Будущее психологии: эффективное взаимодействие с ChatGPT возможно?


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации психологии к вызовам цифровой эпохи и внедрению новых инструментов для прогнозирования будущего науки. Использование больших языковых моделей, таких как ChatGPT, открывает перспективы для анализа научных представлений и тенденций в психологии будущего. Цель исследования - определение возможностей диалога с ChatGPT для анализа перспективных направлений психологии и выявление «представлений» о будущем психологической науки, закодированных в текстовой базе GPT-3.5. Исследование проводилось в три этапа: определение оптимальных параметров взаимодействия с ChatGPT, разработка схемы интервью по методике С. Квале и проведение серии интервью с последующим анализом текстов методом конденсации смысла А. Джорджи. В процессе работы оптимизировались параметры промптов для улучшения качества и полноты ответов, выявлялись ограничения модели, включая проблему «галлюцинирования». Результаты исследования показали: качество ответов ChatGPT зависит от структуры промптов, описанных ролей и контекста задачи; оптимальная длина запроса составляет до 13 тысяч знаков; ключевыми проблемами остаются поверхностные ответы на простые запросы и генерация недостоверных данных, требующая критической верификации. Исследовательское интервью с ChatGPT позволило реконструировать представления о будущем психологии, выделить 73 актуальных направления исследований, среди которых искусственный интеллект, позитивная психология, виртуальная реальность и онлайн-психотерапия. Установлено, что будущий дизайн психологических исследований будет основан на использовании Big Data, машинного обучения, технологий виртуальной реальности и мультиметодных подходов. Показано, что будущее психологической науки в значительной степени зависит от интеграции психологии с нейронауками, генетикой, эпигенетикой и искусственным интеллектом. Исследование продемонстрировало потенциал использования ChatGPT для анализа научных представлений и определения перспективных направлений развития психологии. Полученные результаты позволяют оценить возможности больших языковых моделей в качестве инструментов для конкретных психологических исследований и подчеркивают их актуальность в контексте современных междисциплинарных подходов.

Об авторах

Анатолий Николаевич Воронин

Институт психологии Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: voroninan@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6612-9726
SPIN-код: 2852-2031

доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии речи и психолингвистики

Российская Федерация, 129366, Москва, Ярославская ул., д. 13

Виолетта Викторовна Палёнова

Государственный академический университет гуманитарных наук

Email: violetta.palenova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8552-5639

