СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ САМОУВАЖЕНИЯ КАК ПРЕДИКТОР УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ, УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И НАСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются три типа оснований для самоуважения: два здоровых (самоуважение, основанное на проявлении усилий и достижении компетентности и высоких результатов в деятельности и самоуважение, основанное на позитивной оценке своих достижений значимыми другими) и вариант невротического самоуважения, основанного на псевдодостижениях. В соответствии с базовыми положениями А. Маслоу о двух типах потребности в уважении было выдвинуто предположение о том, что различные основания самоуважения будут иметь разные следствия для удовлетворенности жизнью, учебной мотивации и настойчивости школьников. В результате проведенного исследования показано, что чем больше самоуважение подростков было основано на собственных достижениях, достигнутых собственными усилиями и стараниями, тем выше была их удовлетворенность жизнью, также этот тип само-уважения позитивно сказывался на продуктивных формах учебной мотивации и настойчивости. Результаты свидетельствуют также о том, что самоуважение, основанное на признании компетентности индивида значимыми другими, позитивно связано с уровнем удовлетворенности жизнью и мотивацией уважения родителями. Третий тип самоуважения, основанный на достижении самоуважения компенсаторными способами, является негативным предиктором настойчивости и предиктором наличия у подростка экстернальной мотивации как наименее продуктивного типа учебной мотивации. Полученные результаты свидетельствуют о важности разработки тренингов, помогающих подросткам научиться уважать себя за приложение усилий при реализации учебных задач, постановку целей и их самостоятельное достижение, умение справляться с трудными жизненными ситуациями.

Об авторах

Т О Гордеева

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: tamgordeeva@gmail.com

Гордеева Тамара Олеговна - доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия).

Моховая ул., 11, стр. 9, Москва, Россия, 1250092

М В Лункина

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Email: marusamendelevich@gmail.com

Лункина Мария Владимировна - аспирант кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия).

Моховая ул., 11, стр. 9, Москва, Россия, 1250092

Список литературы

  1. Baumeister, R.F., Campbell, J.D., Krueger, J.I., & Vohs, K.D. (2003). Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? Psychological science in public interest, 4(1), 1—44. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1111/1529-1006.01431
  2. Bodalev, A.A., & Stolin, V.V. (Eds). (1987). Psihologicheskaja diagnostika. Moscow: MSU Publ. (In Russ.).
  3. Cheng-Hong, L., Yi-Hsing, C.C., & Jen-Ho, C. (2017). Why do easterners have lower well-being than westerners? The role of others’ approval contingencies of self-worth in the cross-cultural differences in subjective well-being. Journal of Cross-Cultural Psychology, 48(2), 217—224. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1177/0022022116677580
  4. Crocker, J., & Luhtanen, R.K. (2003). Level of self-esteem and contingencies of self-worth: Unique effects on academic, social, and financial problems in college freshmen. Personality and Social Psychology Bulletin, 29, 701—712. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1177/0146167203029006003
  5. Crocker, J., & Wolfe, C. (2001). Contingencies of Self-Worth. Personality and Social Psychology Review, 108(3), 593—623. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1037/0033-295x.108.3.593
  6. Crocker, J., Luhtanen, R., Cooper, M.L., & Bouvrette, S.A. (2003). Contingencies of self-worth in college students: Measurement and theory. Journal of Personality and Social Psychology, (85), 894—908. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1037/0022-35.14.85.5.894
  7. Deci, E., Ryan, R. (Eds). (2002). Handbook of Self-Determination Research. University of Rochester Press.
  8. Gizhickii, V.V., Gordeeva, T.O., & Gavrichenkova, T.K. (2015). Razrabotka oprosnika uchebnoj nastojchivosti i postojanstva uchebnyh interesov. Sovremennaja psihodiagnostika Rossii. Preodolenie krizisa. Conference Proseedings (vol. 1, pp. 66—74). Chelyabinsk: Publishing Center of SUSU. (In Russ.).
  9. Gordeeva, T.O., Sychev, O.A, Gizhickii, V.V., & Gavrichenkova, T.K. (2016). Motivation of Self-Respect and Respect by Others as Factors of Academic Achievements and Persistence in Educational Activity. Psihologicheskij zhurnal, 37(2), 57—68. (In Russ.).
  10. Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., Gizhickii, V.V., & Gavrichenkova, T.K. (2017). Intrinsic and Extrinsic Academic Motivation Scale for Schoolchildren. Psychological Science and Education, 22(2), 65—74. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.17759/pse.2017220206 (In Russ.).
  11. Greenberg, J., Solomon, S., Pyszczynski, T., Rosenblatt, A., Burling, J., Lyon D., Pinel, E., & Simon, L. (1992). Assessing the terror management analysis of self-esteem: Converging evidence of an anxiety buffering function. Journal of Personality and Social Psychology, 63, 913—922. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1037/0022-3514.63.6.913
  12. Luhtanen, R.K., & Crocker, J. (2005). Alcohol use in college students: Effects of level of self-esteem, narcissism, and contingencies of self-worth. Psychology of Addictive Behaviors, 19, 99—103. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1037/0893-167x.19.1.99
  13. Maslow, A.H. (1943). A Theory of Human Motivation. Psychological Review, 50(4), 370—396. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1037/h0054346
  14. Mecca, A.M., Smelser, N.J., & Vasconcellos, J. (1989). The Social Importance of Self-Esteem. Berkeley: University of California Press. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:10.1093/sf/69.3.974
  15. Molchanova, O.N., & Nekrasova, T.Yu. (2013). Adaptation of J. Crocker’s Contingencies of Self-Worth Scale. Cultural-Historical Psychology, (4), 65—74. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4:10.17759/chp.2015110402 (In Russ.).
  16. Sowislo, J.F., & Orth, U. (2013). Does low self-esteem predict depression and anxiety? A meta-analysis of longitudinal studies. Psychological Bulletin, 139, 213—240. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1037/a 0028931
  17. White, R. (1959). Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological Review, 66, 297—333. doi: 10.22363/2313-1683-2017-14-4: 10.1037/h0040934

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».