Социально-управленческие механизмы внедрения профессионального стандарта педагога: особенности и перспективы
- Авторы: Проказина Н.В.1, Ланцев В.Л.2
-
Учреждения:
- Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ
- Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина
- Выпуск: Том 23, № 3 (2023)
- Страницы: 546-563
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/322997
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-3-546-563
- EDN: https://elibrary.ru/VKTVAK
- ID: 322997
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Качество образования напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогических работников. Для повышения качества образования и профессионализма педагогических работников проводится множество мероприятий, и существенная их часть, в том числе программы национального проекта «Образование», направлены на обеспечение системы профессионального развития педагогического сообщества. Один из инструментов выстраивания траектории личностно-профессионального развития педагогов - профессиональный стандарт. Он внедряется на протяжении последних десяти лет, однако и сегодня наблюдаются сложности и ограничения в его реализации. Устранение возникающих проблем требует системного подхода и особых социально-управленческих механизмов на основе следующей методологии: теория социальных полей П. Бурдье, концепция персонифицированной социокультурной модели управления А.В. Тихонова и диспозиционная теория личности В.А. Ядова. Для выявления специфики социально-управленческих механизмов внедрения профессионального стандарта педагога был проведен анкетный опрос педагогических работников общеобразовательных организаций в Орловской области. Респондентами экспертного опроса выступили руководители образовательных организаций и специалисты муниципальных структур, курирующих систему образования. Вопросы касались осведомленности педагогов о содержании инструментов профессионального развития, отношения к мерам государственной политики, ожиданий от внедрения системы учительского развития и реализации национального проекта «Образование». Результаты исследования говорят об оптимистичном восприятии педагогическими работниками модернизации системы образования, несмотря на неоднозначную оценку ее мероприятий. Очевидна целесообразность развития личностных и профессиональных компетенций педагогов средствами дополнительного профессионального образования: комплекс личностно-профессиональных компетенций - условие восприятия инновационных и управленческих процессов. Социально-управленческие механизмы необходимо выстраивать на основе повышения субъектности педагогов, их интенциональной и деятельностной готовности включиться в процессы модернизации системы образования. Исследование инструментов государственной политики в сфере профессионального развития педагогов позволило выявить четыре группы механизмов: мотивационные, контрольно-оценочные, организационные и адаптивные. Каждая из группа обладает специфическими чертами, но они взаимосвязаны. Понимание и учет целевых, регулятивных, ресурсных и процедурных особенностей выявленных механизмов позволит минимизировать риски возникновения социальных конфликтов и поддержать социальный порядок в системе образования.
Об авторах
Наталья Васильевна Проказина
Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: nvprokazina@mail.ru
доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии и социальных технологий ул. Октябрьская, 11, Орел, 302028
Виктор Леонидович Ланцев
Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина
Email: vic_lan@mail.ru
заместитель директора по проектному управлению ул. Салтыкова-Щедрина, 31, Орел, 302028, Россия
Список литературы
- Aleksandrov O.G. Sovremennaya paradigma i sotsialny mekhanizm gosudarstvennogo upravleniya [Contemporary paradigm and social mechanism of public administration]. Regionalnoe razvitie: strategii i chelovechesky kapital / Pod red. A.P. Bagirova. Ekaterinburg; 2014. (In Russ.).
- Bourdieu P. Praktichesky smysl [Practical Reason]. Saint Petersburg; 2001. (In Russ.).
- Bylkov V.G. Metodicheskie i organizatsionnye problemy vnedreniya professionalnyh standartov [Methodological and organizational issues of the professional standard implementation]. Azimut Nauchnyh Issledovanii: Ekonomika i Upravlenie. 2019; 8 (2). (In Russ.).
- Vasilenko I.V., Koneva I.D. Sotsialnoe pole obrazovaniya: evristichesky potentsial teorii P. Bourdieu [Social field of education: Heuristic potential of Bourdieu’s theory]. Vestnik VGU. Seriya 7: Filosofiya. 2014; 6. (In Russ.).
- Vorobieva I.V. Prestizh professii uchitelya [Prestige of the teacher’s profession]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 2014; 4. (In Russ.).
- Danakin N.S., Deeva N.N. Mekhanizm sotsialnogo upravleniya: kontseptualny analiz [Mechanism of social management: A conceptual analysis]. Sotsialno-Gumanitarnye Znaniya. 2012; 8. (In Russ.).
- Diplomatova Z.Yu., Ivanov V.N. Karierny rost uchitelya v usloviyah vnedreniya professionalnogo standarta pedagoga [Teacher’s career growth under the implementation of professional standard]. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2019; 2. (In Russ.).
- Evseeva S.A. Analiz podkhodov k opredeleniyu sushchnosti mekhanizma upravleniya [Analysis of approaches to the definition of the management mechanism]. Problemy Sovremennoi Ekonomiki. 2014; 2. (In Russ.).
- Ilyina I.V. Razvitie sub`ektnosti uchitelei obshcheobrazovatelnyh shkol v protsesse povysheniya ih kvalifikatsii: upravlenchesky aspect [Development of schoolteachers’ subjectivity in the advanced training system: A managerial aspect]. Innovatsionnye Proekty i Programmy v Obrazovanii. 2013; 6. (In Russ.).