аспирант

Российская Федерация, 119049, Москва, Мароновский пер., д. 26

Список литературы

  1. Box-Steffensmeier, J. M., Burgess, J., Corbetta, M., Crawford, K., Duflo, E., Fogarty, L., Gopnik, A., Hanafi, S., Herrero, M., Hong, Y.-Y., Kameyama, Y., Lee, T. M. C., Leung, G. M., Nagin, D. S., Nobre, A. C., Nordentoft, M., Okbay, A., Perfors, A., Rival, L. M., Sugimoto, C. R., Tungodden, B., & Wagner, C. (2022). The future of human behaviour research. Nature Human Behaviour, 6(1), 15–24. https://doi.org/10.1038/s41562-021-01275-6
  2. Chattoe-Brown, E. (2023). Is agent-based modelling the future of prediction? International Journal of Social Research Methodology, 26(2), 143–155. https://doi.org/10.1080/13645579.2022.2137923
  3. Chen, K., & Hsu, L. (2020). Visioning the future: Evaluating learning outcomes and impacts of futures-oriented education. Journal of Futures Studies, 24(3), 103–116. https://doi.org/10.6531/JFS.202003_24(3).0002
  4. Dror, Y. (1975). Some fundamental philosophical, psychological and intellectual assumptions of futures studies. In Wolstenholme, G.E.W., & O'Connor, M. (Eds.), Ciba Foundation Symposium 36 – The Future as an Academic Discipline (pp. 145–165). Amsterdam : Ciba Foundation. https://doi.org/10.1002/9780470720189.ch10
  5. Elkhatat, A. M. (2023). Evaluating the authenticity of ChatGPT responses: A study on text-matching. International Journal for Educational Integrity, 19(1), 2–23. https://doi.org/10.1007/s40979-023-00137-0
  6. Fathullah, M. A., Subbarao, A., & Muthaiyah, S. (2023). Methodological investigation: Traditional and systematic reviews as preliminary findings for Delphi technique. International Journal of Qualitative Methods, 22. July 2023. Р. 7. https://doi.org/10.1177/16094069231190747
  7. Giorgi, A., & Giorgi, B. (2008). Phenomenological psychology. In C. Wilig, & W. Stainton-Rogers (Eds.), Handbook of Qualitative Research in Psychology (pp. 165–178). London: Sage Publications.
  8. Glenn, J. (2021). The futures wheel. In J. C. Glenn, & T. J. Gordon (Eds.), Futures Research Methodology – Version 3.0. Washington: The Millennium Project. Retrieved March 20, 2024, from https://millennium-project.org/publications-2/futures-research-methodology-version-3-0-2/
  9. Grishina, N. V., & Nestik, T. A. (2019). Interview with N. V. Grishina about the social psychology future. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, (4), 205–223. (In Russ.)
  10. Guseltseva, M. A. (2018). Prospects for the development of psychological knowledge: The glitter and poverty of forecasts. In A. L. Zhuravlev, & A. V. Yurevich (Eds.), Psychological knowledge: Current state and development prospects (pp. 628–670). Moscow: IPRAS Publ. (In Russ.)
  11. Inayatullah, S. (2012). Futures studies: Theories and methods. In There’s a future: Visions for a better world. Madrid: BBVA. Retrieved March 20, 2024, from https://www.metafuture.org/library1/FuturesStudies/Futures-Studies-theories-and-methods-published-version-2013-with-pics.pdf
  12. Kim, Y., Lee, J., Kim S., Park J., & Kim J. (2024). Understanding users’ dissatisfaction with ChatGPT responses: Types, resolving tactics, and the effect of knowledge level. Proceedings of the 29th International Conference on Intelligent User Interfaces (IUI '24) (pp. 385–404). New York, NY, USA: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/3640543.3645148
  13. Kitamura, F. C. (2023). ChatGPT is shaping the future of medical writing but still requires human judgment. Radiology, 307, e230171. https://doi.org/10.1148/radiol.230171
  14. Kohnke, L., Moorhouse, B., & Zou, D. (2023). ChatGPT for language teaching and learning. RELC Journal, 54(2). 537–550. https://doi.org/10.1177/00336882231162868
  15. Kornilova, T. V., & Nestik, T. A. (2019). Interview with T. V. Kornilova about the future of psychological science. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, (4), 224–271. (In Russ.)
  16. Kwale, S. (2003). Research Interview. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
  17. Liu, J. (2024). ChatGPT: Perspectives from human-computer interaction and psychology. Frontiers in Artificial Intelligence, 7, 1418869. https://doi.org/10.3389/frai.2024.1418869
  18. Magruk, A. (2020). Uncertainties, knowledge, and futures in foresight studies – A case of the Industry 4.0. Foresight and STI Governance, 14(4), 20–33. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2020.4.20.33
