Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию: авторская образовательная программа по развитию гибких навыков
- Авторы: Хархурин А.В.1, Каширская Е.В.1, Пасечник-Лайл А.С.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 705-738
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326285
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-3-705-738
- EDN: https://elibrary.ru/FELVYW
- ID: 326285
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлена авторская программа «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK), которая направлена на повышение адаптивности личности путем развития творческих, межкультурных и языковых компетенций. Опираясь на эмпирические исследования последних 25 лет, PICK подчеркивает взаимосвязь этих компетенций и их роль в развитии личностной и когнитивной адаптивности. Программа использует целостный подход, дополняя существующие учебные программы за счет рассмотрения учебных, психологических и социокультурных аспектов образовательной среды. Важно отметить, что PICK стремится реформировать педагогические методы преподавателей, не изменяя существующие учебные программы, а вместо этого фокусируясь на преобразовании практики преподавания в рамках существующих образовательных структур. Программа PICK, предназначенная для учителей, репетиторов и родителей детей на домашнем обучении, дает педагогам как теоретические знания, так и практические инструменты для внедрения инноваций в свои подходы к обучению. Программа состоит из учебных модулей, посвященных каждой компетенции, подкрепленных лекциями и семинарами, которые способствуют развитию внутренней мотивации, критического мышления и позитивного психологического климата через проектное обучение. Кроме того, PICK обеспечивает постоянную психологическую и методологическую поддержку для эффективного применения своих методов. Также представлена теоретическая основа, объединяющая концепции многоязычия, креативности, межкультурной компетенции и системной адаптации. Вместо того чтобы вводить новые эмпирические данные, она синтезирует существующие теории и исследования: из области психологии образования, когнитивного развития, кросскультурные. Этот синтез составляет основу программы PICK, предлагая концептуальную модель, которая позиционирует полилингвальную креативность - способность креативно мыслить и общаться на разных языках и в разных культурах - как катализатор системной адаптации. Объединяя теории когнитивной адаптивности, психологической устойчивости и образовательные методологии, статья вносит вклад в развитие теоретических представлений, закладывая основу для будущих исследований и практического применения. Соединяя традиционное академическое обучение с развивающимися требованиями глобализированного мира, PICK предлагает надежную основу для интеграции «мягких» навыков в образование. Потенциал программы по воспитанию адаптивных, инновационных и глобально компетентных учащихся подчеркивает ее вклад в развитие современных образовательных парадигм.
Об авторах
Анатолий Владимирович Хархурин
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Автор, ответственный за переписку.
Email: tovyharhur@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5970-5003
SPIN-код: 3301-8800
PhD, доцент, департамент психологии, факультет социальных наук
Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20Екатерина Владимировна Каширская
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Email: ekashirskaya@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-6806-5586
SPIN-код: 4754-8981
кандидат психологических наук, старший преподаватель, департамент психологии, факультет социальных наук
Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20Агния Сергеевна Пасечник-Лайл
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Email: agniya.lyle@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6561-7560
аспирант, департамент психологии, факультет социальных наук
Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20Список литературы
- Almeida, F., & Morais, J. (2023). Strategies for developing soft skills among Higher engi-neering courses. Journal of Education, 203(1), 103-112. https://doi.org/10.1177/00220574211016417
- Auer, P. (Ed.). (1998). Code-switching in conversation: Language, interaction, and identity. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203017883
- Baeva, I. A., & Bordovskaia, N. V. (2015). The psychological safety of the educational envi-ronment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers. Psychology in Russia: State of Art, 8(1), 86-99. https://doi.org/10.11621/pir.2015.0108
- Baper, S. Y., Husein, H. A., & Salim, S. S. (2021). The impact of colour on students’ perception in learning spaces. Tikrit Journal of Engineering Sciences, 28(2), 33-43. https://doi.org/10.25130/tjes.28.2.03
- Baranauskienė, I., Serdiuk, L., & Kovalenko, A. (2020). Psychological factors of students’ internal motivation. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference, 1 (pp. 45-55). Rezekne: Rezekne Academy of Technologies. https://doi.org/10.17770/sie2020vol1.5184
- Bell, S. (2010). Project-based learning for the 21st century: Skills for the future. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas, 83(2), 39-43. https://doi.org/10.1080/00098650903505415
- Berry, J. W. (1997). Immigration, acculturation, and adaptation. Applied Psychology, 46(1), 5-34. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1997.tb01087.x
- Böttger, H., & Költzsch, D. (2020). The fear factor: Xenoglossophobia or how to overcome the anxiety of speaking foreign languages. Training, Language and Culture, 4(2), 43-55. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2020-4-2-43-55
- Bruna, D., Pérez, M. V., Bustos, C., & Villarroel, V. (2023). The impact of a university teacher training program promoting self-regulated learning on teacher knowledge, self-efficacy, and practices. Frontiers in Education, 8, 1007137. https://doi.org/10.3389/feduc.2023.1007137
- Burton, C. L., & Bonanno, G. A. (2016). Regulatory flexibility and its role in adaptation to aversive events throughout the lifespan. In A.D. Ong & C.E. Löckenhoff (Eds.). Emotion, Aging, and Health (pp. 71-94). Washington, DC: American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/14857-005
- Care, E., Kim, H., Vista, A., & Anderson, K. (2018). Education system alignment for 21st century skills: Focus on assessment. Washington, DC: Brookings Institution.
