Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Решение интеграционных задач по формированию общего рынка труда, взаимопроникновению ценностей и идей, обеспечению взаимопонимания и доверия между народами требует создания единого образовательного пространства на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сближения образовательных и профессиональных стандартов, взаимного признания дипломов, ученых степеней и званий. В статье рассмотрена академическая мобильность внутри интеграционного объединения и современные практики сотрудничества государств-членов и стран-наблюдателей Союза в области высшего образования на основе данных Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Федеральной службы государственной статистики России, а также дана оценка результативности продвижения идей евразийской интеграции по результатам эмпирического исследования и обозначены резервы развития сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования. В частности, выявлено сокращение обмена студентами между вузами стран-членов при одновременном росте числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья; в рамках академической мобильности ЕАЭС Россия по-прежнему принимает больше обучающихся, чем ее партнеры. Это говорит о неравноценности студенческой и преподавательской академической мобильности, вызывает беспокойство в странах-членах и странах-кандидатах, требует изменения законодательства и финансирования и учета роста конкуренции за влияние в сфере образования с Турцией, Европой и Китаем. Показано развитие структуры и программ сотрудничества в сфере образования, расширение сети филиалов ведущих вузов Союза в других странах, создание ведущими вузами Консорциума, Евразийского Сетевого университета и Славянских университетов, заключение новых соглашений о сотрудничестве. Развитие сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования требует достижения согласия между участниками интеграционных процессов, включении образования в интеграционную повестку на высшем уровне, отнесения вопросов высшего образования к отдельной сфере сотрудничества, расширения нормативно-правового регулирования вопросов сотрудничества и формирования институциональной базы управления сферой высшего образования в ЕАЭС.

Об авторах

Галина Ивановна Осадчая

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН

Email: osadchaya111@gmail.com

доктор социологических наук, руководитель отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

