Динамика видеопредпочтений российской молодежи (на примере видеохостинга YouTube)
- Авторы: Темнова Л.В.1, Лапшина А.К.2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Акционерное общество «Финмаркет»
- Выпуск: Том 21, № 1 (2021)
- Страницы: 110-123
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322744
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-1-110-123
- ID: 322744
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В связи с тем, что сегодня Интернет стал неотъемлемой частью повседневности молодежи, а видеохостинг YouTube - один из самых посещаемых сайтов среди россиян от 18 до 34 лет, анализ содержания, структуры и динамики видеопредпочтений становится важным направлением социологического анализа агентов социализации и путей их влияния на интересы российской молодежи. Цель исследования - характеристика интересов российской молодежи на основе анализа ее предпочтений на видеохостинге YouTube. Был осуществлен контент-анализ ежегодных отчетов Google о самых популярных в России видеороликах на YouTube, самих видеоматериалов и комментариев к ним, а также проведен анализ количественных показателей (лайков, дислайков, просмотров). В полуструктурированном интервью приняли участие 26 москвичей, в двух онлайнопросах (2019 и 2020) - 340 респондентов. Для анализа динамики видеопредпочтений были выделены три группы факторов: микросоциальные (социально-психологические - мотивы, установки, гендерные характеристики, психические свойства личности; статусно-ролевые - многообразие статусов и связанных с ними ролей; потребностные); макросоциальные (институциональные - нормы, правила и предписания, специфические для разных сфер общества: социальные, политические, экономические, культурные (включая новые способы коммуникации) и инвайроментальные); случайные. В результате обобщения данных, полученных в ходе контент-анализа наиболее популярных видеороликов, показана динамика видеопредпочтений молодежи в 2008-2020 годы; выявлена связь социальных факторов с интересами молодежи и их динамикой; показано, что видеопредпочтения молодежи в значительной степени определяются индивидуальными характеристиками, поскольку важные для российского социокультурного пространства события практически не оказывают влияния на видеопредпочтения молодых людей.
Ключевые слова
Об авторах
Лариса Витальевна Темнова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: temnova.larisa@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор кафедры современной социологии социологического факультета
Ленинские горы, 1, Москва, 119991, РоссияАнастасия Кирилловна Лапшина
Акционерное общество «Финмаркет»
Email: acia00.96@yandex.ru
системный аналитик
ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, стр. 1, Москва, 127006, РоссияСписок литературы
- Alishaev B.S. Predpochtenie kak funktsiya psikhiki. Gumanitarnye nauki [Preference as a function of the psyche. Humanities]. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. 2011; 153 (5). (In Russ.).
- Blog Yandeksa: kak ustroeny Yandeks.Novosti [Yandex-Blog: How Yandex.News works]. URL: https://yandex.ru/blog/company/76641. (In Russ.).
- Weber M. Khozyaystvo i obshchestvo: ocherki ponimayushchey sotsiologii [Economy and Society: Essays in Understanding Sociology]: in 4 vols. L.G. Ionin (Ed.). Moscow; 2016. (In Russ.).
- Wernick A. Analiz epokhi “WEB 2.0” i polzovatelsky kontent kak osnovy dlya sotsialnykh setey [Analysis of the era of WEB 2.0 and User Generated Content as the basis for the emergence of social networks]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-epohi-web-2-0-iuser-generated-content-kak-osnovy-dlya-poyavleniyasotsialnyh-setey/viewer. (In Russ.).
- WCIOM: YouTube — “Televidenie” XXI veka [YouTube — “Television” of the 21st century]. 2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10022. (In Russ.).
- Hegel G.W.F. Entsiklopediya filosofskikh nauk [Encyclopedia of the Philosophical Sciences]. Vol. 3. Filosofiya dukha. Moscow; 1977. (In Russ.).
- Dobrynina V.I. Vospitanie lichnosti — upravlyaemy protsess [Upbringing as a guided process]. Sotsialnoe upravlenie i molodezh. Moscow; 1969. Issue 3. (In Russ.).
- Kakoy kontent est na YouTube [YouTube Content]. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/ad-solutions/video/youtube-content. (In Russ.).
- Kant I. Sochineniya [Works]. V.F. Asmus, A.V. Gulyga, T.I. Oyzerman (Eds.). Moscow; 1965. Vol. 4. Part 1. (In Russ.).
- Lisovsky V.T. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of Youth]. Saint Petersburg; 1996. (In Russ.).
- Mannheim K. Diagnoz nashego vremeni [Diagnosis of Our Time]. Moscow; 2010. (In Russ.).
- Otchet Google o YouTube za 2017 god v Rossii [Google Report on YouTube in Russia for 2017]. URL: https://www.sostav.ru/files/2018/08/13/youtube-2.pdf. (In Russ.).
- Rubinshtein S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg; 2002. (In Russ.).
- Srednyaya skorost Interneta v Rossii za 10 let vyrosla v 1000 raz [The average Internet speed in Russia has grown 1000 times over 10 years]. URL: https://www.e1.ru/news/ spool/news_id-387445.html. (In Russ.).
- Chuprov V.I. Sotsiologiya molodezhi na rubezhe svoyego tridtsatiletiya [Sociology of youth at the turn of its thirtieth birthday]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/048/685/1216/ 007_Chuprov.pdf. (In Russ.).
- Yandex-issledovaniya: Novosti v internete: SMI i chitateli [Yandex-Research: News in the Internet: Media and Audience]. URL: https://yandex.ru/company/researches/2014/ya_news. (In Russ.).
- AvertMedia: YouTube sobral statistiku auditorii Rossii [YouTube’s statistics on the Russian audience]. URL: http://www.avertmedia.ru/news/news-63.html. (In Russ.).
- Benedict R. Race: Science and Politics. New York; 1940.
- Erikson E. Identity: Youth and Crisis. New York; 1968.
- Eisenstadt S.N. From Generation to Generation: Age Groups and Social Structure. New York–London; 1966.
- Google Trends. URL: https://trends.google.ru/trends/yis/2008/RU.
- Google Zeitgeist. URL: https://archive.google.com/press/zeitgeist2010/regions/ru.html.
- Internet Archive: Wayback Machine. URL: https://web.archive.org/web/*/ https://www.youtube.com/feed/trending.
- Maslow A.H. Motivation and Personality. New York; 1954.
- Mediascope: WEB Index. Youtube.com. URL: https://webindex.mediascope.net/report/sexand-age?byGeo=1&byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byMonth=201812&id=88155.
- Mediascope: WEB-Index. 2019. URL: https://webindex.mediascope.net/report/general-statistics?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=201912&id=88155.
- O’Reilly T. What is Web 2.0. 2005. URL: https://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/ what-is-web-20.html?page=5.
- YouTube for the press. URL: https://www.youtube.com/yt/about/press.
Дополнительные файлы
