Стили научного руководства и их диагностика: разработка нового исследовательского инструмента

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Научно-исследовательская деятельность аспирантов и студентов является важной составляющей учебного процесса и подготовки квалифицированных специалистов, умеющих думать и самостоятельно создавать новое знание. От продуктивной вовлеченности в нее зависит выбор ими карьеры исследователей и, соответственно, научно-технический и гуманитарный прогресс нашей страны. Представлены результаты разработки опросника «Стилей научного руководства (СТИНАРУ)», опирающегося на теорию самодетерминации и предыдущие методические разработки и оценивающего поддерживающий автономию, контролирующий, структурирующий и хаотичный стили. В исследовании приняли участие 264 студента и аспиранта (M=26 лет, SD=6,3), которые оценивали стиль своего научного руководителя. Показано, что опросник СТИНАРУ имеет четырехфакторную структуру, соответствующую теоретическим представлениям о поддержке либо фрустрации базовых психологических потребностей. Все шкалы опросника, описывающие четыре стиля научного руководства, продемонстрировали приемлемые показатели надежности. О конструктной валидности опросника свидетельствуют ожидаемые связи стилей научного руководства с качеством мотивации, удовлетворенностью базовых психологических потребностей и обучением, публикационной активностью и частотой контактов с научным руководителем. Сравнение текущих и желаемых стилей научного руководства обнаружило ожидаемые различия по всем стилям, кроме контролирующего стиля, по которому значимых различий не было обнаружено. Опросник компактен, надежен, валиден и может быть рекомендован для диагностики выделенных стилей научного руководства в исследовательских и практических целях для оценки прогноза внутренней мотивации научно-исследовательской деятельности и успешности аспирантов и студентов вузов.

Об авторах

Тамара Олеговна Гордеева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: tamgordeeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3900-8678
SPIN-код: 1572-2182

профессор кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова ; ведущий научный сотрудник международной лаборатории Позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

Лариса Андреевна Марчук

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: lmarchuk@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-2144-7739
SPIN-код: 1112-9898

аспирант департамента психологии, стажер-исследователь международной лаборатории Позитивной психологии личности и мотивации

Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

Мария Ивановна Бутенко

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: butenko.mi@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-7580-170X

