Индивидуальные образовательные программы как новый механизм сопряжения высшего образования и сферы труда
- Авторы: Сенашенко В.С.1, Стручкова Е.П.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 16, № 3 (2019)
- Страницы: 451-465
- Раздел: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347441
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-451-465
- ID: 347441
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема сопряжения высшего образования и сферы труда. Отмечается, что ранее предпринятые рядом авторов попытки решить эту проблему путем сопряжения образовательных и профессиональных стандартов, а также посредством гармонизации требований, предъявляемых рынком труда к квалификациям специалистов, и компетенций выпускников высшей школы сталкиваются со значительными трудностями. В данной работе рассмотрены индивидуальные образовательные программы как один из механизмов сопряжения высшего образования и сферы труда. Проведен анализ возникающих отличий сопряжения высшего образования и сферы труда в контексте различных образовательных моделей. Так, в рамках профессиональной модели организации учебного процесса возможности построения индивидуальных образовательных программ ограничены величиной трудоемкости вариативной части образовательной программы по направлению подготовки или специальности. При этом речь идет о профессионализированных индивидуальных образовательных программах, основу которых составляют процессы становления профессиональной субъектности студента и формирования его профессионального облика. Такие индивидуальные образовательные программы уже на студенческой скамье ориентируют студентов не только на определенный вид трудовой деятельности, но и гарантируют обоснованный выбор будущей профессии. В работе акцентируется внимание на значительном влиянии индивидуализации профессиональных и профессионализации индивидуальных образовательных программ, а также многоуровневой структуры высшего образования на характер сопряжения образовательных программ высшей школы и траекторий профессионального становления молодых специалистов. Подчеркивается, что адаптация обучающихся к учебному процессу, построенному на принципах индивидуализации образовательных программ, является ключевым моментом междисциплинарной психолого-педагогической проблемы развития творческих способностей обучающихся и сопровождается овладением ими новыми умениями и навыками.
Ключевые слова
Об авторах
Василий Савельевич Сенашенко
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: vsenashenko@mail.ru
доктор физико-математических наук, профессор, профессор кафедры сравнительной образовательной политики
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Елена Павловна Стручкова
Российский университет дружбы народов
Email: elenastruch1988@gmail.com
аспирант кафедры сравнительной образовательной политики
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Belotserkovsky, A.V. (2015). On coordination of educational and professional standards. Higher Education in Russia, (6), 26–31. (In Russ.)
- Blinov, V.I., Batrova, O.F., Jesenina, E.Yu., & Faktorovich, A.A. (2015). Professional standards: from development to application. Higher Education in Russia, (4), 5–13. (In Russ.)
- Blinov, V.I., Esenina, E.Yu., Klink, O.F., Rykova, E.A., & Faktorovich, A.A. (2016). The Occupational standards as a tool of the human resource management in the educational organization. Higher Education in Russia, (10), 16–23. (In Russ.)
- Karavaeva, E.V. (2017). Qualifications of higher education and professional qualifications: Harmonization with efforts. Higher Education in Russia, (12), 5–12. (In Russ.)
- Korshunov, S.V. (2018). The system of standardization of education in the Russian Federation celebrates a quarter of a century. Higher Education in Russia, (3), 23–37. (In Russ.)
- Mineev, P., & Solovyova, T. (2010). Realization of the individual educational trajectories on the basis of the state standards of the third generation. Higher Education in Russia, (7), 44–47. (In Russ.)
- Pak, Yu.N., Nuguzhinov, Zh.S., Pak, D.Yu., & Yamanov, М.Yu. (2018). Institutional aspects of conjugation between educational and professional standards. Alma Mater (Higher School Herald), (10), 4–7. (In Russ.)
- Pilipenko, S.A., Zhidkov, A.A., Karavaeva, E.V., & Serova, A.A. (2016). On the correlation between federal educational standards of higher education and professional standards: problems, possible approaches, recommendation on actualization. Higher Education in Russia, 6, 5–15. (In Russ.)
- Prokhorov, V.A. (2018). Professional standard and federal state educational standard for undergraduate programs. Higher Education in Russia, (1), 31–36. (In Russ.)
- Pryanishnikova, O.D., & Leubovich, A.N. (2008). Professional standards: a brief overview of foreign experience. Promyshlennik Rossii, (3), 37–41. (In Russ.)
- Senashenko, V.S. (2015). On the correlation between professional standards and federal educational standards of higher education. Higher Education in Russia, 6, 31–36. (In Russ.)
- Senashenko, V.S. (2017). Formation of professional standards as the basis of personnel decisions of the professional community. Rector of the University, (3), 30–35. (In Russ.)
- Senashenko, V.S. (2018). Conjugation levels between higher education and labour sphere. Higher Education in Russia, (3), 38–47. (In Russ.)
- Senashenko, V.S. (2018). Legal framework of higher education in Russia needs reconfiguration. Higher Education in Russia, (4), 48–56. (In Russ.)
- Senashenko, V.S., & Struchkova, E.P. (2019). Educational model is an important factor of influence on conjugation higher education with labor sphere. Higher Education in Russia, 4, 9–20.
- Sevostyanov, D.A. (2018). Educational standards and the crisis of education. Higher Education in Russia, (4), 57–65. (In Russ.)
- Shekhonin, A.A., Tarlykov, V.A., Voznesenskaya, A.O., & Bakholdin, A.V. (2017). Harmonization of qualifications in higher education and in the job market. Higher Education in Russia, (11), 5–11. (In Russ.)
- Solovyev, V.P., & Pereskokova, T.A. (2017). Educational and professional standards: challenges, common grounds, engineer training prospects. Higher Education Today, (5), 2–8. (In Russ.)
- Temnova, L.V., & Lizunova, O.A. (2017). Factors of formation of university graduates’ career trajectories. Higher Education in Russia, (11), 89–97. (In Russ.)
- The Federal Law of the Russian Federation No. 273-FZ of December 29, 2012 “On Education in the Russian Federation”. (In Russ.)
- The Labor Code of the Russian Federation. Article 195.1. The concepts of employee qualification, professional standard (introduced by Federal Law of 03.12.2012 No. 236-FZ). (In Russ.)
- Tukachev, Yu.A. (2003). Educational and professional standards: search for theoretical and methodological grounds. Psychology of Professional and Educational Space of Personality: collection of scientific articles (pp. 142–148). Yekaterinburg, 2003. (In Russ.)
- Verbitskiy, A.A. (2017). Categorical apparatus of the theory of contextual education. Higher Education in Russia, (6), 57–67. (In Russ.)
- Vorobieva, O.V., & Teleshova, I.G. (2018). Research activities in the European Qualifications System: Experience and Problems. Higher Education in Russia, (5), 74–86. (In Russ.)
Дополнительные файлы