- Klyachko T.L., Semenova E.A., Tokareva G.S. Zarabotnaya plata uchitelei: proizoshli li izmeneniya? [Teachers’ salaries: Are there changes?]. Ekonomicheskoe Razvitie Rossii. 2021; 28 (5). (In Russ.).
- Kriskovets T.N. Razvitie vnutriorganizatsionnogo obrazovatelnogo menedzhmenta v ramkah formirovaniya natsionalnoi sistemy uchitelskogo rosta [Development of internal organizational educational management within the national system of teachers’ career]. Vestnik ChGPU. 2017; 4. (In Russ.).
- Kuznetsova A.G., Yarovaya E.B. Proektirovanie gorizontalnoi kariery pedagoga na osnove dopolnitelnyh vidov pedagogicheskoi deyatelnosti i professionalnyh dostizhenii: otechestvenny i zarubezhny opyt [Designing a teacher’s horizontal career as based on additional pedagogical activities and professional achievements: Russian and international experience]. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021; 18 (1). (In Russ.).
- Leonidova G.V. Professionalnaya samoidentifikatsiya i samochuvstvie uchitelei v usloviyah prodolzhayushchikhsya reform obrazovaniya [Teachers’ professional self-identification and well-being under the ongoing educational reforms]. Problemy Razvitiya Territorii. 2017; 6. (In Russ.).
- Margolis A.A. Professionalny standart pedagoga: razrabotka i ispolzovanie v Rossii i za rubezhom [Teacher’s Professional Standard: Development and Application in Russia and Abroad]. Moscow; 2019. (In Russ.).
- Margolis A.A., Arzhanykh E.V., Khusnutdinova M.R. Institutsionalizatsiya nastavnichestva kak resurs professionalnogo razvitiya rossiiskih pedagogov [Institutionalization of mentoring as a resource for the professional development of Russian teachers]. Voprosy Obrazovaniya. 2019; 4. (In Russ.).
- Merzlyakov A.A. Problema sub`ektnosti v sotsiologii upravleniya [Issues of subjectivity in sociology of management]. Sotsiologicheskaya Nauka i Sotsialnaya Praktika. 2018; 4. (In Russ.).
- Panasyuk V.P., Romankova I.V., Fofanov A.M. Problemy i potentsial primeneniya professionalnogo standarta pedagoga kak novoi realnosti [Problems and potential of the teacher’s professional standard as a new reality]. Chelovek i Obrazovanie. 2015; 4. (In Russ.).
- Pismo Ministerstva prosveshcheniya RF i Professionalnogo soyuza rabotnikov narodnogo obrazovaniya i nauki RF ot 20 avgusta 2019 g. No. IP-941/06/484 “O primernom polozhenii o normah professionalnoi etiki pedagogicheskih rabotnikov” [Letter of the Russian Ministry of Education and the Russian Professional Union of Workers of Public Education and Science of August 20, 2019 No. IP-941/06/484 “A draft regulation of the teachers’ professional ethical norms”]. (In Russ.).
- Potashnik M.M. Pochemu uchitelya ukhodyat iz shkoly [Why teachers leave the school]. Narodnoe Obrazovanie. 2019; 6. (In Russ.).
- Potashnik M.M. Svet vo time svetit… O depressii uchitelei [Light in the dark… On teachers’ depression]. Narodnoe Obrazovanie. 2019; 5. (In Russ.).
- Prokazina N.V., Lantsev V.L. Rol obshchestvenno-professionalnyh ob`edinenii pedagogov v usloviyah modernizatsii sistemy obrazovaniya [The role of teachers’ social-professional associations under the modernization of educational system]. Vestnik Instituta Sotsiologii. 2020; 11 (2). (In Russ.).
- Pudenko T.I., Potemkina T.V., Rudneva A.A. Vneshnyaya otsenka kachestva obshchego obrazovaniya kak faktor professionalnogo razvitiya pedagogov [External quality assessment of general education as a factor of teachers’ professional development]. Obrazovanie i Nauka. 2017; 19 (6). (In Russ.).
- Sakharchuk E.I. Standartizatsiya v obrazovanii: priznaki tselostnosti [Standardization in education: Signs of integrity]. Izvestiya VGPU. 2017; 3. (In Russ.).
- Tikhonov A.V. Sotsiologiya upravleniya. Teoreticheskie osnovy [Sociology of Management. Theoretical Foundations]. Moscow; 2009. (In Russ.).
- Khaludorova A.V., Khaludorova L.E. Professionalny standart pedagoga kak instrument formirovaniya kariernogo rosta budushchego uchitelya [Teacher’s professional standard as a means of the future teacher’s career]. Vestnik Mariiskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2021; 15 (1). (In Russ.).
- Herzberg F., Mausner B., Bloch Snyderman B. Motivatsiya k rabote [The Motivation to Work]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- Yadov V.A. Samoregulyatsiia i prognozirovanie sotsialnogo povedeniya lichnosti: Dispozitsionnaia kontseptsiia [Self-Regulation and Forecasting of Personal Social Behavior: A Dispositional Concept]. Moscow; 2013. (In Russ.).
Дополнительные файлы
