Теоретические основания проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Интенсификация процессов глобализации и интеграции культур обозначила перед многими полиэтническими государствами проблему развития мультикультурного общества по законам толерантности, сотрудничества и взаимоуважения. Особенно остро данная проблема стоит перед регионами вследствие отличия этнокультурных и миграционных процессов на территории каждого из них, разной степенью динамичности и постоянной изменчивостью этих процессов, что определяет особенный, специфический характер подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в каждом отдельно взятом регионе, то есть для каждого региона необходима своя методика. Актуальность исследования обусловлена существующей тенденцией динамичности развития регионов под воздействием миграционных и этнокультурных процессов и создавшейся необходимостью поиска механизмов подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в динамичной этнокультурной среде региона через анализ различных прецедентов. Таким образом, цель исследования - проектирование методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в условиях динамичности этнокультурных процессов. Решались следующие задачи: анализ современного состояния изученности проблемы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию в системе высшего педагогического образования в России, а также состояния изученности зарубежом проблемы поликультурного образования, основанного на идеях межнационального диалога; разработка алгоритма проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию. Предложен поэтапный алгоритм проектирования методики подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию на основе обобщения регионального опыта; охарактеризовано содержание каждого этапа. Настоящая работа расширяет представления о подготовке педагогов к межкультурному взаимодействию в этнокультурном регионе, особенностях реализации принципа регионализации, специфике сравнительных исследований. Реализация предложенной методики позволит выявлять общие, частные и единичные изменения в подготовке педагогов к межкультурному взаимодействию с учетом региональной специфики динамичности этнокультурных процессов в каждом регионе.

Об авторах

Александр Наумович Джуринский

Московский педагогический государственный университет

Email: djurins@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5672-3812
SPIN-код: 4303-1441

академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и практики начального образования, Институт детства

Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1

Татьяна Анатольевна Жукова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»

Email: tazhukova@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-2184-4814
SPIN-код: 5864-9496

доктор педагогических наук, доцент, доцент департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия); доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий, Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»

Российская Федерация, 125167, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49; Российская Федерация, 119049, Москва, Ленинский пр-кт, д. 4, стр. 1

Владимир Игоревич Богословский

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Email: vib0705@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7071-244X
SPIN-код: 5063-6734

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры цифрового образования

Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Екатерина Юрьевна Андреева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: eyandreeva@fa.ru
ORCID iD: 0000-0001-9953-4958
SPIN-код: 6669-4487

кандидат филологических наук, доцент, доцент департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, факультет международных экономических отношений

Российская Федерация, 125167, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49

