Конструирование опросника «Позитивное организационное поведение»: результаты предварительной валидизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - конструирование авторского опросника для диагностики позитивного организационного поведения (ПОП) сотрудников и дальнейшая проверка психометрических показателей его валидности и надежности. Автор концепции ПОП Ф. Лютанс не предложил диагностического инструментария для оценки ПОП, в этой связи возникла необходимость в его создании. Проведен теоретический анализ концепции Ф. Лютанса и существующих шкал диагностики пяти компонентов ПОП (самоэффективность, надежда, оптимизм, субъективное благополучие и эмоциональный интеллект). Эмпирическое исследование выполнено посредством онлайн-опроса. Выборка составила 172 респондента, работающих в разных сферах деятельности, в возрасте от 22 до 60 лет. Оценивались психометрические показатели опросника ПОП: надежность и согласованность пунктов опросника, соответствие теоретической концептуализации факторной структуре опросника. Конструктная валидность опросника проверялась с использованием шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера в адаптации Д. Леонтьева и Е. Осина и шкалы теста диспозиционного оптимизма в адаптации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина. В результате конфирматорного факторного анализа выделена пятифакторная структура опросника, что соответствует представлениям о пятикомпонентной структуре ПОП в теоретической концепции Ф. Лютанса. Надежность оценивалась с помощью анализа значений коэффициентов α Кронбаха, половинного расщепления Гутмана и Спирмена - Брауна. Полученные результаты свидетельствуют о достаточной надежности и согласованности пунктов опросника (значение α Кронбаха общей шкалы ПОП - 0,890). Оценка конструктной валидности подтвердила наличие значимых взаимосвязей между отдельными субшкалами опросника ПОП и шкалами удовлетворенности жизнью и диспозиционного оптимизма, что свидетельствует о содержательном сходстве шкал. Установлено, что созданный измерительный инструмент обладает достаточной валидностью и надежностью и может быть использован для исследовательских целей.

Об авторах

Владимир Артурович Штроо

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: vstroh@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-3627-9950
SPIN-код: 1193-1908

кандидат психологических наук, доцент, профессор департамента психологии, факультет социальных наук

Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Василиса Владимировна Дайнеко

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: vdajneko@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-6279-8463
SPIN-код: 9110-7476

