Ценностные и моральные основы отношения студентов к лицам c умственной отсталостью
- Авторы: Сычев О.А.1, Трофимова Е.М.1
-
Учреждения:
- Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина
- Выпуск: Том 15, № 1 (2018)
- Страницы: 53-66
- Раздел: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347448
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-1-53-66
- ID: 347448
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Важным фактором успешной интеграции лиц с умственной отсталостью является готовность общества к их принятию как равноправных членов. Данное исследование посвящено проверке гипотезы о том, что отношение к таким лицам зависит от ценностных и моральных факторов. В выборке из 169 студентов технического колледжа и педагогического университета была проведена диагностика с помощью модифицированного авторами опросника отношения к лицам с умственной отсталостью Р. Антонака и Р. Харта (MRAI-R), портретного ценностного опросника (PVQ-R2) Ш. Шварца и опросника моральных оснований (MFQ) Дж. Грэхема и др. Получены данные о факторной структуре и хороших психометрических характеристиках предложенной версии MRAI-R. Установлено, что основным моральным фактором отношения к умственно отсталым лицам служит важность справедливости: чем она больше, тем выше готовность к сокращению социальной дистанции в отношениях с умственно отсталыми. Важность уважения к авторитетам и власти сочетается с низким одобрением инклюзивного обучения умственно отсталых. Наиболее существенным фактором отношения оказался пол: для девушек характерно более позитивное отношение к лицам с умственной отсталостью.
Ключевые слова
Об авторах
Олег Анатольевич Сычев
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина
Автор, ответственный за переписку.
Email: osn1@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, научный сотрудник
Короленко ул., 53, Бийск, Россия, 659333Евгения Михайловна Трофимова
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина
Email: jmt662008@rambler.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики
Короленко ул., 53, Бийск, Россия, 659333Список литературы
- Antonak, R.F., & Harth, R. (1994). Psychometric analysis and revision of the Mental Retardation Attitude Inventory. Mental Retardation, 32(4), 272—280.
- Antonak, R.F., & Livneh, H. (1988). The measurement of attitudes toward people with disabilities: Methods, psychometrics and scales. Springfield, IL: Charles C Thomas Pub Ltd. 326 p.
- Boer, A. de, Pijl, S.J., & Minnaert, A. (2011). Regular primary schoolteachers’ attitudes towards inclusive education: a review of the literature. International Journal of Inclusive Education, 15(3), 331—353. doi: 10.1080/13603110903030089.
- Daruwalla, P., & Darcy, S. (2005). Personal and societal attitudes to disability. Annals of Tourism Research, 32(3), 549—570. doi: 10.1016/j.annals.2004.10.008.
- Graham, J., Haidt, J., Koleva, S., Motyl, M., Iyer, R., Wojcik, S., & Ditto, P.H. (2013). Moral foundations theory: The pragmatic validity of moral pluralism. Advances in experimental social psychology, 47, 55—130. doi: 10.1016/B978-0-12-407236-7.00002-4.
- Graham, J., Nosek, B.A., Haidt, J., Iyer, R., Koleva, S., & Ditto, P.H. (2011). Mapping the Moral Domain. Journal of Personality and Social Psychology, 101, 366—385. doi: 10.1037/a0021847.
- Greenina, E.S. (2015). Attitude of Student Youth to People with Reduced Capabilities. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series Educational Acmeology. Developmental Psychology, 4(4), 333—337. doi: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-333-337 (in Russian).
- Korosteleva, N.A., Krasnov, A.M., & Leonov, V.V. (2014). Urgency of the Problem of a Tolerant Attitude Formation towards Students with Disabilities in the Modern Society. Pedagogical Review, 1(3), 24—33 (in Russian).
- Liventseva N.A. (2011). Review of Current Foreign Research in Inclusive Education. Psychological Science and Education, (3), 114—121 (in Russian).
- Morin, D., Rivard, M., Crocker, A.G., Boursier, C.P., & Caron, J. (2013). Public attitudes towards intellectual disability: a multidimensional perspective. Journal of Intellectual Disability Research, 57(3), 279—292. doi: 10.1111/jir.12008.
- Ouellette-Kuntz, H., Burge, P., Brown, H.K., & Arsenault, E. (2010). Public Attitudes Towards Individuals with Intellectual Disabilities as Measured by the Concept of Social Distance. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 23(2), 132—142. doi: 10.1111/j.1468-3148.2009.00514.x.
- Questionnaires on moralfoundations.org. URL: http://moralfoundations.org/questionnaires (Access date: 05.07.2016).
- Sam, K.-L., Li, C., & Lo, S.-K. (2016). Validation of the Mental Retardation Attitude InventoryRevised (MRAI-R): A Multidimensional Rasch Analysis. International Journal of Social Science and Humanity, 6(7), 519—524. doi: 10.7763/IJSSH.2016.V6.703.
- Schwartz, Sh., Butenko, T.P., Sedova, D.S., & Lipatova, A.S. (2012). Theory of Basic Personal Values: Validation in Russia. The Psychology. Journal of Higher School of Economics, 9(2), 43—70 (in Russian).
- Shcherbakova, A.M. (2013). Psychological Aspects of the Inclusion of Children with Disabilities. Mental Health of Children and Adolescent, 13(2), 67—74 (in Russian).
- Sychev, O.A., Bespalov, A.M., Prudnikova, M.M., & Vlasov, M.S. (2016). Features of Moral Foundations in Mongol, German and Russian Adolescents. Cultural-Historical Psychology, 12(1), 85—96. doi: 10.17759/chp.2016120109 (in Russian).
- Tringo, J.L. (1970). The Hierarchy of Preference Toward Disability Groups. The Journal of Special Education, 4(3), 295—306. doi: 10.1177/002246697000400306.
Дополнительные файлы