аспирант

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Список литературы

  1. Aelterman, N., Vansteenkiste, M., Haerens, L., Soenens, B., Fontaine, J.R.J., & Reeve, J. (2019). Toward an integrative and fine-grained insight in motivating and demotivating teaching styles: The merits of a circumplex approach. Journal of Educational Psychology, 111(3), 497–521. https://doi.org/10.1037/edu0000293
  2. Bednyi, B.I., Bekova, S.K., Rybakov, N.V., Terentev, E.A., & Khodeeva, N.A. (2021). Professional doctorates: International experience and Russian context. Higher Education in Russia, 30(10), 9-21. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-9-21
  3. Bekova, S.K., & Terentev, E.A. (2020). Doctoral education: International experience and opportunities for its implementation in Russia. Higher Education in Russia, 29(6), 51–64. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-51-64
  4. Berry, C., Niven, J.E., & Hazell, C.M. (2021). Personal, social and relational predictors of UK postgraduate researcher mental health problems. BJPsych Open, 7(6), e205. https:// doi.org/10.1192/bjo.2021.1041
  5. Bhavsar, N., Ntoumanis, N., Quested, E., Gucciardi, D.F., Thøgersen-Ntoumani, C., Ryan, R.M., Reeve, J., Sarrazin, P., & Bartholomew, K.J. (2019). Conceptualizing and testing a new tripartite measure of coach interpersonal behaviors. Psychology of Sport and Exercise, 44, 107–120. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2019.05.006
  6. Biricheva, E.V., & Fattakhova, Z.A. (2021). The effectiveness of interaction between scientific supervisors and graduate students at the university and at the academy of sciences. Higher Education in Russia, 30(1), 9–22. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-9-22
  7. Brown, T.A. (2015). Confirmatory factor analysis for applied research (2nd ed.). New York: The Guilford Press.
  8. Bureau, J.S., Howard, J.L., Chong, J.X.Y., & Guay, F. (2022). Pathways to student motivation: A meta-analysis of antecedents of autonomous and controlled motivations. Review of Educational Research, 92(1), 46–72. https://doi.org/10.3102/00346543211042426
  9. Chen, B., Vansteenkiste, M., Beyers, W., Boone, L., Deci, E.L., Van der Kaap-Deeder, J., Duriez, B., Lens, W., Matos, L., Mouratidis, A., Ryan, R.M., Sheldon, K.M., Soenens, B., Van Petegem, S., & Verstuyf, J. (2015). Basic psychological need satisfaction, need frustration, and need strength across four cultures. Motivation and Emotion, 39(2), 216–236. https://doi.org/10.1007/s11031-014-9450-1
  10. Cobb, C.L., Zamboanga, B.L., Xie, D., Schwartz, S.J., Martinez, C.R., & Skaggs, S. (2020). Associations among the advisory working alliance and research self-efficacy within a relational-efficacy framework. Journal of Counseling Psychology, 67(3), 361–370. https://doi.org/10.1037/cou0000389
  11. Devos, C., Boudrenghien, G., Van der Linden, N., Azzi, A., Frenay, M., Galand, B., & Klein, O. (2017). Doctoral students’ experiences leading to completion or attrition: A matter of sense, progress and distress. European Journal of Psychology of Education, 32(1), 61–77. https://doi.org/10.1007/s10212-016-0290-0
  12. Devos, C., Van der Linden, N., Boudrenghien, G., Azzi, A., Frenay, M., Galand, B., & Klein, O. (2015). Doctoral supervision in the light of the three types of support promoted in self-determination theory. International Journal of Doctoral Studies, 10, 439–464. https://doi.org/10.28945/2308
  13. Gordeeva, T.O., & Sychev, O.A. (2021). Diagnostics of motivating and demotivating styles of teachers: “Situations-in-school” questionnaire. Psychological Science and Education, 26(1), 51–65. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2021260103
  14. Gordeeva, T.O., & Sychev, O.A. (2024). What is behind motivating and demotivating styles of interaction with students: The role of the teacher’s personal potential. Siberian journal of psychology, (92), 44–63. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/17267080/92/3
  15. Gruzdev, I., Terentev, E., & Dzhafarova, Z. (2020). Superhero or hands-off supervisor? An empirical categorization of PhD supervision styles and student satisfaction in Russian universities. Higher Education, 79(5), 773–789. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00437-w
