Цифровые инструменты для оценки психического развития детей: эффективность на примере диагностики зрительной рабочей памяти
- Авторы: Гаврилова М.Н.1, Асланова М.С.1, Айрапетян З.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 887-909
- Раздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326294
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-3-887-909
- EDN: https://elibrary.ru/HDZWGI
- ID: 326294
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Диагностика психического развития является необходимым условием для своевременного выявления потенциальных рисков развития и их коррекции у детей всех возрастов. Разработка и внедрение цифровых версий методик позволит обеспечить доступность профессиональных методов диагностики, а также существенно сократить процедурную нагрузку и повысить качество собираемых данных. Цель исследования - оценка диагностических возможностей и психометрических характеристик цифровой версии субтеста батареи The NEPSY II - «Память на конструирование». Исследование проводилось по интраиндивидуальной схеме на выборке из 62 детей дошкольного возраста. Выборку разделили на две группы в зависимости от последовательности проведения традиционной и цифровой версий методики. Полученные результаты подтвердили, что обе версии методики имеют высокую согласованность и внутреннюю надежность. Выявлены средние и сильные положительные корреляции между показателями методики безотносительно способа предъявления. Не обнаружено значимых различий в результатах диагностики зрительной рабочей памяти в зависимости от формы предъявления методики. Полученные результаты открывают новые перспективы для дальнейших исследований в области детского развития, в частности, масштабных скрининговых исследований (МСИ) с использованием цифровой версии методики. Однако необходимо помнить, что каждый цифровой инструмент перед включением в МСИ должен проходить процедуру апробации с детальной оценкой психометрических свойств и эргономичности.
Об авторах
Маргарита Николаевна Гаврилова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: gavrilovamrg@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8458-5266
SPIN-код: 6955-9705
кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Маргарита Сергеевна Асланова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: simomargarita@ya.ru
ORCID iD: 0000-0002-3150-221X
SPIN-код: 3764-4682
научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Злата Валерьевна Айрапетян
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: zlata.a.v@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4466-9799
младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Список литературы
- Almazova, O. V., Bukhalenkova, D. A., & Veraksa, A. N. (2019). Assessment of the level of development of executive functions in the senior preschool age. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 16(2), 302–317. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-2-302-317
- Babanin, L. N. (2010). The problem of equivalence of traditional and computerized psychological techniques. In V. A. Barabanshchikov (Ed.). Experimental Psychology in Russia: Traditions and Prospects (pp. 77–80). Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences. (In Russ.)
- Barkley, R. A. (2001). The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective. Neuropsychology Review, 11(1), 1–29. https://doi.org/10.1023/a:1009085417776
- Butcher, J. N., Perry, J. N., & Atlis, M. M. (2000). Validity and utility of computer-based test interpretation. Psychological Assessment, 12(1), 6–18. https://doi.org/10.1037/1040-3590.12.1.6
- Chervinskaya, K. R. (2003). Computer psychodiagnostics. Saint Petersburg: Rech' Publ. (In Russ.)
- Colom, R., Abad, F. J., Quiroga, M.Á., Shih, P. C., & Flores-Mendoza, C. (2008). Working memory and intelligence are highly related constructs, but why? Intelligence, 36(6), 584–606. https://doi.org/10.1016/j.intell.2008.01.002
- Conway, A. R. A., Cowan, N., Bunting, M. F., Therriault, D. J., & Minkoff, S. R. B. (2002). A latent variable analysis of working memory capacity, short-term memory capacity, processing speed, and general fluid intelligence. Intelligence, 30(2), 163–183. https://doi.org/10.1016/s0160-2896(01)00096-4
- Diamond, A., & Lee, K. (2011). Interventions shown to aid executive function development in children 4 to 12 years old. Science, 333(6045), 959–964. https://doi.org/10.1126/science.1204529
- Ermakov, S. S. (2016). Special features of intellectual abilities computer diagnostics of pupils of 6–9 classes. Psychological Science and Education psyedu.ru, 8(4), 199–207. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080419
- Fray, P. J., Robbins, T. W., & Sahakian, B. J. (1996). Neuorpsychiatyric applications of CANTAB. International Journal of Geriatric Psychiatry, 11(4), 329–336. https://doi.org/10.1002/(sici)1099-1166(199604)11:4<329::aid-gps453>3.0.co;2-6
- Glozman, J. M., & Plotnikova, A. (2021). Learning disabilities in primary school. How to diagnose and remediate the difficulties with a team approach: The first results. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 38–50. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0403
- Harder, L., Hernandez, A., Hague, C., Neumann, J., McCreary, M., Cullum, C. M., & Greenberg, B. (2020). Home-based pediatric teleneuropsychology: A validation study. Archives of Clinical Neuropsychology, 35(8), 1266–1275. https://doi.org/10.1093/arclin/acaa070
- Jaeggi, S. M., Buschkuehl, M., Jonides, J., & Shah, P. (2011). Short- and long-term benefits of cognitive training. Proceedings of the National Academy of Sciences, 108(25), 10081–10086. https://doi.org/10.1073/pnas.1103228108
- Jaeggi, S. M., Buschkuehl, M., Perrig, W. J., & Meier, B. (2010). The concurrent validity of the N-back task as a working memory measure. Memory, 18(4), 394–412. https://doi.org/10.1080/09658211003702171
- Kane, M. J., Hambrick, D. Z., Tuholski, S. W., Wilhelm, O., Payne, T. W., & Engle, R. W. (2004). The generality of working memory capacity: A latent-variable approach to verbal and visuospatial memory span and reasoning. Journal of Experimental Psychology: General, 133(2), 189–217. https://doi.org/10.1037/0096-3445.133.2.189
- Korkman M., Kirk, U., Kemp S. (2007). NEPSY II. Administrative manual (2nd ed.). San Antonio, TX : Harcourt Assessment.
