Особенности профессиональной мотивации педагогов дошкольных образовательных учреждений в связи с увлеченностью работой

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Педагоги дошкольных образовательных учреждений, являясь специфической группой в силу особенностей организации деятельности, ее педагогического, психологического содержания и субъектов деятельности, обнаруживают как сходные, так и отличные характеристики от педагогов других образовательных учреждений. При этом данные об увлеченности работой, а также о связи автономной и контролируемой видов мотивации с увлеченностью работой для данной группы педагогических работников ограничены. Цель исследования - выявление особенностей связи профессиональной мотивации педагогов дошкольных образовательных с увлеченностью работой. Выборку составили 260 женщин ( М = 35,95; SD = 10,08), из них 131 человек - педагоги детских образовательных учреждений, 129 человек - группа сравнения (респонденты заняты в разных сферах деятельности). Для сбора данных использовались утрехтская шкала увлеченности работой В. Шауфелли в адаптации Д.А. Кутузовой и опросник профессиональной мотивации Е.Н. Осина и колл. Полученные результаты подтвердили гипотезу о положительной связи автономной профессиональной мотивации и отрицательной связи контролируемой мотивации с увлеченностью работой. Отмечена значимость прогностической роли автономной мотивации для уровня увлеченности работой. Выявлено, что педагоги дошкольных образовательных учреждений имеют более высокие показатели увлеченности работой и автономной и контролируемой профессиональной мотивации, чем группа сравнения. При этом в группе педагогов дошкольного образования при выраженной автономной мотивации негативный для увлеченности работой эффект контролируемой мотивации исчезает, чего не обнаружено для сотрудников из других сфер деятельности. Возраст педагогов имеет положительный вклад в увлеченность работой. В качестве перспектив исследования предлагается привлечение педагогов, занятых на разных ступенях образовательного процесса (дошкольная ступень, младшая школа и др.), а также уточнение роли возраста и стажа педагогов дошкольных образовательных учреждений в уровне их увлеченности работой и профессиональной мотивации, поскольку имеющиеся данные неоднородны.

Об авторах

Наталья Александровна Руднова

Психологический институт Российской академии образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: rudnova.na@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2063-2892
SPIN-код: 2568-1314

кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Елена Николаевна Волкова

Психологический институт Российской академии образования

Email: envolkova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9667-4752
SPIN-код: 6932-2512

доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Дмитрий Сергеевич Корниенко

Психологический институт Российской академии образования

Email: dscorney@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6597-264X
SPIN-код: 5115-4075

доктор психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Список литературы

