ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Авторы: Минияров В.М.1, Эстерле А.Е.2
-
Учреждения:
- Самарский филиал Московского городского педагогического университета
- Региональный социопсихологический центр
- Выпуск: Том 14, № 1 (2017)
- Страницы: 26-37
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-1683/article/view/347514
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-1-26-37
- ID: 347514
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению факторов профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности. Дается краткий обзор исследований по изучаемой теме. Показано, что существует две категории таких факторов: факторы, стимулирующие профессиональное саморазвитие, и факторы, препятствующие ему, так называемые барьеры саморазвития. Далее излагаются результаты анкетного опроса, в ходе которого педагоги-психологи оценивали степень влияния различных факторов на их деятельность по профессиональному саморазвитию, приводится рейтинг влияния стимулирующих и препятствующих факторов, составленный исходя из оценок, поставленных участниками исследования. Показано, что ведущими стимулирующими факторами профессионального саморазвития педагога-психолога являются такие факторы, как «интерес к своей профессиональной деятельности», «потребность в самосовершенствовании», «наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться», «новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать», «система материального стимулирования». Из перечня препятствующих факторов, по мнению участников исследования, ведущими являются только два фактора: «ограниченные финансовые ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства» и «недостаток времени». Авторами предлагается новая систематизация факторов профессионального саморазвития, в рамках которой выделяются организационные, финансовые и личностные факторы. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности.
Об авторах
Валерий Максимович Минияров
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: hose.marti@mail.ru
ул. Стара Загора, 76, Самара, Россия, 443081
Антон Евгеньевич Эстерле
Региональный социопсихологический центр
Email: esterle.anton@yandex.ru
ул. Металлистов, 61а, Самара, Россия, 443034
Список литературы
- Blinova, V. L. (2013) Theoretical Model of Personality's Readiness for Self-development Formation. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, (1), 16-20. (In Russ).
- Garanina, J. G. (2012). Personal-professional self-development of specialists of socionomic sphere. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (3), 378. (In Russ).
- Garanina, J. G. (2014). Motivatsionno-smyslovye faktory lichnostno-professional'nogo samorazvitiya spetsialistov. In Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya “Dostizheniya i perspektivy psikhologii i pedagogiki” (pp. 7-9). Ufa: Nauchnyy Tsentr “Aeterna”. (In Russ).
- Glukhikh, E. V. (2000). Pedagogicheskoe obshchenie kak faktor professional'nogo samorazvitiya budushchego uchitelya. Ph.D. thesis. Khabarovsk. (In Russ).
- Kaydan, I. G. (2010). Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagogov kak vazhnyy faktor ikh professional'no-lichnostnogo samorazvitiya. In Vserossiyskoe pedagogicheskoe chtenie “Pedagogicheskoe nasledie Stepana Pavlovicha Titova” (pp. 296-297). Barnaul. (In Russ).
- Koroleva, A. A. (2009). Theoretical model of counteraction mechanism to learning and self-development. Acmeology, (4), 114-117. (In Russ).
- Kudinov S.I., Vladimirova Yu.V. (2015). Role of professional identity in self-realization of psychologists-teachers. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia, (3), 30-38.
- Litvinenko, T. V. (2009). Motivation of development of professionally important qualities of the teacher in the course of self-education. The world of science, culture and education, (5), 271-273. (In Russ).
- Luchkina, T. V. (1995). Innovatsionnaya deyatel'nost' uchitelya kak faktor ego samorazvitiya. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii (pp. 53-57), Chita. (In Russ).
- Maralov, V. G. (2004). Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya. Moscow: Akademiya. (In Russ).
- Nazarova, A. S. (2015). Faktory professional'nogo samorazvitiya yurista v usloviyakh postdiplomnogo obrazovaniya. Young scientist, (6), 662-666. (In Russ).
- Ostroumova, E. N. (2011). Informatsionno-obrazovatel'naya sreda VUZa kak faktor professional'nogo-lichnostnogo samorazvitiya budushchego spetsialista. Fundamental research, (4), 37-40. (In Russ).
- Pishchulin V.N. (2015). The implementation of competence-based approach in training of bachelors in the sphere of tourism at the lessons in economic disciplines. Educational Psychology in Polycultural Space, 2 (30), 139-144.
- Pishchulin V.N. (2016). The actualization of the problem education of bachelors of economics under in competenceapproach conditions. Educational Psychology in Polycultural Space, 2 (34), 85-89.
- Semenov, I. N., & Stepanov, S. Yu. (1983). Refleksiya v organizatsii tvorcheskogo myshleniya i samorazvitii lichnosti. Voprosy Psychologii, (2), 35-42. (In Russ).
- Trofimova, Yu. V. (2010). Samorazvitie i fenomeny psikhologicheskogo “ukhoda” ot nego. Vestnik Altaiskoi gosudarstvennoi pedagogicheskoi akademii, (5), 8-13. (In Russ).
- Shamova, T. I. (Ed.). (1999). Menedzhment v upravlenii shkoloy. Moscow: Magistr. (In Russ).
- Shchurov, E. A. (2014). Factors of professional self-development of the personality in the course of high school education. Humanities, Social-economic and Social Sciences, (1), 186-190. (In Russ).
- Vekovtseva, T. A. (2012). Factors of professional and creative self-development of high school teachers. Moskovskoe nauchnoe obozrenie, (9), 29-32. (In Russ).
Дополнительные файлы

