Индекс развития общества потребления: теоретическое обоснование и первичная валидизация показателя
- Авторы: Бабич Н.С.1,2, Батыков И.В.1
-
Учреждения:
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 22, № 1 (2022)
- Страницы: 84-96
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323116
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-1-84-96
- ID: 323116
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается широкий круг вопросов, посвященных анализу общества потребления с целью разработки индекса, характеризующего национальные государства с точки зрения степени их «консюмеризации». Обосновывается предположение об этапности социальных изменений в развитии общества потребления и возможности сравнения социумов по шкале, отражающей эту этапность, а также наличие отличительных признаков, обусловленных механизмом перехода к этому типу общества. Раскрывается роль индивидуального спроса, количественное увеличение возможностей которого отражается на его качественной структуре, приводя к росту нематериального спроса, потенциал которого далеко превосходит любой возможный спрос на материальные блага. На основании обзора исследований и статистических данных подтверждается центральная роль брендинга в обществе потребления. Обосновывается представление индекса консюмеризации (IC) как натурального логарифма от произведения среднедушевого количества зарегистрированных торговых марок (T) и среднедушевых потребительских расходов (S) домохозяйств. Индекс отражает пространство возможностей потребления для среднего индивида в конкретном обществе. Согласно проведенным авторами расчетам, наименьшие значения индекса наблюдаются у бедных стран Азии и Африки, в которых общество потребления заведомо неразвито, а максимальные значения индекса приходятся на регионы, которые можно считать эталонными в отношении потребления. Проверка конвергентной и дискриминантной валидности сконструированного индекса на показателях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), экономической, политической и культурной глобализации показывает соответствие порождаемых им связей теоретическим ожиданиям. Таким образом, сконструированный индекс может считаться валидным показателем и использоваться в эмпирических межстрановых сравнениях на основе концепции общества потребления.
Ключевые слова
Об авторах
Николай Сергеевич Бабич
Институт социологии ФНИСЦ РАН; Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: sociolog@mail.ru
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; доцент кафедры социологии Российского университета дружбы народов
ул. Кржижановского, 24/35, Москва, 117218, Россия; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияИван Владимирович Батыков
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Email: ivbatykov@socexpertiza.ru
кандидат социологических наук, заведующий лабораторией социологической экспертизы
ул. Кржижановского, 24/35, Москва, 117218, РоссияСписок литературы
- Bek U. Chto takoe globalizatsiya [What is Globalization]? Moscow; 2001. (In Russ.).
- Baudrillard J. Obshchestvo potrebleniya [Consumer Society]. Moscow; 2020. (In Russ.).
- Weber M. Agrarnaya istoriya Drevnego mira [Agricultural History of the Ancient World]. Moscow; 2001. (In Russ.).
- Jamison F. Postmodernizm i obshchestvo potrebleniya [Postmodernism and consumer society]. Logos. 2000; 4. (In Russ.).
- Ilyin V.I. Obshchestvo potrebleniya: teoreticheskaya model i rossiyskaya realnost [Consumer society: Theoretical model and Russian reality]. Mir Rossii. 2005; 2. (In Russ.).
- Castells M. Informatsionnaya epokha. Ekonomika, obshchestvo i kultura [Information Age. Economy, Society and Culture]. Moscow; 2000. (In Russ.).
- Lal D. Pokhvala imperii. Globalizatsiya i poryadok [Praise of the Empire. Globalization and Order]. Moscow; 2010. (In Russ.).
- Radaev V.V. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic Sociology]. Moscow; 2005. (In Russ.).
- Ritzer D. Makdonaldizatsiya obshchestva 5 [McDonaldization of Society 5]. Moscow; 2011. (In Russ.).
- Rostow U.U. Politika i stadii rosta [Politics and Stages of Growth]. Moscow; 1973. (In Russ.).
- Trentmann F. Evolyutsiya potrebleniya: kak spros formiruet predlozhenie s XV veka do nashih dney [The Evolution of Consumption: How Demand Shapes Supply from the 15th Century to the Present Day]. Moscow; 2019. (In Russ.).
- Held D., Goldblatt D., McGrew E., Perraton D. Globalnye transformatsii: Politika, ekonomika i kultura [Global Transformations: Politics, Economics and Culture]. Moscow; 2004. (In Russ.).
- Hawkschild A.R. Upravlyaemoe serdtse: kommertsializatsiya chuvstv [Controlled Heart: The Commercialization of Feelings]. Moscow; 2004. (In Russ.).
