Теоретические основания проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию
- Авторы: Джуринский А.Н.1, Жукова Т.А.2,3, Богословский В.И.4, Андреева Е.Ю.2
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
- Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
- Выпуск: Том 20, № 2 (2023)
- Страницы: 269-288
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326158
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2-269-288
- EDN: https://elibrary.ru/WJXIZU
- ID: 326158
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Интенсификация процессов глобализации и интеграции культур обозначила перед многими полиэтническими государствами проблему развития мультикультурного общества по законам толерантности, сотрудничества и взаимоуважения. Особенно остро данная проблема стоит перед регионами вследствие отличия этнокультурных и миграционных процессов на территории каждого из них, разной степенью динамичности и постоянной изменчивостью этих процессов, что определяет особенный, специфический характер подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в каждом отдельно взятом регионе, то есть для каждого региона необходима своя методика. Актуальность исследования обусловлена существующей тенденцией динамичности развития регионов под воздействием миграционных и этнокультурных процессов и создавшейся необходимостью поиска механизмов подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в динамичной этнокультурной среде региона через анализ различных прецедентов. Таким образом, цель исследования - проектирование методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях динамичности этнокультурных процессов. Решались следующие задачи: анализ современного состояния изученности проблемы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в системе высшего педагогического образования в России, а также состояния изученности зарубежом проблемы поликультурного образования, основанного на идеях межнационального диалога; разработка алгоритма проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию. Предложен поэтапный алгоритм проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию на основе обобщения регионального опыта; охарактеризовано содержание каждого этапа. Настоящая работа расширяет представления о подготовке педагогов к межкультурному взаимодействию в этнокультурном регионе, особенностях реализации принципа регионализации, специфике сравнительных исследований. Реализация предложенной методики позволит выявлять общие, частные и единичные изменения в подготовке педагогов к межкультурному взаимодействию с учетом региональной специфики динамичности этнокультурных процессов в каждом регионе.
Об авторах
Александр Наумович Джуринский
Московский педагогический государственный университет
Email: djurins@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5672-3812
SPIN-код: 4303-1441
академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и практики начального образования, Институт детства
Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1Татьяна Анатольевна Жукова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
Email: tazhukova@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-2184-4814
SPIN-код: 5864-9496
доктор педагогических наук, доцент, доцент департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия); доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»
Российская Федерация, 125167, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49; Российская Федерация, 119049, Москва, Ленинский пр-кт, д. 4, стр. 1Владимир Игоревич Богословский
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Email: vib0705@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7071-244X
SPIN-код: 5063-6734
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры цифрового образования
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48Екатерина Юрьевна Андреева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: eyandreeva@fa.ru
ORCID iD: 0000-0001-9953-4958
SPIN-код: 6669-4487
кандидат филологических наук, доцент, доцент департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, факультет международных экономических отношений
Российская Федерация, 125167, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49Список литературы
- Alexiadou, N., Fink-Hafner, D., & Lange, B. (2010). Education policy convergence through the Open Method of Coordination: Theoretical reflections and implementation in 'old' and 'new' national contexts. European Educational Research Journal, 9(3), 346-359. https://doi.org/10.2304/eerj.2010.9.3.345
- Andreev, E.V. (2014). Problems of modern Western European multiculturalism. The Observer, (5), 61-74. (In Russ.)
- Aniskin, V.N., Bogoslovsky, V.I., Zhukova, T.A., & Ryabinova, E.N. (2015). Prospects for the development of multicultural education system. Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, (1), 16-23. (In Russ.)
- Aniskin, V.N., Borisov, A.Y., Dichinskaya, L.E., Zhukova, T.A., & Schrenk, M. (2015). Peculiarities of bachelor's education training in the conditions of development of multicultural processes (on the example of Russia and Germany). Povolzhsky Pedagogichesky Vestnik, (3), 48-52. (In Russ.)
- Banks, J. (2008). An introduction to multicultural education. New York: Allyn & Bacon.
- Berry, J.W. (1999). Aboriginal cultural identity. Canadian Journal of Native Studies, 19, 1-36.