ул. Фотиевой, 6, к. 1, Москва, 119333, Россия

Татьяна Николаевна Юдина

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: ioudinatn@mail.ru

доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

ул. Фотиевой, 6, к. 1, Москва, 119333, Россия

Список литературы

  1. Andriyanov D.V. Evraziisky ekonomichesky soyuz: borba za “tretie prostranstvo” i integratsiya cherez pravo [The Eurasian Economic Union: Struggle for the “third space” and integration through law]. Aktualnye Problemy Rossiiskogo Prava. 2018; 3. (In Russ.).
  2. Arutyunyan M.L. Formirovanie edinogo obrazovatelnogo prostranstva EAES kak uslovie obespecheniya natsionalno-kulturnoi bezopasnosti Respubliki Armenii [Formation of the unified educational space of the EAEU as a condition for ensuring the national-cultural security of the Republic of Armenia]. Problemy natsionalnoi bezopasnosti v usloviyah globalizatsii i integratsionnyh protsessov (mezhdistsiplinarnye aspekty). Erevan; 2015. (In Russ.).
  3. Burlinova N. Iskusstvo soyuznicheskih otnoshenij: kogda rabotaet myagkaya sila [The art of allied relations: When soft power works]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/columns/riacdigest/iskusstvo-soyuznicheskikh-otnosheniy-kogda-rabotaetmyagkaya-sila. (In Russ.).
  4. Iskakov I.Zh., Lanina E.E. Evraziisky setevoi universitet: istoki, proekt, voploshchenie [Eurasian Network University: Origins, project, implementation]. Greater Eurasia: Development, Security, Cooperation. 2023; 6 (2). (In Russ.).
  5. Konstantinova L.V., Shubenkova E.V., Voikina E.A. Ehffektivnost’ integratsionnykh protsessov v sfere obrazovaniya stran — chlenov EAES [Efficiency of integration processes in the field of education of the EAEU member states]. Vestnik Ekonomiki, Prava i Sotsiologii. 2021; 4 (2). (In Russ.).
  6. Korshunov L.A., Nikonov N.M. Setevye vzaimodeistviya v regione Bolshogo Altaya [Network interactions in the Greater Altai region]. Ekonomika Regiona. 2017; 13 (4). (In Russ.).
  7. Kulakova A.A., Kirova I.O. Vysshee obrazovanie kak draiver integratsii v EAES [Higher education as a driver of integration in the EAEU]. Vestnik VGU. Seriya: Problemy Vysshego Obrazovaniya. 2020; (4). (In Russ.).
  8. Levchenko A. Vozmozhna li evraziiskaya integratsiya v sfere obrazovaniya? [Is Eurasian integration possible in education?]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/vozmozhna-li-evraziyskaya-integratsiya-v-sfere-obrazovaniya. (In Russ.).
  9. Manakhov S.V, Zuev V.M. Osnovnye napravleniya formirovaniya edinogo obrazovatelnogo prostranstva v ramkah Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza [Main directions in the formation of a single educational space within the Eurasian Economic Union]. Vestnik NGUEU. 2016; (2). (In Russ.).
  10. Nurgalieva Zh.E., Turegeldinova A.Zh. Model razvitiya vysshego obrazovaniya v Evraziiskom ekonomicheskom soyuze [The model of the higher education development in the Eurasian Economic Union]. Obrazovanie i Obuchenie: Metodologiya, Teoriya, Tekhnologiya. 2018; (1). (In Russ.).
  11. Osadchaya G.I. Evraziisky ekonomichesky soyuz: sotsiogumanitarnye instrumenty integratsii [The Eurasian Economic Union: Social-humanitarian instruments of integration]. Sotsiologiya v postglobalnom mire. Saint Petersburg; 2022. (In Russ.).
  12. Osadchaya G.I. Sotsiogumanitarnoe sotrudnichestvo chlenov evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza: smysly i instrumenty [Social-humanitarian cooperation of the members of the Eurasian Economic Union: Meanings and tools]. RUDN Journal of Sociology. 2023; 23 (3). (In Russ.).
  13. Osadchaya G.I., Yudina T.N. Magisterskaya programma po sotsiologii “Integratsionnye protsessy v Evrazii”: kontseptualny vzglyad [Master’s Program in Sociology “Integration Processes in Eurasia”: A conceptual view]. Otechestvennaya sotsiologiya na sovremennom etape: dostizheniya, problemy, perspektivy. Otv. red. A.Yu. Rozhkov. Krasnodar; 2023. (In Russ.).
  14. Titarenko L.G. Integratsionnye obrazovatelnye protsessy v evraziiskom izmerenii [Integrational educational processes in the Eurasian dimension]. Bolshaya Evraziya: Razvitie, Bezopasnost, Sotrudnichestvo. 2023; 6 (2). (In Russ.).
  15. Tuleiko E.V. Sistema sovmestnoi podgotovki kadrov gosudarstv-chlenov EAES [The system of the joint personnel training in the EAEU member states]. Sovremennaya Evropa. 2020; 3. (In Russ.).
  16. Fatykhova V.M. Evraziiskoe sotrudnichestvo v oblasti nauki i vysshego obrazovaniya: perspektivy neofunktsionalnogo “peretekaniya” [Eurasian cooperation in science and higher education: Prospects for the non-functional “flow”]. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2019; 2. (In Russ.).
  17. Khmil I.V Mezhdunarodno-pravovye aspekty obrazovatelnoi integratsii EAEU [Internationallegal aspects of the educational integration in the EAEU]. Pravoporyadok: Istoriya, Teoriya, Praktika. 2022; 3 (34). (In Russ.)
  18. Chavykina M.A. Akademicheskaya mobilnost v stranah EAES: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Academic mobility in the EAEU countries: Current state and development prospects]. Kreativnaya Ekonomika. 2017; 11. (In Russ.).
  19. Chavykina M.A. Predposylki formirovaniya edinogo obrazovatelnogo prostranstva gosudarstv-chlenov EAES [Prerequisites for a unified educational space of the EAEU member states]. Novy Universitet. Seriya: Ekonomika i Pravo. 2016; 10. (In Russ.).
  20. Yun S.M. Obrazovanie kak sfera sotrudnichestva v ramkah Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza: problemy i perspektivy [Education as a sphere of cooperation within the Eurasian Economic Union: Problems and prospects]. Vestnik TGU. Istoriya. 2017; 50. (In Russ.).
  21. Zuev V.M., Manakhov S.V., Gagiev N.N., Demenko O.G. Problems and prospects of convergence of higher education systems in countries of the Eurasian economic union. Espacios. 2018; 39 (29).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».