- Kronenberger, W. G., Montgomery, C. J., Henning, S. C., Ditmars, A., Johnson, C. A., Herbert, C. J., & Pisoni, D. B. (2021). Remote assessment of verbal memory in youth with cochlear implants during the COVID-19 pandemic. American Journal of Speech-Language Pathology, 30(2), 740–747. https://doi.org/10.1044/2021_ajslp-20-00276
- Luciana, M. (2003). Practitioner review: Computerized assessment of neuropsychological function in children: Clinical and research applications of the Cambridge Neuropsychological Testing Automated Battery (CANTAB). Journal of Child Psychology and Psychiatry, 44(5), 649–663. https://doi.org/10.1111/1469-7610.00152
- Luciana, M., & Nelson, C. A. (2000). Neurodevelopmental assessment of cognitive function using CANTAB: Validation and future goals. In M. Ernst, J. M. Rumsey, (Eds.). Functional Neuroimaging in Child Psychiatry (pp. 379–397). Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511470998.029
- Luck, S. J., & Vogel, E. K. (1997). The capacity of visual working memory for features and conjunctions. Nature, 390(6657), 279–281. https://doi.org/10.1038/36846
- Milner, B. (1971). Interhemispheric differences in the localization of psycho- logical processes in man. British Medical Bulletin, 27(3), 272–277. https://doi.org/10.1093/oxfordjournals.bmb.a070866
- Miyake, A., Friedman, N. P., Emerson, M. J., Witzki, A. H., Howerter, A., & Wager, T. D. (2000). The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis. Cognitive Psychology, 41(1), 49–100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734
- Morosanova, V. I. (2021). Conscious self-regulation as a metaresource for achieving goals and solving the problems of human activity. Lomonosov Psychology Journal, (1), 4–37. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01
- Otero, T. M. (2017). Brief review of fluid reasoning: Conceptualization, neurobasis, and applications. Applied Neuropsychology: Child, 6(3), 204–211. https://doi.org/10.1080/21622965.2017.1317484
- Pind, J., Gunnarsdóttir, E. K., & Jóhannesson, H. S. (2003). Raven’s Standard Progressive Matrices: New school age norms and a study of the test’s validity. Personality and Individual Differences, 34(3), 375–386. https://doi.org/10.1016/s0191-8869(02)00058-2
- Raiford, S. E., Zhang, O., Drozdick, L. W., Getz, K., Wahlstrom, D., Gabel, A., Holdnack, J. A., & Daniel, M. (2016). WISC–V Coding and symbol search in digital format: Reliability, validity, special group studies, and interpretation (Q-interactive Technical Report 12). London: Pearson.
- Robinson, S. J., & Brewer, G. (2016). Performance on the traditional and the touch screen, tablet versions of the Corsi Block and the Tower of Hanoi tasks. Computers in Human Behavior, 60, 29–34. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.047
- Rosenqvist, J., Lahti-Nuuttila, P., Urgesi, C., Holdnack, J., Kemp, S. L., & Laasonen, M. (2017). Neurocognitive functions in 3- to 15-year-old children: An international comparison. Journal of the International Neuropsychological Society, 23(4), 367–380. https://doi.org/10.1017/s1355617716001193
- Ruffini, C., Tarchi, C., Morini, M., Giuliano, G., & Pecini, C. (2022). Tele-assessment of cognitive functions in children: A systematic review. Child Neuropsychology, 28(6), 709–745. https://doi.org/10.1080/09297049.2021.2005011
- Sim, G., & Horton, M. (2005). Performance and attitude of children in computer based versus paper based testing. In P. Kommers & G. Richards (Eds.). EdMedia + Innovate Learning. Proceedings of ED-MEDIA 2005 – World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia & Telecommunications (pp. 3610–3614). Montreal, Canada: Association for the Advancement of Computing in Education (AACE).