аспирант 3-го года обучения, Аспирантская школа по психологии

Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Список литературы

  1. Abbe, A., Tkach, C., & Lyubomirsky, S. (2003). The art of living by dispositionally happy people. Journal of Happiness Studies, (4), 385‒404.
  2. Andrews, F.M., & Crandall, R. (1976). The validity of measures of self-reported well-being. Social Indicators Research, (3), 1‒19.
  3. Badoux, A., & Mendelsohn, G.A. (1994). Subjective well-being in French and American samples: Scale development and comparative data. Quality of Life Research, (3), 395‒401.
  4. Bandura, A. (1977). Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. Psychological Review, 84(2), 191‒215.
  5. Bandura, A. (1982). Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37(2), 122‒147.
  6. Boyarinceva, A.V. (1995). Motivational and cognitive characteristics of the personality of a young entrepreneur. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow. (In Russ.)
  7. Boyarinceva, A.V. (2003). Self-efficacy test. In L.M. Mitina (Ed.), Psychology of Development of a Competitive Personality (pp. 217–219). Moscow: MPSI Publ. (In Russ.)
  8. Bradburn, N.M. (1969). The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine.
  9. Broad, J.D., & Luthans, F. (2020). Positive resources for psychiatry in the fourth industrial revolution: Building patient and family focused psychological capital (PsyCap). International Review of Psychiatry, 32(7‒8), 542‒554. https://doi.org/10.1080/09540261.2020.1796600
  10. Cartwright, S., & Cooper, C.L. (2014). Towards organizational health: Stress, positive organizational behavior, and employee well-being. In S. Cartwright, C.L. Cooper (Eds.), Bridging Occupational, Organizational and Public Health (pp. 29–42). Amsterdam: Springer. http://doi.org/10.1007/978-94-007-5640-3_3
  11. Carver, C.S., & Scheier, M.F. (2014). Dispositional optimism. Trends in Cognitive Sciences, 18(6), 293‒299.
  12. Cherniss, C. (2000). Emotional intelligence (EI): What it is and why it matters. New Orleans: Consortium for Research on Emotional Intelligence in Organizations.
  13. Culbertson, S.S., Fullagar, C.J., & Mills, M.J. (2010). Feeling good and doing great: The relationship between psychological capital and well-being. Journal of Occupational Health Psychology, 15(4), 421‒433. https://doi.org/10.1037/a0020720
  14. Dayneko, V.V. (2022). Positive organizational doctrine: Positive organizational behavior by F. Luthans and positive organizational scholarship by K. Cameron. Organizational Psychology, 12(1), 175‒200. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/2312-5942-2022-12-1-175-200
  15. Dayneko, V.V., & Stroh, W.A. (2022). Positive psychological capital: Concept and measurement. Mir Psikhologii, (1), 4‒14. (In Russ.) https://doi.org/10.51944/20738528_2022_1_4
  16. Diener, E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin, 95(3), 542‒575.
  17. Diener, E.D., Emmons, R.A., Larsen, R.J., & Griffin, S. (1985). The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment, 49(1), 71‒75.
  18. Dutta, S., & Khatri, P. (2017). Servant leadership and positive organizational behaviour: The road ahead to reduce employees’ turnover intentions. On the Horizon, 25(1), 60‒82.
  19. Goleman, D. (1995). Emotional intelligence. New York: Bantam Books, Inc.
  20. Goleman, D. (2013). Emotional intelligence: Why it may matter more than IQ. Moscow: Mann, Ivanov & Ferber Publ. (In Russ.)
  21. Gooty, J., Gavin, M., Johnson, P.D., Frazier, M.L., & Snow, D.B. (2009). In the eyes of the beholder: Transformational leadership, positive psychological capital, and performance. Journal of Leadership & Organizational Studies, 15(4), 353‒367. https://doi.org/10.1177/154805180933
  22. Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., & Osin, E.N. (2010). Development of a Russian-language version of the Life Orientation Test (LOT). Psikhologicheskaya Diagnostika, (2), 36‒64. (In Russ.)
  23. Homburg, C., Müller, M., & Klarmann, M. (2011). When should the customer really be king? On the optimum level of salesperson customer orientation in sales encounters. Journal of Marketing, 75(2), 55‒74. https://doi.org/10.1509/jm.75.2.55
  24. Ivanova, T.Yu., Leontiev, D.A., Osin, E.N., Rasskazova, E.I., & Kosheleva, N.V. (2018). Contemporary issues in the research of personality resources at work. Organizational Psychology, 8(1), 85‒121. (In Russ.)
  25. Jerusalem M., & Schwarzer R. (1986). Selbstwirksamkeit. In R. Schwarzer (Ed.), Self-Efficacy: Thought Control of Action (pp. 15‒28). Berlin: Freie Universität Berlin, Institut für Psychologie.
  26. Kochetova, Y.A., & Klimakova, M.V. (2019). Methods for diagnosing emotional intelligence. Journal of Modern Foreign Psychology, 8(4), 106‒114. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080411
  27. Lussier, B., & Hartmann, N.N. (2017). Salesperson’s positive organizational behavior capacities and their influence on customer relationship outcomes: An abstract. In P. Rossi (Ed.), Marketing at the Confluence between Entertainment and Analytics: Proceedings of the 2016 Academy of Marketing Science (AMS) World Marketing Congress (pp. 801‒802). Amsterdam: Springer.
  28. Luthans, F. (2002). Positive organizational behavior: Developing and managing psychological strengths. Academy of Management Perspectives, 16(1), 57‒72. https://doi.org/10.5465/ame.2002.6640181
  29. Luthans, F., & Youssef, C.M. (2007). Emerging positive organizational behavior. Journal of Management, 33(3), 321‒349. https://doi.org/10.1177/0149206307300814
  30. Luthans, F., Avolio, B.J., Avey, J.B., & Norman, S.M. (2007). Positive psychological capital: Measurement and relationship with performance and satisfaction. Personnel Psychology, 60(3), 541‒572. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.2007.00083
