Психологические факторы формального и неформального денежного заимствования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социальная категория «заемщики» неоднородна по целому ряду показателей. В статье поднимается проблема различий в психологических особенностях заемщиков, предпочитающих формальные кредиты и займы у частных лиц. Цель исследования - анализ психологических особенностей потребителей различных видов займов. На основании предыдущих исследований авторов были выделены для анализа такие переменные, как временная перспектива и долгосрочная ориентация личности, учет последствий своего поведения, уровень генерализованного доверия, моральные основания, социальные верования и установки по отношению к долгу, которые предположительно связаны с предпочитаемым людьми типом заимствования. Выборку составили пользователи финансовых услуг, имеющие различные виды займов ( N = 1974), из них были выделены три группы, гомогенные по видам займов: респонденты, имеющие только займы, полученные от родственников, друзей, знакомых ( N = 97), респонденты, имеющие только займы в МФО ( N = 97), респонденты, имеющие только потребительский кредит ( N = 103). Были использованы методики: Опросник моральных оснований Дж. Хайдта в адаптации О.А. Сычева, Долгосрочная ориентация личности Т.А. Нестика, Методика учета будущих последствий А. Стратмена в адаптации Т.А. Нестика, краткая версия методики Дж. Даккита в адаптации Д.С. Григорьева, краткая версия Стэнфордского опросника временной перспективы Ф. Зимбардо, World Value Survey, шкала веры в справедливый мир К. Далберт в адаптации С.К. Нартовой-Бочавер, экспресс-опросник долгового поведения. Обнаружены существенные различия между группами в структуре взаимосвязей между исследуемыми параметрами внутри каждой группы заемщиков. Результаты показывают, что респонденты, имеющие только неинституциональные займы, в отличие от респондентов, имеющих исключительно банковские кредиты или займы МФО, обнаруживают более низкую лояльность к своей группе (невысокий традиционализм), которая в их представлениях связывается с пониженным доверием к властям (региональные власти). Такая система представлений может говорить об автономности этих заемщиков в социальном плане. Отмечены ограничения проведенного исследования. Намечены перспективы дальнейших исследований и определены возможности практического использования полученных результатов.

Об авторах

Ева Николаевна Викентьева

Финансовый университет при Правительстве РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: vikentieva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5531-1912
SPIN-код: 1210-1467

кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала

Российская Федерация, 125167, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2

Мария Анатольевна Гагарина

Финансовый университет при Правительстве РФ

Email: MGagarina224@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7812-7875
SPIN-код: 9851-4568

доктор психологических наук, доцент, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала

Российская Федерация, 125167, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2

Татьяна Петровна Емельянова

Институт психологии РАН

Email: t_emelyanova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-0458-7705
SPIN-код: 4338-1645

доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, лаборатория социальной и экономической психологии

