Восприятие фейковых новостей студенчеством с разными психологическими характеристиками: результаты методического эксперимента
- Авторы: Пузанова Ж.В.1, Ларина Т.И.1, Старостина А.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 23, № 4 (2023)
- Страницы: 800-811
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322978
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-4-800-811
- EDN: https://elibrary.ru/IDLUVM
- ID: 322978
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Восприятие фейковых новостей в последнее время находится в центре внимания специалистов социогуманитарного профиля ввиду воздействия на поведение людей. Студенчество всегда считалось реактивной силой общества, поэтому вопрос, какие характеристики обуславливают восприятие фейковых новостей студентами, столь актуален. В качестве таких характеристик в статье выделены уровень эмоционального интеллекта (ЭИ), внушаемость и психотип. Для проверки, как эти характеристики обуславливают восприятие фейковых новостей, Лаборатория социологических и фокус-групповых исследований РУДН в 2022 году провела методический эксперимент в формате фокус-групп. Две группы были рандомизированы по критерию психотипа: одну группу составили участники с высоким ЭИ, вторую - с низким. В группы были отобраны только те студенты, кто считает себя способным отличить фейковую новость от реальной. На обе группы было оказано воздействие в виде фейковых новостей, которые подавались как реальные. Задачей модератора было заставить участников сомневаться, убедить их в реальности новостей. После окончания групповой дискуссии участникам раскрывался замысел эксперимента. Благодаря обсуждению и тесту, которые участники заполняли до и после дискуссии, удалось установить, что ЭИ и психотип слабо влияют на способность отличить фейковую новость от реальной в условиях внешнего воздействия, но высокий ЭИ обуславливает критичность восприятия и способность менять точку зрения, т.е. внушаемость. Логическая аргументация участников зависела от психотипа и уровня ЭИ, однако качество аргументации, скорее всего, зависит от общего уровня эрудированности и образованности. Наши данные отличаются от релевантных исследований зарубежных авторов, но компонент внушения приближает эксперимент к естественным условиям и открывает возможности для разработки программ повышения медиаграмотности студенчества.
Об авторах
Жанна Васильевна Пузанова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanova-zhv@rudn.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Татьяна Игоревна Ларина
Российский университет дружбы народов
Email: larina-ti@rudn.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Анна Андреевна Старостина
Российский университет дружбы народов
Email: starostina-aa@rudn.ru
аспирант кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Список литературы
- Zuykina K.L., Sokolova D.V. Osobennosti identifikatsii feykovyh novostey molodezhnoy auditoriey [Features of identification of fake news by the youth audience]. Vestnik TGU. Filologiya. 2021; 71. (In Russ.).
- IA TASS: Kolichestvo feykov v seti v 2022 godu vyroslo v shest raz [In 2022, the number of fakes on the Internet increased sixfold]. URL: https://tass.ru/obschestvo/16642301. (In Russ.).
- Larina T.I. Sochetanie fokus-gruppovogo i eksperimentalnogo metodov v prikladnyh sotsiologicheskih tselyah [A combination of focus group and experiment for applied sociological tasks]. Dnevnik Nauk. 2022; 9. (In Russ.).
- Medialogiya: Fake news za 2017 i 2018 gody [Medialogy: Fake news for 2017 and 2018]. 2019. URL: https://www.mlg.ru/ratings/research/6438. (In Russ.).
- MIA “Rossiya Segodnya”: Kazhdy vtoroy rossiyanin verit feykovym novostyam, zayavil glava WCIOM [MIA “Russia Today”: Every second Russian believes fake news, said the head of WCIOM]. 2019. URL: https://ria.ru/20190626/1555944841.html. (In Russ.).
- Ovchinnikov B.V., Tyuryapina I.V. Problema diagnostiki aktsentuatsiy lichnosti: oprosnik aktsentuirovannyh radikalov [Diagnostics of personality accentuations: Questionnaire of accentuated radicals]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Psikhologiya. 2016; 9 (1). (In Russ.).
- Ponomarenko V.V. Prakticheskaya kharakterologiya. Metodika 7 radikalov [Practical Characterology. 7 Radicals Technique]. Moscow; 2019. (In Russ.).
- Puzanova Zh.V., Larina T.I., Gudkova Ya.A. Diagnostika urovnya konformnosti studencheskoy molodezhi (rezultaty metodicheskogo eksperimenta) [Diagnostics of the students’ level of conformity (Results of the methodological experiment)]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (3). (In Russ.).
- Sukhodolov A.P., Bychkova A.M. “Feykovye Novosti” kak fenomen sovremennogo mediaprostranstva: ponyatiya, vidy, naznachenie, mery protivodeystviya [“Fake news” as a phenomenon of the today’s media space: Concepts, types, purpose, countermeasures]. Voprosy Teorii i Praktiki Zhurnalistiki. 2017; 6 (2). (In Russ.).
- Test emotsionalnogo intellekta Schutte [Schutte Emotional Intelligence Test]. URL: https:// psytests.org/emotional/schutte.html. (In Russ.).
- Trotsuk I. Diskursivnoe konstruirovanie sotsialnoy realnosti: kontseptualnye osnovaniya i empiricheskie priemy razoblacheniya “skvernyh” praktik [Discursive construction of social reality: Conceptual foundations and empirical devices for unmasking the “abominable” practices. Russian Sociological Review. 2014; 13 (2). (In Russ.).
- Trotsuk I.V., Il`yina V.V. Poisk skrytyh smyslov kak instrument otsenki effektivnosti sotsialnoy reklamy: aprobatsiya metodicheskogo podkhoda [Hidden meanings in evaluation of the social advertising efficiency: A methodological approach]. Communicology. 2020; 8 (4). (In Russ.).
- Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence. Journal of Personality Assessment. 1990; 54 (3, 4).
- Preston S., Anderson A., Robertson D.J., Shephard M.P., Huhe N. Detecting fake news on Facebook: The role of emotional intelligence. PLoS One. 2021; 16 (3).
Дополнительные файлы
