Индекс развития общества потребления: теоретическое обоснование и первичная валидизация показателя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается широкий круг вопросов, посвященных анализу общества потребления с целью разработки индекса, характеризующего национальные государства с точки зрения степени их «консюмеризации». Обосновывается предположение об этапности социальных изменений в развитии общества потребления и возможности сравнения социумов по шкале, отражающей эту этапность, а также наличие отличительных признаков, обусловленных механизмом перехода к этому типу общества. Раскрывается роль индивидуального спроса, количественное увеличение возможностей которого отражается на его качественной структуре, приводя к росту нематериального спроса, потенциал которого далеко превосходит любой возможный спрос на материальные блага. На основании обзора исследований и статистических данных подтверждается центральная роль брендинга в обществе потребления. Обосновывается представление индекса консюмеризации (IC) как натурального логарифма от произведения среднедушевого количества зарегистрированных торговых марок (T) и среднедушевых потребительских расходов (S) домохозяйств. Индекс отражает пространство возможностей потребления для среднего индивида в конкретном обществе. Согласно проведенным авторами расчетам, наименьшие значения индекса наблюдаются у бедных стран Азии и Африки, в которых общество потребления заведомо неразвито, а максимальные значения индекса приходятся на регионы, которые можно считать эталонными в отношении потребления. Проверка конвергентной и дискриминантной валидности сконструированного индекса на показателях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), экономической, политической и культурной глобализации показывает соответствие порождаемых им связей теоретическим ожиданиям. Таким образом, сконструированный индекс может считаться валидным показателем и использоваться в эмпирических межстрановых сравнениях на основе концепции общества потребления.

Об авторах

Николай Сергеевич Бабич

Институт социологии ФНИСЦ РАН; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: sociolog@mail.ru

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов

ул. Кржижановского, 24/35, Москва, 117218, Россия; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Иван Владимирович Батыков

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: ivbatykov@socexpertiza.ru

кандидат социологических наук, заведующий лабораторией социологической экспертизы

