Динамика видеопредпочтений российской молодежи (на примере видеохостинга YouTube)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В связи с тем, что сегодня Интернет стал неотъемлемой частью повседневности молодежи, а видеохостинг YouTube - один из самых посещаемых сайтов среди россиян от 18 до 34 лет, анализ содержания, структуры и динамики видеопредпочтений становится важным направлением социологического анализа агентов социализации и путей их влияния на интересы российской молодежи. Цель исследования - характеристика интересов российской молодежи на основе анализа ее предпочтений на видеохостинге YouTube. Был осуществлен контент-анализ ежегодных отчетов Google о самых популярных в России видеороликах на YouTube, самих видеоматериалов и комментариев к ним, а также проведен анализ количественных показателей (лайков, дислайков, просмотров). В полуструктурированном интервью приняли участие 26 москвичей, в двух онлайнопросах (2019 и 2020) - 340 респондентов. Для анализа динамики видеопредпочтений были выделены три группы факторов: микросоциальные (социально-психологические - мотивы, установки, гендерные характеристики, психические свойства личности; статусно-ролевые - многообразие статусов и связанных с ними ролей; потребностные); макросоциальные (институциональные - нормы, правила и предписания, специфические для разных сфер общества: социальные, политические, экономические, культурные (включая новые способы коммуникации) и инвайроментальные); случайные. В результате обобщения данных, полученных в ходе контент-анализа наиболее популярных видеороликов, показана динамика видеопредпочтений молодежи в 2008-2020 годы; выявлена связь социальных факторов с интересами молодежи и их динамикой; показано, что видеопредпочтения молодежи в значительной степени определяются индивидуальными характеристиками, поскольку важные для российского социокультурного пространства события практически не оказывают влияния на видеопредпочтения молодых людей.

Об авторах

Лариса Витальевна Темнова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: temnova.larisa@yandex.ru

доктор психологических наук, профессор кафедры современной социологии социологического факультета

Ленинские горы, 1, Москва, 119991, Россия

Анастасия Кирилловна Лапшина

Акционерное общество «Финмаркет»

Email: acia00.96@yandex.ru

системный аналитик

ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, стр. 1, Москва, 127006, Россия

Список литературы

  1. Alishaev B.S. Predpochtenie kak funktsiya psikhiki. Gumanitarnye nauki [Preference as a function of the psyche. Humanities]. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. 2011; 153 (5). (In Russ.).
  2. Blog Yandeksa: kak ustroeny Yandeks.Novosti [Yandex-Blog: How Yandex.News works]. URL: https://yandex.ru/blog/company/76641. (In Russ.).
  3. Weber M. Khozyaystvo i obshchestvo: ocherki ponimayushchey sotsiologii [Economy and Society: Essays in Understanding Sociology]: in 4 vols. L.G. Ionin (Ed.). Moscow; 2016. (In Russ.).
  4. Wernick A. Analiz epokhi “WEB 2.0” i polzovatelsky kontent kak osnovy dlya sotsialnykh setey [Analysis of the era of WEB 2.0 and User Generated Content as the basis for the emergence of social networks]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-epohi-web-2-0-iuser-generated-content-kak-osnovy-dlya-poyavleniyasotsialnyh-setey/viewer. (In Russ.).
  5. WCIOM: YouTube — “Televidenie” XXI veka [YouTube — “Television” of the 21st century]. 2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10022. (In Russ.).
  6. Hegel G.W.F. Entsiklopediya filosofskikh nauk [Encyclopedia of the Philosophical Sciences]. Vol. 3. Filosofiya dukha. Moscow; 1977. (In Russ.).
  7. Dobrynina V.I. Vospitanie lichnosti — upravlyaemy protsess [Upbringing as a guided process]. Sotsialnoe upravlenie i molodezh. Moscow; 1969. Issue 3. (In Russ.).
  8. Kakoy kontent est na YouTube [YouTube Content]. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/ad-solutions/video/youtube-content. (In Russ.).
  9. Kant I. Sochineniya [Works]. V.F. Asmus, A.V. Gulyga, T.I. Oyzerman (Eds.). Moscow; 1965. Vol. 4. Part 1. (In Russ.).
  10. Lisovsky V.T. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of Youth]. Saint Petersburg; 1996. (In Russ.).
  11. Mannheim K. Diagnoz nashego vremeni [Diagnosis of Our Time]. Moscow; 2010. (In Russ.).
  12. Otchet Google o YouTube za 2017 god v Rossii [Google Report on YouTube in Russia for 2017]. URL: https://www.sostav.ru/files/2018/08/13/youtube-2.pdf. (In Russ.).
  13. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Saint Petersburg; 2002. (In Russ.).
  14. Srednyaya skorost Interneta v Rossii za 10 let vyrosla v 1000 raz [The average Internet speed in Russia has grown 1000 times over 10 years]. URL: https://www.e1.ru/news/ spool/news_id-387445.html. (In Russ.).
  15. Chuprov V.I. Sotsiologiya molodezhi na rubezhe svoyego tridtsatiletiya [Sociology of youth at the turn of its thirtieth birthday]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/048/685/1216/ 007_Chuprov.pdf. (In Russ.).
  16. Yandex-issledovaniya: Novosti v internete: SMI i chitateli [Yandex-Research: News in the Internet: Media and Audience]. URL: https://yandex.ru/company/researches/2014/ya_news. (In Russ.).
  17. AvertMedia: YouTube sobral statistiku auditorii Rossii [YouTube’s statistics on the Russian audience]. URL: http://www.avertmedia.ru/news/news-63.html. (In Russ.).
  18. Benedict R. Race: Science and Politics. New York; 1940.
  19. Erikson E. Identity: Youth and Crisis. New York; 1968.
  20. Eisenstadt S.N. From Generation to Generation: Age Groups and Social Structure. New York–London; 1966.
  21. Google Trends. URL: https://trends.google.ru/trends/yis/2008/RU.
  22. Google Zeitgeist. URL: https://archive.google.com/press/zeitgeist2010/regions/ru.html.
  23. Internet Archive: Wayback Machine. URL: https://web.archive.org/web/*/ https://www.youtube.com/feed/trending.
  24. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York; 1954.
  25. Mediascope: WEB Index. Youtube.com. URL: https://webindex.mediascope.net/report/sexand-age?byGeo=1&byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byMonth=201812&id=88155.
  26. Mediascope: WEB-Index. 2019. URL: https://webindex.mediascope.net/report/general-statistics?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=201912&id=88155.
  27. O’Reilly T. What is Web 2.0. 2005. URL: https://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/ what-is-web-20.html?page=5.
  28. YouTube for the press. URL: https://www.youtube.com/yt/about/press.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».