- Bauman Z. Work, Consumerism and the New Poor. New York; 2005.
- Belk R.W. Third world consumer culture. Research in Marketing. Marketing and Development: Toward Broader Dimensions. Ed. by E. Kumcu, A.F. First. Greenwich; 1988.
- Berger A.A. Brands and Cultural Analysis. Cham; 2019.
- Böhme G. Aesthetics of Atmospheres. London; 2017.
- Buchanan R.A. Technology and Social Progress. New York; 1965.
- Cao S., Zheng X., Zhang J. Challenge of political globalization. Time & Society. 2019; 2.
- Cerny P.G. Paradoxes of the competition state: The dynamics of political globalization. Government and Opposition. 1997; 32 (2).
- Cohen J. Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences. Hillsdale; 1988.
- Darnton R. An early information society: News and the media in eighteenth-century Paris. American Historical Review. 2000; 105 (1).
- Dreher A. Does globalization affect growth? Evidence from a new index of globalization. Applied Economics. 2006; 10.
- Dreher A., Gaston N., Martens P. Measuring Globalization: Gauging Its Consequences. New York; 2008.
- Durning A.T. How Much is Enough? The Consumer Society and the Future of the Earth. New York; 1992.
- Etzioni A. The post affluent society. Review of Social Economy. 2004; 3.
- Fine B. World of Consumption: The Material and Cultural Revisited. London; 2002.
- Floridi L. 4th Revolution: How the Infosphere is Reshaping Human Reality. Oxford; 2014.
- Franzen G., Moriarty S. Science and Art of Branding. London; 2015.
- Goodwin N., Nelson J.A., Ackerman F., Weisskopf T. Microeconomics in Context. Boston; 2005.
- Gurgul H., Lach L. Globalization and economic growth: Evidence from two decades of transition in CEE. Economic Modelling. 2014; 36.
- Hilton S. The social value of brands. Brands and Branding. Ed. by R. Clifton, J. Simmons. London; 2003.
- Holt D.B. Toward a sociology of branding. Journal of Consumer Culture. 2006; 6 (3).
- Jhally S. Codes of Advertising: Fetishism and the Political Economy of Meaning in the Consumer Society. London; 1990.
- Katona G. The Mass Consumption Dociety. New York; 1964.
- Kornberger M. Brand Society: How Brands Transform Management and Lifestyle. Cambridge; 2010.
- Krugman P. Competitiveness: a dangerous obsession. Foreign Affairs. 1994; 2.
- Lee C.C., Chang C.P. Globalization, economic growth and institutional development in China. Global Economic Review. 2015; 1.
- Liechty M. Suitably Modern: Making Middle-Class Culture in a New Consumer Society. Princeton; 2003.
- Lunney Jr G.S. Trademark monopolies. Emory Law Journal. 1999; 2.
- Mandel E. Late Capitalism. London; 1975.
- McCracken G.D. Culture and Consumption: New Approaches to the Symbolic Character of Consumer Goods and Activities. Bloomington; 1988.
- McCracken G.D. Culture and Consumption II: Markets, Meaning, and Brand Management. Bloomington; 2005.
- McKendrick N., Brewer J., Plumb J.H. The Birth of a Consumer Society: The Commercialization of Eighteenth-Century England. Bloomington; 1982.
- Measuring the Information Society. Report 2017. Vol. 1. Geneva; 2017.
- Miles S. Consumerism as a Way of Life. London; 1998.
- Nurkse R. Problems of Capital Formation in Underdeveloped Countries, and Patterns of Trade and Development. New York; 1967.
- Research and Development expenditure (% of GPD). URL: https://data.worldbank.org/ indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS.
- Robins K., Webster F. Times of the Technoculture: From the Information Society to the Virtual Life. London; 1999.
- Rudanko L. The value of loyal customers. Federal Reserve Bank of Philadelphia Economic Insights. 2017; 2.
- Schiller H.I. Who Knows: Information in the Age of the Fortune 500. Norwood; 1981.
- Simmons B.A., Elkins Z. The globalization of liberalization: Policy diffusion in the international political economy. American Political Science Review. 2004; 1.
- Stearns P.N. Consumerism in World History: The Global Transformation of Desire. London; 2006.
- Stuard S.M. Medieval workshop: Toward a theory of consumption and economic change. Journal of Economic History. 1985; 2.
- Turner S.P. The concept of face validity. Quality and Quantity. 1979; 1.
- Warnes A. How the Shopping Cart Explains Global Consumerism. Oakland; 2019.
Дополнительные файлы
