Удовлетворенность отношениями с научным руководителем у студентов с разной академической мотивацией (на примере студентов психолого-педагогических направлений подготовки)
- Авторы: Микляева А.В.1, Безгодова С.А.1, Панферов В.Н.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
- Выпуск: Том 21, № 4 (2024)
- Страницы: 992-1011
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО, ЦИФРОВИЗАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326313
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-4-992-1011
- EDN: https://elibrary.ru/LGENVA
- ID: 326313
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Удовлетворенность отношениями с научным руководителем является значимым фактором академической успешности студентов, однако к сегодняшнему дню недостаточно изучены ее мотивационные детерминанты, которые могут вносить существенный вклад в ожидания студентов от взаимодействия с научным руководителем. Цель исследования - анализ удовлетворенности отношениями с научным руководителем у студентов с разной академической мотивацией в условиях современного российского высшего образования. В исследовании приняли участие 192 студента, обучающихся на выпускных курсах бакалавриатов и магистратур по психолого-педагогическим направлениям подготовки (средний возраст 26,5 лет, 85,4% женщин). Для сбора эмпирических данных использовались краткая версия Шкал академической мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин), авторская анкета для оценки удовлетворенности обучающегося отношениями с научным руководителем, а также опросник «Взаимодействие научного руководителя и студента» (Т. Майнхард, Р. ван Дер Рейст, Й. ван Тартвейк, Т. Вуббельс), переведенный на русский язык и продемонстрировавший в русскоязычном варианте приемлемые показатели структурной валидности и согласованности шкал. Согласно эмпирическим результатам, студенты с автономной академической мотивацией, независимо от образовательной ступени, более удовлетворены отношениями с научным руководителем, чем студенты с контролируемой мотивацией, и, кроме того, характеризуют научного руководителя как более ориентированного на сотрудничество. Предикторами удовлетворенности отношениями с научным руководителем для студентов с автономной академической мотивацией являются лидерство, дружелюбная помощь и, с отрицательным знаком, непредсказуемость, для студентов с контролируемой мотивацией - дружелюбная помощь. Показатели мотивации не являются значимыми предикторами удовлетворенности отношениями с научным руководителем для студентов бакалавриатов, однако вносят значимый вклад в удовлетворенность отношениями с научным руководителем в выборке магистрантов. Обсуждаются возможности применения результатов исследования в практике научного руководства работой студентов психолого-педагогических направлений подготовки, ограничения исследования, а также перспективы их преодоления.
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Владимировна Микляева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.miklyaeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8389-2275
SPIN-код: 9471-8985
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48Светлана Александровна Безгодова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Email: s.a.bezgodova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5425-7838
SPIN-код: 6644-6059
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48Владимир Николаевич Панферов
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Email: v-panferov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3528-3122
SPIN-код: 1910-5422
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной психологии
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48Список литературы
- Aldosari, D.M., & Ibrahim, A.S. (2019). The relationship between interpersonal approaches of thesis supervisors and graduate student satisfaction. International Education Studies, 12(10), 96–113. https://doi.org/10.5539/ies.v12n10p96
- Daryoushi, H., Jalali, A., Karimi, E., Salari, N., & Abbasi, P. (2021). Assessment of psychometric properties of the questionnaire on supervisor-doctoral student interaction (QSDI) in Iran. BMC Medical Education, 21(1), 531. https://doi.org/10.1186/s12909-021-02932-0
- Davis, D.F. (2019). Students’ perceptions of supervisory qualities: What do students want? What do they believe they receive? International Journal of Doctoral Studies, 14, 431–464. https://doi.org/10.28945/4361
- de Kleijn, R.A.M., Mainhard, M.T., Meijer, P.C., Pilot, A., & Brekelmans, M. (2012). Master’s thesis supervision: relations between perceptions of the supervisor–student relationship, final grade, perceived supervisor contribution to learning and student satisfaction. Studies in Higher Education, 37(8), 925–939. https://doi.org/10.1080/03075079.2011.556717
- Dericks, G., Thompson, E., Roberts, M., & Phua, F. (2019). Determinants of PhD student satisfaction: the roles of supervisor, department, and peer qualities. Assessment & Evaluation in Higher Education, 44(7), 1053–1068. https://doi.org/10.1080/02602938.2019.1570484
- Gatfield, T. (2005). An investigation into PhD supervisory management styles: Development of a dynamic conceptual model and its managerial implications. Journal of Higher Education Policy and Management, 27(3), 311–325. https://doi.org/10.1080/ 13600800500283585
- Glickman, C.D., Gordon, S.P., & Ross–Gordon, J.M. (2013). The Basic Guide to Supervision and Instructional Leadership (3rd ed.). Boston, MA: Pearson Education, Inc.
- Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., & Osin, E.N. (2014). “Academic motivation scales” questionnaire. Psichologicheskii Zhurnal, 35(4). 96–107. (In Russ.)
