Особенности профессиональной мотивации педагогов дошкольных образовательных учреждений в связи с увлеченностью работой
- Авторы: Руднова Н.А.1, Волкова Е.Н.1, Корниенко Д.С.1
-
Учреждения:
- Психологический институт Российской академии образования
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023): Феноменология детства в современных исследовательских контекстах
- Страницы: 650-668
- Раздел: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ И ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326153
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-650-668
- EDN: https://elibrary.ru/ALCEFS
- ID: 326153
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Педагоги дошкольных образовательных учреждений, являясь специфической группой в силу особенностей организации деятельности, ее педагогического, психологического содержания и субъектов деятельности, обнаруживают как сходные, так и отличные характеристики от педагогов других образовательных учреждений. При этом данные об увлеченности работой, а также о связи автономной и контролируемой видов мотивации с увлеченностью работой для данной группы педагогических работников ограничены. Цель исследования - выявление особенностей связи профессиональной мотивации педагогов дошкольных образовательных с увлеченностью работой. Выборку составили 260 женщин ( М = 35,95; SD = 10,08), из них 131 человек - педагоги детских образовательных учреждений, 129 человек - группа сравнения (респонденты заняты в разных сферах деятельности). Для сбора данных использовались утрехтская шкала увлеченности работой В. Шауфелли в адаптации Д.А. Кутузовой и опросник профессиональной мотивации Е.Н. Осина и колл. Полученные результаты подтвердили гипотезу о положительной связи автономной профессиональной мотивации и отрицательной связи контролируемой мотивации с увлеченностью работой. Отмечена значимость прогностической роли автономной мотивации для уровня увлеченности работой. Выявлено, что педагоги дошкольных образовательных учреждений имеют более высокие показатели увлеченности работой и автономной и контролируемой профессиональной мотивации, чем группа сравнения. При этом в группе педагогов дошкольного образования при выраженной автономной мотивации негативный для увлеченности работой эффект контролируемой мотивации исчезает, чего не обнаружено для сотрудников из других сфер деятельности. Возраст педагогов имеет положительный вклад в увлеченность работой. В качестве перспектив исследования предлагается привлечение педагогов, занятых на разных ступенях образовательного процесса (дошкольная ступень, младшая школа и др.), а также уточнение роли возраста и стажа педагогов дошкольных образовательных учреждений в уровне их увлеченности работой и профессиональной мотивации, поскольку имеющиеся данные неоднородны.
Об авторах
Наталья Александровна Руднова
Психологический институт Российской академии образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: rudnova.na@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2063-2892
SPIN-код: 2568-1314
кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Елена Николаевна Волкова
Психологический институт Российской академии образования
Email: envolkova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9667-4752
SPIN-код: 6932-2512
доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Дмитрий Сергеевич Корниенко
Психологический институт Российской академии образования
Email: dscorney@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6597-264X
SPIN-код: 5115-4075
доктор психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Список литературы
- Al-Ali, T., Akour, M.M., Al-Masri, E., Mizaghobian, A.A.H., & Ghaith, S. (2021). Psychological burnout among professionals working with children with motor disabilities. Psychology in Russia: State of the Art, 14(1), 69–85. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0106
- Bazarov, T.Yu., Golynchik, E.O., Lipatov, S.A., & Nesmeianova, R.K. (2022). Change response styles and teachers' perceptions of organizational culture and conflicts in the school. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 85‒118. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/vsp.2022.03.06
- Belkina, V.N. (2001). Features of the professional activity of a preschool teacher within the framework of the humanistic paradigm. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (3‒4). (In Russ.) Retrieved April 12, 2023, from https://vestnik.yspu.org/releases/doskolnoe_obrazovanie/12_1/
- Belobrykina, O.A. (2010). Professional motivation: Concept, content, contradictions. Problems of Adaptation and Self-Realization of Personality in Modern Socio-Cultural Conditions: Conference Proceedings (pp. 218–225). Novosibirsk: Nemo-Press. (In Russ.)
- Belyakova, E.G., & Bykov, S.A. (2022). Meaningfulness of life and professional experience as predictors of professional self-determination of future teachers. National Psychological Journal, (4), 29–41. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0404
- Buraga, N.A. (2017). The role of the personal resources contributing to the maintenance of the work engagement among teachers. Doctor in Psychology Thesis. Chisinau: USM. (In Russ.)
- Csikszentmihalyi, M. (1990) Flow: Flow the psychology of optimal experience. New York: Harper & Row.