  31. Luthans, F., Youssef, C., & Avolio, B. (2007). Psychological capital: Developing the human competitive edge. Oxford, UK: Oxford University Press.
  32. Lyubomirsky, S., & Lepper, H.S. (1999). A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, (46), 137‒155.
  33. Lyusin, D.V. (2006). New technique for measuring emotional intelligence: EmIn Questionnaire. Psikhologicheskaya Diagnostika, (4), 3‒22. (In Russ.)
  34. Lyusin, D.V., & Ushakov, D.V. (Eds.) (2009). Social and emotional intelligence: From processes to measurements. Moscow: Institute of Psychology of RAS. (In Russ.)
  35. Martin-Krumm, C., Delas, Y., Lafrenière, M.A., Fenouillet, F., & Lopez, S.J. (2015). The structure of the state hope scale. The Journal of Positive Psychology, 10(3), 272‒281. https://doi.org/10.1080/17439760.2014.936964
  36. Mayer, J.D., Salovey, P., & Caruso, D. (2002). D.R. MSCEIT – Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligence Test. Toronto: Multi-Health Systems.
  37. Muzdybaev, K. (1999a). Phenomenology of the hope (first paper). Psihologicheskii Zhurnal, (3), 18‒27. (In Russ.)
  38. Muzdybaev, K. (1999b). Phenomenology of the hope (second paper). Psihologicheskii Zhurnal, (4), 26‒35. (In Russ.)
  39. Osin, E.N., & Leontiev, D.A. (2008). Approbation of the Russian-language versions of two scales for the express assessment of subjective well-being. Proceedings of the 3rd All-Russian Sociological Congress. Moscow: Institute of Sociology of RAS. (In Russ.)
  40. Palmer, B., Gignac, G., Bates, T., & Stough, C. (2003). Examining the structure of the trait meta‐mood scale. Australian Journal of Psychology, 55(3), 154‒158.
  41. Pekaar, K.A., Bakker, A.B., van der Linden, D., & Born, M.P. (2018). Self-and other-focused emotional intelligence: Development and validation of the Rotterdam Emotional Intelligence Scale (REIS). Personality and Individual Differences, (120), 222‒233. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.08.045
  42. Rasskazova, E.I., & Lebedeva, A.A. (2020). Screening Scale of Positive and Negative Experience (SPANE): Validation of the Russian version. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 17(2), 250‒263. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-2-250-263
  43. Salovey, P., & Mayer, J.D. (1990). Emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality, 9(3), 185‒211.
  44. Salovey, P., Mayer, J.D., Caruso, D., & Lopes, P.N. (2003). Measuring emotional intelligence as a set of abilities with the Mayer ‒ Salovey ‒ Caruso Emotional Intelligence Test. In S.J. Lopez, C.R. Snyder (Eds.), Positive Psychological Assessment: A Handbook of Models and Measures (pp. 251‒265). New York: Taylor and Francis Group.
  45. Scheier, M.F., & Carver, C.S. (1985). Optimism, coping, and health: Assessment and implications of generalized outcome expectancies. Health Psychology, 4(3), 219‒247.
  46. Schwarzer, R., & Jerusalem, M. (1992). Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal processes. In R. Schwarzer (Ed.), Self-Efficacy: Thought Control of Action (pp. 195‒213). Washington: Hemisphere.
  47. Schwarzer, R., Erusalem, M., & Romek, V. (1996). Russian version of General Self-Efficacy Scale by R. Schwarzer and M. Yerusalem. Inostrannaya Psikhologiya, (7), 71‒76. (In Russ.)
  48. Schweizer, K., & Koch, W. (2001). The assessment of components of optimism by POSO-E. Personality and Individual Differences, 31(4), 563‒574.
  49. Seligman, M.E. (2000). Optimism, pessimism, and mortality. Mayo Clinic Proceedings, 75(2), 133‒134.
  50. Sergienko, E.A., & Vetrova, I.I. (2009). Emotional intelligence: Russian-language adaptation of The Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligence Test, Version 2.0. Psychological Studies, 2(8), 10‒21. (In Russ.) https://doi.org/10.54359/ps.v2i8.951
  51. Sherer, M., Maddux, J.E., Mercandante, B., Prentice-Dunn, S., Jacobs, B., & Rogers, R.W. (1982). The self-efficacy scale: Construction and validation. Psychological Reports, 51(2), 663‒671.
  52. Shults, C. (2008). Making the case for a positive approach to improving organizational performance in higher education institutions: The community college abundance model. Community College Review, 36(2), 133–159. https://doi.org/10.1177/0091552108324656
  53. Snyder, C.R. (1995). Conceptualizing, measuring, and nurturing hope. Journal of Counseling & Development, 73(3), 355‒360.
  54. Snyder, C.R., Harris, C., Anderson, J.R., Holleran, S.A., Irving, L.M., Sigmon, S.T., & Harney, P. (1991). The will and the ways: development and validation of an individual-differences measure of hope. Journal of Personality and Social Psychology, 60(4), 570‒585. https://doi.org/10.1037//0022-3514.60.4.570
  55. Snyder, C.R., Sympson, S.C., Ybasco, F.C., Borders, T.F., Babyak, M.A., & Higgins, R.L. (1996). Development and validation of the State Hope Scale. Journal of Personality and Social Psychology, 70(2), 321‒335.
  56. Sokolova, M.V. (1996). Scale of Subjective Well-Being. Yaroslavl: NPC “Psihodiagnostika” Publ. (In Russ.)
  57. Stotland, E. (1996). The psychology of hope. San Fransisco: Jossey-Bass.
  58. Tsiring, D.A., & Evnina, K.Yu. (2013). Issues of optimism and pessimism diagnostics in the context of dispositional optimism theory. Psychological Studies, 6(31), 6. (In Russ.) https://doi.org/10.54359/ps.v6i31.674
  59. Wong, C.S., & Law, K.S. (2002). Development of an emotional intelligence instrument and an investigation of its relationship with leader and follower performance and attitudes. Leadership Quarterly, (13), 1‒32. https://doi.org/10.1037/t07398-000
  60. Yelshansky, S.P., Anufriev, A.F., Kamaletdinova, Z.F., Saparin, O.E., & Semyonov, D.V. (2014). Psychometrical indicators of the Russian-language version of the C.R. Snyder’s Scale of Hope. Modern Scientific Researches and Innovations, (9‒2), 92–98. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».