- Berry, J.W. (2006). Mutual attitudes among immigrants and ethnocultural groups in Canada. International Journal of Intercultural Research, 30, 719-734. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2006.06.004
- Berry, J.W., & Grigoryev, D. (2022). An adaptationist framework to examine intergroup contact. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 83-100. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0406
- Bogoslovskiy, V.I., & Zhukova, T.A. (2021). Development of a learning system to prepare teachers for multicultural interaction. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, (200), 225-231. (In Russ.) https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-225-231
- Bogoslovskiy, V.I., Zhukova, T.A., & Klimova, I.I. (2022). Forecasting changes in teachers’ preparation to intercultural interaction in regions. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (5), 58-66. (In Russ.) https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-58-66
- Bogoslovsky, V.I., Laptev, V.V., Pisareva, S.A., & Tryapitsyna, A.P. (2007). Integration processes and humanitarian technologies: The interdisciplinary aspect of science education research in European Universities: Research and Methodological materials. St. Petersburg: Knizhnyi Dom Publ. (In Russ.)
- Brazhnik, E.I. (2002). Formation and development of integration processes in modern European education: Sci.D Thesis in Pedagogical Sciences. St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University. (In Russ.)
- Catron, P. (2020). The melting-pot problem? The persistence and convergence of premigration socioeconomic status during the age of mass migration. Social Forces, 99(1), 366-397. https://doi.org/10.1093/sf/soz146
- Cemalcilar, Z., Falbo, T., & Stapleton. L. (2005). Cyber communication: A new opportunity for international students' adaptation? International Journal of Intercultural Relations, 29, 91-110. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2005.04.002
- Clyne, M., & Jupp, J. (2011). Multiculturalism and integration: A harmonious relationship. Canberra: ANU Press. https://doi.org/10.26530/oapen_459378
- Donnadieu", G., Durand, D., Neel, D., Nunez, E., & Saint-Paul, L. (2003). L'Approche systémique: De quoi s'agit-il? Synthèse des travaux du Groupe AFSCET, “Diffusion de la pensée systémique”. Retrieved January 25, 2023, from https://filepursuit.com/file/21908559-Approche-systemique-definition-pdf/
- Dzhurinsky, A.N. (2018). Higher education in the modern world: Trends and problems. Moscow: Prometheus Publ. (In Russ.)
- Dzhurinsky, A.N. (2018). Intercultural education in France. Teacher XXI Century, (4), 32-44. (In Russ.)
- Garcés-Mascareñas, B., & Penninx, R. (2016). Introduction: Integration as a three-way process approach? In Garcés-Mascareñas, B., & Penninx, R. (Eds.), Integration Processes and policies in Europe: Contexts, levels and actors (pp. 1-9). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-21674-4_1
- George, U. (2006). Immigrant integration: Simple questions, complex answers. Canadian Diversity, Special Issue on Integration of Newcommers. International Approaches, 5, 3-6.
- Greenwald, O.N. (2020). Higher education in multiethnic society: Strategies, problems and perspectives. Professional Education in Russia and Abroad, (4), 61-68. (In Russ.)
- Greenwald, O.N., & Sergeychik, T.S. (2019). The interaction of the subjects of education process in poly-ethnical university environment. Pedagogical Review, (6), 151-160. (In Russ.) https://www.doi.org/10.23951/2307-6127-2019-6-151-160
- Grimovskaya, L.M. (2017). Intercultural competence of teachers as a condition of preparation to professional work in a multicultural environment. Izvestia of the Saratov University, Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 17(3), 339-343. (In Russ.) https://www.doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-3-339-343
- Gukalenko, O.V. (2017). Safety of children and youth in the multicultural space of Russia. Moscow: MAKS Press. (In Russ.)
- Hoehmann, K., & Zhukova, T. (2011). Teaching sociocultural qualities in German and Russian universities (pp. 26-30). Samara: PGSGA Publ.
