Социально-управленческие механизмы внедрения профессионального стандарта педагога: особенности и перспективы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Качество образования напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогических работников. Для повышения качества образования и профессионализма педагогических работников проводится множество мероприятий, и существенная их часть, в том числе программы национального проекта «Образование», направлены на обеспечение системы профессионального развития педагогического сообщества. Один из инструментов выстраивания траектории личностно-профессионального развития педагогов - профессиональный стандарт. Он внедряется на протяжении последних десяти лет, однако и сегодня наблюдаются сложности и ограничения в его реализации. Устранение возникающих проблем требует системного подхода и особых социально-управленческих механизмов на основе следующей методологии: теория социальных полей П. Бурдье, концепция персонифицированной социокультурной модели управления А.В. Тихонова и диспозиционная теория личности В.А. Ядова. Для выявления специфики социально-управленческих механизмов внедрения профессионального стандарта педагога был проведен анкетный опрос педагогических работников общеобразовательных организаций в Орловской области. Респондентами экспертного опроса выступили руководители образовательных организаций и специалисты муниципальных структур, курирующих систему образования. Вопросы касались осведомленности педагогов о содержании инструментов профессионального развития, отношения к мерам государственной политики, ожиданий от внедрения системы учительского развития и реализации национального проекта «Образование». Результаты исследования говорят об оптимистичном восприятии педагогическими работниками модернизации системы образования, несмотря на неоднозначную оценку ее мероприятий. Очевидна целесообразность развития личностных и профессиональных компетенций педагогов средствами дополнительного профессионального образования: комплекс личностно-профессиональных компетенций - условие восприятия инновационных и управленческих процессов. Социально-управленческие механизмы необходимо выстраивать на основе повышения субъектности педагогов, их интенциональной и деятельностной готовности включиться в процессы модернизации системы образования. Исследование инструментов государственной политики в сфере профессионального развития педагогов позволило выявить четыре группы механизмов: мотивационные, контрольно-оценочные, организационные и адаптивные. Каждая из группа обладает специфическими чертами, но они взаимосвязаны. Понимание и учет целевых, регулятивных, ресурсных и процедурных особенностей выявленных механизмов позволит минимизировать риски возникновения социальных конфликтов и поддержать социальный порядок в системе образования.

Об авторах

Наталья Васильевна Проказина

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: nvprokazina@mail.ru
доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии и социальных технологий ул. Октябрьская, 11, Орел, 302028

Виктор Леонидович Ланцев

Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина

Email: vic_lan@mail.ru
заместитель директора по проектному управлению ул. Салтыкова-Щедрина, 31, Орел, 302028, Россия

