NEET-молодежь: европейский контекст и российские реалии
- Авторы: Буланова М.Б.1, Артамонова Е.А.2
-
Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет
- Московский физико-технический институт
- Выпуск: Том 20, № 1 (2020)
- Страницы: 64-72
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322851
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-64-72
- ID: 322851
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предпринята попытка определить особенности и представить социальный портрет NEET-молодежи в европейском и российском контекстах. С феноменом NEET развитые европейские страны столкнулись в конце ХХ - начале XXI века: согласно Евростату, к этой группе относятся молодые люди 15-24 лет, безработные или экономически неактивные, которые не учатся и не проходят профессиональную подготовку, - на 2017 год они составляли в среднем 14,7% трудоспособного населения европейских стран. В России численность NEET находится на общеевропейском уровне - 15% молодежи соответствующего возраста. В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) в структуре NEET выделены две группы: NEET-безработные и NEET-неактивные. Авторы статьи предлагают считать определяющим фактором отнесения к группе NEET нежелание работать и учиться, т.е. критерием NEET-молодежи является отнесение ее представителей к неработающим (а не к безработным) и не обучающимся (а не к экономически неактивным). Речь идет о формах «социального иждивенчества», затрудняющих изучение этой группы. В статье анализируются объективные и субъективные причины появления группы, а также социальные последствия пребывания в группе NEET, представители которой стараются извлечь выгоду из сложившегося положения. Авторы показывают, что оценка положения NEET-молодежи как маргинального, т.е. переходного и неустойчивого, побуждает европейские государства к оказанию ей помощи по выходу из состояния не-работы и не-учебы. В статье приводятся примеры такой работы в Италии, Великобритании, Польше, Испании и Нидерландах.
Об авторах
Марина Борисовна Буланова
Российский государственный гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: rsuh@rsuh.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии
Миусская пл., 6, Москва, 125993, РоссияЕкатерина Александровна Артамонова
Московский физико-технический институт
Email: info@mipt.ru
кандидат искусствоведения, старший преподаватель департамента иностранных языков
Институтский пер., 9, Долгопрудный, 141701, РоссияСписок литературы
- Варшавская Е.Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9 / Varshavskaya E.Ya. Rossiyskaya NEET-molodezh: kharakteristiki i tipologiya [Russian NEET-youth: Features and typology]. Sociologicheskie Issledovaniya. 2016; 9 (In Russ.).
- Вишневская Н., Зудина А. Экономически уязвимые группы молодежи в странах ОЭСР и России // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 11 / Vishnevskaya N.T., Zudina A.A. Ekonomicheski uyazvimye gruppy molodezhi v stranakh OESR i Rossii [Economically vulnerable youth in OECD and Russia]. Mirovaya Ekonomika i Mezhdunarodnye Otnosheniya. 2018; 62 (11) (In Russ.).
- Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х - середина 2000-х гг.) / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2016 / Zhiznenny mir rossiyan: 25 let spustya (konets 1980-h - seredina 2000-h gg.) [The Life World of Russians: 25 Years Later (late 1980s - mid 2000s)]. Pod. red. Zh.T. Toshchenko. Moscow; 2016 (In Russ.).
- Зудина А.А. «Не работают и не учатся»: NEET-молодежь на рынке труда в России. М., 2017 / Zudina A.A. “Ne rabotayut i ne uchatsya”: NEET-molodezh na rynke truda v Rossii [“They Do Not Work and Do Not Study”: NEET-Youth in the Russian Labor Market]. Moscow; 2017 (In Russ.).
- Зудина А.А. Дороги, ведущие в NEET: случай России // Экономический журнал. 2018. Т. 22. № 2 / Zudina A.A. Dorogi, vedushchiye v NEET: sluchay Rossii [Ways to NEET: The case of Russia]. Economichesky Zhurnal. 2018; 22 (2) (In Russ.).