Список литературы

  1. Alexiadou, N., Fink-Hafner, D., & Lange, B. (2010). Education policy convergence through the Open Method of Coordination: Theoretical reflections and implementation in 'old' and 'new' national contexts. European Educational Research Journal, 9(3), 346-359. https://doi.org/10.2304/eerj.2010.9.3.345
  2. Andreev, E.V. (2014). Problems of modern Western European multiculturalism. The Observer, (5), 61-74. (In Russ.)
  3. Aniskin, V.N., Bogoslovsky, V.I., Zhukova, T.A., & Ryabinova, E.N. (2015). Prospects for the development of multicultural education system. Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences, (1), 16-23. (In Russ.)
  4. Aniskin, V.N., Borisov, A.Y., Dichinskaya, L.E., Zhukova, T.A., & Schrenk, M. (2015). Peculiarities of bachelor's education training in the conditions of development of multicultural processes (on the example of Russia and Germany). Povolzhsky Pedagogichesky Vestnik, (3), 48-52. (In Russ.)
  5. Banks, J. (2008). An introduction to multicultural education. New York: Allyn & Bacon.
  6. Berry, J.W. (1999). Aboriginal cultural identity. Canadian Journal of Native Studies, 19, 1-36.
  7. Berry, J.W. (2006). Mutual attitudes among immigrants and ethnocultural groups in Canada. International Journal of Intercultural Research, 30, 719-734. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2006.06.004
  8. Berry, J.W., & Grigoryev, D. (2022). An adaptationist framework to examine intergroup contact. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 83-100. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0406
  9. Bogoslovskiy, V.I., & Zhukova, T.A. (2021). Development of a learning system to prepare teachers for multicultural interaction. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, (200), 225-231. (In Russ.) https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-225-231
  10. Bogoslovskiy, V.I., Zhukova, T.A., & Klimova, I.I. (2022). Forecasting changes in teachers’ preparation to intercultural interaction in regions. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (5), 58-66. (In Russ.) https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-5-58-66
  11. Bogoslovsky, V.I., Laptev, V.V., Pisareva, S.A., & Tryapitsyna, A.P. (2007). Integration processes and humanitarian technologies: The interdisciplinary aspect of science education research in European Universities: Research and Methodological materials. St. Petersburg: Knizhnyi Dom Publ. (In Russ.)
  12. Brazhnik, E.I. (2002). Formation and development of integration processes in modern European education: Sci.D Thesis in Pedagogical Sciences. St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University. (In Russ.)
  13. Catron, P. (2020). The melting-pot problem? The persistence and convergence of premigration socioeconomic status during the age of mass migration. Social Forces, 99(1), 366-397. https://doi.org/10.1093/sf/soz146
  14. Cemalcilar, Z., Falbo, T., & Stapleton. L. (2005). Cyber communication: A new opportunity for international students' adaptation? International Journal of Intercultural Relations, 29, 91-110. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2005.04.002
  15. Clyne, M., & Jupp, J. (2011). Multiculturalism and integration: A harmonious relationship. Canberra: ANU Press. https://doi.org/10.26530/oapen_459378
  16. Donnadieu", G., Durand, D., Neel, D., Nunez, E., & Saint-Paul, L. (2003). L'Approche systémique: De quoi s'agit-il? Synthèse des travaux du Groupe AFSCET, “Diffusion de la pensée systémique”. Retrieved January 25, 2023, from https://filepursuit.com/file/21908559-Approche-systemique-definition-pdf/
  17. Dzhurinsky, A.N. (2018). Higher education in the modern world: Trends and problems. Moscow: Prometheus Publ. (In Russ.)
  18. Dzhurinsky, A.N. (2018). Intercultural education in France. Teacher XXI Century, (4), 32-44. (In Russ.)
  19. Garcés-Mascareñas, B., & Penninx, R. (2016). Introduction: Integration as a three-way process approach? In Garcés-Mascareñas, B., & Penninx, R. (Eds.), Integration Processes and policies in Europe: Contexts, levels and actors (pp. 1-9). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-21674-4_1
  20. George, U. (2006). Immigrant integration: Simple questions, complex answers. Canadian Diversity, Special Issue on Integration of Newcommers. International Approaches, 5, 3-6.
  21. Greenwald, O.N. (2020). Higher education in multiethnic society: Strategies, problems and perspectives. Professional Education in Russia and Abroad, (4), 61-68. (In Russ.)
  22. Greenwald, O.N., & Sergeychik, T.S. (2019). The interaction of the subjects of education process in poly-ethnical university environment. Pedagogical Review, (6), 151-160. (In Russ.) https://www.doi.org/10.23951/2307-6127-2019-6-151-160
