№ 1 (2012)

Обложка

Статьи

Самореализация личности как предпосылка проявления межэтнической толерантности на постсоветском пространстве

Кудинов С.И., Крупнов А.И., Кудинов С.С.

Аннотация

В статье обсуждается проблема самореализации и толерантности личности. Рассматриваются отдельные закономерности этих психологических феноменов. Приводится психологический анализ взаимосвязи самореализации и толерантности на выборке русских, а также представителей среднеазиатских и кавказских республик.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):5-13
pages 5-13 views

Типология потребностей в малых и миноритарных языках: общеметодологические и частнонаучные подходы

Вио А., Москвичёва С.А.

Аннотация

В статье анализируются общеметодологические и частнонаучные принципы выработки типологии потребностей в малом или миноритарном языке. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что идентификационная потребность в языке может наблюдаться не только у этнических карелов, но и у выходцев из других регионов, проживающих в настоящее время в Карелии и стремящихся к культурной интеграции.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):14-21
pages 14-21 views

Этническая идентичность молодежи в полиэтнической среде

Чеботарёва Е.Ю.

Аннотация

В статье представлен анализ типов этнической идентичности молодежи в полиэтнической среде. Выявлены соотношения этнической идентичности с уровнем межкультурной компетентности, стратегиями межэтнического взаимодействия, трудностями в межкультурном взаимодействии и другими личностными особенностями.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):22-28
pages 22-28 views

К проблеме соотношения личностных черт и этнических стереотипов студентов многонационального вуза

Новикова И.А., Панчехина Н.Н.

Аннотация

Обоснована возможность рассмотрения черт личности как факторов социальной перцепции, которые могут обуславливать в том числе характеристики этнических стереотипов и предубеждений. Представлены результаты эмпирического исследования соотношения уверенности и агрессивности российских студентов многонационального вуза с выраженностью у них этнических предубеждений.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):29-35
pages 29-35 views

Структурные особенности общительности российских и латиноамериканских студентов

Крупнов А.И., Качурина О.О.

Аннотация

В статье представлены результаты анализа психологической структуры общительности у российских и латиноамериканских студентов, в результате которого была выявлена специфика факторной организации общительности у изучаемых групп студентов. Есть основания полагать, что данная специфика определяется этнопсихологическими особенностями.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):36-41
pages 36-41 views

Стратегии преодоления акультурационнного стресса у студентов из разных регионов

Чеботарёва Е.Ю.

Аннотация

В статье описываются результаты исследования стратегий преодоления акультурационного стресса у студентов из разных регионов, а также связь предпочтений определенных стратегий с успешностью межкультурной адаптации. Выявлено, что в целом конструктивные стратегии преодоления стресса способствуют успешной адаптации, помогают преодолевать связанные с эти процессом трудности и негативные эмоциональные состояния.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):42-49
pages 42-49 views

Специфика проявления духовности у студентов с разной профессиональной направленностью

Иващенко А.В., Чхиквадзе Т.В.

Аннотация

В статье рассматриваются структурные компоненты духовности и особенности их проявления у студентов с разной профессиональной направленностью обучения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):50-57
pages 50-57 views

Психологические особенности самореализации личности педагогов-психологов

Кудинов С.С., Горбанёва Л.А.

Аннотация

В статье представлены эмпирические результаты исследования индивидуальных особенностей самореализации педагогов-психологов в рамках полисистемной концепции самореализации личности. Выделено три типа самореализации: оптимальный, адаптивный и инертный.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):58-64
pages 58-64 views

Понимание прочитанного школьниками и его предикторы

Григоренко Е.Л.

Аннотация

В статье приводятся результаты двух исследований показателей понимания прочитанного. В первом исследовании (n = 502) показатели понимания связного текста предсказывались показателями аккуратности чтения единичных слов и фонологическими показателями, которые традиционно считаются предикторами овладения навыком чтения единичных слов. Во втором исследовании (n = 1048) показатели понимания связного текста предсказывались на основе группы металингвистических показателей. В статье обсуждаются результаты исследований и проводится параллель между этими результатами и показателями российских школьников по программам PIRLS и PISA.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):65-74
pages 65-74 views

Рациональный и интуитивный стили мышления: адаптация опросника С. Эпстайна

Кустубаева А.М., Толегенова А.А., Камзанова А.Т.