- Chahar Mahali, S., & Sevigny, P. R. (2022). Multicultural classrooms: Culturally responsive teaching self-efficacy among a sample of Canadian preservice teachers. Education and Urban Society, 54(8), 946-968. https://doi.org/10.1177/00131245211062526
- Creswell, J. W., & Plano Clark, V. L. (2011). Designing and conducting mixed methods research (2nd ed). Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc.
- Colliver J. A. (2000). Effectiveness of problem-based learning curricula: Research and theory. Academic medicine, 75(3), 259-266. https://doi.org/10.1097/00001888-200003000-00017
- Council of Europe (1996/2001). Common European framework of reference for languages: Learning, teaching, assessment. Cambridge, MA: Cambridge University Press.
- Council of Europe (2018). Common European framework of reference for languages: Learn-ing, teaching, assessment. Strasbourg: Council of Europe Publishing.
- Council of The European Union (2018). Council recommendation of 22 May 2018 on key competences for lifelong learning (Text with EEA relevance). Official Journal of the European Union, 61(C 189), 1-13.
- Deardorff, D. K. (2009). The SAGE handbook of intercultural competence. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc. https://doi.org/10.4135/9781071872987
- Doppelt, Y. (2003). Implementation and assessment of project-based learning in a flexible environment. International Journal of Technology and Design Education, 13(3), 255-272. https://doi.org/10.1023/a:1026125427344
- Fu, L., & Charoensukmongkol, P. (2023). Effect of cultural intelligence on burnout of Chinese expatriates in Thailand: The mediating role of host country national coworker support. Current Psychology, 42(5), 4041-4052. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01728-1
- Gogolin, I. (2002). Linguistic and Cultural Diversity in Europe: A Challenge for Educational Research and Practice. European Educational Research Journal, 1(1), 123-138. https://doi.org/10.2304/eerj.2002.1.1.3
- Guastello, S. J. (1995). Chaos, catastrophe, and human affairs: Applications of nonlinear dynamics to work, organizations, and social evolution. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc. https://doi.org/10.4324/9780203773895
- Gudykunst, W., Matsumoto, Y., Ting-Toomey, S., Nishida, T., & Karimi, H. (1994). Measuring self-construals across cultures: A derived etic analysis. Paper presented at the International Communication Association Convention in Sydney, Australia.
- Guilford, J. P. (1967). The nature of human intelligence. McGraw-Hill.
- Kashirskaya, E. V., & Kharkhurin, A. V. (2022). Competency approach to education in the framework of the PICK learning system. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 19(4), 757-783. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-4-757-783
- Kharkhurin, A. V. (2021). Plurilingual creativity: A new framework for research in plurilingual and creative practices. In E. Piccardo, A. Germain-Rutherford, & G. Lawrence (Eds.). The Routledge Handbook of Plurilingual Language Education (pp. 225-244). New York: Routledge.
