Будущее психологии: эффективное взаимодействие с ChatGPT возможно?
- Авторы: Воронин А.Н.1, Палёнова В.В.2
-
Учреждения:
- Институт психологии Российской академии наук
- Государственный академический университет гуманитарных наук
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 831-857
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326290
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-3-831-857
- EDN: https://elibrary.ru/GUPGVY
- ID: 326290
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации психологии к вызовам цифровой эпохи и внедрению новых инструментов для прогнозирования будущего науки. Использование больших языковых моделей, таких как ChatGPT, открывает перспективы для анализа научных представлений и тенденций в психологии будущего. Цель исследования - определение возможностей диалога с ChatGPT для анализа перспективных направлений психологии и выявление «представлений» о будущем психологической науки, закодированных в текстовой базе GPT-3.5. Исследование проводилось в три этапа: определение оптимальных параметров взаимодействия с ChatGPT, разработка схемы интервью по методике С. Квале и проведение серии интервью с последующим анализом текстов методом конденсации смысла А. Джорджи. В процессе работы оптимизировались параметры промптов для улучшения качества и полноты ответов, выявлялись ограничения модели, включая проблему «галлюцинирования». Результаты исследования показали: качество ответов ChatGPT зависит от структуры промптов, описанных ролей и контекста задачи; оптимальная длина запроса составляет до 13 тысяч знаков; ключевыми проблемами остаются поверхностные ответы на простые запросы и генерация недостоверных данных, требующая критической верификации. Исследовательское интервью с ChatGPT позволило реконструировать представления о будущем психологии, выделить 73 актуальных направления исследований, среди которых искусственный интеллект, позитивная психология, виртуальная реальность и онлайн-психотерапия. Установлено, что будущий дизайн психологических исследований будет основан на использовании Big Data, машинного обучения, технологий виртуальной реальности и мультиметодных подходов. Показано, что будущее психологической науки в значительной степени зависит от интеграции психологии с нейронауками, генетикой, эпигенетикой и искусственным интеллектом. Исследование продемонстрировало потенциал использования ChatGPT для анализа научных представлений и определения перспективных направлений развития психологии. Полученные результаты позволяют оценить возможности больших языковых моделей в качестве инструментов для конкретных психологических исследований и подчеркивают их актуальность в контексте современных междисциплинарных подходов.
Ключевые слова
Об авторах
Анатолий Николаевич Воронин
Институт психологии Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: voroninan@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6612-9726
SPIN-код: 2852-2031
доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии речи и психолингвистики
Российская Федерация, 129366, Москва, Ярославская ул., д. 13Виолетта Викторовна Палёнова
Государственный академический университет гуманитарных наук
Email: violetta.palenova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8552-5639
аспирант
Российская Федерация, 119049, Москва, Мароновский пер., д. 26Список литературы
- Box-Steffensmeier, J. M., Burgess, J., Corbetta, M., Crawford, K., Duflo, E., Fogarty, L., Gopnik, A., Hanafi, S., Herrero, M., Hong, Y.-Y., Kameyama, Y., Lee, T. M. C., Leung, G. M., Nagin, D. S., Nobre, A. C., Nordentoft, M., Okbay, A., Perfors, A., Rival, L. M., Sugimoto, C. R., Tungodden, B., & Wagner, C. (2022). The future of human behaviour research. Nature Human Behaviour, 6(1), 15–24. https://doi.org/10.1038/s41562-021-01275-6
- Chattoe-Brown, E. (2023). Is agent-based modelling the future of prediction? International Journal of Social Research Methodology, 26(2), 143–155. https://doi.org/10.1080/13645579.2022.2137923
- Chen, K., & Hsu, L. (2020). Visioning the future: Evaluating learning outcomes and impacts of futures-oriented education. Journal of Futures Studies, 24(3), 103–116. https://doi.org/10.6531/JFS.202003_24(3).0002
- Dror, Y. (1975). Some fundamental philosophical, psychological and intellectual assumptions of futures studies. In Wolstenholme, G.E.W., & O'Connor, M. (Eds.), Ciba Foundation Symposium 36 – The Future as an Academic Discipline (pp. 145–165). Amsterdam : Ciba Foundation. https://doi.org/10.1002/9780470720189.ch10
- Elkhatat, A. M. (2023). Evaluating the authenticity of ChatGPT responses: A study on text-matching. International Journal for Educational Integrity, 19(1), 2–23. https://doi.org/10.1007/s40979-023-00137-0
- Fathullah, M. A., Subbarao, A., & Muthaiyah, S. (2023). Methodological investigation: Traditional and systematic reviews as preliminary findings for Delphi technique. International Journal of Qualitative Methods, 22. July 2023. Р. 7. https://doi.org/10.1177/16094069231190747
- Giorgi, A., & Giorgi, B. (2008). Phenomenological psychology. In C. Wilig, & W. Stainton-Rogers (Eds.), Handbook of Qualitative Research in Psychology (pp. 165–178). London: Sage Publications.
