Непрерывное образование в России: экспертная оценка участия взрослого населения
- Авторы: Семенов М.Ю.1, Акулич М.М.1
-
Учреждения:
- Тюменский государственный университет
- Выпуск: Том 25, № 1 (2025)
- Страницы: 33-45
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323148
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2025-25-1-33-45
- EDN: https://elibrary.ru/GFLTIB
- ID: 323148
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современных условиях быстрого технологического прогресса и изменения рынка труда непрерывное образование становится важнейшим фактором воспроизводства человеческого капитала. В России проблема участия взрослого населения в программах непрерывного образования обретает все большую значимость, что связано с необходимостью адаптации профессиональных компетенций к изменяющимся экономическим и технологическим реалиям, а также с важностью повышения квалификации для поддержания конкурентоспособности на рынке труда. Статья посвящена участию взрослого населения России в непрерывном образовании, выявлению ключевых барьеров, препятствующих данному участию, и сравнению российской ситуации с лидирующими странами по уровню вовлеченности взрослых в программы обучения. Исследование основано на экспертном опросе: было проведено 25 полуформализованных интервью, что позволило выявить мнения специалистов из разных сфер, связанных с непрерывным образованием взрослых. Дополнительно были использованы результаты авторского массового анкетирования, а также данные опросов ВЦИОМ, что обеспечило количественное подтверждение качественных выводов. Применялся тематический анализ интервью и статистическая обработка данных анкетирования. Анализ показал, что основные причины, препятствующие активному участию взрослых в программах непрерывного образования, - культурно-ценностные установки, финансовые ограничения и недостатки институциональной среды. Несмотря на рост интереса к дополнительному обучению, Россия продолжает отставать от стран-лидеров по уровню включенности взрослого населения в непрерывное образование. Для повышения уровня участия взрослых в непрерывном образовании необходимо развивать образовательную культуру, снижать финансовые барьеры и совершенствовать институциональные условия. Эти меры будут способствовать повышению конкурентоспособности рабочей силы и развитию человеческого капитала страны.
Ключевые слова
Об авторах
Максим Юрьевич Семенов
Тюменский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: m.y.semenov@utmn.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии ул. Володарского, 6, Тюмень, 625003, Россия
Мария Михайловна Акулич
Тюменский государственный университет
Email: m.m.akulich@utmn.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры общей и экономической социологии ул. Володарского, 6, Тюмень, 625003, Россия
Список литературы
- Efimova G.Z., Semenov M.Y. Ekspertnaya otsenka mesta universiteta v ekosisteme obrazovaniya vzroslyh [Expert assessment of the university’s place in the ecosystem of adult education]. Higher Education in Russia. 2024; 33 (4). (In Russ.).
- Indikatory obrazovaniya 2022: stat. sb. [Education Indicators 2022: Statistical Digest]. Moscow; 2022. (In Russ.).
- Indikatory obrazovaniya 2024: stat. sb. [Education Indicators 2024: Statistical Digest]. Moscow; 2024. (In Russ.).
- Kazakova A.Yu. Vyezd na uchebu kak prodlennaya utechka mozgov: “stremlenie k” ili “begstvo ot”? [Departure for study as an extended brain drain: “Striving for” or “escape from”?]. Alma Mater. 2023; 12. (In Russ.).
- Kalinko M.G. Obuchenie vzroslogo naseleniya v ramkah federalnogo proekta “Sodeystvie zanyatosti” (na primere ATsT Sankt-Peterburga) [Adult education within the framework of the federal project “Employment Assistance” (on the example of the Saint Petersburg ADT)]. Nepreryvnoe Obrazovanie v Sankt-Peterburge. 2022; 1. (In Russ.).
- Kapelyushnikov R.I. Rossiysky rynok truda: statistichesky portret na fone krizisov [Russian Labor Market: Statistical Portrait under Crises]. WP3/2023/02. Moscow; 2023. (In Russ.).
- Kicherova M.N., Trifonova I.S. Printsipy ekosistemnogo podkhoda: vozmozhnosti dlya modelirovaniya obrazovatelnoy ekosistemy [Principles of the ecosystem approach: Possibilities for modeling the educational ecosystem]. Science for Education Today. 2023; 13 (3). (In Russ.).
- Korshunov I., Gaponova O. Nepreryvnoe obrazovanie vzroslyh v kontekste ekonomicheskogo razvitiya i kachestva gosudarstvennogo upravleniya [Continuous education of adults in the context of economic development and the quality of public administration]. Voprosy Obrazovaniya. 2017; 4. (In Russ.).
- Nepreryvnoe obrazovanie vzroslogo naseleniya v Rossii: vovlechennost, istochniki finansirovaniya i osnovnye effekty ot uchastiya. Informatsionny byulleten [Continuing Education of Adults in Russia: Involvement, Sources of Funding and Main Effects of Participation. Information Bulletin]. Moscow; 2018. (In Russ.).
- Nepreryvnoe obrazovanie rabotnikov v Rossiyskoy Federatsii i regionah [Continuing Education of Employees in the Russian Federation and Its Regions]. Moscow; 2020. (In Russ.).
- Obrazovanie kak resurs sokhraneniya i razvitiya lyudey “tretyego vozrasta” [Education as a Resource Preserving and Developing People of the “Third Age”]. Ekaterinburg; 2021. (In Russ.).
- Prokazina N.V. EdTech v sotsiologicheskom obrazovanii: vyzovy i vozmozhnosti, riski i resheniya [EdTech in sociological education: Challenges and opportunities, risks and solutions]. RUDN Journal of Sociology. 2024; 24 (1). (In Russ.).
- Semenov M.Yu., Kicherova M.N., Trifonova I.S. Mezhdunarodny opyt obrazovaniya vzroslyh: transformatsiya institutsionalnyh form [International practices of adult education: Transformation of institutional forms]. Integratsiya Obrazovaniya. 2024; 28 (2). (In Russ.).
- Walter S., Lee J.-D. Perspektivy ustarevaniya kompetentsiy i amortizatsii chelove-cheskogo kapitala v kontekste izmeneniya proizvodstvennyh zadach [How susceptible are skills to obsolescence? A task-based perspective of human capital depreciation]. Foresight. 2022; 16 (2). (In Russ).
- Adult Learning Market in China: Independent Industry Report. URL: https://ir.quantasing.com/static-files/fabd23f6-d3f2-40b3-9504-713a5611cc0c.
- Adult Participation in Learning in the Past Four Weeks by Sex. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/sdg_04_60/default/line?lang=en&category=sdg.sdg_04.
- Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. University of Chicago Press; 2009.
- Bryman A. Social Research Methods. Oxford University Press; 2016.
- Schultz T.W. Capital formation by education. Journal of Political Economy. 1960; 68 (6).
Дополнительные файлы