- Kharkhurin, A. V. (2024). A paradigmatic shift in the relationship between bilingualism and creativity: Plurilingual creativity approach. Bilingualism: Language and Cognition, 1-22. https://doi.org/10.1017/s1366728924000919
- Knoll, M. (2012). “I Had Made a Mistake”: William H. Kilpatrick and the Project Method. Teachers College Record, 114(2), 1-45. https://doi.org/10.1177/016146811211400202
- Kokotsaki, D., Menzies, V., & Wiggins, A. (2016). Project-based learning: A review of the literature. Improving Schools, 19(3), 267-277. https://doi.org/10.1177/1365480216659733
- Krajcik, J. S., & Blumenfeld, P. C. (2005). Project-based learning. In R. K. Sawyer (Ed.). The Cambridge Handbook of the Learning Sciences (pp. 317-334). Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511816833.020
- Lazarus, R. S. (1974). Psychological stress and coping in adaptation and illness. The International Journal of Psychiatry in Medicine, 5(4), 321-333. https://doi.org/10.2190/t43t-84p3-qdur-7rtp
- Markham, T., Larmer, J., & Ravitz, J. (2003). Project-based learning handbook: A guide to standards focused project-based learning for middle and high school teachers. Novato, CA: Buck Institute for Education.
- Martin, A. J., Nejad, H. G., Colmar, S., & Liem, G. A. D. (2013). Adaptability: How students’ responses to uncertainty and novelty predict their academic and non-academic outcomes. Journal of Educational Psychology, 105(3), 728-746. https://doi.org/10.1037/a0032794
- Mayer, R. E. (1999). Fifty years of creativity research. In R.J. Sternberg (Ed.). Handbook of creativity (pp. 449-460). Cambridge University Press.
- Meneely, J., & Portillo, M. (2005). The adaptable mind in design: Relating personality, cog-nitive style, and creative performance. Creativity Research Journal, 17(2), 155-166. https://doi.org/10.1207/s15326934crj1702&3_3
- OECD (2017). Education 2030 - Conceptual learning framework: background papers. Paris: OECD Publishing.
- Orkibi, H. (2021). Creative adaptability: Conceptual framework, measurement, and outcomes in times of crisis. Frontiers in Psychology, 11, 588172. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.588172
- Ouchen, L., Tifroute, L., & El-Hariri, K. (2022). Soft skills through the prism of primary school teachers. European Journal of Educational Research, 11(4), 2303-2313. https://doi.org/10.12973/eu-jer.11.4.2303
- Oudeyer, P.-Y., Gottlieb, J., & Lopes, M. (2016). Intrinsic motivation, curiosity, and learning: Theory and applications in educational technologies. In B. Studer, & S. Knecht (Eds.). Motivation - Theory, Neurobiology and Applications. Progress in Brain Research, 229 (pp. 257-284). Amsterdam: Elsevier. https://doi.org/10.1016/bs.pbr.2016.05.005
- Pecore, J. L. (2015). From Kilpatrick’s project method to project-based learning. In M.Y. Eryaman & B.C. Bruce (Eds.). International Handbook of Progressive Education (pp. 155-171). New York: Peter Lang Verlag.
- Piccardo, E. (2021). The mediated nature of plurilingualism. In E. Piccardo, A. Germain-Rutherford, & G. Lawrence (Eds.). The Routledge Handbook of Plurilingual Language Education (pp. 65-81). New York: Routledge.
- Piccardo, E., Germain-Rutherford, A., & Lawrence, G. (Eds.). (2021). The Routledge Handbook of Plurilingual Language Education. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781351002783
- Pusch, M. (1994). The chameleon capacity. In R. D. Lambert (Ed.). Educational exchange and global competence (pp. 205-210). New York: Council on International Educational Exchange.
- Rean, A. A., Kudashev, A. R., & Baranov, A. A. (2008). The psychology of personality adaptation. Saint Petersburg: Praim-Evroznak. (In Russ.)
