Ценностно-смысловые предпосылки адаптивности вьетнамских студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются показатели соотношения ценностно-смысловой направленности и адаптивности вьетнамских студентов. Показано, что соотношение определенных ценностей, установок и потребностей образует определенный тип ценностно-смысловой направленности. Установлено, что различные типы направленности избирательно взаимосвязаны с показателями адаптивности личности вьетнамских студентов и могут выступать определенными предикторами процесса адаптации. Обозначены современные тенденции исследования адаптивности в контексте системной парадигмы. Отмечены основные индивидуально-личностные детерминанты проявления адаптивности личности. Методологической базой исследования выступила диспозиционная концепция исследования свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, а также положения теории личностного потенциала Д.А. Леоньтева, разработанные в рамках позитивной психологии. Цель исследования, представленного в данной статье - изучение взаимосвязи показателей ценностно-смысловой направленности и переменных адаптивности вьетнамских студентов. На первом этапе исследования, опираясь на результаты кластерного анализа, были выделены и охарактеризованы различные типы ценностно-смысловой направленности студентов: профессионально-карьерная, эгоцентрическая, социально-коммуникативная. Между выделенными типами зафиксированы статистически значимые различия по большинству составляющих. Содержательные характеристики указанных типов на поведенческом уровне отличаются отношением к учебной деятельности, взаимоотношениями с окружающими людьми и самоотношением. На следующем этапе были выявлены особенности проявления адаптивности у студентов с разными типами ценностно-смысловой направленности. С помощью корреляционного анализа установлена взаимосвязь между переменными ценностной направленности и адаптивности. Оказалось, что для всех трех групп является актуальным их неуверенность, ностальгия и астеничность. В тоже время для представителей профессионально-карьерного типа ценностно-смысловой направленности характерна более успешная адаптивность по сравнению с представителями других групп. Менее успешными в проявлении адаптивности оказались студенты с эгоцентрической направленностью, их отличает наибольшая выраженность негативного фона настроения, неуверенность, трудности в общении. В заключении делается вывод о роли ценностно-смысловой направленности как основного из факторов, определяющих успешность адаптивности личности в поликультурной среде.

Об авторах

Сергей Иванович Кудинов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: kudinov_si@rudn.university

доктор психологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии

Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198

Станислав Сергеевич Кудинов

Российский университет дружбы народов

Email: kudinov_ss@rudn.university

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии

Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198

Куе Ти Хо Во

Российский университет дружбы народов

Email: chiho20ussh@gmail.com

аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии

Миклухо-Маклая ул., 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Antsyferova, L.I. (1990). Sistemnyi podkhod v psikhologii lichnosti. In D.N. Zavalishin (Ed.), Printsip sistemnosti v psikhologicheskikh issledovaniyakh (pp. 61—78). Moscow: Publishing house “Institute of Psychology of the RAS”. (In Russ.).
  2. Aibazova, S.R. (2015a). The subjective determination of self-realization of personality. Acmeology, 2(54), 90—98. (In Russ.).
  3. Aibazova, S.R. (2015b). Issledovanie tsennostno-smyslovoi napravlennosti lichnosti. Lichnost’ v prirode i obshchestve: Conference Proseedings (pp. 11—16). Moscow: PFUR Publ. (In Russ.).
  4. Barabanshchikov, V.V., & Demidov, A.A. (2011). Experimental psychology in Russia: current state and prospects of development. Experimental psychology, 4(1), 134—140. (In Russ.).
  5. Bratus, B.S. (1988). Anomalii lichnosti. Moscow: Mysl’ Publ. (In Russ.).
  6. Đảng cộng sản Việt Nam. (2011). Văn kiện Đại hội toàn quốc lần thứ XI. Nhà xuất bản chính trị quốc gia, Hà Nội. (In Vietnamese).
  7. Hồ Sỹ Quy.́ (2010). Mấy vấn đề triết hoc̣ giá trị và sự biến đổi giá trị trong bối canh toaǹ cầu hoa. Nghiên cứu khoa học, Hà Nội. (In Vietnamese).
  8. Huỳnh Văn Sơn và nhóm tác giả. (2010). Thực trạng kỹ năng sống của sinh viên một số Trường Đại học tại TP Hồ Chí Minh hiện nay. Đề tài khoa học Cấp Bộ, Mã số. 19.64, Hồ Chí Minh. (In Vietnamese).
  9. Huỳnh văn Sơn và nhóm tác giả. (2009). Sự lựa chọn các giá trị đạo đức — nhân văn trong định hướng lối sống của sinh viên ở một số trường Đại học tại Thành phố Hồ Chí Minh trong giai đoạn hiện nay. Đề tài — Đề tài khoa học Cấp Bộ, Mã số. 19.27, Hồ Chí Minh. (In Vietnamese).
  10. Karelin, A. (2007). Bol’shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. Moscow: Eksmo Publ. (In Russ.).
  11. Krupnov, A.I. (2006). System-dispositional approach to the study of personality and its traits. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 63—72. (In Russ.).
  12. Krupnov, A.I. (1993). Diagnostika svoistv lichnosti i individual’nosti. Moscow: Institute of Youth Publ. (In Russ.).
  13. Krupnov, A.I., Novikova, I.A., & Shlyakhta, D.A. (2016). Ethno-psychological and cross-cultural studies of personality traits: System-Functional approach. Psychology of education in a multicultural space, 35(3), 15—25. (In Russ.).
  14. Kudinov, S.I., Kudinov S.S., & Aibazova, S.R. (2016). Axiological predictors of self-realization of personality. Moscow: PFUR Publ. (In Russ.).
  15. Leontiev, D.A. (2000). Test of life orientations (DLC). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
  16. Leontiev, D.A. (2011). Personal capacity: structure and diagnosis. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
  17. Lomov, B.F. (2003). Consistency in psychology. Selected works. Moscow: MPSI Publ.; Voronezh: MODEK Publ. (In Russ.).
  18. Nguyễn Quang Uẩn.(2010). Tâm lý học đại cương. Nhà xuất bản quốc gia Hà Nội, Hà Nội. (In Vietnamese).
  19. Nguyễn Văn Bốn. (2013). Giá trị truyền thống của người Việt Nam trong giai đoạn phát triển và hội nhập. Báo hội thảo. 2013. Tr. 23—26. (In Vietnamese).
  20. Petrovskiy, V.A. (1992). Psychology of non-adaptive activity. Moscow: Gorbunok Publ. (In Russ.).
  21. Petrovskiy, V.A. (2010). A man above the situation. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
  22. Ponomareva, M.A. (Ed.). (2008). Psychodiagnostics of personality: a guide for students. Minsk: Tesey Publ. (In Russ.).
  23. Piaget, J. (1969). Selected psychological writings: Psychology of intelligence. The genesis of the number in a child. Logic and psychology. Moscow: Prosveshcheniye Publ. (In Russ.).
  24. Wasserman, L., Berebin, M., & Kosenkov N.I. (1994). On the systematic approach in assessing mental adaptation. V.M. Bekhterev Review of Psychiatry and medical psychology, (3), 6—24. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».