ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению факторов профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности. Дается краткий обзор исследований по изучаемой теме. Показано, что существует две категории таких факторов: факторы, стимулирующие профессиональное саморазвитие, и факторы, препятствующие ему, так называемые барьеры саморазвития. Далее излагаются результаты анкетного опроса, в ходе которого педагоги-психологи оценивали степень влияния различных факторов на их деятельность по профессиональному саморазвитию, приводится рейтинг влияния стимулирующих и препятствующих факторов, составленный исходя из оценок, поставленных участниками исследования. Показано, что ведущими стимулирующими факторами профессионального саморазвития педагога-психолога являются такие факторы, как «интерес к своей профессиональной деятельности», «потребность в самосовершенствовании», «наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться», «новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать», «система материального стимулирования». Из перечня препятствующих факторов, по мнению участников исследования, ведущими являются только два фактора: «ограниченные финансовые ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства» и «недостаток времени». Авторами предлагается новая систематизация факторов профессионального саморазвития, в рамках которой выделяются организационные, финансовые и личностные факторы. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности.

Об авторах

Валерий Максимович Минияров

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: hose.marti@mail.ru
ул. Стара Загора, 76, Самара, Россия, 443081

Антон Евгеньевич Эстерле

Региональный социопсихологический центр

Email: esterle.anton@yandex.ru
ул. Металлистов, 61а, Самара, Россия, 443034

Список литературы

  1. Blinova, V. L. (2013) Theoretical Model of Personality's Readiness for Self-development Formation. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, (1), 16-20. (In Russ).
  2. Garanina, J. G. (2012). Personal-professional self-development of specialists of socionomic sphere. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (3), 378. (In Russ).
  3. Garanina, J. G. (2014). Motivatsionno-smyslovye faktory lichnostno-professional'nogo samorazvitiya spetsialistov. In Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya “Dostizheniya i perspektivy psikhologii i pedagogiki” (pp. 7-9). Ufa: Nauchnyy Tsentr “Aeterna”. (In Russ).
  4. Glukhikh, E. V. (2000). Pedagogicheskoe obshchenie kak faktor professional'nogo samorazvitiya budushchego uchitelya. Ph.D. thesis. Khabarovsk. (In Russ).
  5. Kaydan, I. G. (2010). Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagogov kak vazhnyy faktor ikh professional'no-lichnostnogo samorazvitiya. In Vserossiyskoe pedagogicheskoe chtenie “Pedagogicheskoe nasledie Stepana Pavlovicha Titova” (pp. 296-297). Barnaul. (In Russ).
  6. Koroleva, A. A. (2009). Theoretical model of counteraction mechanism to learning and self-development. Acmeology, (4), 114-117. (In Russ).
  7. Kudinov S.I., Vladimirova Yu.V. (2015). Role of professional identity in self-realization of psychologists-teachers. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia, (3), 30-38.
  8. Litvinenko, T. V. (2009). Motivation of development of professionally important qualities of the teacher in the course of self-education. The world of science, culture and education, (5), 271-273. (In Russ).
  9. Luchkina, T. V. (1995). Innovatsionnaya deyatel'nost' uchitelya kak faktor ego samorazvitiya. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii (pp. 53-57), Chita. (In Russ).
  10. Maralov, V. G. (2004). Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. Moscow: Akademiya. (In Russ).
  11. Nazarova, A. S. (2015). Faktory professional'nogo samorazvitiya yurista v usloviyakh postdiplomnogo obrazovaniya. Young scientist, (6), 662-666. (In Russ).
  12. Ostroumova, E. N. (2011). Informatsionno-obrazovatel'naya sreda VUZa kak faktor professional'nogo-lichnostnogo samorazvitiya budushchego spetsialista. Fundamental research, (4), 37-40. (In Russ).
  13. Pishchulin V.N. (2015). The implementation of competence-based approach in training of bachelors in the sphere of tourism at the lessons in economic disciplines. Educational Psychology in Polycultural Space, 2 (30), 139-144.
  14. Pishchulin V.N. (2016). The actualization of the problem education of bachelors of economics under in competenceapproach conditions. Educational Psychology in Polycultural Space, 2 (34), 85-89.
  15. Semenov, I. N., & Stepanov, S. Yu. (1983). Refleksiya v organizatsii tvorcheskogo myshleniya i samorazvitii lichnosti. Voprosy Psychologii, (2), 35-42. (In Russ).
  16. Trofimova, Yu. V. (2010). Samorazvitie i fenomeny psikhologicheskogo “ukhoda” ot nego. Vestnik Altaiskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii, (5), 8-13. (In Russ).
  17. Shamova, T. I. (Ed.). (1999). Menedzhment v upravlenii shkoloy. Moscow: Magistr. (In Russ).
  18. Shchurov, E. A. (2014). Factors of professional self-development of the personality in the course of high school education. Humanities, Social-economic and Social Sciences, (1), 186-190. (In Russ).
  19. Vekovtseva, T. A. (2012). Factors of professional and creative self-development of high school teachers. Moskovskoe nauchnoe obozrenie, (9), 29-32. (In Russ).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».