- Gruzdev, I., Terentev, E., & Dzhafarova, Z. (2020). Superhero or hands-off supervisor? An empirical categorization of PhD supervision styles and student satisfaction in Russian universities. Higher Education, 79(5), 773–789. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00437-w
- Hardman, J. (2016). Tutor–student interaction in seminar teaching: Implications for professional development. Active Learning in Higher Education, 17(1), 63–76. https://doi.org/10.1177/1469787415616728
- Janssen, S., van Vuuren, M., & de Jong, M.D.T. (2021). Sensemaking in supervisor-doctoral student relationships: Revealing schemas on the fulfillment of basic psychological needs. Studies in Higher Education, 46(12), 2738–2750. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1804850
- Johnson, W.B. (2015). On being a mentor: A guide for higher education faculty (2nd ed.). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315669120
- Khosa, A., Burch, S., Ozdil, E., & Wilkin, C. (2020). Current issues in PhD supervision of accounting and finance students: Evidence from Australia and New Zealand. The British Accounting Review, 52(5), 100874. https://doi.org/10.1016/j.bar.2019.100874
- Le, M., Pham, L., Kim, K., & Bui, N. (2021). The impacts of supervisor – PhD student relationships on PhD students’ satisfaction: A case study of Vietnamese universities. Journal of University Teaching and Learning Practice, 18(4), 18. https://doi.org/ 10.53761/1.18.4.18
- Mainhard, T., van der Rijst, R., van Tartwijk, J., & Wubbels, T. (2009). A model for the supervisor–doctoral student relationship. Higher Education, 58(3), 359–373. https:// doi.org/10.1007/s10734-009-9199-8
- Makarova, L.N. (2018). Influence of the research supervisor on formation of professional orientation of post-graduate students. Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 17(2), 17–21. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-231X-2018-17-2(36)-17-21
- Murphy, N., Bain, J.D., & Conrad, L. (2007). Orientations to research higher degree supervision. Higher Education, 53(2), 209–234. https://doi.org/10.1007/s10734-005-5608-9
- Orellana, M.L., Darder, A., Pérez, A., & Salinas, J. (2016). Improving doctoral success by matching PhD students with supervisors. International Journal of Doctoral Studies, 11, 87–103. https://doi.org/10.28945/3404
- Panferov, V.N., Miklyaeva, A.V., Bezgodova, S.A., Vasileva, S.V., & Ivanov, A.S. (2019). Development of a tool for studying students’ social and psychological interpretation of the teacher’s person based on reference role image simulation. Psychology in Education, 1(2), 158–168. (In Russ.) https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-158-168
- Parker-Jenkins, M. (2018). Mind the gap: Developing the roles, expectations and boundaries in the doctoral supervisor–supervisee relationship. Studies in Higher Education, 43(1), 57–71. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1153622
- Pyhältö, K., Vekkaila, J., & Keskinen, J. (2015). Fit matters in the supervisory relationship: doctoral students and supervisors perceptions about the supervisory activities. Innovations in Education and Teaching International, 52(1), 4–16. https://doi.org/10.1080/14703297.2014.981836
- Riva, E., Gracia, L., & Limb, R. (2022). Using co-creation to facilitate PhD supervisory relationships. Journal of Further and Higher Education, 46(7), 913–930. https://doi.org/10.1080/0309877x.2021.2021158
- Rumyantzeva, P.V., Gorbachev, D.A., Ivanov, A.S., & Kunakh, K.V. (2023). Self-face advantage and social threat: Cross-cultural aspects. Psychology in Education, 5(2), 161–168. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-161-168
- Satariyan, A., Getenet, S., Gube, J., & Muhammad, Y. (2015). Exploring supervisory support in an Australian university: Perspectives of doctoral students in an education faculty. Journal of the Australian and New Zealand Student Services Association, 46, 1–12.
- van Rooij, E., Fokkens-Bruinsma, M., & Jansen, E. (2021). Factors that influence PhD candidates’ success: the importance of PhD project characteristics. Studies in Continuing Education, 43(1), 48–67. https://doi.org/10.1080/0158037x.2019.1652158
- Yang, Y., & Cai, J. (2022). Profiles of PhD students’ satisfaction and their relationships with demographic characteristics and academic career enthusiasm. Frontiers in Psychology, 13, 968541. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.968541
- Zerchaninova, T.E., & Tarbeeva, I.S. (2020). The role of an academic advisor in the scientific and educational activities of a postgraduate student. Research Result. Sociology and management, 6(2), 145–158. (In Russ.) https://doi.org/10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-10
- Zyryanov, V.V. (2019). Research supervisor: Between the challenges of time and the realities of higher education. Higher Education in Russia, 28(10), 25–37. (In Russ.) https://doi.org/ 10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37
Дополнительные файлы

