Личностные характеристики участников фокус-группового исследования как фактор повышения качества данных
- Авторы: Пузанова Ж.В.1, Ларина Т.И.1, Гаспаришвили А.Т.1,2,3, Радкевич К.В.1, Захарова С.В.4
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Московский государственный университет им. М.В Ломоносова
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Клинский институт охраны и условий труда
- Выпуск: Том 21, № 4 (2021)
- Страницы: 722-738
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322675
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-4-722-738
- ID: 322675
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленного на поиск методологических путей повышения качества социологической информации, получаемой в ходе фокус-группового обсуждения. Современная научная сфера меняется - наряду с появлением новых методов уже существующие, в том числе в пограничных научных областях, адаптируются под конкретные цели исследователей. Актуальным направлением совершенствования социологических методов является внедрение приемов анализа психологических аспектов поведения респондентов в ходе фокус-групп, так как неосознаваемые реакции могут указать исследователю на потенциальные смещения информации и повлиять на качество результатов проекта. На базе РУДН был проведен трехэтапный методический эксперимент с применением психологической методики «7 радикалов», системы кодирования специфического аффекта (SPAFF) и метода личностного дифференциала. На первом этапе целью эксперимента было изучение способности людей без специальных знаний в области психотипирования определить доминирующие радикалы в характере. На втором этапе целью стала оценка представителями разных психотипов друг друга для выработки рекомендаций по рассадке участников фокус-группы. На третьем этапе оценивалось качество данных, полученных в фокус-группах, где модератор имеет или не имеет специальные навыки (знание психотипов, FACS и SPAFF). В результате были разработаны рекомендации для модераторов, направленные на повышение эффективности работы с участниками фокус-групп и, как следствие, на повышение качества социологической информации. В статье дается оценка перспективам внедрения психологических методик в систему обучения модераторов фокус-групп и представлены рекомендации для модераторов, сформулированные по итогам многоэтапного эксперимента. Его результаты частично решают проблему качества данных, получаемых в ходе фокус-групп, за счет обучения модератора междисциплинарным приемам (SPAFF и психотипирование участников).
Об авторах
Жанна Васильевна Пузанова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanova-zhv@rudn.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияТатьяна Игоревна Ларина
Российский университет дружбы народов
Email: larina-ti@rudn.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияАлександр Тенгизович Гаспаришвили
Российский университет дружбы народов; Московский государственный университет им. М.В Ломоносова; Институт социологии ФНИСЦ РАН
Email: gasparishvili@yandex.ru
кандидат социологических наук, заместитель директора Центра стратегии образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; доцент кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов; ведущий научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; Ленинские горы, 1, Москва, 119234, Россия; ул. Кржижановского, 24/35, Москва, 117218, РоссияКонстантин Владимирович Радкевич
Российский университет дружбы народов
Email: radkevich-kv@rudn.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияСветлана Валерьевна Захарова
Клинский институт охраны и условий труда
Email: svetlanochka.zakharova@gmail.com
заместитель директора департамента дополнительного профессионального образования
ул. Дзержинского, 6а, Клин, 141607, РоссияСписок литературы
- Belanovsky S.A. Metod fokus-grupp [Focus Group Method]. Moscow; 1996. (In Russ.).
- Belanovsky S.A. Metodika i tekhnika fokusirovannogo interviyu [Method and Techniques of the Focused Interview]. Moscow; 1993. (In Russ.).
- Debus M. Kachestvennye metody v sotsianyh issledovaniyah. Fokus-gruppa [Qualitative Methods of Sociological Research: Focus Group]. Barnaul; 1995. (In Russ.).
- Egides A.P., Sugrobova N.Sh. Kak nauchitsya razbiratsya v lyudyah [How to Learn to Understand People]. Alma-Ata; 1991. (In Russ.).
- Kretschmer E. Stroenie tela i harakter [Physique and Сharacter]. Kiev; 1924. (In Russ.).
- Leonhard K. Aktsentuirovannye lichnosti [Personality Accentuation]. Moscow; 1989. (In Russ.).
- Lichko A.E. Psihopatii i aktsentuatsii haraktera u podrostkov. Psihologiya individualnyh razlichij [Teenagers’ Psychopathies and Character Accentuations. Psychology of Individual Differences]. Saint Petersburg; 2010. (In Russ.).
- Melnikova O.T. Fokus-gruppy: Metody, metodologiya, moderirovanie [Focus-Groups: Methods, Methodology, Moderating]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- Platonov Yu.P. Psihotip kak faktor konfliktnogo povedeniya [Psycho-type as factor of conflict behavior]. Nauchny Zhurnal SPbGIPSR. 2008; 2 (10). (In Russ.).
- Ponomarenko V.V. Prakticheskaya harakterologiya [Practical Characterology]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- Puzanova Zh., Larina T. Ispolzovanie sistemy kodirovaniya affektov (SPAFF) v fokus-gruppovyh issledovaniyah [SPAFF in the focus group research]. Zhurnal Sotsiologii i Sotsialnoy Antropologii. 2016; 4. (In Russ.).
- Puzanova Zh.V., Larina T.I., Zakharova S.V. Rekomendatsii interviyueram pri provedenii sotsiologicheskikh oprosov: prakticheskoe ispolzovanie teorii psikhotipov i analiza neverbalnykh reaktsiy respondentov [Recommendations for interviewers conducting sociological surveys: The use of the psycho-types theory and analysis of respondents’ nonverbal reactions]. RUDN Journal of Sociology. 2018, 18 (1). (In Russ.).
- Trotsuk I.V. Kak vozmozhna sotsiologiya emotsiy, i chto ona daet dlya ponimaniya scha-stiya i spravedlivosti [How sociology of emotions is possible, and how it helps to understand happiness and justice]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
- Trotsuk I.V., Koroleva K.I. Neochevidnye ogranicheniya sotsiologicheskoy otsenki blagopoluchiya: rezultaty metodicheskogo eksperimenta [Non-obvious limitations of the sociological assessment of well-being: Results of the methodological experiment]. Sotsialnaya Politika i Sotsiologiya. 2020; 19 (1). (In Russ.).
- Coan J., Gottman J. The Specific Affect (SPAFF) coding system. Handbook of Emotion Elicitation and Assessment. New York; 2007.
- Ekman P., Friesen W. Facial Action Coding System: A Technique for the Measurement of Facial Movement. Palo Alto; 1978.
- Shaw M. Group Dynamics: The Psychology of Small Group Behavior. New York; 1991.
- Sheldon W. The Varieties of Human Physique: An Introduction to Constitutional Psychology. New York; 1940.
Дополнительные файлы
