Непрерывное образование в России: экспертная оценка участия взрослого населения


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях быстрого технологического прогресса и изменения рынка труда непрерывное образование становится важнейшим фактором воспроизводства человеческого капитала. В России проблема участия взрослого населения в программах непрерывного образования обретает все большую значимость, что связано с необходимостью адаптации профессиональных компетенций к изменяющимся экономическим и технологическим реалиям, а также с важностью повышения квалификации для поддержания конкурентоспособности на рынке труда. Статья посвящена участию взрослого населения России в непрерывном образовании, выявлению ключевых барьеров, препятствующих данному участию, и сравнению российской ситуации с лидирующими странами по уровню вовлеченности взрослых в программы обучения. Исследование основано на экспертном опросе: было проведено 25 полуформализованных интервью, что позволило выявить мнения специалистов из разных сфер, связанных с непрерывным образованием взрослых. Дополнительно были использованы результаты авторского массового анкетирования, а также данные опросов ВЦИОМ, что обеспечило количественное подтверждение качественных выводов. Применялся тематический анализ интервью и статистическая обработка данных анкетирования. Анализ показал, что основные причины, препятствующие активному участию взрослых в программах непрерывного образования, - культурно-­ценностные установки, финансовые ограничения и недостатки институциональной среды. Несмотря на рост интереса к дополнительному обучению, Россия продолжает отставать от стран-­лидеров по уровню включенности взрослого населения в непрерывное образование. Для повышения уровня участия взрослых в непрерывном образовании необходимо развивать образовательную культуру, снижать финансовые барьеры и совершенствовать институциональные условия. Эти меры будут способствовать повышению конкурентоспособности рабочей силы и развитию человеческого капитала страны.

Об авторах

Максим Юрьевич Семенов

Тюменский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.y.semenov@utmn.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии ул. Володарского, 6, Тюмень, 625003, Россия

Мария Михайловна Акулич

Тюменский государственный университет

Email: m.m.akulich@utmn.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры общей и экономической социологии ул. Володарского, 6, Тюмень, 625003, Россия

Список литературы

  1. Efimova G.Z., Semenov M.Y. Ekspertnaya otsenka mesta universiteta v ekosisteme obrazovaniya vzroslyh [Expert assessment of the university’s place in the ecosystem of adult education]. Higher Education in Russia. 2024; 33 (4). (In Russ.).
  2. Indikatory obrazovaniya 2022: stat. sb. [Education Indicators 2022: Statistical Digest]. Moscow; 2022. (In Russ.).
  3. Indikatory obrazovaniya 2024: stat. sb. [Education Indicators 2024: Statistical Digest]. Moscow; 2024. (In Russ.).
  4. Kazakova A.Yu. Vyezd na uchebu kak prodlennaya utechka mozgov: “stremlenie k” ili “begstvo ot”? [Departure for study as an extended brain drain: “Striving for” or “escape from”?]. Alma Mater. 2023; 12. (In Russ.).
  5. Kalinko M.G. Obuchenie vzroslogo naseleniya v ramkah federalnogo proekta “Sodeystvie zanyatosti” (na primere ATsT Sankt-­Peterburga) [Adult education within the framework of the federal project “Employment Assistance” (on the example of the Saint Petersburg ADT)]. Nepreryvnoe Obrazovanie v Sankt-­Peterburge. 2022; 1. (In Russ.).
  6. Kapelyushnikov R.I. Rossiysky rynok truda: statistichesky portret na fone krizisov [Russian Labor Market: Statistical Portrait under Crises]. WP3/2023/02. Moscow; 2023. (In Russ.).
  7. Kicherova M.N., Trifonova I.S. Printsipy ekosistemnogo podkhoda: vozmozhnosti dlya modelirovaniya obrazovatelnoy ekosistemy [Principles of the ecosystem approach: Possibilities for modeling the educational ecosystem]. Science for Education Today. 2023; 13 (3). (In Russ.).
  8. Korshunov I., Gaponova O. Nepreryvnoe obrazovanie vzroslyh v kontekste ekonomicheskogo razvitiya i kachestva gosudarstvennogo upravleniya [Continuous education of adults in the context of economic development and the quality of public administration]. Voprosy Obrazovaniya. 2017; 4. (In Russ.).
  9. Nepreryvnoe obrazovanie vzroslogo naseleniya v Rossii: vovlechennost, istochniki finansirovaniya i osnovnye effekty ot uchastiya. Informatsionny byulleten [Continuing Education of Adults in Russia: Involvement, Sources of Funding and Main Effects of Participation. Information Bulletin]. Moscow; 2018. (In Russ.).
  10. Nepreryvnoe obrazovanie rabotnikov v Rossiyskoy Federatsii i regionah [Continuing Education of Employees in the Russian Federation and Its Regions]. Moscow; 2020. (In Russ.).
  11. Obrazovanie kak resurs sokhraneniya i razvitiya lyudey “tretyego vozrasta” [Education as a Resource Preserving and Developing People of the “Third Age”]. Ekaterinburg; 2021. (In Russ.).
  12. Prokazina N.V. EdTech v sotsiologicheskom obrazovanii: vyzovy i vozmozhnosti, riski i resheniya [EdTech in sociological education: Challenges and opportunities, risks and solutions]. RUDN Journal of Sociology. 2024; 24 (1). (In Russ.).
  13. Semenov M.Yu., Kicherova M.N., Trifonova I.S. Mezhdunarodny opyt obrazovaniya vzroslyh: transformatsiya institutsionalnyh form [International practices of adult education: Transformation of institutional forms]. Integratsiya Obrazovaniya. 2024; 28 (2). (In Russ.).
  14. Walter S., Lee J.-D. Perspektivy ustarevaniya kompetentsiy i amortizatsii chelove-­cheskogo kapitala v kontekste izmeneniya proizvodstvennyh zadach [How susceptible are skills to obsolescence? A task-­based perspective of human capital depreciation]. Foresight. 2022; 16 (2). (In Russ).
  15. Adult Learning Market in China: Independent Industry Report. URL: https://ir.quantasing.com/static-­files/fabd23f6-d3f2-40b3-9504-713a5611cc0c.
  16. Adult Participation in Learning in the Past Four Weeks by Sex. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/sdg_04_60/default/line?lang=en&category=sdg.sdg_04.
  17. Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. University of Chicago Press; 2009.
  18. Bryman A. Social Research Methods. Oxford University Press; 2016.
  19. Schultz T.W. Capital formation by education. Journal of Political Economy. 1960; 68 (6).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».