  1. Al-Ali, T., Akour, M.M., Al-Masri, E., Mizaghobian, A.A.H., & Ghaith, S. (2021). Psychological burnout among professionals working with children with motor disabilities. Psychology in Russia: State of the Art, 14(1), 69–85. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0106
  2. Bazarov, T.Yu., Golynchik, E.O., Lipatov, S.A., & Nesmeianova, R.K. (2022). Change response styles and teachers' perceptions of organizational culture and conflicts in the school. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 85‒118. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/vsp.2022.03.06
  3. Belkina, V.N. (2001). Features of the professional activity of a preschool teacher within the framework of the humanistic paradigm. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (3‒4). (In Russ.) Retrieved April 12, 2023, from https://vestnik.yspu.org/releases/doskolnoe_obrazovanie/12_1/
  4. Belobrykina, O.A. (2010). Professional motivation: Concept, content, contradictions. Problems of Adaptation and Self-Realization of Personality in Modern Socio-Cultural Conditions: Conference Proceedings (pp. 218–225). Novosibirsk: Nemo-Press. (In Russ.)
  5. Belyakova, E.G., & Bykov, S.A. (2022). Meaningfulness of life and professional experience as predictors of professional self-determination of future teachers. National Psychological Journal, (4), 29–41. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0404
  6. Buraga, N.A. (2017). The role of the personal resources contributing to the maintenance of the work engagement among teachers. Doctor in Psychology Thesis. Chisinau: USM. (In Russ.)
  7. Csikszentmihalyi, M. (1990) Flow: Flow the psychology of optimal experience. New York: Harper & Row.
  8. Cuevas, R., Ntoumanis, N., Fernandez-Bustos, J.G., & Bartholomew, K. (2018). Does teacher evaluation based on student performance predict motivation, well-being, and ill-being? Journal of School Psychology, 68, 154–162. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2018.03.005
  9. Deci, E.L., & Ryan, R.M. (2008). Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development, and health. Canadian Psychology/Psychologie Canadienne, 49(3), 182–185. https://doi.org/10.1037/a0012801
  10. Di Stefano, G., & Gaudiino, M. (2018). Differential effects of workaholism and work engagement on the interference between life and work domains. Europe’s Journal of Psychology, 14(4), 863–879. https://doi.org/10.5964/ejop.v14i4.1626
  11. Dunaevskaja, Je.B. (2009). Motivation for professional and personal development and self-development of a teacher as a psychological and pedagogical problem. Educational Psychology in Polycultural Space, 2(3–4), 77–83. (In Russ.)
  12. Engdahl, I., Pramling Samuelsson, I., & Ärlemalm-Hagsér, E. (2021). Swedish teachers in the process of implementing education for sustainability in early childhood education. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1(1), 3–23. https://doi.org/10.11621/nicep.2021.0101
  13. Fernet, C., Chanal, J., & Guay, F. (2017). What fuels the fire: Jobor task-specific motivation (or both)? On the hierarchical and multidimensional nature of teacher motivation in relation to job burnout. Work & Stress, 31(2), 145–163. https://doi.org/10.1080/02678373.2017.1303758
  14. Gilmutdinova, L.R. (2017). Features of motivation of preschool teachers as one of the components of job satisfaction. Psychology ‒ the Science of the Future: Conference Proceedings (pp. 188–192). Moscow: Institute of Psychology of RAS. (In Russ.)
  15. Gordeeva, T.O. (2016). Motivation: New theoretical approaches, diagnostics and practical recommendations. Siberian Journal of Psychology, (62), 38–53. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/17267080/62/4
  16. Granziera, H., & Perera, H.N. (2019). Relations among teachers’ self-efficacy beliefs, engagement, and work satisfaction: A social cognitive view. Contemporary Educational Psychology, 58, 75–84. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2019.02.003
  17. Kondratyuk, N.G., & Morosanova, V.I. (2022). Regulatory resources for work engagement and overcoming professional deformations in the context of human well-being in the work environment. Russian Psychological Journal, 19(1), 143–157. (In Russ.) https://doi.org/10.21702/rpj.2022.1.11
  18. Kutuzova, D.A. (2006). Organization of activity and style of self-regulation as factors of professional burnout of a teacher-psychologist. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education. (In Russ.)
  19. Li, J.-B., Leung, I.T.Y., & Li, Z. (2021). The pathways from self-control at school to performance at work among novice kindergarten teachers: The mediation of work engagement and work stress. Children and Youth Services Review, 121, 105881. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105881
  20. Lobanova, T.N. (2022). Labor interests as a key factor in the involvement and performance of educational technology employees. National Psychological Journal, (4), 102–115. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0410
  21. Mandrikova, E.Ju. (2012). Engagement: A review of current research. Psihologija v Vuze, (6), 53–64. (In Russ.)
  22. Masari, G.-A., Muntele, D., & Curelaru, V. (2013). Motivation, work-stress and somatic symptoms of Romanian preschool and primary school teachers. Procedia ‒ Social and Behavioral Sciences, 84, 332–335. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.561
  23. Maslach, C., & Leiter, M.P. (1997). The truth about burnout: How organizations cause personal stress and what to do about it. San Francisco: Jossey-Bass.
  24. Mazilov, V.A., & Kostrigin, А.А. (2022). The personality of the future teacher: A review of foreign studies. Russian Psychological Journal, 19(2), 89–105. (In Russ.) https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.7
  25. Minaeva, O.I., & Bagautdinova, S.F. (2015). Analysis of the motivation for the activities of preschool teachers in the context of the introduction of an effective contract. Mezhdunarodnyj Studencheskij Nauchnyj Vestnik, (5–3), 403–405. (In Russ.)