Список литературы

  1. Aleksandrov O.G. Sovremennaya paradigma i sotsialny mekhanizm gosudarstvennogo upravleniya [Contemporary paradigm and social mechanism of public administration]. Regionalnoe razvitie: strategii i chelovechesky kapital / Pod red. A.P. Bagirova. Ekaterinburg; 2014. (In Russ.).
  2. Bourdieu P. Praktichesky smysl [Practical Reason]. Saint Petersburg; 2001. (In Russ.).
  3. Bylkov V.G. Metodicheskie i organizatsionnye problemy vnedreniya professionalnyh standartov [Methodological and organizational issues of the professional standard implementation]. Azimut Nauchnyh Issledovanii: Ekonomika i Upravlenie. 2019; 8 (2). (In Russ.).
  4. Vasilenko I.V., Koneva I.D. Sotsialnoe pole obrazovaniya: evristichesky potentsial teorii P. Bourdieu [Social field of education: Heuristic potential of Bourdieu’s theory]. Vestnik VGU. Seriya 7: Filosofiya. 2014; 6. (In Russ.).
  5. Vorobieva I.V. Prestizh professii uchitelya [Prestige of the teacher’s profession]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 2014; 4. (In Russ.).
  6. Danakin N.S., Deeva N.N. Mekhanizm sotsialnogo upravleniya: kontseptualny analiz [Mechanism of social management: A conceptual analysis]. Sotsialno-Gumanitarnye Znaniya. 2012; 8. (In Russ.).
  7. Diplomatova Z.Yu., Ivanov V.N. Karierny rost uchitelya v usloviyah vnedreniya professionalnogo standarta pedagoga [Teacher’s career growth under the implementation of professional standard]. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2019; 2. (In Russ.).
  8. Evseeva S.A. Analiz podkhodov k opredeleniyu sushchnosti mekhanizma upravleniya [Analysis of approaches to the definition of the management mechanism]. Problemy Sovremennoi Ekonomiki. 2014; 2. (In Russ.).
  9. Ilyina I.V. Razvitie sub`ektnosti uchitelei obshcheobrazovatelnyh shkol v protsesse povysheniya ih kvalifikatsii: upravlenchesky aspect [Development of schoolteachers’ subjectivity in the advanced training system: A managerial aspect]. Innovatsionnye Proekty i Programmy v Obrazovanii. 2013; 6. (In Russ.).
  10. Klyachko T.L., Semenova E.A., Tokareva G.S. Zarabotnaya plata uchitelei: proizoshli li izmeneniya? [Teachers’ salaries: Are there changes?]. Ekonomicheskoe Razvitie Rossii. 2021; 28 (5). (In Russ.).
  11. Kriskovets T.N. Razvitie vnutriorganizatsionnogo obrazovatelnogo menedzhmenta v ramkah formirovaniya natsionalnoi sistemy uchitelskogo rosta [Development of internal organizational educational management within the national system of teachers’ career]. Vestnik ChGPU. 2017; 4. (In Russ.).
  12. Kuznetsova A.G., Yarovaya E.B. Proektirovanie gorizontalnoi kariery pedagoga na osnove dopolnitelnyh vidov pedagogicheskoi deyatelnosti i professionalnyh dostizhenii: otechestvenny i zarubezhny opyt [Designing a teacher’s horizontal career as based on additional pedagogical activities and professional achievements: Russian and international experience]. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021; 18 (1). (In Russ.).
  13. Leonidova G.V. Professionalnaya samoidentifikatsiya i samochuvstvie uchitelei v usloviyah prodolzhayushchikhsya reform obrazovaniya [Teachers’ professional self-identification and well-being under the ongoing educational reforms]. Problemy Razvitiya Territorii. 2017; 6. (In Russ.).
  14. Margolis A.A. Professionalny standart pedagoga: razrabotka i ispolzovanie v Rossii i za rubezhom [Teacher’s Professional Standard: Development and Application in Russia and Abroad]. Moscow; 2019. (In Russ.).
  15. Margolis A.A., Arzhanykh E.V., Khusnutdinova M.R. Institutsionalizatsiya nastavnichestva kak resurs professionalnogo razvitiya rossiiskih pedagogov [Institutionalization of mentoring as a resource for the professional development of Russian teachers]. Voprosy Obrazovaniya. 2019; 4. (In Russ.).
  16. Merzlyakov A.A. Problema sub`ektnosti v sotsiologii upravleniya [Issues of subjectivity in sociology of management]. Sotsiologicheskaya Nauka i Sotsialnaya Praktika. 2018; 4. (In Russ.).
  17. Panasyuk V.P., Romankova I.V., Fofanov A.M. Problemy i potentsial primeneniya professionalnogo standarta pedagoga kak novoi realnosti [Problems and potential of the teacher’s professional standard as a new reality]. Chelovek i Obrazovanie. 2015; 4. (In Russ.).
  18. Pismo Ministerstva prosveshcheniya RF i Professionalnogo soyuza rabotnikov narodnogo obrazovaniya i nauki RF ot 20 avgusta 2019 g. No. IP-941/06/484 “O primernom polozhenii o normah professionalnoi etiki pedagogicheskih rabotnikov” [Letter of the Russian Ministry of Education and the Russian Professional Union of Workers of Public Education and Science of August 20, 2019 No. IP-941/06/484 “A draft regulation of the teachers’ professional ethical norms”]. (In Russ.).
  19. Potashnik M.M. Pochemu uchitelya ukhodyat iz shkoly [Why teachers leave the school]. Narodnoe Obrazovanie. 2019; 6. (In Russ.).
  20. Potashnik M.M. Svet vo time svetit… O depressii uchitelei [Light in the dark… On teachers’ depression]. Narodnoe Obrazovanie. 2019; 5. (In Russ.).
  21. Prokazina N.V., Lantsev V.L. Rol obshchestvenno-professionalnyh ob`edinenii pedagogov v usloviyah modernizatsii sistemy obrazovaniya [The role of teachers’ social-professional associations under the modernization of educational system]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2020; 11 (2). (In Russ.).
  22. Pudenko T.I., Potemkina T.V., Rudneva A.A. Vneshnyaya otsenka kachestva obshchego obrazovaniya kak faktor professionalnogo razvitiya pedagogov [External quality assessment of general education as a factor of teachers’ professional development]. Obrazovanie i Nauka. 2017; 19 (6). (In Russ.).
  23. Sakharchuk E.I. Standartizatsiya v obrazovanii: priznaki tselostnosti [Standardization in education: Signs of integrity]. Izvestiya VGPU. 2017; 3. (In Russ.).
  24. Tikhonov A.V. Sotsiologiya upravleniya. Teoreticheskie osnovy [Sociology of Management. Theoretical Foundations]. Moscow; 2009. (In Russ.).
  25. Khaludorova A.V., Khaludorova L.E. Professionalny standart pedagoga kak instrument formirovaniya kariernogo rosta budushchego uchitelya [Teacher’s professional standard as a means of the future teacher’s career]. Vestnik Mariiskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2021; 15 (1). (In Russ.).
  26. Herzberg F., Mausner B., Bloch Snyderman B. Motivatsiya k rabote [The Motivation to Work]. Moscow; 2007. (In Russ.).
  27. Yadov V.A. Samoregulyatsiia i prognozirovanie sotsialnogo povedeniya lichnosti: Dispozitsionnaia kontseptsiia [Self-Regulation and Forecasting of Personal Social Behavior: A Dispositional Concept]. Moscow; 2013. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».