- Glenn, J. (2021). The futures wheel. In J. C. Glenn, & T. J. Gordon (Eds.), Futures Research Methodology – Version 3.0. Washington: The Millennium Project. Retrieved March 20, 2024, from https://millennium-project.org/publications-2/futures-research-methodology-version-3-0-2/
- Grishina, N. V., & Nestik, T. A. (2019). Interview with N. V. Grishina about the social psychology future. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, (4), 205–223. (In Russ.)
- Guseltseva, M. A. (2018). Prospects for the development of psychological knowledge: The glitter and poverty of forecasts. In A. L. Zhuravlev, & A. V. Yurevich (Eds.), Psychological knowledge: Current state and development prospects (pp. 628–670). Moscow: IPRAS Publ. (In Russ.)
- Inayatullah, S. (2012). Futures studies: Theories and methods. In There’s a future: Visions for a better world. Madrid: BBVA. Retrieved March 20, 2024, from https://www.metafuture.org/library1/FuturesStudies/Futures-Studies-theories-and-methods-published-version-2013-with-pics.pdf
- Kim, Y., Lee, J., Kim S., Park J., & Kim J. (2024). Understanding users’ dissatisfaction with ChatGPT responses: Types, resolving tactics, and the effect of knowledge level. Proceedings of the 29th International Conference on Intelligent User Interfaces (IUI '24) (pp. 385–404). New York, NY, USA: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/3640543.3645148
- Kitamura, F. C. (2023). ChatGPT is shaping the future of medical writing but still requires human judgment. Radiology, 307, e230171. https://doi.org/10.1148/radiol.230171
- Kohnke, L., Moorhouse, B., & Zou, D. (2023). ChatGPT for language teaching and learning. RELC Journal, 54(2). 537–550. https://doi.org/10.1177/00336882231162868
- Kornilova, T. V., & Nestik, T. A. (2019). Interview with T. V. Kornilova about the future of psychological science. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, (4), 224–271. (In Russ.)
- Kwale, S. (2003). Research Interview. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
- Liu, J. (2024). ChatGPT: Perspectives from human-computer interaction and psychology. Frontiers in Artificial Intelligence, 7, 1418869. https://doi.org/10.3389/frai.2024.1418869
- Magruk, A. (2020). Uncertainties, knowledge, and futures in foresight studies – A case of the Industry 4.0. Foresight and STI Governance, 14(4), 20–33. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2020.4.20.33
- Mardis, M. A., Hoffman, E. S., & Rich, P. J. (2014). Trends and issues in qualitative research methods. In J. Spector, M. Merrill, J. Elen, & M. Bishop (Eds.), Handbook of Research on Educational Communications and Technology (pp. 173–193). Springer, New York, NY. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-3185-5_15
- McPherson, S., Reese, C., & Wendler, M. C. (2018). Methodology update: Delphi studies. Nursing Research, 67(5), 404–410. https://doi.org/10.1097/NNR.0000000000000297
- Monti, C., Pangallo, M., De Francisci Morales, G., & Bonchi, F. (2023). On learning agent-based models from data. Scientific Reports, 13, 9268. https://doi.org/10.1038/s41598-023-35536-3
- Naisola-Ruiter, V. (2022). The Delphi technique: A tutorial. Research in Hospitality Management, 12(1), 91–97. https://doi.org/10.1080/22243534.2022.2080942
- Nestik, T. A. (2017). Development of digital technologies and the future of psychology. Vestnik Gosudarstvennogo Universiteta Prosveshcheniya. Seriya: Psikhologicheskie Nauki, (3), 6–15. (In Russ.)