  16. Hazell, C.M., Chapman, L., Valeix, S.F., Roberts, P., Niven, J.E., & Berry, C. (2020). Understanding the mental health of doctoral researchers: A mixed methods systematic review with meta-analysis and meta-synthesis. Systematic Reviews, 9(1), 197. https://doi.org/10.1186/s13643-020-01443-1
  17. Heath, T. (2002). A quantitative analysis of PhD students’ views of supervision. Higher Education Research & Development, 21(1), 41–53. https://doi.org/10.1080/ 07294360220124648
  18. Hu, L., & Bentler, P.M. (1999). Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives. Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal, 6(1), 1–55. https://doi.org/10.1080/10705519909540118
  19. Huyghebaert-Zouaghi, T., Morin, A.J.S., Ntoumanis, N., Berjot, S., & Gillet, N. (2023). Supervisors’ interpersonal styles: An integrative perspective and a measure based on self-determination theory. Applied Psychology, 72(3), 1097–1133. https://doi.org/ 10.1111/apps.12423
  20. Ives, G., & Rowley, G. (2005). Supervisor selection or allocation and continuity of supervision: Ph.D. students’ progress and outcomes. Studies in Higher Education, 30(5), 535–555. https://doi.org/10.1080/03075070500249161
  21. Kanat-Maymon, Y., Yaakobi, E., & Roth, G. (2018). Motivating deference: Employees’ perception of authority legitimacy as a mediator of supervisor motivating styles and employee work-related outcomes. European Management Journal, 36(6), 769–783. https://doi.org/10.1016/j.emj.2018.02.004
  22. Kumar, V., & Kaur, A. (2019). Supervisory practices for intrinsic motivation of doctoral students: A self-determination theory perspective. International Journal of Doctoral Studies, 14, 581–595. https://doi.org/10.28945/4415
  23. Le, M., Pham, L., Kim, K., & Bui, N. (2021). The impacts of supervisor — PhD student relationships on PhD students’ satisfaction: A case study of Vietnamese universities. Journal of University Teaching and Learning Practice, 18(4), 18. https://doi.org/ 10.53761/1.18.4.18
  24. Litalien, D., & Guay, F. (2015). Dropout intentions in PhD studies: A comprehensive model based on interpersonal relationships and motivational resources. Contemporary Educational Psychology, 41, 218–231. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2015.03.004
  25. Lovitts, B.E. (2001). Leaving the ivory tower: The causes and consequences of departure from doctoral study. Lanham, Md: Rowman & Littlefield Publishers.
  26. Lynch, M.F., R Salikhova, N., & Salikhova, A. (2018). Internal motivation among doctoral students: Contributions from the student and from the student’s environment. International Journal of Doctoral Studies, 13, 255–272. https://doi.org/10.28945/4091
  27. Mainhard, T., van der Rijst, R., van Tartwijk, J., & Wubbels, T. (2009). A model for the supervisor–doctoral student relationship. Higher Education, 58(3), 359–373. https:// doi.org/10.1007/s10734-009-9199-8
  28. Maloshonok, N., & Terentev, E. (2019). National barriers to the completion of doctoral programs at Russian universities. Higher Education, 77(2), 195–211. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0267-9
  29. Marchuk, L.A., & Gordeeva, T.O. (2024). What determines satisfaction with graduate school and intentions to complete it among modern PhD students? Psychological Science and Education, 29(4), 5–15. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2024290401
  30. Murphy, N., Bain, J.D., & Conrad, L. (2007). Orientations to research higher degree supervision. Higher Education, 53(2), 209–234. https://doi.org/10.1007/s10734-005-5608-9
  31. Osin, E.N., & Leontiev, D.A. (2020). Brief Russian-language instruments to measure subjective well-being: Psychometric properties and comparative analysis. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, (1), 117–142. (In Russ.) https://doi.org/ 10.14515/monitoring.2020.1.06
  32. Overall, N.C., Deane, K.L., & Peterson, E.R. (2011). Promoting doctoral students’ research self-efficacy: Combining academic guidance with autonomy support. Higher Education Research & Development, 30(6), 791–805. https://doi.org/10.1080/07294360.2010.535508
  33. Paglis, L.L., Green, S.G., & Bauer, T.N. (2006). Does adviser mentoring add value? A longitudinal study of mentoring and doctoral student outcomes. Research in Higher Education, 47(4), 451–476. https://doi.org/10.1007/s11162-005-9003-2
  34. Peltonen, J.A., Vekkaila, J., Rautio, P., Haverinen, K., & Pyhältö, K. (2017). Doctoral students’ social support profiles and their relationship to burnout, drop-out intentions, and time to candidacy. International Journal of Doctoral Studies, 12, 157–173. https://doi.org/ 10.28945/3792
