Особенности цифровых компетенций современных учителей российских школ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Активная цифровизация образования способствовала выделению группы цифровых компетенций учителей школ. Данная группа компетенций принципиально значима для качества образовательного процесса и получаемых учащимися знаний. Настоящее исследование, опираясь на имеющиеся классификации цифровых компетенций и подходы к выделению уровней их развития, направлено на выявление актуального уровня цифровой компетентности учителей школ в контексте расширенной модели компетенций. В исследовании приняло участие 594 педагога в возрасте от 18 до 76 лет ( M = 41,25, SD = 14,29), из них 93 % - женщины. Для сбора данных использовался Опросник самооценки цифровых компетенций С.В. Гайсиной, И.П. Давыдовой, который предварительно успешно прошел проверку психометрических показателей. Согласно полученным результатам, навыки коммуникации, сотрудничества и взаимодействия в сети у учителей получили наиболее высокие оценки, компетенции по ответственному использованию ресурсов сети Интернет, по организации обучения в цифровой среде и навыки информационной грамотности у них выражены умеренно. Наименее выраженными у учителей оказались навыки создания цифрового контента.

Об авторах

Наталья Александровна Руднова

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Автор, ответственный за переписку.
Email: rudnova.na@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2063-2892
SPIN-код: 2568-1314

кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации

Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Дмитрий Сергеевич Корниенко

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Email: dscorney@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6597-264X
SPIN-код: 5115-4075

доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации

Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Айдар Минимансурович Калимуллин

Казанский (Приволжский) федеральный университет; Самаркандский государственный университет

Email: kalimullin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7788-7728
SPIN-код: 1351-3934

доктор исторических наук, профессор, директор Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет ; приглашенный профессор кафедры прикладной психологии, факультет психологии и социально- политических наук, Самаркандский государственный университет

Российская Федерация, 420008, г. Казань, ул. Кремл евская, д. 18; Республика Узбекистан, 140104, г. Самарканд, Университетский бульвар, д. 15

