Ценностно-смысловые предпосылки адаптивности вьетнамских студентов
- Авторы: Кудинов С.И.1, Кудинов С.С.1, Хо Во К.Т.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 15, № 1 (2018)
- Страницы: 38-52
- Раздел: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347447
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-1-38-52
- ID: 347447
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются показатели соотношения ценностно-смысловой направленности и адаптивности вьетнамских студентов. Показано, что соотношение определенных ценностей, установок и потребностей образует определенный тип ценностно-смысловой направленности. Установлено, что различные типы направленности избирательно взаимосвязаны с показателями адаптивности личности вьетнамских студентов и могут выступать определенными предикторами процесса адаптации. Обозначены современные тенденции исследования адаптивности в контексте системной парадигмы. Отмечены основные индивидуально-личностные детерминанты проявления адаптивности личности. Методологической базой исследования выступила диспозиционная концепция исследования свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, а также положения теории личностного потенциала Д.А. Леоньтева, разработанные в рамках позитивной психологии. Цель исследования, представленного в данной статье - изучение взаимосвязи показателей ценностно-смысловой направленности и переменных адаптивности вьетнамских студентов. На первом этапе исследования, опираясь на результаты кластерного анализа, были выделены и охарактеризованы различные типы ценностно-смысловой направленности студентов: профессионально-карьерная, эгоцентрическая, социально-коммуникативная. Между выделенными типами зафиксированы статистически значимые различия по большинству составляющих. Содержательные характеристики указанных типов на поведенческом уровне отличаются отношением к учебной деятельности, взаимоотношениями с окружающими людьми и самоотношением. На следующем этапе были выявлены особенности проявления адаптивности у студентов с разными типами ценностно-смысловой направленности. С помощью корреляционного анализа установлена взаимосвязь между переменными ценностной направленности и адаптивности. Оказалось, что для всех трех групп является актуальным их неуверенность, ностальгия и астеничность. В тоже время для представителей профессионально-карьерного типа ценностно-смысловой направленности характерна более успешная адаптивность по сравнению с представителями других групп. Менее успешными в проявлении адаптивности оказались студенты с эгоцентрической направленностью, их отличает наибольшая выраженность негативного фона настроения, неуверенность, трудности в общении. В заключении делается вывод о роли ценностно-смысловой направленности как основного из факторов, определяющих успешность адаптивности личности в поликультурной среде.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Иванович Кудинов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kudinov_si@rudn.university
доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии
Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198Станислав Сергеевич Кудинов
Российский университет дружбы народов
Email: kudinov_ss@rudn.university
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии
Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198Куе Ти Хо Во
Российский университет дружбы народов
Email: chiho20ussh@gmail.com
аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии
Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Antsyferova, L.I. (1990). Sistemnyi podkhod v psikhologii lichnosti. In D.N. Zavalishin (Ed.), Printsip sistemnosti v psikhologicheskikh issledovaniyakh (pp. 61—78). Moscow: Publishing house “Institute of Psychology of the RAS”. (In Russ.).
- Aibazova, S.R. (2015a). The subjective determination of self-realization of personality. Acmeology, 2(54), 90—98. (In Russ.).
- Aibazova, S.R. (2015b). Issledovanie tsennostno-smyslovoi napravlennosti lichnosti. Lichnost’ v prirode i obshchestve: Conference Proseedings (pp. 11—16). Moscow: PFUR Publ. (In Russ.).
- Barabanshchikov, V.V., & Demidov, A.A. (2011). Experimental psychology in Russia: current state and prospects of development. Experimental psychology, 4(1), 134—140. (In Russ.).
- Bratus, B.S. (1988). Anomalii lichnosti. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russ.).
- Đảng cộng sản Việt Nam. (2011). Văn kiện Đại hội toàn quốc lần thứ XI. Nhà xuất bản chính trị quốc gia, Hà Nội. (In Vietnamese).
- Hồ Sỹ Quy.́ (2010). Mấy vấn đề triết hoc̣ giá trị và sự biến đổi giá trị trong bối canh toaǹ cầu hoa. Nghiên cứu khoa học, Hà Nội. (In Vietnamese).
- Huỳnh Văn Sơn và nhóm tác giả. (2010). Thực trạng kỹ năng sống của sinh viên một số Trường Đại học tại TP Hồ Chí Minh hiện nay. Đề tài khoa học Cấp Bộ, Mã số. 19.64, Hồ Chí Minh. (In Vietnamese).
- Huỳnh văn Sơn và nhóm tác giả. (2009). Sự lựa chọn các giá trị đạo đức — nhân văn trong định hướng lối sống của sinh viên ở một số trường Đại học tại Thành phố Hồ Chí Minh trong giai đoạn hiện nay. Đề tài — Đề tài khoa học Cấp Bộ, Mã số. 19.27, Hồ Chí Minh. (In Vietnamese).
- Karelin, A. (2007). Bol’shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. Moscow: Eksmo Publ. (In Russ.).
- Krupnov, A.I. (2006). System-dispositional approach to the study of personality and its traits. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 63—72. (In Russ.).
- Krupnov, A.I. (1993). Diagnostika svoistv lichnosti i individual’nosti. Moscow: Institute of Youth Publ. (In Russ.).
- Krupnov, A.I., Novikova, I.A., & Shlyakhta, D.A. (2016). Ethno-psychological and cross-cultural studies of personality traits: System-Functional approach. Psychology of education in a multicultural space, 35(3), 15—25. (In Russ.).
- Kudinov, S.I., Kudinov S.S., & Aibazova, S.R. (2016). Axiological predictors of self-realization of personality. Moscow: PFUR Publ. (In Russ.).
- Leontiev, D.A. (2000). Test of life orientations (DLC). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
- Leontiev, D.A. (2011). Personal capacity: structure and diagnosis. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
- Lomov, B.F. (2003). Consistency in psychology. Selected works. Moscow: MPSI Publ.; Voronezh: MODEK Publ. (In Russ.).
- Nguyễn Quang Uẩn.(2010). Tâm lý học đại cương. Nhà xuất bản quốc gia Hà Nội, Hà Nội. (In Vietnamese).
- Nguyễn Văn Bốn. (2013). Giá trị truyền thống của người Việt Nam trong giai đoạn phát triển và hội nhập. Báo hội thảo. 2013. Tr. 23—26. (In Vietnamese).
- Petrovskiy, V.A. (1992). Psychology of non-adaptive activity. Moscow: Gorbunok Publ. (In Russ.).
- Petrovskiy, V.A. (2010). A man above the situation. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
- Ponomareva, M.A. (Ed.). (2008). Psychodiagnostics of personality: a guide for students. Minsk: Tesey Publ. (In Russ.).
- Piaget, J. (1969). Selected psychological writings: Psychology of intelligence. The genesis of the number in a child. Logic and psychology. Moscow: Prosveshcheniye Publ. (In Russ.).
- Wasserman, L., Berebin, M., & Kosenkov N.I. (1994). On the systematic approach in assessing mental adaptation. V.M. Bekhterev Review of Psychiatry and medical psychology, (3), 6—24. (In Russ.).
Дополнительные файлы

