Особенности цифровых компетенций современных учителей российских школ
- Авторы: Руднова Н.А.1, Корниенко Д.С.1, Калимуллин А.М.2,3
-
Учреждения:
- Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Самаркандский государственный университет
- Выпуск: Том 21, № 4 (2024)
- Страницы: 1012-1035
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО, ЦИФРОВИЗАЦИЯ, КОММУНИКАЦИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/326314
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-4-1012-1035
- EDN: https://elibrary.ru/LHSXJJ
- ID: 326314
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Активная цифровизация образования способствовала выделению группы цифровых компетенций учителей школ. Данная группа компетенций принципиально значима для качества образовательного процесса и получаемых учащимися знаний. Настоящее исследование, опираясь на имеющиеся классификации цифровых компетенций и подходы к выделению уровней их развития, направлено на выявление актуального уровня цифровой компетентности учителей школ в контексте расширенной модели компетенций. В исследовании приняло участие 594 педагога в возрасте от 18 до 76 лет ( M = 41,25, SD = 14,29), из них 93 % - женщины. Для сбора данных использовался Опросник самооценки цифровых компетенций С.В. Гайсиной, И.П. Давыдовой, который предварительно успешно прошел проверку психометрических показателей. Согласно полученным результатам, навыки коммуникации, сотрудничества и взаимодействия в сети у учителей получили наиболее высокие оценки, компетенции по ответственному использованию ресурсов сети Интернет, по организации обучения в цифровой среде и навыки информационной грамотности у них выражены умеренно. Наименее выраженными у учителей оказались навыки создания цифрового контента.
Об авторах
Наталья Александровна Руднова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Автор, ответственный за переписку.
Email: rudnova.na@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2063-2892
SPIN-код: 2568-1314
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации
Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Дмитрий Сергеевич Корниенко
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Email: dscorney@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6597-264X
SPIN-код: 5115-4075
доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации
Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Айдар Минимансурович Калимуллин
Казанский (Приволжский) федеральный университет; Самаркандский государственный университет
Email: kalimullin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7788-7728
SPIN-код: 1351-3934
доктор исторических наук, профессор, директор Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет ; приглашенный профессор кафедры прикладной психологии, факультет психологии и социально- политических наук, Самаркандский государственный университет
Российская Федерация, 420008, г. Казань, ул. Кремл евская, д. 18; Республика Узбекистан, 140104, г. Самарканд, Университетский бульвар, д. 15Список литературы
- Belinskaya, E.P., & Shaekhov, Z.D. (2023). Psychological well-being and adaptation to the risks of digital world at a young age. Lomonosov Psychology Journal, 46(3), 239–260. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/LPJ-23-35
- Blundell, C.N., Mukherjee, M., & Nykvist, S. (2022). A scoping review of the application of the SAMR model in research. Computers and Education Open, 3, 100093. https://doi.org/ 10.1016/j.caeo.2022.100093
- Boronenko, T.A., & Fedotova, V. S. (2021). Research of the digital competence of teachers in the conditions of digitalization of the educational environment of the school. Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 27(1), 51-61. (In Russ.) https:// doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-1-51-61
- Claro, M., Castro-Grau, C., Ochoa, J.M., Hinostroza, J.E., & Cabello, P. (2024). Systematic review of quantitative research on digital competences of in-service school teachers. Computers & Education, 215, 105030. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2024.105030
- Folomeeva, T.V., Sadovskaia, E.D., Vinokurov, F.N., & Fedotova, S.V. (2022). The role of digital technologies in economic decision-making: Artificial intelligence and risk-taking. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 40–64. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/vsp.2022.03.04
- Gaisina, S.V., & Davydova, I.P. (2021). Guidelines for digital education “Map of digital competencies”. Retrieved 22 March, 2024 from https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/Карта-компетенций-ИТОГ.pdf (In Russ.)