- Holzbrecher, A. (2008). Interkulturelles lernen. In B. Ahrenholz, I. Oomen-Welke (Eds.), Psychologie für den Lehrberuf (pp. 107-124). Berlin, Heidelberg: Springer.
- Kaikkonen, P. (2001). Intercultural learning through foreign language education. In C.N. Candin (Ed.), Experiential Learning in Foreign Language Education (pp. 61-105). London: New York: Longman.
- Klarin, M.V. (2016). Innovative models in learning: A study of world experience. Moscow: Luch Publ. (In Russ.)
- Klimova, I.I., Kozlovtseva, N.A., & Konurbaev, M.E. (2021). New forms of scientific interaction in the era of civilization breakdown. Humanities. Vestnik Finansovogo Universiteta, 11(2), 41-46. (In Russ.)
- Kymlicka, W. (1995). Multicultural citizenship: A liberal theory of minority rights. Oxford: Clarendon Press.
- Laptev, V.V., Tryapitsyna, A.P., Bogoslovsky, V.I., Bendyukova, T.S., & Pisareva, S.A. (2005). Training of higher qualification: Postgraduate studies in modern university. St. Petersburg: Knizhnyi Dom Publ. (In Russ.)
- Longley, R. (2020). What is multiculturalism? Definition, theories and examples. Retrieved February 10, 2023, from https://www.thoughtco./com/what-is-multiculturalism-4689285
- Lugovskaya, I.Р. (2004). Comparative and pedagogical analysis of school education systems: Parametric approach. Arkhangelsk: Publishing House of Lomonosov Pomorsky State University. (In Russ.)
- Martin-Ioganson, E. (2021). Western multiculturalism. The failed ideology of the “Melting Pot”. Free Thought, (4), 79-92. (In Russ.)
- Mitina, L.M. (2014). Psychology of personal and professional development of subjects of education. St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ. (In Russ.)
- Ose, L. (2016). Intercultural dialogue and its pedagogical potential. Latvian Christian Academy Proceedings (4), 301-319.
- Penninx, R. (2007). Integration processes of migrants: Research findings and policy challenges. Migracijske i Etničke Teme, 23(1-2), 7-32.
- Piskunova, E.V. (2008). The study of socio-cultural conditionality of change in the activities of a modern school teacher: Scientific and methodological materials. St. Petersburg: Knizhnyi Dom Publ. (In Russ.)
- Popov, A.V. (2013). Multiculturalism and national identity in the context of modernity. Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture, (199), 73-84. (In Russ.)
- Salavatova, A.M. (2019). Organization of multicultural education in the university. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (4), 43-50. (In Russ.) https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/07
- Shchedrina, O.V. (2004). Is a multicultural model of migrant integration possible in Russia? Sociological Studies, (11), 1-20. (In Russ.)
- Shirina, T.G. (2014). Professional culture of a university professor as a factor of international cooperation development. Science Vector of Togliatti State University, (3), 340-342. (In Russ.)
- Solntsev, M.N. (2018). Innovative practices of interethnic cooperation on the prevention of youth extremism in the sphere of culture. Scientific Notes of Orel State University, (3), 365-367. (In Russ.)
- Souprounova, L.L., & Sviridchenko, Yu.S. (2013). Polycultural education as a subject of comparative pedagogical research (on the material of Russian and American school). Domestic and Foreign Pedagogy, (3), 39-50. (In Russ.)
- Taylor, Ch. (1992). Multiculturalism and the “Politics of Recognition”. Princeton: Princeton University.
- Weaver, G.R. (1998). Contrasting and comparing cultures. In G.R. Weaver (Ed.), Culture, Communication and Conflict: Readings in Intercultural Relations (pp. 72-77). Needham Heights, MA: Simon and Schuster Publishing.
- Wolfson, B.L. (2002). Methods of comparative pedagogical research. Pedagogica, (2), 70-80. (In Russ.)
- Zhukova, T.A., Bogoslovskiy, V.I., & Ivashkina, O.A. (2022). Perspectives in a higher education in Russia: The strategies to intercultural intellect development. The World of Science, Culture, Education, (6), 167-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-697-167-170
Дополнительные файлы