  23. Grimovskaya, L.M. (2017). Intercultural competence of teachers as a condition of preparation to professional work in a multicultural environment. Izvestia of the Saratov University, Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 17(3), 339-343. (In Russ.) https://www.doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-3-339-343
  24. Gukalenko, O.V. (2017). Safety of children and youth in the multicultural space of Russia. Moscow: MAKS Press. (In Russ.)
  25. Hoehmann, K., & Zhukova, T. (2011). Teaching sociocultural qualities in German and Russian universities (pp. 26-30). Samara: PGSGA Publ.
  26. Holzbrecher, A. (2008). Interkulturelles lernen. In B. Ahrenholz, I. Oomen-Welke (Eds.), Psychologie für den Lehrberuf (pp. 107-124). Berlin, Heidelberg: Springer.
  27. Kaikkonen, P. (2001). Intercultural learning through foreign language education. In C.N. Candin (Ed.), Experiential Learning in Foreign Language Education (pp. 61-105). London: New York: Longman.
  28. Klarin, M.V. (2016). Innovative models in learning: A study of world experience. Moscow: Luch Publ. (In Russ.)
  29. Klimova, I.I., Kozlovtseva, N.A., & Konurbaev, M.E. (2021). New forms of scientific interaction in the era of civilization breakdown. Humanities. Vestnik Finansovogo Universiteta, 11(2), 41-46. (In Russ.)
  30. Kymlicka, W. (1995). Multicultural citizenship: A liberal theory of minority rights. Oxford: Clarendon Press.
  31. Laptev, V.V., Tryapitsyna, A.P., Bogoslovsky, V.I., Bendyukova, T.S., & Pisareva, S.A. (2005). Training of higher qualification: Postgraduate studies in modern university. St. Petersburg: Knizhnyi Dom Publ. (In Russ.)
  32. Longley, R. (2020). What is multiculturalism? Definition, theories and examples. Retrieved February 10, 2023, from https://www.thoughtco./com/what-is-multiculturalism-4689285
  33. Lugovskaya, I.Р. (2004). Comparative and pedagogical analysis of school education systems: Parametric approach. Arkhangelsk: Publishing House of Lomonosov Pomorsky State University. (In Russ.)
  34. Martin-Ioganson, E. (2021). Western multiculturalism. The failed ideology of the “Melting Pot”. Free Thought, (4), 79-92. (In Russ.)
  35. Mitina, L.M. (2014). Psychology of personal and professional development of subjects of education. St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ. (In Russ.)
  36. Ose, L. (2016). Intercultural dialogue and its pedagogical potential. Latvian Christian Academy Proceedings (4), 301-319.
  37. Penninx, R. (2007). Integration processes of migrants: Research findings and policy challenges. Migracijske i Etničke Teme, 23(1-2), 7-32.
  38. Piskunova, E.V. (2008). The study of socio-cultural conditionality of change in the activities of a modern school teacher: Scientific and methodological materials. St. Petersburg: Knizhnyi Dom Publ. (In Russ.)
  39. Popov, A.V. (2013). Multiculturalism and national identity in the context of modernity. Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture, (199), 73-84. (In Russ.)
  40. Salavatova, A.M. (2019). Organization of multicultural education in the university. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (4), 43-50. (In Russ.) https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/07
  41. Shchedrina, O.V. (2004). Is a multicultural model of migrant integration possible in Russia? Sociological Studies, (11), 1-20. (In Russ.)
  42. Shirina, T.G. (2014). Professional culture of a university professor as a factor of international cooperation development. Science Vector of Togliatti State University, (3), 340-342. (In Russ.)
  43. Solntsev, M.N. (2018). Innovative practices of interethnic cooperation on the prevention of youth extremism in the sphere of culture. Scientific Notes of Orel State University, (3), 365-367. (In Russ.)
  44. Souprounova, L.L., & Sviridchenko, Yu.S. (2013). Polycultural education as a subject of comparative pedagogical research (on the material of Russian and American school). Domestic and Foreign Pedagogy, (3), 39-50. (In Russ.)
  45. Taylor, Ch. (1992). Multiculturalism and the “Politics of Recognition”. Princeton: Princeton University.
  46. Weaver, G.R. (1998). Contrasting and comparing cultures. In G.R. Weaver (Ed.), Culture, Communication and Conflict: Readings in Intercultural Relations (pp. 72-77). Needham Heights, MA: Simon and Schuster Publishing.
  47. Wolfson, B.L. (2002). Methods of comparative pedagogical research. Pedagogica, (2), 70-80. (In Russ.)
  48. Zhukova, T.A., Bogoslovskiy, V.I., & Ivashkina, O.A. (2022). Perspectives in a higher education in Russia: The strategies to intercultural intellect development. The World of Science, Culture, Education, (6), 167-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-697-167-170

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».