Список литературы

  1. Belinskaya, E.P., & Shaekhov, Z.D. (2023). Psychological well-being and adaptation to the risks of digital world at a young age. Lomonosov Psychology Journal, 46(3), 239–260. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/LPJ-23-35
  2. Blundell, C.N., Mukherjee, M., & Nykvist, S. (2022). A scoping review of the application of the SAMR model in research. Computers and Education Open, 3, 100093. https://doi.org/ 10.1016/j.caeo.2022.100093
  3. Boronenko, T.A., & Fedotova, V. S. (2021). Research of the digital competence of teachers in the conditions of digitalization of the educational environment of the school. Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 27(1), 51-61. (In Russ.) https:// doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-1-51-61
  4. Claro, M., Castro-Grau, C., Ochoa, J.M., Hinostroza, J.E., & Cabello, P. (2024). Systematic review of quantitative research on digital competences of in-service school teachers. Computers & Education, 215, 105030. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2024.105030
  5. Folomeeva, T.V., Sadovskaia, E.D., Vinokurov, F.N., & Fedotova, S.V. (2022). The role of digital technologies in economic decision-making: Artificial intelligence and risk-taking. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 40–64. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/vsp.2022.03.04
  6. Gaisina, S.V., & Davydova, I.P. (2021). Guidelines for digital education “Map of digital competencies”. Retrieved 22 March, 2024 from https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Карта-компетенций-ИТОГ.pdf (In Russ.)
  7. Gallego Joya, L., Merchán Merchán, M.A., & López Barrera, E.A. (2025). Development and strengthening of teachers’ digital competence: Systematic review. Contemporary Educational Technology, 17(1), ep555. https://doi.org/10.30935/cedtech/15744
  8. Igonina, E.V., Povalyaeva, O.N., & Kotlyarova, O.A. (2022). Digital competence of Russian teachers (results of an empirical study on the example of the Lipetsk region). Perspectives of Science and Education, (6), 625-643. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.38
  9. Jogezai, N.A., Koroleva, D., & Baloch, F.A. (2023). Teachers’ digital competence in the post COVID-19 era: The effects of digital nativeness, and digital leadership capital. Contemporary Educational Technology, 15(4), ep466. https://doi.org/10.30935/cedtech/13620
  10. Kalabina, I.A., & Progackaya, T.K. (2022). Formation of digital competence of older preschool children. Preschool Education Today, (2), 58–69. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-58-69
  11. Kamenskaya, G.V., & Tatyanina, E.V. (2023). Features of digital leisure for students of schools with different learning and upbringing conditions during the Covid-19 pandemic. Russian Psychological Journal, 20(2), 58–73. (In Russ.) https://doi.org/10.21702/rpj.2023.2.4
  12. Kashitsin, V.P., Soloveichik, A.S., Soloveichik, N.A., & Buzoeva, M.D. (2020). Factors of digital transformation in school education. Uchenye Zapiski RGSU, 19(3), 102–111. (In Russ.) https://doi.org/10.17922/2071-5323-2020-19-3-102-111
  13. Khudyakova, T.L, Gridyaeva, L.N., Klepach, L.V., & Petrosyants, V.R. (2022). Risks for the psychological security of personality in the context of digital educational technologies introduced into vocational training. National Psychological Journal, (4), 132–143. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0412
  14. Kolykhmatov, V.I. (2018). Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, (9), 152-158. (In Russ.)
  15. Konovalov, I.A. (2023). Adolescent readers vs online-surfers: Aggression rates and school climate perceptions. New Ideas in Child and Educational Psychology, 3(1–2), 68–80. https://doi.org/10.11621/nicep.2023.0404
  16. Koroleva, D., Andreeva, A., & Khavenson, T. (2023). Shock innovation: Conceptualisation of digital transformation in education during the Covid-19 pandemic. Education & Self Development, 18(2), 100–117. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.08
  17. Liesa-Orus, M., Lozano Blasco, R., & Arce-Romeral, L. (2023). Digital competence in university lecturers: A meta-analysis of teaching challenges. Education Sciences, 13(5), 508. https://doi.org/10.3390/educsci13050508
  18. Mishra, P., & Koehler, M.J. (2006). Technological pedagogical content knowledge: a framework for teacher knowledge. Teachers College Record, 108(6), 1017–1054. https:// doi.org/10.1111/j.1467-9620.2006.00684.x
  19. Nazarov V.L., Zherdev D.V., & Buinacheva A.V. (2023). Current problems of digital transformation in secondary education. The Education and Science Journal, 25(4), 109-166. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-4-109-166
  20. Porto, A.C., Slavov, R., & Pimenta, M.A. (2023). Teacher professional development and media education in a virtual learning environment. Education & Self Development, 18(2), 27–36. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.03
  21. Radchikova, N.P., Odintsova, M.A., & Sorokova, M.G. (2023). The attitude of Russian university teachers towards the digital educational environment. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 20(2), 311–330. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2-311-330
  22. Redecker, C., & Punie, Y. (2017). European framework for the digital competence of educators: DigCompEdu. Luxembourg: Publications Office of the European Union. https://doi.org/10.2760/159770
  23. Riapina, N.E., Permyakova, T.M., & Balezina, E.A. (2023). Teacher’s communicative behaviors in relation to organizational and technical factors in online university education. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 20(1), 163–182. (In Russ.) https:// doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-163-182
  24. Shevchenko, O.N., Odenbaкh, I.A., & Taranovskaya, E.A. (2024). Elements of digital pedagogy for bachelores of technical sciences in the context of the SAMR model. Vestnik of the Orenburg State University, (1), 143-148. (In Russ.) https://doi.org/10.25198/1814-6457-241-143
  25. Soldatova, G.U., & Koshevaya, A.G. (2023). Media multitasking in mixed reality learning situations: What determines its effectiveness? Psychology in Russia: State of the Art, 16(4), 90–108. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0406
  26. Soldatova, G.U., & Shlyapnikov, V.N. (2015). Digital сompetence of Russian school teachers. Psychological Science and Education, 20(4), 5–18. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2015200401
  27. Soldatova, G.U., Nestik, T.A., Rasskazova, E.I., & Zotova, E.Yu. (2013). Digital competence of adolescents and parents. Results of the all-Russian study. Moscow: Fond Razvitiya Internet Publ. (In Russ.)
  28. Uvarov, A.Yu., Geibl, E., Dvoretskaya, I.V., Zaslavskii, I.M., Karlov, I.A., Mertsalova, T.A., Sergomanov, P.A., & Frumin, I.D. (2019). The challenges and opportunities of the digital transformation of education. Moscow: HSE University Publ. (In Russ.)
  29. Zorina, E.M. (2023). Development of digital competences of a university teacher. Person, society, education. Forum Proceedings (pp. 134-138). Ulyanovsk: Zebra Publ. (In Russ.)
  30. Zotov, V.V., Konson, G.R., Volodenkov, S.V., & Gubanov, A.V. (2023). The image of the digital future: Formation in media space and representation in the public consciousness. The Art and Science of Television, 19(4), 63–115. (In Russ.) https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.4-63-115

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».