- Rotter, J. B. (1966). Generalized expectancies for internal versus external control of rein-forcement. Psychological Monographs: General and Applied, 80(1), 1-28. https://doi.org/10.1037/h0092976
- Runco, M. A. (2014). Creativity: Theories and themes: Research, development, and practice (2nd ed.). Boston, MA: Elsevier Academic Press. https://doi.org/10.1016/c2012-0-06920-7
- Sam, D. L., Vedder, P., Liebkind, K., Neto, F., & Virta, E. (2008). Immigration, acculturation and the paradox of adaptation in Europe. European Journal of Developmental Psychology, 5(2), 138-158. https://doi.org/10.1080/17405620701563348
- Samadi, M., & Sohrabi, N. (2016). Mediating role of the social problem solving for family process, family content, and adjustment. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 217, 1185-1188. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.141
- Sarmiento, A. V., Pérez, M. V., Bustos, C., Hidalgo, J. P., & del Solar, J. I. V. (2019). Inclusion profile of theoretical frameworks on the study of sociocultural adaptation of international university students. International Journal of Intercultural Relations, 70, 19-41. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.02.004
- Scheerens, J., van der Werf, G., & de Boer, H. (2020). Soft skills in education: Putting the evidence in perspective. Cham: Springer Nature. https://doi.org/10.1007/978-3-030-54787-5
- Schmitt, D. P., & Pilcher, J. J. (2004). Evaluating evidence of psychological adaptation: How do we know one when we see one? Psychological Science, 15(10), 643-649. https://doi.org/10.1111/j.0956-7976.2004.00734.x
- Schulz, B. (2008). The importance of soft skills: Education beyond academic knowledge. NAWA Journal of Language and Communication, 2(1), 146-154.
- Selye, H. (1979). Stress and the reduction of distress. Journal of the South Carolina Medical Association, 75(11), 562-566.
- Shalley, C. E., Zhou, J., & Oldham, G. R. (2004). The effects of personal and contextual characteristics on creativity: Where should we go from here? Journal of Management, 30(6), 933-958. https://doi.org/10.1016/j.jm.2004.06.007
- Starks, D. (2005). The effects of self-confidence in bilingual abilities on language use: Per-spectives on Pasifika language use in South Auckland. Journal of Multilingual and Multicultural Development, 26(6), 533-550. https://doi.org/10.1080/01434630508668424
- Susilawati, Aznam, N., Paidi, & Ngadimin (2020). Teachers’ perspectives toward soft skills in science learning. Journal of Physics: Conference Series, 1460(1), 012111. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1460/1/012111
- Ting-Toomey, S. (2009). Intercultural conflict competence as a facet of intercultural compe-tence development: Multiple conceptual approaches. In D.K. Deardorff (Ed.). The SAGE Handbook of Intercultural Competence (pp. 100-120). Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc. https://doi.org/10.4135/9781071872987.n5
- Thompson, S. (2019). The power of pragmatism: How project managers benefit from coaching practice through developing soft skills and self-confidence. International Journal of Evidence-Based Coaching and Mentoring, (S13), 4-15. https://doi.org/10.24384/86ee-ps25
- Torrance, E. P. (1995). Why fly: A philosophy of creativity. Norwood, NJ: Ablex Publishing Corporation.
- Touloumakos, A. K. (2020). Expanded yet restricted: A mini-review of the soft skills literature. Frontiers in Psychology, 11, 2207. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.02207
- Ulug, M., Ozden, M. S., & Eryilmaz, A. (2011). The effects of teachers’ attitudes on students’ personality and performance. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 30, 738-742. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.10.144
- Valente, S., & Lourenço, A. A. (2022). Editorial: The importance of academic training in emotional intelligence for teachers. Frontiers in Education, 7, 992698. https://doi.org/10.3389/feduc.2022.992698
- VandenBos, G. R. (Ed.). (2007). APA Dictionary of Psychology. Washington, DC: American Psychological Association.
- Yakunina, E. S., Weigold, I. K., Weigold, A., Hercegovac, S., & Elsayed, N. (2013). International students’ personal and multicultural strengths: Reducing acculturative stress and promoting adjustment. Journal of Counseling & Development, 91(2), 216-223. https://doi.org/10.1002/j.1556-6676.2013.00088.x
- Zhou, M., & Lin, W. (2016). Adaptability and life satisfaction: The moderating role of social support. Frontiers in Psychology, 7, 1134. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01134
- Zimmerman B. J. (2002). Achieving self-regulation: The trial and triumph of adolescence. In F. Pajares & T. Urdan (Eds.). Academic motivation of adolescents (Vol. 2, pp. 1-27). Greenwich, CT: Information Age Publishers.
Дополнительные файлы