Российская Федерация, 129366, Москва, Ярославская ул., д. 13, корп. 1

Список литературы

  1. Achtziger, A., Hubert, M., Kenning, P., Raab, G., & Reisch, L. (2015). Debt out of control: The links between self-control, compulsive buying, and real debts. Journal of Economic Psychology, 49, 141–149. https://doi.org/10.1016/j.joep.2015.04.003
  2. Buranbaeva, L.Z., Sabirova, Z.Z., & Nurova, A.R. (2019). The formal and informal character of the borrower's credit behavior. Vestnik BIST (Bashkir Institute of Social Technologies), (1), 24–30. (In Russ.)
  3. Clark, C.B., Swails, J.A., Pontinen, H.M., Bowerman, S.E., Kriz, K.A., & Hendricks, P.S. (2017). A behavioral economic assessment of individualizing versus binding moral foundations. Personality and Individual Differences, 112, 49–54. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.02.052
  4. Dalbert, C., Lipkus, I., Sallay, H., & Goch, I. (2001). A just and an unjust world: structure and validity of different world beliefs. Personality and Individual Differences, 30(4), 561–577. https://doi.org/10.1016/s0191-8869(00)00055-6
  5. Dang, L.P.X., Hoang, V.-N., Nghiem, S.H., & Wilson, C. (2023). Social networks with organisational resource, generalised trust and informal loans: Evidence from rural Vietnam. Economic Analysis and Policy, 77, 388–402. https://doi.org/10.1016/j.eap.2022.11.016
  6. Delis, M., Galariotis, E., & Monne, J. (2021). Economic condition and financial cognition. Journal of Banking & Finance, 123, 106035. https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2020.106035
  7. Duckitt, J., Wagner, C., du Plessis, I., & Birum, I. (2002). The psychological bases of ideology and prejudice: Testing a dual process model. Journal of Personality and Social Psychology, 83(1), 75–93. https://doi.org/10.1037//0022-3514.83.1.75
  8. Emelyanova, T.P., Vikentieva, E.N., & Gagarina, M.A. (2022). Socio-psychological features consumers of various types of loans. Voprosy Psychologii, 68(1), 73–83. (In Russ.)
  9. Gagarina, M.A. (2022). Individual’s debt relations as a problem of social and economic psychology. Theoretical and experimental psychology, 15(2), 121–136. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-2-121-135
  10. Gagarina, M.A., & Padun, M.A. (2021). Debt behavior express inventory: development and validation. Psychological Studies, 14(78), 3. (In Russ.) https://doi.org/10.54359/ps.v14i78.124
  11. Graeber, D. (2015). Debt: The first 5000 years. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russ.)
  12. Grigoryev, D.S. (2017). Development of a short version of the dual process model scales: right-wing authoritarianism, social dominance orientation, dangerous and competitive worldviews. National Psychological Journal, (4), 30–44. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2017.0403
  13. Guirkinger, C. (2008). Understanding the coexistence of formal and informal credit markets in Piura, Peru. World Development, 36(8), 1436–1452. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2007.07.002
  14. Gulevich, O.A., & Sarieva, I.R. (2020). Social beliefs, political trust and readiness to participate in political actions: comparison of Russia and Ukraine. Social Psychology and Society, 11(2), 74–92. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/sps.2020110205
  15. Harrison, N., Chudry, F., Waller, R., & Hatt, S. (2015). Towards a typology of debt attitudes among contemporary young UK undergraduates. Journal of Further and Higher Education, 39(1), 85–107. https://doi.org/10.1080/0309877x.2013.778966
  16. Haschenko, V.A. (2011). Subjective welfare scale and subjective economic well-being. Psychological Journal, 32(3), 27−42. (In Russ.)
  17. Haultain, S., Kemp, S., & Chernyshenko, O.S. (2010). The structure of attitudes to student debt. Journal of Economic Psychology, 31(3), 322–330. https://doi.org/10.1016/j.joep.2010.01.003
  18. Jochemczyk, Ł., Pietrzak, J., Buczkowski, R., Stolarski, M., & Markiewicz, Ł. (2017). You Only Live Once: Present-hedonistic time perspective predicts risk propensity. Personality and Individual Differences, 115, 148–153. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.03.010
  19. Joireman, J., Sprott, D.E., & Spangenberg, E.R. (2005). Fiscal responsibility and the consideration of future consequences. Personality and Individual Differences, 39(6), 1159–1168. https://doi.org/10.1016/j.paid.2005.05.002
  20. Kamleitner, B., Hoelzl, E., & Kirchler, E. (2012). Credit use: Psychological perspectives on a multifaceted phenomenon. International Journal of Psychology, 47(1), 1–27. https://doi.org/10.1080/00207594.2011.628674
  21. Kireeva, O.V., Diomin, A.N., & Pomazan, I.A. (2016). Motivational component of attitude toward credits of persons of different age. Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University, (123), 1049-1065. (In Russ.) https://doi.org/10.21515/1990-4665-123-073
  22. Leonard, S., Zhang, J.W., & Howell, R. (2019). Spending well: how time perspectives impact consumer values and financial decisions among middle-aged adults. Research in Human Development, 16(2), 135–155. https://doi.org/10.1080/15427609.2019.1670568
  23. Muzhichkova, Yu.E. (2015). Psychology of ordinary ideas about debts and credits. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University, (4), 37–44. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/17057
  24. Nartova-Bochaver, S.K., Podlipnyak, M.B., & Khokhlova, A.Y. (2013). Belief in a Just world and mental well-being in deaf and hearing youth and adultsts. Clinical Psychology and Special Education, 2(3), 1–14. (In Russ.)
  25. Nestik, T.A. & Nikishina, O.S. (2021). Attitudes towards the pandemic and individual time perspective: Russian validation of the short version of the Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI-15). Yaroslavskii Psikhologicheskii Vestnik, (3), 29–36. (In Russ.)
  26. Nestik, T.A. (2020). Russian validation of the consideration of Future Consequences Scale (CFC-14). Institute of psychology Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, 5(3), 55–88. (In Russ.) https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2020.16.3.003
  27. Nestik, T.A. (2021). Socio-psychological predictors and types of personal long-term orientation. Psikhologicheskii zhurnal, 42(4), 28–39. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S020595920016008-4
  28. O’Grady, T., & Vandegrift, D. (2019). Moral foundations and decisions to donate bonus to charity: Data from paid online participants in the United States. Data in Brief, 25, 104331. https://doi.org/10.1016/j.dib.2019.104331
  29. Sekścińska, K., Rudzinska-Wojciechowska, J., & Maison, D. (2018). Individual differences in time perspectives and risky financial choices. Personality and Individual Differences, 120, 118–126. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.08.038
  30. Strathman, A., Gleicher, F., Boninger, D.S., & Edwards, C.S. (1994). The consideration of future consequences: Weighing immediate and distant outcomes of behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 66(4), 742–752. https://doi.org/10.1037/0022-3514.66.4.742
  31. Strebkov, D.O. (2007). Models of credit behavior and factors for their choice. Sociological Studies, (3), 52–62. (In Russ.)
  32. Sweet, E., Kuzawa, C.W., & McDade, T.W. (2018). Short-term lending: Payday loans as risk factors for anxiety, inflammation and poor health. SSM Population Health, 5, 114–121. https://doi.org/10.1016/j.ssmph.2018.05.009
  33. Sychev, O.A., Protasova, I.N., & Belousov, K.I. (2018). Diagnosing moral foundations: Testing of the Russian version of the Moral Foundations Questionnaire. Russian Psychological Journal, 15(3), 88–115. (In Russ.) https://doi.org/10.21702/rpj.2018.3.5
  34. Yarasheva, A.V., Burdasova, Ju.V., & Dokholyan, A.S. (2014). Peculiarities of consumer behaviour of Russians in the sections of macroregions and socially wealthy groups. Regional problems of transforming the economy, (7), 27–34. (In Russ.)
  35. Yuan, Y., & Xu, L. (2015). Are poor able to access the informal credit market? Evidence from rural households in China. China Economic Review, 33, 232–246. https://doi.org/10.1016/j.chieco.2015.01.003
  36. Yudin, G.B. (2015). The moral nature of debt and the making of responsible debtor. Voprosy Ekonomiki, (3), 28–45. (In Russ.) https://doi.org/10.32609/0042-8736-2015-3-28-45
  37. Zimbardo, P.G., & Boyd, J.N. (2015). Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric. In M. Stolarski, N. Fieulaine, W. van Beek (Eds.). Time Perspective Theory; Review, Research and Application: Essays in Honor of Philip G. Zimbardo (pp. 17–55). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-07368-2_2

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».