- Gallego Joya, L., Merchán Merchán, M.A., & López Barrera, E.A. (2025). Development and strengthening of teachers’ digital competence: Systematic review. Contemporary Educational Technology, 17(1), ep555. https://doi.org/10.30935/cedtech/15744
- Igonina, E.V., Povalyaeva, O.N., & Kotlyarova, O.A. (2022). Digital competence of Russian teachers (results of an empirical study on the example of the Lipetsk region). Perspectives of Science and Education, (6), 625-643. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.38
- Jogezai, N.A., Koroleva, D., & Baloch, F.A. (2023). Teachers’ digital competence in the post COVID-19 era: The effects of digital nativeness, and digital leadership capital. Contemporary Educational Technology, 15(4), ep466. https://doi.org/10.30935/cedtech/13620
- Kalabina, I.A., & Progackaya, T.K. (2022). Formation of digital competence of older preschool children. Preschool Education Today, (2), 58–69. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-58-69
- Kamenskaya, G.V., & Tatyanina, E.V. (2023). Features of digital leisure for students of schools with different learning and upbringing conditions during the Covid-19 pandemic. Russian Psychological Journal, 20(2), 58–73. (In Russ.) https://doi.org/10.21702/rpj.2023.2.4
- Kashitsin, V.P., Soloveichik, A.S., Soloveichik, N.A., & Buzoeva, M.D. (2020). Factors of digital transformation in school education. Uchenye Zapiski RGSU, 19(3), 102–111. (In Russ.) https://doi.org/10.17922/2071-5323-2020-19-3-102-111
- Khudyakova, T.L, Gridyaeva, L.N., Klepach, L.V., & Petrosyants, V.R. (2022). Risks for the psychological security of personality in the context of digital educational technologies introduced into vocational training. National Psychological Journal, (4), 132–143. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0412
- Kolykhmatov, V.I. (2018). Modern teacher digital skills in the conditions of digitalization of education. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, (9), 152-158. (In Russ.)
- Konovalov, I.A. (2023). Adolescent readers vs online-surfers: Aggression rates and school climate perceptions. New Ideas in Child and Educational Psychology, 3(1–2), 68–80. https://doi.org/10.11621/nicep.2023.0404
- Koroleva, D., Andreeva, A., & Khavenson, T. (2023). Shock innovation: Conceptualisation of digital transformation in education during the Covid-19 pandemic. Education & Self Development, 18(2), 100–117. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.08
- Liesa-Orus, M., Lozano Blasco, R., & Arce-Romeral, L. (2023). Digital competence in university lecturers: A meta-analysis of teaching challenges. Education Sciences, 13(5), 508. https://doi.org/10.3390/educsci13050508
- Mishra, P., & Koehler, M.J. (2006). Technological pedagogical content knowledge: a framework for teacher knowledge. Teachers College Record, 108(6), 1017–1054. https:// doi.org/10.1111/j.1467-9620.2006.00684.x
- Nazarov V.L., Zherdev D.V., & Buinacheva A.V. (2023). Current problems of digital transformation in secondary education. The Education and Science Journal, 25(4), 109-166. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-4-109-166
- Porto, A.C., Slavov, R., & Pimenta, M.A. (2023). Teacher professional development and media education in a virtual learning environment. Education & Self Development, 18(2), 27–36. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.03
- Radchikova, N.P., Odintsova, M.A., & Sorokova, M.G. (2023). The attitude of Russian university teachers towards the digital educational environment. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 20(2), 311–330. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2-311-330
- Redecker, C., & Punie, Y. (2017). European framework for the digital competence of educators: DigCompEdu. Luxembourg: Publications Office of the European Union. https://doi.org/10.2760/159770
- Riapina, N.E., Permyakova, T.M., & Balezina, E.A. (2023). Teacher’s communicative behaviors in relation to organizational and technical factors in online university education. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 20(1), 163–182. (In Russ.) https:// doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-163-182
- Shevchenko, O.N., Odenbaкh, I.A., & Taranovskaya, E.A. (2024). Elements of digital pedagogy for bachelores of technical sciences in the context of the SAMR model. Vestnik of the Orenburg State University, (1), 143-148. (In Russ.) https://doi.org/10.25198/1814-6457-241-143
- Soldatova, G.U., & Koshevaya, A.G. (2023). Media multitasking in mixed reality learning situations: What determines its effectiveness? Psychology in Russia: State of the Art, 16(4), 90–108. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0406
- Soldatova, G.U., & Shlyapnikov, V.N. (2015). Digital сompetence of Russian school teachers. Psychological Science and Education, 20(4), 5–18. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2015200401
- Soldatova, G.U., Nestik, T.A., Rasskazova, E.I., & Zotova, E.Yu. (2013). Digital competence of adolescents and parents. Results of the all-Russian study. Moscow: Fond Razvitiya Internet Publ. (In Russ.)
- Uvarov, A.Yu., Geibl, E., Dvoretskaya, I.V., Zaslavskii, I.M., Karlov, I.A., Mertsalova, T.A., Sergomanov, P.A., & Frumin, I.D. (2019). The challenges and opportunities of the digital transformation of education. Moscow: HSE University Publ. (In Russ.)
- Zorina, E.M. (2023). Development of digital competences of a university teacher. Person, society, education. Forum Proceedings (pp. 134-138). Ulyanovsk: Zebra Publ. (In Russ.)
- Zotov, V.V., Konson, G.R., Volodenkov, S.V., & Gubanov, A.V. (2023). The image of the digital future: Formation in media space and representation in the public consciousness. The Art and Science of Television, 19(4), 63–115. (In Russ.) https://doi.org/10.30628/1994-9529-2023-19.4-63-115
Дополнительные файлы