- Курбатов В.И. NET-мышление: новые реалии информационной эры // Гуманитарий юга России. 2017. T. 6. № 6 / Kurbatov V.I. NET-myshlenie: novye realii informatsionnoy ery [NET thinking: New realities of the information era]. Gumanitary Yuga Rossii. 2017; 6 (6) (In Russ.).
- Лиходей О.А. Субъективные факторы маргинализации. М., 2001 / Likhodey O.A. Subiektivnye faktory marginalizatsii [Subjective Factors of Marginalization]. Moscow; 2001 (In Russ.).
- Тощенко Ж.Т. Прекариат. От протокласса к новому классу. М., 2018 / Toshchenko Zh.T. Prekariat. Ot protoklassa k novomu klassu [Precariat. From Protoclass to the New Class]. Moscow; 2018 (In Russ.).
- Alfieri S., Rosina, A., Sironi, E., Marta E., Manzana D. Who are Italian ‘Neets’? Trust in institutions, political engagement, willingness to be activated and attitudes toward the future in a group at risk for social exclusion. Rivista Internazionale di Scienze Sociali. 2015; 123 (3).
- Bridging the Gap: New Opportunities for 16-18 Year Olds Not in Education, Employment or Training. http://dera.ioe.ac.Uk/15119/2/bridging-the-gap.pdf.
- Eurostat: Young people neither in employment nor in education and training by sex, age and labor status. http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=edat_ lfse_20&lang=en
- Ermolieva E.G. Lost generation? The plight of young people in Europe. http://www.sov-europe.ru/ 2016/5-2016/9.pdf.
- Harnessing Automation for a Future That Works. https://www.mckinsey.com/featured-insights/ digital-disruption/harnessing-automation-for-a-future-that-works.
- Kariková S., Krystoň M., Michalovič V., Neupauer Z., Pavlov I., Vaněk B. Literacy of adults as a problem of inclusion and equality in lifelong learning. How to Work with NEETs. Recommendations for Policy and Practice. Kraków, 2018.
- NEETs: Young People Not in Employment, Education or Training: Characteristics, Costs and Policy Responses in Europe. Luxembourg; 2012.
- Ogawa А. Hikikomori in contemporary Japan. http://su.diva-portal.org/smash/get/diva2: 568035/FULLTEXT01.
- Rodríguez-Modroño P. Youth unemployment, NEETs and structural inequality in Spain. https://www.researchgate.net/publication/330434800_Youth_unemployment_NEETs_and_structural_inequality_in_Spain.
- Saczyńska-Sokół S. Supporting NEETs - challenges facing labor market institutions in Poland. https://www.researchgate.net/publication/324496870_Supporting_NEETs_-_challenges_facing_ labor_market_institutions_in_Poland.
- Serracant P. A brute indicator for a NEET case: Genesis and evolution of a problematic concept and results from an alternative indicator. Social Indicators Research. 2014; 117 (2).
- Spaaij R., Magee J., Jeanes R. Urban youth, worklessness and sport: A comparison of sports-based employability programmes in Rotterdam and Stoke-on-Trent. Urban Studies. 2013; 50 (8).
- Świętek A., Rachwał T., Kurek S., Osuch, W. Sytuacja młodzieży NEET w Polsce i propozycje podniesienia jej kompetencji przedsiębiorczych w świetle rezultatów projektu RLG // https://www.researchgate.net/publication/329873828_Sytuacja_mlodziezy_NEET_w_Polsce_ i_propozycje_podniesienia_jej_kompetencji_przedsiebiorczych_w_swietle_rezultatow_ projektu_RLG_Situation_of_NEETs_in_Poland_and_Proposals_for_developing_their_Entrepren.
- Williams A. Move Over, Millennials, Here Comes Generation Z. https://www.nytimes.com/ 2015/09/20/fashion/move-over-millennials-here-comes-generation-z.html.
Дополнительные файлы
