«Трансформирующая агентность» как предмет социологического анализа: современные дискуссии и роль образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На фоне глобальной пандемии и ее ожидаемых последствий задачи интервенций в наметившуюся негативную структурную динамику на макроуровне стоят перед всем институциональным комплексом современных обществ. Для сферы образования это означает необходимость вклада в «трансформирующую агентность», т.е. такого типа «действие», которое инициативно трансформирует «структуры» и потому может помочь перейти к новым, более эффективным формам во всех сферах общественной жизни. Внимание к «действию» и его трансформационному потенциалу по отношению к «структурам» в социальной науке до сих пор ограничено в сравнении с исследованиями структурной устойчивости и воспроизводства. Разработки так называемых «новых институционалистов» в социологии (включая, прежде всего, Джона Мейера и его последователей) формируют потенциально перспективную основу для выстраивания новых теоретических моделей и эмпирических исследований, направленных на изучение содержания, факторов формирования и эффектов «трансформирующей агентности». Основная идея Мейера состоит в том, что на современном этапе социальная структура может не только «подавлять», но и поддерживать, легитимизировать инициативное формирование новых социальных образований и утверждение связанных с ними новых ценностей и форм «действия». Для исследований в поле образования особенно полезным может быть обращение к понятиям институционального предпринимательства, институциональной работы и расширенного действия. В качестве возможных объектов исследований с опорой на предлагаемую концептуальную рамку могут выступать, во-первых, активно продвигаемые сегодня на глобальном и национальном уровне инициативы по обучению предпринимательству студентов, во-вторых, процессы, связанные с изменением институциональных условий образования в контексте продолжающейся глобальной пандемии и возможной проактивной роли студентов в этих изменениях.

