Ценностные основания профессиональной деятельности белорусской студенческой молодежи
- Авторы: Гаврилик О.Н.1
-
Учреждения:
- Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
- Выпуск: Том 25, № 1 (2025)
- Страницы: 107-122
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323153
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2025-25-1-107-122
- EDN: https://elibrary.ru/ECOIMQ
- ID: 323153
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Студенческая молодежь - социальная группа с высоким интеллектуальным и инновационным потенциалом, востребованным в национальной экономике. Важнейшим фактором трудовой деятельности человека являются его ценностные ориентации, касающиеся жизненных приоритетов, образовательных и профессиональных стратегий, отношения к работе и иным способам получения дохода. В социологии широко используются различные методики измерения связи культурных переменных и хозяйственного поведения. В статье представлены данные, отражающие ценностные ориентации белорусских студентов, их представления о профессиональном будущем, важных характеристиках работы, жизненных целях и средствах их достижения, т.е. факторы, определяющие стратегии трудового поведения молодежи. Возможность использования этих данных в учебной, научной и воспитательной деятельности учреждений высшего образования при формировании профессиональной и экономической культуры студентов определяет практическую значимость исследования. Его эмпирической базой выступил социологический опрос студентов гродненских университетов, проведенный в 2024 году в рамках проекта БРФФИ-РНФ «Молодежь России и Беларуси о себе: экономические и социокультурные вызовы настоящего и конструирование горизонтов будущего для сотрудничества» (N=1000). Полученные данные отражают иерархию жизненных ценностей студенчества, уровень субъективного благополучия, профессиональные планы, представления о средствах достижения успеха и важнейших характеристиках работы. Выявлены и противоречия в мировоззрении молодежи: с одной стороны, студенты ориентируются на собственные компетенции и усилия в деле трудоустройства, реализации способностей и служебного продвижения, что будет способствовать их профессиональной активности; с другой стороны, стремление достичь быстрого успеха, завышенные ожидания, неустойчивая мотивация к труду и подверженность влиянию внешних факторов негативно сказываются на работе молодежи. В статье сделаны выводы о проблемах и рисках, с которыми сталкиваются молодые люди в своей профессиональной деятельности, а также о роли государства в содействии максимальной занятости молодежи.
Ключевые слова
Об авторах
Оксана Николаевна Гаврилик
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Автор, ответственный за переписку.
Email: gavrilik_on@grsu.by
кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии ул. Ожешко, 22, Гродно, 230023, Республика Беларусь
Список литературы
- Barash R.E., Tyurina I.О. Studencheskaya molodezh: psikhoemotsionalny i sotsialny avtoportret (po rezultatam fokus-grup) [Student youth: Psycho-emotional and social self-portrait (based on the results of focus groups)]. RUDN Journal of Sociology. 2024; 24 (2). (In Russ.).
- Bulanova M.B., Artamonova E.A. NEET-molodezh: evropeisky kontekst i rossiiskie realii [The NEET youth: European contexts and Russian realities]. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (1). (In Russ.).
- Gorshkov M.K. Neekonomicheskie faktory ekonomicheskogo rosta: neispolzovannye rezervy [Non-economic factors of economic growth: Unused reserves]. Gumanitarnye Nauki. 2013; 2. (In Russ.).
- Velikaya N.M. Prekarizatsiya truda molodezhi kak faktor formirovaniya gruppy “samozanyatye” [Precarization of the youth labor as a factor in the formation of the “self-employed” group]. Nauka. Kultura. Obshchestvo. 2022; 28 (2). (In Russ.).
- Danilov A.N., Rotman D.G. Molodezh sovremennoi Belarusi: bazovye tsennosti, zhiznennye plany i povedencheskie strategii [The youth of contemporary Belarus: Basic values, life plans and behavioral strategies]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
- Danilova E.A. Tsennostnye orientatsii sovremennogo belorusskogo studenchestva: BGU vs BGEU [Value orientations of the contemporary Belarusian students: BSU vs BSEU]. Vestnik BGEU. 2012; 1. (In Russ.).
- Demograficheskoe, sotsialnoe i ekologicheskoe razvitie v Belarusi i mire [Demographic, Social and Environmental Development in Belarus and the World]. Ed. by А.G. Bobrova. Minsk; 2024. (In Russ.).
- Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Zhiznennye strategii molodezhi: realizatsiya ozhidaniy i sotsialnye nastroeniya [Life strategies of the youth: Fulfillment of expectations and social sentiments]. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsialnye Peremeny. 2020; 3. (In Russ.).
- Inglehart R., Welzel C. Modernizatsiya, kulturnye izmeneniya i demokratiya: Posledovatelnost’ chelovecheskogo razvitiya [Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence]. Мoscow; 2011. (In Russ.).
- Informatsiya o sisteme vysshego obrazovaniya Respubliki Belarus [Information on the Higher Education System of the Republic of Belarus]. URL: https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/vysshee-obrazovanie/informatsiya-o-sisteme-vysshego-obrazovaniya. (In Russ.).
- Konstantinovsky D.L., Popova E.S. Novy kharakter obrazovatelnyh i professionalnyh traektory molodezhi [New character of educational and professional trajectories of the youth]. Rossiya Reformiruyushchayasya. Vol. 20. Мoscow; 2022. (In Russ.).
- Kontseptsiya natsionalnoi bezopasnosti Respubliki Belarus [Concept of National Security of the Republic of Belarus]. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P924v0005. (In Russ.)