Аннотация

Статья посвящена адаптации русскоязычной версии опросника «Рациональный-опытный» (РО) С. Эпстайна. Коэффициенты альфа Кронбаха по каждому из показателей РО свидетельствуют о внутренней согласованности шкал опросника. Представлены полученные средние данные по всей обследуемой популяции. Выявлены гендерные различия в предпочтении стиля мышления.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):75-79
pages 75-79 views

Гендерные особенности проявления мотивационно-смысловых характеристик любознательности студентов

Кудинова И.Б., Богомазова Н.В.

Аннотация

В статье проводится сопоставительный анализ мотивационных, когнитивных и ценностных характеристик любознательности у юношей и девушек.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):80-84
pages 80-84 views

Конфигурационный механизм различения изображений

Чудина Ю.А.

Аннотация

В работе рассматривается механизм различения К-образных фигур. Геометрическое пространство, полученное методом многомерного шкалирования субъективных различий между изображениями, анализировали в терминах сферической модели различения стимулов. Анализ показал, что различение К-образных фигур осуществляется четырехканальной нейронной сетью, детектирующей конфигурационные характеристики стимулов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):85-93
pages 85-93 views

Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования

Верхотурова Н.Ю.

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ современных подходов к проблеме изучения эмоционального реагирования. Раскрывается содержание механизма эмоционального реагирования как многоуровневой системы через описание основных его компонентов, характеристик и функций.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):94-99
pages 94-99 views

Причины кризиса образования и перспективы выхода на инновационную модель развития

Балыхин М.Г.

Аннотация

Рассматриваются перспективы российского образования в контексте целей и задач посткризисного и долгосрочного развития РФ (Стратегия-2020). Рассматриваются противоречия современной образовательной модели, исследуются и доказываются с точки зрения перспективности инновационные пути и средства сбалансированного развития отечественной системы образования и ее активного участия в международных образовательных инициативах.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):100-106
pages 100-106 views

Свойства личности и успешность в изучении иностранного языка

Крупнов А.И., Кожухова Ю.В.

Аннотация

В рамках системно-функционального подхода к изучению свойств личности рассматриваются такие свойства личности, как настойчивость, ответственность и общительность, а также их связь с успешностью освоения иностранного языка.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):107-111
pages 107-111 views

Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей математики в процессе исследовательской деятельности

Багачук А.В., Шашкина М.Б.

Аннотация

В статье рассмотрены различные аспекты организации исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики в условиях реализации компетентностного подхода в рамках требований новых ФГОС ВПО.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):112-118
pages 112-118 views

Роль специально организованных занятий физической культурой в формировании профессиональных и личностных качеств студентов

Соколов В.Ю., Колосов К.А., Якунин В.Е.

Аннотация

Анализируется влияние специально организованных занятий по физической культуре на формирование психофизиологических и психологических функций студентов, имеющих отношение к их профессиональной деятельности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):119-125
pages 119-125 views

Анализ структурных компонентов характера и их связь c темпераментальными особенностями человека

Бердникова А.А.

Аннотация

В статье обосновывается необходимость изучения целостной структуры характера. Представлена программа исследования взаимосвязей структурных компонентов характера. Описаны результаты, полученные при анализе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):126-131
pages 126-131 views

Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов

Матерова А.В.

Аннотация

В статье рассматриваются мотивационные факторы научно-исследовательской деятельности студентов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):132-137
pages 132-137 views

Проблемы статистического анализа результатов экспериментального исследования эффективности применения современных педагогических технологий

Березянский И.М.

Аннотация

Рассматривается необходимость применения статистических методов для достоверной оценки результатов опытно-экспериментальной работы в педагогических исследованиях, на практическом примере анализируются результаты использования трех статистических критериев и трудности, которые могут возникнут при их реализации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):138-144
pages 138-144 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012;(1):145-147
pages 145-147 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».