- Solovieva, Yu., & Quintanar, L. (2015). Qualitative syndrome analysis by neuropsychological assessment in preschoolers with attention deficit disorder with hyperactivity. Psychology in Russia: State of the Art, 8(3), 112–124. https://doi.org/10.11621/pir.2015.0309
- Syväoja, H. J., Tammelin, T. H., Ahonen, T., Räsänen, P., Tolvanen, A., Kankaanpää, A., & Kantomaa, M. T. (2015). Internal consistency and stability of the CANTAB neuro-psychological test battery in children. Psychological Assessment, 27(2), 698–709. https://doi.org/10.1037/a0038485
- Utochkin, I. S., Yurevich, M. A., & Bulatova, M. E. (2016). Visual working memory: Methods, research, theory. The Russian Journal of Cognitive Science, 3(3), 58–76. (In Russ.)
- Veraksa, A., Almazova, O., & Bukhalenkova, D. (2020). Studying executive functions in senior preschoolers. PsyCh Journal, 9(1), 144–146. https://doi.org/10.1002/pchj.310
- Veraksa, A. N., & Chichinina, E. A. (2022). Comparison of media use among senior preschool children before and during the COVID-19 pandemic. Preschool Education Today, (2), 30–39. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-30-39
- Veraksa, A. N., Almazova, O. V., & Bukhalenkova, D. A. (2020). Executive functions assessment in senior preschool age: A battery of methods. Psikhologicheskii Zhurnal, 41(6), 108–118. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S020595920012593-8
- Veraksa, A. N., Oshchepkova, E. S., Bukhalenkova, D. A., & Kartushina, N. A. (2019). The relationship of executive functions and speech production in senior preschool children: Working memory and storytelling. Clinical Psychology and Special Education, 8(3), 56–84. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/cpse.2019080304
- Veraksa, N. E., Aslanova, M. S., Tarasova, K. S., & Klimenko, V. A. (2023). Technique for diagnosing cognitive flexibility in preschoolers: Comparison of blank and digital forms. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 20(1), 105–125. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-105-125
- Veraksa, N. E., Bukhalenkova, D. A., Veraksa, A. N., & Chichinina, E. A. (2022). Rela-tionship between the use of digital devices and executive functions development in preschool children. Psikhologicheskii Zhurnal, 43(1), 51–59. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S020595920018769-1
- Verhagen, J., & Leseman, P. (2016). How do verbal short-term memory and working memory relate to the acquisition of vocabulary and grammar? A comparison between first and second language learners. Journal of Experimental Child Psychology, 141, 65–82. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2015.06.015
- Vrana, S. R., & Vrana, D. T. (2017). Can a computer administer a Wechsler Intelligence Test? Professi-onal Psychology: Research and Practice, 48(3), 191–198. https://doi.org/10.1037/pro0000128
- Vuontela, V., Steenari, M.-R., Carlson, S., Koivisto, J., Fjällberg, M., & Aronen, E. T. (2003). Audiospatial and visuospatial working memory in 6–13-year old school children. Learning & Memory, 10(1), 74–81. https://doi.org/10.1101/lm.53503
- Wilken, P., & Ma, W. J. (2004). A detection theory account of change detection. Journal of Vision, 4(12), 1120–1135. https://doi.org/10.1167/4.12.11
- Williams, J. E., & McCord, D. M. (2006). Equivalence of standard and computerized versions of the Raven Progressive Matrices Test. Computers in Human Behavior, 22(5), 791–800. https://doi.org/10.1016/j.chb.2004.03.005
- Xanthopoulou, M., Kokalia, G., & Drigas, A. (2019). Applications for children with autism in preschool and primary education. International Journal of Recent Contributions from Engineering, Science & IT (IJES), 7(2), 4–16. https://doi.org/10.3991/ijes.v7i2.10335
- Zhang, W., & Luck, S. J. (2008). Discrete fixed-resolution representations in visual working memory. Nature, 453(7192), 233–235. https://doi.org/10.1038/nature06860
Дополнительные файлы