  19. Mardis, M. A., Hoffman, E. S., & Rich, P. J. (2014). Trends and issues in qualitative research methods. In J. Spector, M. Merrill, J. Elen, & M. Bishop (Eds.), Handbook of Research on Educational Communications and Technology (pp. 173–193). Springer, New York, NY. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-3185-5_15
  20. McPherson, S., Reese, C., & Wendler, M. C. (2018). Methodology update: Delphi studies. Nursing Research, 67(5), 404–410. https://doi.org/10.1097/NNR.0000000000000297
  21. Monti, C., Pangallo, M., De Francisci Morales, G., & Bonchi, F. (2023). On learning agent-based models from data. Scientific Reports, 13, 9268. https://doi.org/10.1038/s41598-023-35536-3
  22. Naisola-Ruiter, V. (2022). The Delphi technique: A tutorial. Research in Hospitality Management, 12(1), 91–97. https://doi.org/10.1080/22243534.2022.2080942
  23. Nestik, T. A. (2017). Development of digital technologies and the future of psychology. Vestnik Gosudarstvennogo Universiteta Prosveshcheniya. Seriya: Psikhologicheskie Nauki, (3), 6–15. (In Russ.)
  24. Nestik, T. A., Zhuravlev, A. L., & Yurevich, A. V. (2016). The expert’s forecast of psychological science and practice development by 2030. Science. Culture. Society, (2), 5–16. (In Russ.)
  25. Oettingen, G., Sevincer, A. T., & Gollwitzer, P. (Eds.). (2018). The psychology of thinking about the future. New York, NY: The Guilford Press, 2018.
  26. Passos, C., & Souza, C. (2021). Methods for future studies – 2021 edition. Rio de Janeiro: Laboratório de Simulações eCenários. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.18003.50720
  27. Robinson, C. V., Ahmad, F., & Simmons, J. E. L. (2021). Consolidation and fragmentation in environmental scanning: A review and research agenda. Long Range Planning, 54(3), 101997. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2020.101997
  28. Saleh, M., Agami, N., Omran A., & El-Shishiny, H. (2008). A survey on futures studies methods. INFOS2008 Proceedings (pp. 38–46.). Cairo : Cairo University, Faculty of Computers & Information. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.18003.50720
  29. Sardesai, S., Stute, M., & Kamphues, J. (2021). A methodology for future scenario planning. In R. Fornasiero, S. Sardesai, A. C. Barros, & A. Matopoulos. (Eds.), Next generation supply chains: A roadmap for research and innovation (pp. 35–59.). Cham: Springer Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-63505-3_2
  30. Sedighi, E., Salmanmahini, A., Daliri, H., Fath, B., & Mirkarimi, S. (2022). The analysis of scenario planning in foresight and frameworks of quantitative and qualitative methods in futures studies. Strategic Management & Futures Studies, 4(2), 1–27.
  31. Schuck, S., Aubusson, P., Burden, K., & Brindley, S. (2018). Futures methodology: Approaches, methods, tools and techniques. In Schuck, S., Aubusson, P., Burden, K., & Brindley, S. (2018). Uncertainty in teacher education futures (pp. 77–97). Singapore: Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-10-8246-7_6
  32. Smith, N. W. (2001). Current systems in psychology: History, theory, research, and applications. Belmont CA: Wadsworth Thomson Learning.
  33. Stone, G. (2023). Making simulations future proof. The Journal of Defense Modeling and Simulation, 20(4), 429–430. https://doi.org/10.1177/15485129221097725
  34. Thayer, J. F., Mather, M., & Koenig, J. (2021). Stress and aging: A neurovisceral integration perspective. Psychophysiology, 58(7), e13804. https://doi.org/10.1111/psyp.13804
  35. Ventura, M., & Filho, A. (2024). ChatGPT: Limitations, challenges and potential applications. Brazilian Journal of Science, 3(1), 65–68. https://doi.org/10.14295/bjs.v3i1.427
  36. Weimer-Jehle, W. (2006). Cross-impact balances: A system-theoretical approach to cross-impact analysis. Technological Forecasting and Social Change, 73(4), 334–361. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2005.06.005
  37. Yurevich, A. V., Zhuravlev, A. L., & Nestik, T. A. (2018). Forecasting the development of psychological science and practice. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, (3), 6–19. (In Russ.)
  38. Zackery, A., Shariatpanahi, P., Zolfagharzadeh, M. M., & Pourezzat, A. A. (2016). Toward a simulated replica of futures: Classification and possible trajectories of simulation in futures studies. Futures, 81, 40–53. https://doi.org/10.1016/j.futures.2015.11.002
  39. Zuev, K. B. (2020). Bibliometric analysis of promising psychological researches areas. Vestnik YarGU. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2(52), 114–119. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».