- Cuevas, R., Ntoumanis, N., Fernandez-Bustos, J.G., & Bartholomew, K. (2018). Does teacher evaluation based on student performance predict motivation, well-being, and ill-being? Journal of School Psychology, 68, 154–162. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2018.03.005
- Deci, E.L., & Ryan, R.M. (2008). Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development, and health. Canadian Psychology/Psychologie Canadienne, 49(3), 182–185. https://doi.org/10.1037/a0012801
- Di Stefano, G., & Gaudiino, M. (2018). Differential effects of workaholism and work engagement on the interference between life and work domains. Europe’s Journal of Psychology, 14(4), 863–879. https://doi.org/10.5964/ejop.v14i4.1626
- Dunaevskaja, Je.B. (2009). Motivation for professional and personal development and self-development of a teacher as a psychological and pedagogical problem. Educational Psychology in Polycultural Space, 2(3–4), 77–83. (In Russ.)
- Engdahl, I., Pramling Samuelsson, I., & Ärlemalm-Hagsér, E. (2021). Swedish teachers in the process of implementing education for sustainability in early childhood education. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1(1), 3–23. https://doi.org/10.11621/nicep.2021.0101
- Fernet, C., Chanal, J., & Guay, F. (2017). What fuels the fire: Jobor task-specific motivation (or both)? On the hierarchical and multidimensional nature of teacher motivation in relation to job burnout. Work & Stress, 31(2), 145–163. https://doi.org/10.1080/02678373.2017.1303758
- Gilmutdinova, L.R. (2017). Features of motivation of preschool teachers as one of the components of job satisfaction. Psychology ‒ the Science of the Future: Conference Proceedings (pp. 188–192). Moscow: Institute of Psychology of RAS. (In Russ.)
- Gordeeva, T.O. (2016). Motivation: New theoretical approaches, diagnostics and practical recommendations. Siberian Journal of Psychology, (62), 38–53. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/17267080/62/4
- Granziera, H., & Perera, H.N. (2019). Relations among teachers’ self-efficacy beliefs, engagement, and work satisfaction: A social cognitive view. Contemporary Educational Psychology, 58, 75–84. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2019.02.003
- Kondratyuk, N.G., & Morosanova, V.I. (2022). Regulatory resources for work engagement and overcoming professional deformations in the context of human well-being in the work environment. Russian Psychological Journal, 19(1), 143–157. (In Russ.) https://doi.org/10.21702/rpj.2022.1.11
- Kutuzova, D.A. (2006). Organization of activity and style of self-regulation as factors of professional burnout of a teacher-psychologist. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education. (In Russ.)
- Li, J.-B., Leung, I.T.Y., & Li, Z. (2021). The pathways from self-control at school to performance at work among novice kindergarten teachers: The mediation of work engagement and work stress. Children and Youth Services Review, 121, 105881. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105881
- Lobanova, T.N. (2022). Labor interests as a key factor in the involvement and performance of educational technology employees. National Psychological Journal, (4), 102–115. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0410
- Mandrikova, E.Ju. (2012). Engagement: A review of current research. Psihologija v Vuze, (6), 53–64. (In Russ.)
- Masari, G.-A., Muntele, D., & Curelaru, V. (2013). Motivation, work-stress and somatic symptoms of Romanian preschool and primary school teachers. Procedia ‒ Social and Behavioral Sciences, 84, 332–335. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.561
- Maslach, C., & Leiter, M.P. (1997). The truth about burnout: How organizations cause personal stress and what to do about it. San Francisco: Jossey-Bass.
- Mazilov, V.A., & Kostrigin, А.А. (2022). The personality of the future teacher: A review of foreign studies. Russian Psychological Journal, 19(2), 89–105. (In Russ.) https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.7
- Minaeva, O.I., & Bagautdinova, S.F. (2015). Analysis of the motivation for the activities of preschool teachers in the context of the introduction of an effective contract. Mezhdunarodnyj Studencheskij Nauchnyj Vestnik, (5–3), 403–405. (In Russ.)
- Mokretsova, L.A., Sychev, O.A., Bespalov, A.M., Vlasov, M.S., & Prudnikova, M.M. (2021). Teachers’ autonomous motivation and work engagement: The role of the principal’s democratic leadership style and psychological climate. The Education and Science Journal, 23(9), 115–141. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-115-141
- Moreira-Fontán, E., García-Señorán, M., Conde-Rodríguez, Á., & González, A. (2019). Teachers' ICT-related self-efficacy, job resources, and positive emotions: Their structural relations with autonomous motivation and work engagement. Computers & Education, 134, 63–77. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.02.007
- Moskvina, M.V. (2012). Comparative analysis of identity of teachers of various types of Norilsk educational institutions. The Bulletin of KSPU named after V.P. Astafyev, (4), 269–277. (In Russ.)
- Osin, E.N., Gorbunova, A.A., Gordeeva, T.O., Ivanova, T.Yu., Kosheleva, N.V., & Ovchinnikova, E.Yu. (2017). Professional motivation of Russian employees: Assessment and associations with well-being and performance. Organizational Psychology, 7(4), 21–49. (In Russ.)