  35. Richer, S.F., & Vallerand, R.J. (1995). Supervisors’ interactional styles and subordinates’ intrinsic and extrinsic motivation. The Journal of Social Psychology, 135(6), 707–722. https://doi.org/10.1080/00224545.1995.9713974
  36. Ryan, R.M., & Deci, E.L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, NY: Guilford Press. https://doi.org/ 10.1521/978.14625/28806
  37. Schlosser, L.Z., & Gelso, C.J. (2001). Measuring the working alliance in advisor–advisee relationships in graduate school. Journal of Counseling Psychology, 48(2), 157–167. https://doi.org/10.1037/0022-0167.48.2.157
  38. Sheldon, K.M., Suchkov, D.D., Osin, E.N., Gordeeva, T.O., Rasskazova, E.I. & Bobrov, V.V. (2015). Development of a universal type of motivational regulation scale (UPLOC). Modern psychodiagnostics in Russia. Overcoming of the crisis. Conference proceedings, Vol. 1. (pp. 336-343). Chelyabinsk: The Publishing center of South Ural State University. (In Russ.)
  39. Shestak, V.P., & Shestak, N.V. (2015). Postgraduate studies at the third level of higher education: Discursive field. Higher Education in Russia, (12), 22-34. (In Russ.)
  40. Shin, M., Goodboy, A.K., & Bolkan, S. (2022). Profiles of doctoral students’ self-determination: Susceptibilities to burnout and dissent. Communication Education, 71(2), 83–107. https://doi.org/10.1080/03634523.2021.2001836
  41. Slemp, G.R., Field, J.G., Ryan, R.M., Forner, V.W., Van den Broeck, A., & Lewis, K.J. (2024). Interpersonal supports for basic psychological needs and their relations with motivation, well-being, and performance: A meta-analysis. Journal of Personality and Social Psychology, 127(5), 1012–1037. https://doi.org/10.1037/pspi0000459
  42. Sverdlik, A., Hall, N.C., McAlpine, L., & Hubbard, K. (2018). The PhD experience: A review of the factors influencing doctoral students’ completion, achievement, and well-being. International Journal of Doctoral Studies, 13, 361–388. https://doi.org/10.28945/4113
  43. Terentev, E. (2020). Collective or individual enterprise? Who provides academic support to doctoral students at Russian universities? Higher Education in Russia and Beyond, (4), 16–18.
  44. Travaglianti, F., Babic, A., & Hansez, I. (2018). Relationships between employment quality and intention to quit: Focus on PhD candidates as traditional workers. Studies in Continuing Education, 40(1), 115–131. https://doi.org/10.1080/0158037x.2017.1396448
  45. Van der Linden, N., Devos, C., Boudrenghien, G., Frenay, M., Azzi, A., Klein, O., & Galand, B. (2018). Gaining insight into doctoral persistence: Development and validation of doctorate-related need support and need satisfaction short scales. Learning and Individual Differences, 65, 100–111. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2018.03.008
  46. Vermote, B., Aelterman, N., Beyers, W., Aper, L., Buysschaert, F., & Vansteenkiste, M. (2020). The role of teachers’ motivation and mindsets in predicting a (de)motivating teaching style in higher education: a circumplex approach. Motivation and Emotion, 44(2), 270–294. https://doi.org/10.1007/s11031-020-09827-5
  47. Weise, C., Aguayo–González, M., & Castelló, M. (2020). Significant events and the role of emotion along doctoral researcher personal trajectories. Educational Research, 62(3), 304–323. https://doi.org/10.1080/00131881.2020.1794924
  48. Williams, G.C., & Deci, E.L. (1996). Internalization of biopsychosocial values by medical students: A test of self-determination theory. Journal of Personality and Social Psychology, 70(4), 767–779. https://doi.org/10.1037/0022-3514.70.4.767
  49. Wollast, R., Aelenei, C., Chevalère, J., Van der Linden, N., Galand, B., Azzi, A., Frenay, M., & Klein, O. (2023). Facing the dropout crisis among PhD candidates: The role of supervisor support in emotional well-being and intended doctoral persistence among men and women. Studies in Higher Education, 48(6), 813–828. https://doi.org/10.1080/03075079.2023.2172151
  50. Zhao, C., Golde, C. M., & McCormick, A.C. (2007). More than a signature: How advisor choice and advisor behaviour affect doctoral student satisfaction. Journal of Further and Higher Education, 31(3), 263–281. https://doi.org/10.1080/03098770701424983

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».