Восприятие фейковых новостей студенчеством с разными психологическими характеристиками: результаты методического эксперимента

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Восприятие фейковых новостей в последнее время находится в центре внимания специалистов социогуманитарного профиля ввиду воздействия на поведение людей. Студенчество всегда считалось реактивной силой общества, поэтому вопрос, какие характеристики обуславливают восприятие фейковых новостей студентами, столь актуален. В качестве таких характеристик в статье выделены уровень эмоционального интеллекта (ЭИ), внушаемость и психотип. Для проверки, как эти характеристики обуславливают восприятие фейковых новостей, Лаборатория социологических и фокус-групповых исследований РУДН в 2022 году провела методический эксперимент в формате фокус-групп. Две группы были рандомизированы по критерию психотипа: одну группу составили участники с высоким ЭИ, вторую - с низким. В группы были отобраны только те студенты, кто считает себя способным отличить фейковую новость от реальной. На обе группы было оказано воздействие в виде фейковых новостей, которые подавались как реальные. Задачей модератора было заставить участников сомневаться, убедить их в реальности новостей. После окончания групповой дискуссии участникам раскрывался замысел эксперимента. Благодаря обсуждению и тесту, которые участники заполняли до и после дискуссии, удалось установить, что ЭИ и психотип слабо влияют на способность отличить фейковую новость от реальной в условиях внешнего воздействия, но высокий ЭИ обуславливает критичность восприятия и способность менять точку зрения, т.е. внушаемость. Логическая аргументация участников зависела от психотипа и уровня ЭИ, однако качество аргументации, скорее всего, зависит от общего уровня эрудированности и образованности. Наши данные отличаются от релевантных исследований зарубежных авторов, но компонент внушения приближает эксперимент к естественным условиям и открывает возможности для разработки программ повышения медиаграмотности студенчества.

Об авторах

Жанна Васильевна Пузанова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanova-zhv@rudn.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Татьяна Игоревна Ларина

Российский университет дружбы народов

Email: larina-ti@rudn.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Анна Андреевна Старостина

Российский университет дружбы народов

Email: starostina-aa@rudn.ru
аспирант кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Zuykina K.L., Sokolova D.V. Osobennosti identifikatsii feykovyh novostey molodezhnoy auditoriey [Features of identification of fake news by the youth audience]. Vestnik TGU. Filologiya. 2021; 71. (In Russ.).
  2. IA TASS: Kolichestvo feykov v seti v 2022 godu vyroslo v shest raz [In 2022, the number of fakes on the Internet increased sixfold]. URL: https://tass.ru/obschestvo/16642301. (In Russ.).
  3. Larina T.I. Sochetanie fokus-gruppovogo i eksperimentalnogo metodov v prikladnyh sotsiologicheskih tselyah [A combination of focus group and experiment for applied sociological tasks]. Dnevnik Nauk. 2022; 9. (In Russ.).
  4. Medialogiya: Fake news za 2017 i 2018 gody [Medialogy: Fake news for 2017 and 2018]. 2019. URL: https://www.mlg.ru/ratings/research/6438. (In Russ.).
  5. MIA “Rossiya Segodnya”: Kazhdy vtoroy rossiyanin verit feykovym novostyam, zayavil glava WCIOM [MIA “Russia Today”: Every second Russian believes fake news, said the head of WCIOM]. 2019. URL: https://ria.ru/20190626/1555944841.html. (In Russ.).
  6. Ovchinnikov B.V., Tyuryapina I.V. Problema diagnostiki aktsentuatsiy lichnosti: oprosnik aktsentuirovannyh radikalov [Diagnostics of personality accentuations: Questionnaire of accentuated radicals]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Psikhologiya. 2016; 9 (1). (In Russ.).
  7. Ponomarenko V.V. Prakticheskaya kharakterologiya. Metodika 7 radikalov [Practical Characterology. 7 Radicals Technique]. Moscow; 2019. (In Russ.).
  8. Puzanova Zh.V., Larina T.I., Gudkova Ya.A. Diagnostika urovnya konformnosti studencheskoy molodezhi (rezultaty metodicheskogo eksperimenta) [Diagnostics of the students’ level of conformity (Results of the methodological experiment)]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (3). (In Russ.).
  9. Sukhodolov A.P., Bychkova A.M. “Feykovye Novosti” kak fenomen sovremennogo mediaprostranstva: ponyatiya, vidy, naznachenie, mery protivodeystviya [“Fake news” as a phenomenon of the today’s media space: Concepts, types, purpose, countermeasures]. Voprosy Teorii i Praktiki Zhurnalistiki. 2017; 6 (2). (In Russ.).
  10. Test emotsionalnogo intellekta Schutte [Schutte Emotional Intelligence Test]. URL: https:// psytests.org/emotional/schutte.html. (In Russ.).
  11. Trotsuk I. Diskursivnoe konstruirovanie sotsialnoy realnosti: kontseptualnye osnovaniya i empiricheskie priemy razoblacheniya “skvernyh” praktik [Discursive construction of social reality: Conceptual foundations and empirical devices for unmasking the “abominable” practices. Russian Sociological Review. 2014; 13 (2). (In Russ.).
  12. Trotsuk I.V., Il`yina V.V. Poisk skrytyh smyslov kak instrument otsenki effektivnosti sotsialnoy reklamy: aprobatsiya metodicheskogo podkhoda [Hidden meanings in evaluation of the social advertising efficiency: A methodological approach]. Communicology. 2020; 8 (4). (In Russ.).
  13. Mayer J.D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence. Journal of Personality Assessment. 1990; 54 (3, 4).
  14. Preston S., Anderson A., Robertson D.J., Shephard M.P., Huhe N. Detecting fake news on Facebook: The role of emotional intelligence. PLoS One. 2021; 16 (3).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».