- Nestik, T. A., Zhuravlev, A. L., & Yurevich, A. V. (2016). The expert’s forecast of psychological science and practice development by 2030. Science. Culture. Society, (2), 5–16. (In Russ.)
- Oettingen, G., Sevincer, A. T., & Gollwitzer, P. (Eds.). (2018). The psychology of thinking about the future. New York, NY: The Guilford Press, 2018.
- Passos, C., & Souza, C. (2021). Methods for future studies – 2021 edition. Rio de Janeiro: Laboratório de Simulações eCenários. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.18003.50720
- Robinson, C. V., Ahmad, F., & Simmons, J. E. L. (2021). Consolidation and fragmentation in environmental scanning: A review and research agenda. Long Range Planning, 54(3), 101997. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2020.101997
- Saleh, M., Agami, N., Omran A., & El-Shishiny, H. (2008). A survey on futures studies methods. INFOS2008 Proceedings (pp. 38–46.). Cairo : Cairo University, Faculty of Computers & Information. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.18003.50720
- Sardesai, S., Stute, M., & Kamphues, J. (2021). A methodology for future scenario planning. In R. Fornasiero, S. Sardesai, A. C. Barros, & A. Matopoulos. (Eds.), Next generation supply chains: A roadmap for research and innovation (pp. 35–59.). Cham: Springer Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-63505-3_2
- Sedighi, E., Salmanmahini, A., Daliri, H., Fath, B., & Mirkarimi, S. (2022). The analysis of scenario planning in foresight and frameworks of quantitative and qualitative methods in futures studies. Strategic Management & Futures Studies, 4(2), 1–27.
- Schuck, S., Aubusson, P., Burden, K., & Brindley, S. (2018). Futures methodology: Approaches, methods, tools and techniques. In Schuck, S., Aubusson, P., Burden, K., & Brindley, S. (2018). Uncertainty in teacher education futures (pp. 77–97). Singapore: Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-10-8246-7_6
- Smith, N. W. (2001). Current systems in psychology: History, theory, research, and applications. Belmont CA: Wadsworth Thomson Learning.
- Stone, G. (2023). Making simulations future proof. The Journal of Defense Modeling and Simulation, 20(4), 429–430. https://doi.org/10.1177/15485129221097725
- Thayer, J. F., Mather, M., & Koenig, J. (2021). Stress and aging: A neurovisceral integration perspective. Psychophysiology, 58(7), e13804. https://doi.org/10.1111/psyp.13804
- Ventura, M., & Filho, A. (2024). ChatGPT: Limitations, challenges and potential applications. Brazilian Journal of Science, 3(1), 65–68. https://doi.org/10.14295/bjs.v3i1.427
- Weimer-Jehle, W. (2006). Cross-impact balances: A system-theoretical approach to cross-impact analysis. Technological Forecasting and Social Change, 73(4), 334–361. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2005.06.005
- Yurevich, A. V., Zhuravlev, A. L., & Nestik, T. A. (2018). Forecasting the development of psychological science and practice. Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, (3), 6–19. (In Russ.)
- Zackery, A., Shariatpanahi, P., Zolfagharzadeh, M. M., & Pourezzat, A. A. (2016). Toward a simulated replica of futures: Classification and possible trajectories of simulation in futures studies. Futures, 81, 40–53. https://doi.org/10.1016/j.futures.2015.11.002
- Zuev, K. B. (2020). Bibliometric analysis of promising psychological researches areas. Vestnik YarGU. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2(52), 114–119. (In Russ.)
Дополнительные файлы