Об авторах

Павел Сергеевич Сорокин

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: psorokin@hse.ru

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института образования

Потаповский пер., 16, стр. 10, Москва, 101000, Россия

Список литературы

  1. Abramova M.O. et al. Analitichesky doklad “Vysshee obrazovanie: uroki pandemii”: operativnye i strategicheskie mery po razvitiyu sistemy [Analytical report “Higher Education: Lessons from the Pandemic”: Operational and Strategic Measures to Develop the System. 2020. URL: http://www.tsu.ru/upload/iblock/аналитический доклад_для_МОН_итог2020_.pdf. (In Russ.).
  2. Bourdieu P. Sotsialnoe prostranstvo: polya i praktiki [Social Space: Fields and Practices]. Saint Petersburg; 2005. (In Russ.).
  3. Weber M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma [The protestant ethic and the spirit of capitalism]. Weber M. Izbrannye proizvedeniya. Moscow; 1990. (In Russ.).
  4. Giddens A. Ustroenie obshchestva: Ocherk teorii strukturatsii [The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration]. Moscow; 2005. (In Russ.).
  5. Zobnina M., Korotkov A., Rozhkov A. Struktura, vyzovy i vozmozhnosti razvitiya predprinimatelskogo obrazovaniya v rossiyskikh universitetakh [Structure, challenges and opportunities for the development of entrepreneurial education at Russian universities]. Foresight. 2019; 13 (4). (In Russ.).
  6. Kravchenko SA. Metamorfizatsiya obshchestva: faktor “pobochnykh effektov” i globalizatsiya nichto [Metamorphization of society: The factor of ‘side effects’ and globalization of nothing]. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (2). (In Russ.).
  7. Kurakin D.Yu. Tragedija neravenstva: raschelovechivaja “totalnogo cheloveka” [Tragedy of inequality: Dehumanizing “l’homme total”]. Sociological Review. 2020; 19 (3). (In Russ.).
  8. Mozgovaya A.V. Sotsialnaya sfera: vektor izmeneniy, riski i adaptatsionnye resursy (po materialam obshcherossiyskikh monitoringovykh issledovaniy) [Social sphere: Vectors of change, risks, and adaptation resources (the results of all-Russian monitoring surveys). RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (4). (In Russ.).
  9. Sorokin P.S., Froumin I.D. Problema “struktura/deystvie” v XXI v.: izmeneniya v sotsialnoy realnosti i vyvody dlya issledovatelskoy povestki [“Structure/agency” problem in the 21st century: Changing social reality and research implications]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2020; 7. (In Russ.).
  10. Sorokin P.S., Chernenko S.E., Povalko A.B. Obuchenie predprinimatelstvu v vuzakh Rossii i mira: zachem, kak i s kakimi rezultatami? [Entrepreneurship Education in the Universities of Russia and the World: What for, How and with What Results?]. Moscow; 2020. (In Russ.).
  11. Sztompka P. Ponyatie sotsialnoy struktury: popytka obobshcheniya [The concept of social structure: An attempt of generalization]. Sociologicheskie Issledovanija. 2001; 9. (In Russ.).
  12. Alemán J., Woods D. Value orientations from the world values survey: How comparable are they cross-nationally? Comparative Political Studies. 2016; 49 (8).
  13. Baeva L.V. Comparative analysis of values of Russia and Europe in the context of the issues of existential safety. RUDN Journal of Philosophy. 2018; 22 (2).
  14. Bromley P., Meyer J.W., Ramirez F.O. Student-centeredness in social science textbooks, 1970-2008: A cross-national study. Social Forces. 2011; 90 (2).
  15. Deguchi A., Hirai C., Matsuoka H., Nakano T., Oshima K., Tai M., Tani S. What is society 5.0? Society 5.0. Singapore; 2020.
  16. Deguchi A., Kajitani S., Nakajima T., Ohashi H., Watanabe T. From monetary to nonmonetary society. Society 5.0. Singapore; 2020.
  17. DiMaggio P. Interest and agency in institutional theory. L. Zucker (Ed.). Institutional Patterns and Culture. Cambridge; 1988.
  18. DiMaggio P.J., Powell W.W. (Eds.). The New Institutionalism in Organizational Analysis (Vol. 17). Chicago; 1991.
  19. Emirbayer M., Mische A. What is agency? American Journal of Sociology. 1998; 103 (4).
  20. Farrell H. The shared challenges of institutional theories: Rational choice, historical institutionalism, and sociological institutionalism. Knowledge and Space. Springer; 2018.
  21. Fligstein N., McAdam D. Toward a general theory of strategic action fields. Sociological Theory. 2011; 29 (1).
  22. Goldstone J.A., Useem B. Putting values and institutions back into the theory of strategic action fields. Sociological Theory. 2012; 30 (1).
  23. Hampel C.E., Lawrence T.B., Tracey P. Institutional Work: Taking Stock and Making It Matter. Sage; 2017.
  24. Hardy C., Maguire S. Institutional entrepreneurship and change in fields. Handbook of Organizational Institutionalism. Sage; 2017.
  25. Illich I. Deschooling Society. New York; 1983.
  26. King A. Emotion, interaction and the structure-agency problem: Building on the sociology of Randall Collins. Thesis Eleven. 2019; 154 (1).
  27. Kuzminov Y., Sorokin P., Froumin I. Generic and specific skills as components of human capital: New challenges for education theory and practice. Foresight. 2019; 13 (2).
  28. Lawrence T.B., Suddaby R. Institutions and institutional work. S.R. Clegg, C. Hardy, T.B. Lawrence, W.R. Nord (Eds.). Handbook of Organization Studies. London; 2006.
  29. Lerch J., Bromley P., Ramirez F.O., Meyer J.W. The rise of individual agency in conceptions of society: Textbooks worldwide, 1950-2011. International Sociology, 2017; 32 (1).
  30. Meyer J.W. Reflections on rationalization, actors, and others. Research in the Sociology of Organizations. Emerald Publishing; 2019.
  31. Meyer J.W., Jepperson R.L. The “actors” of modern society: The cultural construction of social agency. Sociological Theory. 2000; 18 (1).
  32. Meyer J.W. World society, institutional theories, and the actor. Annual Review of Sociology. 2010; 36 (1).
  33. Nabi G., Liñán F., Fayolle A., Krueger N., Walmsley A. The impact of entrepreneurship education in higher education: A systematic review and research agenda. Academy of Management Learning & Education. 2017; 16 (2).
  34. Science, Technology and Innovation Outlook. 2016. URL: https://www.oecd.org/sti/Megatrends%20affecting%20science,%20technology%20and%20innovation.pdf.
  35. Schofer E., Ramirez F.O., Meyer J.W. The societal consequences of higher education. Sociology of Education. 2020. doi: http://dx.doi.org/10.1177/0038040720942912.
  36. Sorokin P. Vision and mission of sociology: Learning from the Russian historical experience. American Sociologist. 2017; 48 (2).
  37. Sorokin P. Making global sociology in the context of neoliberal domination: Challenges, ideology and possible strategies. Sociological Research Online. 2018; 23 (1).
  38. Sorokin P.S. The promise of John W. Meyer’s world society theory: “Otherhood” through the prism of Pitirim A. Sorokin’s integralism. American Sociologist. 2020; 51 (4).
  39. Streib J. The unbalanced theoretical toolkit: Problems and partial solutions to studying culture and reproduction but not culture and mobility. American Journal of Cultural Sociology. 2016; 10 (5).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».