Макс Вебер и политическая теология Фридриха Наумана
- Авторы: Кильдюшов О.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 21, № 4 (2021)
- Страницы: 657-669
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322671
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-4-657-669
- ID: 322671
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В вебероведческой литературе неоднократно отмечалось отсутствие серьезного интереса со стороны теологии к важнейшим положениям социологии религии Макса Вебера. Данная констатация может считаться парадоксальной с учетом того религиозно-теологического контекста, в котором формировался веберовский интеллектуальный проект социально-теоретической герменевтики западного модерна. В первой части статьи реконструируется семейная и дружеская религиозная констелляция, во многом определившая понимание классиком социологии экзистенциальной значимости религиозных смыслов для отдельных групп современной эпохи. Отмечены близкие связи Вебера с рядом ведущих теологов Германии конца XIX - начала ХХ века, оказавших заметное содержательное влияние на эвристику его сочинений. Во второй части статьи фокус интереса смещается к многогранной фигуре Фридриха Наумана: в качестве публичного интеллектуала и общественного деятеля он проделал значительную эволюцию - от протестантского пастора и теолога реакционно-охранительного толка до духовного и политического лидера немецких левых либералов. Показана изначальная амбивалентность политико-религиозной ситуации в Германской империи 1880-1890-х годов, в рамках которой Науман пытался осуществить синтез христианства и социализма. Дается краткий обзор взглядов молодого теолога и социального активиста, постепенно превращавшегося в заметную фигуру в немецкой публицистике и политике. Третья часть статьи посвящена встрече двух мыслителей - судьбоносной как для Вебера, так и для Наумана. Подчеркивается радикальный поворот в мировоззрении известного религиозного теоретика и практика, отказавшегося под мощным влиянием личности и аргументации великого социолога не только от многих прежних представлений, но и от пасторского сана. В заключение делаются выводы о парадигматическом характере наумановской идейно-политической динамики для значительной части немецких интеллектуалов начала ХХ века. Гегелевское по духу принятие Науманом вслед за Вебером модерного национального государства как высшей ценности интерпретируется как самосбывающийся диагноз эпохе кризисного модерна в преддверии катастрофы Первой мировой войны.
Об авторах
Олег Васильевич Кильдюшов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: kildyushov@mail.ru
научный сотрудник Центра фундаментальной социологии
ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000, РоссияСписок литературы
- Davydov Yu.N. Max Weber i sovremennaya teoreticheskaya sotsiologiya: Aktualnye problemy veberovskogo sotsiologicheskogo ucheniya [Max Weber and Contemporary Theoretical Sociology: Topical Issues of Weber’s Sociological Doctrine]. Moscow; 1998. (In Russ.).
- Weber M. Zhizn i tvorchestvo Maxsa Webera [Life and Work of Max Weber]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- Kaube J. Max Weber: zhizn na rubezhe vekov [Max Weber: Life at the Turn of the Century]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- Naumann F. Demokratiya i imperstvo [Democracy and Imperialism]. Moscow; 1906. (In Russ.).
- Naumann F. Sredinnaya Evropa [Middle Europe]. Moscow; 1918. (In Russ.).
- Tenbruck F. Glavny trud Maxsa Webera [The key work of Max Weber]. Russian Socioligical Review. 2020; 2. (In Russ).
- Heuss Th. Das war Friedrich Naumann. Berlin-Wien; 1974.
- Heuss Th. Max Weber in seiner Gegenwart. Weber M. Gesammelte Politische Schriften. 3. Aufl. Tübingen; 1971.
- Hübinger G. Max Weber: Stationen und Impulse einer intellektuellen Biographie. Tübingen; 2019.
- Jellinek G. Die Erklärung der Menschen- und Bürgerrechte: Ein Beitrag zur modernen Verfassungsgeschichte. Leipzig; 1895 (Berlin; 2016).
- Lepsius M.R. Max Weber und seine Kreise: Essays. Tübingen; 2016.
- Lindt A. Friedrich Naumann und Max Weber. Theologie und Soziologie im wilhelminischen Deutschland. München; 1973.
- Mommsen W. J. Max Weber und die deutsche Politik 1890-1920. Tübingen; 1959.
- Müller H.-P. Max Weber. Eine Spurensuche. Berlin; 2020.
- Naumann F. Erinnerung an Bebel. Die Hilfe. 1913; 34.
- Naumann F. Werke, Band 1: Religiöse Schriften. Opladen-Köln; 1964.
- Naumann F. Werke. Band 5: Schriften zur Tagespolitik. Opladen-Köln; 1967.
- Nürnberger R. Imperialismus, Sozialismus und Christentum bei Friedrich Naumann. Historische Zeitschrift. 1950; 3.
- Panzer M. Der Einfluss Max Webers auf Friedrich Naumann. Ein Bild der liberalen Gesellschaft in der Wilhelminischen und Nachwilhelminischen Ära (Neue Wurzburger Studien zur Soziologie, Band 3). Würzburg; 1986.
- Schluchter W. Max Webers späte Soziologie. Tübingen; 2019.
- Theiner P. Sozialer Liberalismus und deutsche Weltpolitik: Friedrich Naumann im Wilhelminischen Deutschland (1860-1919). Baden-Baden; 1983.
- Treiber H. Der ‚Eranos’ - Das Glanzstück im Heidelberger Mythenkranz? W. Schluchter, F.-W. Graf (Eds.). Asketischer Protestantismus und der ‘Geist’ des modernen Kapitalismus. Max Weber und Ernst Troeltsch. Tübingen; 2005.
- Weber M. Brief vom 15.10.1896. Mommsen W. Max Weber und die deutsche Politik 1890-1920. Tübingen; 1959.
- Weber M. Brief an Helene Weber vom 2 und 3 Mai 1882. MWG. II/1.
Дополнительные файлы