- Harrison L., Huntington S. (Eds.). Kultura imeet znachenie. Kakim obrazom tsennosti sposobstvuyut progressu [Culture Matters. How Values Shape Human Progress]. Мoscow; 2002. (In Russ.).
- Molodezh o budushchem Rossii i o sebe: vyzovy nastoyashchego i konstruirovanie gorizontov budushchego [The Youth about the Future of Russia and Themselves: Challenges of the Present and Horizons of the Future]. Ed. by Yu.R. Vishnevsky. Ekaterinburg; 2021. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Zhiznennye plany rossiyskih studentov: ozhidaniya i opaseniya v professionalnoy sfere [Russian students’ life plans: Expectations and concerns in the professional field]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 2. (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskih stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz tsennostnyh orientatsiy (Chast 1) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of value orientations (Part 1)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (1). (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskih stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz strakhov, nadezhd i opaseniy (Chast 2) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of fears and hopes (Part 2)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (2). (In Russ.).
- Narbut N.P., Trotsuk I.V. Schastie i ego determinanty v predstavlenii rossiyan: rezultaty oprosa [Russians’ interpretation of happiness and its determinants: Results of the survey]. Zhurnal BGU. Sotsiologiya. 2021; 4. (In Russ.).
- Obrazhei O., Podvalskaya V. Finansovaya gramotnost naseleniya Belarusi (v razreze regionov i sotsialnyh grupp) [Financial literacy of the population of Belarus (In the context of regions and social groups)]. Bankaysky Vesnіk. 2023; 1. (In Russ.).
- Otsenka i analiz finansovoi gramotnosti naseleniya Respubliki Belarus [Assessment and analysis of the financial literacy of the population of the Republic of Belarus]. URL: https://www.nbrb.by/today/FinLiteracy/Research/issledovanie_obschie_2024.pdf. (In Russ.).
- Pevnaya M.V., Tarasova A.N., Telepaeva D.F., Cernicova-Bucă M. Volonterskaya deyatelnost uchashcheisya molodezhi: sotsialnaya znachimost i osnovaniya motivirovannogo otkaza [Volunteer activities of students: Social significance and grounds for motivated refusal]. Obrazovanie i Nauka. 2022; 24 (10). (In Russ.).
- Pevnaya M.V., Tarasova A.N., Yakubova E.R. Grazhdanskoe uchastie molodezhi malyh territoriy krupnogo industrialnogo regiona Rossii [Civic participation of the youth in small territories of a large industrial region of Russia]. RUDN Journal of Political Science. 2023; 25 (3). (In Russ.).
- Programma sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus na 2021–2025 gody [Program of the Social-Economic Development of the Republic of Belarus for 2021–2025]. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292. (In Russ.).
- Radaev V.V. Millenialy na fone predshestvuyushchih pokoleniy: empirichesky analiz [Millennials vs previous generations: An empirical analysis]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2018; 3. (In Russ.).
- Respublikansky pedagogichesky sovet — samy masshtabny i znachimy forum dlya vsei sistemy obrazovaniya [Republican Pedagogical Council is the most large-scale and significant forum for the entire education system]. URL: https://edu.gov.by/news/respublikanskiy-pedagogicheskiy-sovet--samyy-masshtabnyy-i-znachimyy-forum-dlya-vsey-sistemy-obrazov. (In Russ.)
- Savenkova A.S. Predstavleniya o rynke truda molodezhi Rossii, Kitaya i Germanii: sopostavitelny analiz [The youth’s perceptions of the labor market in Russia, China and Germany: A comparative analysis]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
- Statistichesky ezhegodnik 2024 [Statistics Yearbook 2024]. Мinsk; 2024. (In Russ.).
- Standing G. Prekariat: novy opasny klass [The precariat: The new dangerous class]. Мoscow; 2014. (In Russ.)
- Titarenko L.G. Kultura ispolzovaniya tsifrovyh innovatsionnyh tekhnologiy studentami: problemy i riski [The student culture of using digital innovative technologies: Problems and risks]. Zhurnal BGU. Sotsiologiya. 2024; 2. (In Russ.).
- Tsennostnye orientatsii belorusskogo studenchestva: sravnitelny sotsiologichesky analiz (1998–2009) [Value Orientations of Belarusian Students: A Comparative Sociological Analysis (1998–2009)]. Ed. by P.I. Brigadin, I.V. Levitskaya. Мinsk; 2010. (In Russ.).
- Tsennostny mir sovremennogo cheloveka: proekt “Issledovanie evropeiskih tsennostei”, volna–2018 [Contemporary Man’s Value World: European Values Study, Wave–2018]. Ed. by D.M. Bulynko, D.G. Rotman. Мinsk; 2019. (In Russ.).
- Tsennostny portret sovremennogo belorusskogo obshchestva: analitichesky proekt [Value Profile of the Contemporary Belorussian Society: Analytical report]. Ed. by S.М. Аleynikova. Мinsk; 2021. (In Russ.).
- Granovetter M.S. The strength of weak ties. American Journal of Sociology. 1973; 78 (6).
- Jayatissa K.A.D.U. Generation Z — A new lifeline: A systematic literature review. Sri Lanka Journal of Social Sciences and Humanities. 2023; 3 (2).
- Racolta-Paina N.D., Irini R.D. Generation Z in the workplace through the lenses of human resource professionals — a qualitative study. Quality Access to Success. 2021; 22 (183).
Дополнительные файлы