ул. Кржижановского, 24/35, Москва, 117218, Россия

Список литературы

  1. Bek U. Chto takoe globalizatsiya [What is Globalization]? Moscow; 2001. (In Russ.).
  2. Baudrillard J. Obshchestvo potrebleniya [Consumer Society]. Moscow; 2020. (In Russ.).
  3. Weber M. Agrarnaya istoriya Drevnego mira [Agricultural History of the Ancient World]. Moscow; 2001. (In Russ.).
  4. Jamison F. Postmodernizm i obshchestvo potrebleniya [Postmodernism and consumer society]. Logos. 2000; 4. (In Russ.).
  5. Ilyin V.I. Obshchestvo potrebleniya: teoreticheskaya model i rossiyskaya realnost [Consumer society: Theoretical model and Russian reality]. Mir Rossii. 2005; 2. (In Russ.).
  6. Castells M. Informatsionnaya epokha. Ekonomika, obshchestvo i kultura [Information Age. Economy, Society and Culture]. Moscow; 2000. (In Russ.).
  7. Lal D. Pokhvala imperii. Globalizatsiya i poryadok [Praise of the Empire. Globalization and Order]. Moscow; 2010. (In Russ.).
  8. Radaev V.V. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic Sociology]. Moscow; 2005. (In Russ.).
  9. Ritzer D. Makdonaldizatsiya obshchestva 5 [McDonaldization of Society 5]. Moscow; 2011. (In Russ.).
  10. Rostow U.U. Politika i stadii rosta [Politics and Stages of Growth]. Moscow; 1973. (In Russ.).
  11. Trentmann F. Evolyutsiya potrebleniya: kak spros formiruet predlozhenie s XV veka do nashih dney [The Evolution of Consumption: How Demand Shapes Supply from the 15th Century to the Present Day]. Moscow; 2019. (In Russ.).
  12. Held D., Goldblatt D., McGrew E., Perraton D. Globalnye transformatsii: Politika, ekonomika i kultura [Global Transformations: Politics, Economics and Culture]. Moscow; 2004. (In Russ.).
  13. Hawkschild A.R. Upravlyaemoe serdtse: kommertsializatsiya chuvstv [Controlled Heart: The Commercialization of Feelings]. Moscow; 2004. (In Russ.).
  14. Bauman Z. Work, Consumerism and the New Poor. New York; 2005.
  15. Belk R.W. Third world consumer culture. Research in Marketing. Marketing and Development: Toward Broader Dimensions. Ed. by E. Kumcu, A.F. First. Greenwich; 1988.
  16. Berger A.A. Brands and Cultural Analysis. Cham; 2019.
  17. Böhme G. Aesthetics of Atmospheres. London; 2017.
  18. Buchanan R.A. Technology and Social Progress. New York; 1965.
  19. Cao S., Zheng X., Zhang J. Challenge of political globalization. Time & Society. 2019; 2.
  20. Cerny P.G. Paradoxes of the competition state: The dynamics of political globalization. Government and Opposition. 1997; 32 (2).
  21. Cohen J. Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences. Hillsdale; 1988.
  22. Darnton R. An early information society: News and the media in eighteenth-century Paris. American Historical Review. 2000; 105 (1).
  23. Dreher A. Does globalization affect growth? Evidence from a new index of globalization. Applied Economics. 2006; 10.
  24. Dreher A., Gaston N., Martens P. Measuring Globalization: Gauging Its Consequences. New York; 2008.
  25. Durning A.T. How Much is Enough? The Consumer Society and the Future of the Earth. New York; 1992.
  26. Etzioni A. The post affluent society. Review of Social Economy. 2004; 3.
  27. Fine B. World of Consumption: The Material and Cultural Revisited. London; 2002.
  28. Floridi L. 4th Revolution: How the Infosphere is Reshaping Human Reality. Oxford; 2014.
  29. Franzen G., Moriarty S. Science and Art of Branding. London; 2015.
  30. Goodwin N., Nelson J.A., Ackerman F., Weisskopf T. Microeconomics in Context. Boston; 2005.
  31. Gurgul H., Lach L. Globalization and economic growth: Evidence from two decades of transition in CEE. Economic Modelling. 2014; 36.
  32. Hilton S. The social value of brands. Brands and Branding. Ed. by R. Clifton, J. Simmons. London; 2003.
  33. Holt D.B. Toward a sociology of branding. Journal of Consumer Culture. 2006; 6 (3).
  34. Jhally S. Codes of Advertising: Fetishism and the Political Economy of Meaning in the Consumer Society. London; 1990.
  35. Katona G. The Mass Consumption Dociety. New York; 1964.
  36. Kornberger M. Brand Society: How Brands Transform Management and Lifestyle. Cambridge; 2010.
  37. Krugman P. Competitiveness: a dangerous obsession. Foreign Affairs. 1994; 2.
  38. Lee C.C., Chang C.P. Globalization, economic growth and institutional development in China. Global Economic Review. 2015; 1.
  39. Liechty M. Suitably Modern: Making Middle-Class Culture in a New Consumer Society. Princeton; 2003.
  40. Lunney Jr G.S. Trademark monopolies. Emory Law Journal. 1999; 2.
  41. Mandel E. Late Capitalism. London; 1975.
  42. McCracken G.D. Culture and Consumption: New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington; 1988.
  43. McCracken G.D. Culture and Consumption II: Markets, Meaning, and Brand Management. Bloomington; 2005.
  44. McKendrick N., Brewer J., Plumb J.H. The Birth of a Consumer Society: The Commercialization of Eighteenth-Century England. Bloomington; 1982.
  45. Measuring the Information Society. Report 2017. Vol. 1. Geneva; 2017.
  46. Miles S. Consumerism as a Way of Life. London; 1998.
  47. Nurkse R. Problems of Capital Formation in Underdeveloped Countries, and Patterns of Trade and Development. New York; 1967.
  48. Research and Development expenditure (% of GPD). URL: https://data.worldbank.org/ indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS.
  49. Robins K., Webster F. Times of the Technoculture: From the Information Society to the Virtual Life. London; 1999.
  50. Rudanko L. The value of loyal customers. Federal Reserve Bank of Philadelphia Economic Insights. 2017; 2.
  51. Schiller H.I. Who Knows: Information in the Age of the Fortune 500. Norwood; 1981.
  52. Simmons B.A., Elkins Z. The globalization of liberalization: Policy diffusion in the international political economy. American Political Science Review. 2004; 1.
  53. Stearns P.N. Consumerism in World History: The Global Transformation of Desire. London; 2006.
  54. Stuard S.M. Medieval workshop: Toward a theory of consumption and economic change. Journal of Economic History. 1985; 2.
  55. Turner S.P. The concept of face validity. Quality and Quantity. 1979; 1.
  56. Warnes A. How the Shopping Cart Explains Global Consumerism. Oakland; 2019.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».