Удовлетворенность отношениями с научным руководителем у студентов с разной академической мотивацией (на примере студентов психолого-педагогических направлений подготовки)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Удовлетворенность отношениями с научным руководителем является значимым фактором академической успешности студентов, однако к сегодняшнему дню недостаточно изучены ее мотивационные детерминанты, которые могут вносить существенный вклад в ожидания студентов от взаимодействия с научным руководителем. Цель исследования - анализ удовлетворенности отношениями с научным руководителем у студентов с разной академической мотивацией в условиях современного российского высшего образования. В исследовании приняли участие 192 студента, обучающихся на выпускных курсах бакалавриатов и магистратур по психолого-педагогическим направлениям подготовки (средний возраст 26,5 лет, 85,4% женщин). Для сбора эмпирических данных использовались краткая версия Шкал академической мотивации (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин), авторская анкета для оценки удовлетворенности обучающегося отношениями с научным руководителем, а также опросник «Взаимодействие научного руководителя и студента» (Т. Майнхард, Р. ван Дер Рейст, Й. ван Тартвейк, Т. Вуббельс), переведенный на русский язык и продемонстрировавший в русскоязычном варианте приемлемые показатели структурной валидности и согласованности шкал. Согласно эмпирическим результатам, студенты с автономной академической мотивацией, независимо от образовательной ступени, более удовлетворены отношениями с научным руководителем, чем студенты с контролируемой мотивацией, и, кроме того, характеризуют научного руководителя как более ориентированного на сотрудничество. Предикторами удовлетворенности отношениями с научным руководителем для студентов с автономной академической мотивацией являются лидерство, дружелюбная помощь и, с отрицательным знаком, непредсказуемость, для студентов с контролируемой мотивацией - дружелюбная помощь. Показатели мотивации не являются значимыми предикторами удовлетворенности отношениями с научным руководителем для студентов бакалавриатов, однако вносят значимый вклад в удовлетворенность отношениями с научным руководителем в выборке магистрантов. Обсуждаются возможности применения результатов исследования в практике научного руководства работой студентов психолого-педагогических направлений подготовки, ограничения исследования, а также перспективы их преодоления.

Об авторах

Анастасия Владимировна Микляева

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.miklyaeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8389-2275
SPIN-код: 9471-8985

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии

Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48

Светлана Александровна Безгодова

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Email: s.a.bezgodova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5425-7838
SPIN-код: 6644-6059

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании

Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48

Владимир Николаевич Панферов

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Email: v-panferov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3528-3122
SPIN-код: 1910-5422

