galakova, O.V. (2013). Social competence of primary schoolchildren. Development in extracurricular activities. Saarbruecken: LAP Lambert Academic Publishing. (In Russ.)
- Slaughter, V., Imuta, K., Peterson, C.C., & Henry, J.D. (2015). Meta-analysis of theory of mind and peer popularity in the preschool and early school years. Child Development, 86(4), 1159–1174. https://doi.org/10.1111/cdev.12372
- Smith, P.K. (2017). Bullying and theory of mind: A review. Current Psychiatry Reviews, 13(2), 90–95. https://doi.org/10.2174/1573400513666170502123214
- Stump, K.N., Ratliff, J.M., Wu, Y.P., & Hawley, P.H. (2009). Theories of social competence from the top-down to the bottom-up: A case for considering foundational human needs. In J.L. Matson (Ed.), Social Behavior and Skills in Children (pp. 23–37). New York: Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-0234-4_2
- Titkova, V.V., Ivaniushina, V.A., & Alexandrov, D.A. (2017). Smart, pretty or independent: Who is popular at school? Educational Studies Moscow, (4), 171–198. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-4-171-198
- Van den Berg, Y.H.M., Lansu, T.A.M., & Cillessen, A.H.N. (2020). Preference and popularity as distinct forms of status: A meta‐analytic review of 20 years of research. Journal of Adolescence, 84(1), 78–95. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2020.07.010
- Van der Graaff, J., Carlo, G., Crocetti, E., Koot, H.M., & Branje, S. (2018). Prosocial behavior in adolescence: Gender differences in development and links with empathy. Journal of Youth and Adolescence, 47(5), 1086–1099. https://doi.org/10.1007/s10964-017-0786-1
- Vilenskaya, G.A., & Lebedeva, E.I. (2014). The development of the understanding of mental world and the behavioural control in preschool age. Psychological Studies, 7(38), 5. (In Russ.) https://doi.org/10.54359/ps.v7i38.587
- Weimer, A.A., Warnell, K.R., Ettekal, I., Cartwright, K.B., Guajardo, N.R., & Liew, J. (2021). Correlates and antecedents of theory of mind development during middle childhood and adolescence: An integrated model. Developmental Review, 59, 100945. https://doi.org/10.1016/j.dr.2020.100945
- Wilson, J., Hogan, C., Wang, S., Andrews, G., & Shum, D.H.K. (2021). Relations between executive functions, theory of mind, and functional outcomes in middle childhood. Developmental Neuropsychology, 46(7), 518–536. https://doi.org/10.1080/87565641.2021.1988086
- Yudina, T.A., & Alekhina, S.V. (2022). On the problem of evidence-based psychological assessment of school students’ social competence in inclusive education. Journal of Modern Foreign Psychology, 11(4), 41–50. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110404
- Zelazo, P.D., & Müller, U. (2002). Executive function in typical and atypical development. In U. Goswami (Ed.), Blackwell Handbook of Childhood Cognitive Development (pp. 445–469). Malden, MA: Blackwell Publishers Ltd. https://doi.org/10.1002/9780470996652.ch20
- Zorza, J.P., Marino, J., & Acosta Mesas, A. (2016). Executive functions as predictors of school performance and social relationships: Primary and secondary school students. The Spanish Journal of Psychology, 19, E23. https://doi.org/10.1017/sjp.2016.23
- Zorza, J.P., Marino, J., de Lemus, S., & Acosta Mesas, A. (2013). Academic performance and social competence of adolescents: Predictions based on effortful control and empathy. The Spanish Journal of Psychology, 16, E87. https://doi.org/10.1017/sjp.2013.87
Дополнительные файлы