  26. Mokretsova, L.A., Sychev, O.A., Bespalov, A.M., Vlasov, M.S., & Prudnikova, M.M. (2021). Teachers’ autonomous motivation and work engagement: The role of the principal’s democratic leadership style and psychological climate. The Education and Science Journal, 23(9), 115–141. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-9-115-141
  27. Moreira-Fontán, E., García-Señorán, M., Conde-Rodríguez, Á., & González, A. (2019). Teachers' ICT-related self-efficacy, job resources, and positive emotions: Their structural relations with autonomous motivation and work engagement. Computers & Education, 134, 63–77. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.02.007
  28. Moskvina, M.V. (2012). Comparative analysis of identity of teachers of various types of Norilsk educational institutions. The Bulletin of KSPU named after V.P. Astafyev, (4), 269–277. (In Russ.)
  29. Osin, E.N., Gorbunova, A.A., Gordeeva, T.O., Ivanova, T.Yu., Kosheleva, N.V., & Ovchinnikova, E.Yu. (2017). Professional motivation of Russian employees: Assessment and associations with well-being and performance. Organizational Psychology, 7(4), 21–49. (In Russ.)
  30. Osin, E.N., Ivanova, T.Yu., & Gordeeva, T.O. (2013). Autonomous and controlled professional motivation predict subjective well-being in Russian employees. Organizational Psychology, 3(1), 8–29. (In Russ.)
  31. Pelletier, L.G., & Rocchi, M. (2016). Teachers’ motivation in the classroom. In W. Liu, J. Wang & R. Ryan (Eds.), Building Autonomous Learners (pp. 107–127). Singapore: Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-287-630-0_6
  32. Pourtousi, Z., & Ghanizadeh, A. (2020). Teachers’ motivation and its association with job commitment and work engagement. Psychological Studies, 65(4), 455–466. https://doi.org/10.1007/s12646-020-00571-x
  33. Rogov, E.I., & Nedivodina, A.M. (2019). The peculiarities of motivation of teachers working in educational institutions of different forms of ownership. World of Science. Pedagogy and Psychology, 5(7), 62. (In Russ.)
  34. Ryan, R.M., & Deci, E.L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 55(1), 68–78. https://doi.org/10.1037/0003-066x.55.1.68
  35. Schaufeli, W., & Bakker, A. (2003). UWES Utrecht Work Engagement Scale. Preliminary Manual. Utrecht: Occupational Health Psychology Unit‚ Utrecht University.
  36. Schaufeli, W.B., & Bakker, A.B. (2010). Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept. In A.B. Bakker & M.P. Leiter (Eds.), Work Engagement: A Handbook of Essential Theory and Research (pp. 10–24). London: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9780203853047
  37. Schaufeli, W.B., Martínez, I.M., Pinto, A.M., Salanova, M., & Bakker, A.B. (2002). Burnout and engagement in university students. Journal of Cross-Cultural Psychology, 33(5), 464–481. https://doi.org/10.1177/0022022102033005003
  38. Shljapnikova, O.A. (2010). Personal determinants of professionalization of teachers of preschool educational institutions. Ph.D. in Psychology Thesis. Yaroslavl: P.G. Demidov Yaroslavl State University. (In Russ.)
  39. Slemp, G.R., Field, J.G., & Cho, A.S.H. (2020). A meta-analysis of autonomous and controlled forms of teacher motivation. Journal of Vocational Behavior, 121, 103459. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2020.103459
  40. Smidt, W., & Embacher, E.-M. (2022). How do activity settings, preschool teachers’ activities, and children’s activities relate to the quality of children’s interactions in preschool? Findings from Austria. Preschool Education Today, (3), 66–80. (In Russ.)
  41. Suroedova, E.A., Kravchenko, G.G., Nikolenko, O.F., & Raqimova, E.Sh. (2019). Styles of pedagogical communication and personal features of teachers of preschool educational institutions. World of Science. Pedagogy and Psychology, 7(4), 54. (In Russ.)
  42. Van den Berg, B.A.M., Bakker, A.B., & ten Cate, Th.J. (2013). Key factors in work engagement and job motivation of teaching faculty at a university medical centre. Perspectives on Medical Education, 2(5–6), 264–275. https://doi.org/10.1007/s40037-013-0080-1
  43. Van den Broeck, A., Howard, J.L., Van Vaerenbergh, Y., Leroy, H., & Gagné, M. (2021). Beyond intrinsic and extrinsic motivation: A meta-analysis on self-determination theory’s multidimensional conceptualization of work motivation. Organizational Psychology Review, 11(3), 240–273. https://doi.org/10.1177/20413866211006173
  44. Van Oers, B., & Pompert, B. (2021). Assisting teachers in curriculum innovation: An international comparative study. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1(1), 43–76. https://doi.org/10.11621/nicep.2021.0303
  45. Veraksa, A.N., Sidneva, A.N., Aslanova, M.S., & Plotnikova, V.A. (2022). Effectiveness of different teaching resources for forming the concept of magnitude in older preschoolers with varied levels of executive functions. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 62–82. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0405
  46. Volkova, E.N. (2022). Personal characteristics of a 21st century teacher: An analysis of empirical studies of the problem. The Education and Science Journal, 24(3), 126‒157. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-126-157
  47. Yushin, V.V. (2019). Involvement of enterprise employees in production processes. Approaches and principles. Kompetentnost', (6), 40–45. (In Russ.)
  48. Zarubina, E.V., & Petrova, L.N. (2016). Basic theory of motivation. Agrarnoe Obrazovanie i Nauka, (4), 41–46. (In Russ.)
  49. Zeer, E.F., Symanyuk, E.E., Ryabukhina, A.A., & Borisov, G.I. (2020). Psychological peculiarities of professional development in late adulthood. The Education and Science Journal, 22(8), 75–107. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-8-75-107

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».