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной психологии

Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48

Список литературы

  1. Aldosari, D.M., & Ibrahim, A.S. (2019). The relationship between interpersonal approaches of thesis supervisors and graduate student satisfaction. International Education Studies, 12(10), 96–113. https://doi.org/10.5539/ies.v12n10p96
  2. Daryoushi, H., Jalali, A., Karimi, E., Salari, N., & Abbasi, P. (2021). Assessment of psychometric properties of the questionnaire on supervisor-doctoral student interaction (QSDI) in Iran. BMC Medical Education, 21(1), 531. https://doi.org/10.1186/s12909-021-02932-0
  3. Davis, D.F. (2019). Students’ perceptions of supervisory qualities: What do students want? What do they believe they receive? International Journal of Doctoral Studies, 14, 431–464. https://doi.org/10.28945/4361
  4. de Kleijn, R.A.M., Mainhard, M.T., Meijer, P.C., Pilot, A., & Brekelmans, M. (2012). Master’s thesis supervision: relations between perceptions of the supervisor–student relationship, final grade, perceived supervisor contribution to learning and student satisfaction. Studies in Higher Education, 37(8), 925–939. https://doi.org/10.1080/03075079.2011.556717
  5. Dericks, G., Thompson, E., Roberts, M., & Phua, F. (2019). Determinants of PhD student satisfaction: the roles of supervisor, department, and peer qualities. Assessment & Evaluation in Higher Education, 44(7), 1053–1068. https://doi.org/10.1080/02602938.2019.1570484
  6. Gatfield, T. (2005). An investigation into PhD supervisory management styles: Development of a dynamic conceptual model and its managerial implications. Journal of Higher Education Policy and Management, 27(3), 311–325. https://doi.org/10.1080/ 13600800500283585
  7. Glickman, C.D., Gordon, S.P., & Ross–Gordon, J.M. (2013). The Basic Guide to Supervision and Instructional Leadership (3rd ed.). Boston, MA: Pearson Education, Inc.
  8. Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., & Osin, E.N. (2014). “Academic motivation scales” questionnaire. Psichologicheskii Zhurnal, 35(4). 96–107. (In Russ.)
  9. Gruzdev, I., Terentev, E., & Dzhafarova, Z. (2020). Superhero or hands-off supervisor? An empirical categorization of PhD supervision styles and student satisfaction in Russian universities. Higher Education, 79(5), 773–789. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00437-w
  10. Hardman, J. (2016). Tutor–student interaction in seminar teaching: Implications for professional development. Active Learning in Higher Education, 17(1), 63–76. https://doi.org/10.1177/1469787415616728
  11. Janssen, S., van Vuuren, M., & de Jong, M.D.T. (2021). Sensemaking in supervisor-doctoral student relationships: Revealing schemas on the fulfillment of basic psychological needs. Studies in Higher Education, 46(12), 2738–2750. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1804850
  12. Johnson, W.B. (2015). On being a mentor: A guide for higher education faculty (2nd ed.). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315669120
  13. Khosa, A., Burch, S., Ozdil, E., & Wilkin, C. (2020). Current issues in PhD supervision of accounting and finance students: Evidence from Australia and New Zealand. The British Accounting Review, 52(5), 100874. https://doi.org/10.1016/j.bar.2019.100874
  14. Le, M., Pham, L., Kim, K., & Bui, N. (2021). The impacts of supervisor – PhD student relationships on PhD students’ satisfaction: A case study of Vietnamese universities. Journal of University Teaching and Learning Practice, 18(4), 18. https://doi.org/ 10.53761/1.18.4.18
  15. Mainhard, T., van der Rijst, R., van Tartwijk, J., & Wubbels, T. (2009). A model for the supervisor–doctoral student relationship. Higher Education, 58(3), 359–373. https:// doi.org/10.1007/s10734-009-9199-8
  16. Makarova, L.N. (2018). Influence of the research supervisor on formation of professional orientation of post-graduate students. Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 17(2), 17–21. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-231X-2018-17-2(36)-17-21
  17. Murphy, N., Bain, J.D., & Conrad, L. (2007). Orientations to research higher degree supervision. Higher Education, 53(2), 209–234. https://doi.org/10.1007/s10734-005-5608-9
  18. Orellana, M.L., Darder, A., Pérez, A., & Salinas, J. (2016). Improving doctoral success by matching PhD students with supervisors. International Journal of Doctoral Studies, 11, 87–103. https://doi.org/10.28945/3404
  19. Panferov, V.N., Miklyaeva, A.V., Bezgodova, S.A., Vasileva, S.V., & Ivanov, A.S. (2019). Development of a tool for studying students’ social and psychological interpretation of the teacher’s person based on reference role image simulation. Psychology in Education, 1(2), 158–168. (In Russ.) https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-158-168
  20. Parker-Jenkins, M. (2018). Mind the gap: Developing the roles, expectations and boundaries in the doctoral supervisor–supervisee relationship. Studies in Higher Education, 43(1), 57–71. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1153622
  21. Pyhältö, K., Vekkaila, J., & Keskinen, J. (2015). Fit matters in the supervisory relationship: doctoral students and supervisors perceptions about the supervisory activities. Innovations in Education and Teaching International, 52(1), 4–16. https://doi.org/10.1080/14703297.2014.981836
  22. Riva, E., Gracia, L., & Limb, R. (2022). Using co-creation to facilitate PhD supervisory relationships. Journal of Further and Higher Education, 46(7), 913–930. https://doi.org/10.1080/0309877x.2021.2021158
  23. Rumyantzeva, P.V., Gorbachev, D.A., Ivanov, A.S., & Kunakh, K.V. (2023). Self-face advantage and social threat: Cross-cultural aspects. Psychology in Education, 5(2), 161–168. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-2-161-168
  24. Satariyan, A., Getenet, S., Gube, J., & Muhammad, Y. (2015). Exploring supervisory support in an Australian university: Perspectives of doctoral students in an education faculty. Journal of the Australian and New Zealand Student Services Association, 46, 1–12.
  25. van Rooij, E., Fokkens-Bruinsma, M., & Jansen, E. (2021). Factors that influence PhD candidates’ success: the importance of PhD project characteristics. Studies in Continuing Education, 43(1), 48–67. https://doi.org/10.1080/0158037x.2019.1652158
  26. Yang, Y., & Cai, J. (2022). Profiles of PhD students’ satisfaction and their relationships with demographic characteristics and academic career enthusiasm. Frontiers in Psychology, 13, 968541. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.968541
  27. Zerchaninova, T.E., & Tarbeeva, I.S. (2020). The role of an academic advisor in the scientific and educational activities of a postgraduate student. Research Result. Sociology and mana­gement, 6(2), 145–158. (In Russ.) https://doi.org/10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-10
  28. Zyryanov, V.V. (2019). Research supervisor: Between the challenges of time and the realities of higher education. Higher Education in Russia, 28(10), 25–37. (In Russ.) https://doi.org/ 10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».