- Osin, E.N., Ivanova, T.Yu., & Gordeeva, T.O. (2013). Autonomous and controlled professional motivation predict subjective well-being in Russian employees. Organizational Psychology, 3(1), 8–29. (In Russ.)
- Pelletier, L.G., & Rocchi, M. (2016). Teachers’ motivation in the classroom. In W. Liu, J. Wang & R. Ryan (Eds.), Building Autonomous Learners (pp. 107–127). Singapore: Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-287-630-0_6
- Pourtousi, Z., & Ghanizadeh, A. (2020). Teachers’ motivation and its association with job commitment and work engagement. Psychological Studies, 65(4), 455–466. https://doi.org/10.1007/s12646-020-00571-x
- Rogov, E.I., & Nedivodina, A.M. (2019). The peculiarities of motivation of teachers working in educational institutions of different forms of ownership. World of Science. Pedagogy and Psychology, 5(7), 62. (In Russ.)
- Ryan, R.M., & Deci, E.L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 55(1), 68–78. https://doi.org/10.1037/0003-066x.55.1.68
- Schaufeli, W., & Bakker, A. (2003). UWES Utrecht Work Engagement Scale. Preliminary Manual. Utrecht: Occupational Health Psychology Unit‚ Utrecht University.
- Schaufeli, W.B., & Bakker, A.B. (2010). Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept. In A.B. Bakker & M.P. Leiter (Eds.), Work Engagement: A Handbook of Essential Theory and Research (pp. 10–24). London: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9780203853047
- Schaufeli, W.B., Martínez, I.M., Pinto, A.M., Salanova, M., & Bakker, A.B. (2002). Burnout and engagement in university students. Journal of Cross-Cultural Psychology, 33(5), 464–481. https://doi.org/10.1177/0022022102033005003
- Shljapnikova, O.A. (2010). Personal determinants of professionalization of teachers of preschool educational institutions. Ph.D. in Psychology Thesis. Yaroslavl: P.G. Demidov Yaroslavl State University. (In Russ.)
- Slemp, G.R., Field, J.G., & Cho, A.S.H. (2020). A meta-analysis of autonomous and controlled forms of teacher motivation. Journal of Vocational Behavior, 121, 103459. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2020.103459
- Smidt, W., & Embacher, E.-M. (2022). How do activity settings, preschool teachers’ activities, and children’s activities relate to the quality of children’s interactions in preschool? Findings from Austria. Preschool Education Today, (3), 66–80. (In Russ.)
- Suroedova, E.A., Kravchenko, G.G., Nikolenko, O.F., & Raqimova, E.Sh. (2019). Styles of pedagogical communication and personal features of teachers of preschool educational institutions. World of Science. Pedagogy and Psychology, 7(4), 54. (In Russ.)
- Van den Berg, B.A.M., Bakker, A.B., & ten Cate, Th.J. (2013). Key factors in work engagement and job motivation of teaching faculty at a university medical centre. Perspectives on Medical Education, 2(5–6), 264–275. https://doi.org/10.1007/s40037-013-0080-1
- Van den Broeck, A., Howard, J.L., Van Vaerenbergh, Y., Leroy, H., & Gagné, M. (2021). Beyond intrinsic and extrinsic motivation: A meta-analysis on self-determination theory’s multidimensional conceptualization of work motivation. Organizational Psychology Review, 11(3), 240–273. https://doi.org/10.1177/20413866211006173
- Van Oers, B., & Pompert, B. (2021). Assisting teachers in curriculum innovation: An international comparative study. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1(1), 43–76. https://doi.org/10.11621/nicep.2021.0303
- Veraksa, A.N., Sidneva, A.N., Aslanova, M.S., & Plotnikova, V.A. (2022). Effectiveness of different teaching resources for forming the concept of magnitude in older preschoolers with varied levels of executive functions. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 62–82. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0405
- Volkova, E.N. (2022). Personal characteristics of a 21st century teacher: An analysis of empirical studies of the problem. The Education and Science Journal, 24(3), 126‒157. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-126-157
- Yushin, V.V. (2019). Involvement of enterprise employees in production processes. Approaches and principles. Kompetentnost', (6), 40–45. (In Russ.)
- Zarubina, E.V., & Petrova, L.N. (2016). Basic theory of motivation. Agrarnoe Obrazovanie i Nauka, (4), 41–46. (In Russ.)
- Zeer, E.F., Symanyuk, E.E., Ryabukhina, A.A., & Borisov, G.I. (2020). Psychological peculiarities of professional development in late adulthood. The Education and Science Journal, 22(8), 75–107. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-8-75-107
Дополнительные файлы

