Ценностные предикторы особенностей взаимодействия родителей с детьми в финно-угорских и русских семьях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обсуждаются результаты исследования эффектов ценностей на особенности взаимодействия родителей с детьми в финно-угорских семьях (удмурты, коми-пермяки) в сравнении с русскими. В исследовании приняли участие 280 человек, включая 140 матерей и 140 детей (56 % женского пола): 1) представители финно-угорских (уральских) народов - удмурты (94 чел.) из деревень Можгинского района Удмуртской Республики и коми-пермяки (86 чел.) из деревень Коми-пермяцкого округа Пермского края; 2) представители русской этнокультурной группы (100 чел.) из с. Усть-Качка Пермского края. Для измерения ценностей на индивидуальном уровне использована методика Ш. Шварца, адаптированная Н.М. Лебедевой, для диагностики взаимодействия родителей с детьми - методика И.М. Марковской. В качестве основного статистического метода анализа данных эмпирического исследования применялось структурное моделирование (моделирование структурными уравнениями - Structural Equation Modeling (SEM)). По результатам эмпирического исследования установлено, что взаимодействие детей и родителей в финно-угорских семьях, проживающих в сельских поселениях с автохтонным населением, осуществляется с опорой на ценности коллективистской направленности - самосохранения и выживания, гармоничного взаимодействия с другими. В свою очередь в русских семьях обнаружен эффект выраженной индивидуалистической ценности «Самостоятельность» на показатели согласованности позиций в детско-родительском взаимодействии. Полученные результаты могут быть использованы в ходе разработки педагогических технологий, включающих в себя алгоритмы инкультурации детей в социальных институтах.

Об авторах

Вера Юрьевна Хотинец

Удмуртский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: khotinets@mail.ru

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии Удмуртского государственного университета

Российская Федерация, 426034, Ижевск, Университетская ул., 1

Оксана Вячеславовна Кожевникова

Удмуртский государственный университет

Email: oxana.kozhevnikova@gmail.com

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета

Российская Федерация, 426034, Ижевск, Университетская ул., 1

Бронислав Александрович Вяткин

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: bronislav.vyatkin@gmail.com

доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

Российская Федерация, 614990, Пермь, Сибирская ул., 24

Валерия Александровна Вологдина

Удмуртский государственный университет

Email: boss.vologdina@mail.ru

магистрант кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета

Российская Федерация, 426034, Ижевск, Университетская ул., 1

Список литературы

  1. Albert, I., Trommsdorff, G. & Wisnubrata, L. (2009). Intergenerational Transmission of Values in Different Cultural Contexts: A Study in Germany and Indonesia. In A. Gari (Ed.). Quod erat demonstrandum: From Herodotus’ ethnographic journeys to cross-cultural research (pp. 221—230).Athens: Pedio.
  2. Bauman, Z. (2008). Tekuchaya sovremennost’. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  3. Dubrov, D. & Tatarko, A. (2018). Intergenerational Transmission of Values in Urban and Rural Areas of Russia: The Role of Perceived Psychological Closeness. In N. Lebedeva, R. Dimitrova, J. Berry (Eds.). Changing Values and Identities in the Post-Communist World. Societies and Political Orders in Transition (pp. 117—130). Springer, Cham. doi: 10.1007/978-3-319-72616-8_7
  4. Feldshtein, D.I. (2013). Funktsional’naya nagruzka akademii obrazovaniya v opredelenii printsipov i uslovii razvitiya rastushchego cheloveka na istoricheski novom urovne dvizheniya obshchestva (doklad na obshchem sobranii RAO 29 oktyabrya 2013 g.). Problemy sovremennogo obrazovaniya, (5). http://pmedu.ru/res/2013_5_2.pdf (accessed: 26 September 2018). (In Russ.)
  5. Guseltseva, M.S. (2016). Princip razvitiya v psikhologii: vyzovy poliparadigmal’nosti i transdisciplinarnosti. In A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko (Eds.). Princip razvitiya v sovremennoi psikhologii (pp. 31—51). Moscow: Institute of Psychology of RAS Publ. (In Russ.)
  6. Khotinets, V.Yu. (2005). Psikhologicheskie i kul’turnye faktory etnotipicheskogo povedeniya. Psikhologicheskii zhurnal, 26(2), 33—44. (In Russ.)
  7. Khotinets, V.Yu. (2011). Razvitie polikul’turnoi kompetentnosti starsheklassnikov v khode proektnoissledovatel’skoi deyatel’nosti. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii, (5), 43—47. (In Russ.)
  8. Khotinets, V.Yu. (2015). Osobennosti sotsializatsii i individualizatsii sub”ektov obrazovatel’nogo prostranstva v polikul’turnykh usloviyakh. In B.A. Vyatkin (Ed.). Individual’nost’ rastushchego cheloveka v usloviyakh sovremennoi shkoly (pp. 59—73). Perm: PGGPU Publ. (In Russ.)
  9. Khotinets, V.Yu. & Pletnikov, A.I. (2018). Soglasovannost’ individual’nykh i kul’turnykh tsennostei kak faktor zashchishchennosti podrostkov ot bullinga v shkol’noi srede. Psikhologicheskii zhurnal, 39(4), 72—85. doi: 10.31857/S020595920000072-5 (In Russ.)
  10. Khotinets, V.Yu., Vyatkin, B.A. & Medvedeva, D.S. (2017). Razvitie rechemyslitel’noi deyatel’nosti detei-bilingvov sredstvami kul’turnogo diskursa. Zhurnal “Pedagogika” (“Sovetskaya pedagogika”): 80 let sluzheniyu otechestvennomu obrazovaniyu. Conference Proceedings (Part 1, pp. 278—283). Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  11. Lebedeva, N.M. & Tatarko, A.N. (2007). Cennosti kul’tury i razvitie obshchestva. Moscow: HSE Publ. (In Russ.)
  12. Levy, R., Widmer, E. & Kellerhals, J. (2002). Modern Family or Modernized Family Traditionalism? Master Status and the Gender Order in Switzerland. https://www.researchgate.net/ publication/223068014_Modern_family_or_modernized_family_traditionalism_Master_status_ and_the_gender_order_in_Switzerland (accessed: 26 September 2018).
  13. Marcinkovskaya, T.D. & Yurchenko, N.I. (2016). Problema sovladaniya v tranzitivnom obshchestve. Psikhologicheskie issledovaniya, 9(49). http://psystudy.ru (accessed: 26 September 2018). (In Russ.)
  14. Markovskaya, I.M. (1999). Oprosnik dlya izucheniya vzaimodeistviya roditelei s det’mi. Semeinaya psikhologiya i semeinaya terapiya, (2), 94—108. (In Russ.)
  15. Mavrokonstantis, P. (2015). Modern Family: Female Breadwinners and the Intergenerational Transmission of Gender Norms. http://sticerd.lse.ac.uk/dps/pep/gendernorms.pdf (accessed: 26 September 2018).
  16. Mid, M. (1988). Kul’tura i mir detstva: izbrannye proizvedeniya. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.) Nasledov, A.D. (2013). IBM SPSS 20 i AMOS: professional’nyi statisticheskii analiz dannykh. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  17. Nikitina, G.A. (1997). Narodnaya pedagogika udmurtov. Izhevsk: Udmurtiya Publ. (In Russ.)
  18. Pratt, M.W., Norris, J.E., Hebblethwaite, S. & Arnold, M.L. (2008). Intergenerational Transmission of Values: Family Generativity and Adolescents’ Narratives of Parent and Grandparent Value Teaching. Journal of Personality, (76), 171—198. doi: 10.1111/j.1467-6494.2007.00483.x
  19. Schönpflug, U. (2001). Intergenerational Transmission of Values: The Role of Transmission Belts. Journal of Cross-Cultural Psychology, (32), 174—185. doi: 10.1177/0022022101032002005
  20. Schwartz, S.H. (2007). Value Orientations: Measurement, Antecedents and Consequences Across Nations. In R. Jowell, С. Roberts, К. Fitzgeral, & G. Eva (Eds.). Measuring Attitudes CrossNationally: Lessons from the European Social Survey (pp. 169—203). London: Sage Publications.doi: 10.4135/9781849209458.n9
  21. Tatarko, A.N. & Lebedeva, N.M. (2011). Metody ehtnicheskoi i krosskul’turnoi psikhologii. Moscow: HSE Publ. (In Russ.)
  22. Vladykin, V.E. & Khristolyubova, L.S. (2008). Udmurty: istoriko-etnograficheskii ocherk. Izhevsk: Udmurtiya Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».