Ценностные основания профессиональной деятельности белорусской студенческой молодежи


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Студенческая молодежь - социальная группа с высоким интеллектуальным и инновационным потенциалом, востребованным в национальной экономике. Важнейшим фактором трудовой деятельности человека являются его ценностные ориентации, касающиеся жизненных приоритетов, образовательных и профессиональных стратегий, отношения к работе и иным способам получения дохода. В социологии широко используются различные методики измерения связи культурных переменных и хозяйственного поведения. В статье представлены данные, отражающие ценностные ориентации белорусских студентов, их представления о профессиональном будущем, важных характеристиках работы, жизненных целях и средствах их достижения, т.е. факторы, определяющие стратегии трудового поведения молодежи. Возможность использования этих данных в учебной, научной и воспитательной деятельности учреждений высшего образования при формировании профессиональной и экономической культуры студентов определяет практическую значимость исследования. Его эмпирической базой выступил социологический опрос студентов гродненских университетов, проведенный в 2024 году в рамках проекта БРФФИ-РНФ «Молодежь России и Беларуси о себе: экономические и социокультурные вызовы настоящего и конструирование горизонтов будущего для сотрудничества» (N=1000). Полученные данные отражают иерархию жизненных ценностей студенчества, уровень субъективного благополучия, профессиональные планы, представления о средствах достижения успеха и важнейших характеристиках работы. Выявлены и противоречия в мировоззрении молодежи: с одной стороны, студенты ориентируются на собственные компетенции и усилия в деле трудоустройства, реализации способностей и служебного продвижения, что будет способствовать их профессиональной активности; с другой стороны, стремление достичь быстрого успеха, завышенные ожидания, неустойчивая мотивация к труду и подверженность влиянию внешних факторов негативно сказываются на работе молодежи. В статье сделаны выводы о проблемах и рисках, с которыми сталкиваются молодые люди в своей профессиональной деятельности, а также о роли государства в содействии максимальной занятости молодежи.

Об авторах

Оксана Николаевна Гаврилик

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Автор, ответственный за переписку.
Email: gavrilik_on@grsu.by
кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии ул. Ожешко, 22, Гродно, 230023, Республика Беларусь

Список литературы

  1. Barash R.E., Tyurina I.О. Studencheskaya molodezh: psikhoemotsionalny i sotsialny avtoportret (po rezultatam fokus-­grup) [Student youth: Psycho-­emotional and social self-­portrait (based on the results of focus groups)]. RUDN Journal of Sociology. 2024; 24 (2). (In Russ.).
  2. Bulanova M.B., Artamonova E.A. NEET-molodezh: evropeisky kontekst i rossiiskie realii [The NEET youth: European contexts and Russian realities]. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (1). (In Russ.).
  3. Gorshkov M.K. Neekonomicheskie faktory ekonomicheskogo rosta: neispolzovannye rezervy [Non-­economic factors of economic growth: Unused reserves]. Gumanitarnye Nauki. 2013; 2. (In Russ.).
  4. Velikaya N.M. Prekarizatsiya truda molodezhi kak faktor formirovaniya gruppy “samozanyatye” [Precarization of the youth labor as a factor in the formation of the “self-­employed” group]. Nauka. Kultura. Obshchestvo. 2022; 28 (2). (In Russ.).
  5. Danilov A.N., Rotman D.G. Molodezh sovremennoi Belarusi: bazovye tsennosti, zhiznennye plany i povedencheskie strategii [The youth of contemporary Belarus: Basic values, life plans and behavioral strategies]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
  6. Danilova E.A. Tsennostnye orientatsii sovremennogo belorusskogo studenchestva: BGU vs BGEU [Value orientations of the contemporary Belarusian students: BSU vs BSEU]. Vestnik BGEU. 2012; 1. (In Russ.).
  7. Demograficheskoe, sotsialnoe i ekologicheskoe razvitie v Belarusi i mire [Demographic, Social and Environmental Development in Belarus and the World]. Ed. by А.G. Bobrova. Minsk; 2024. (In Russ.).
  8. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Zhiznennye strategii molodezhi: realizatsiya ozhidaniy i sotsialnye nastroeniya [Life strategies of the youth: Fulfillment of expectations and social sentiments]. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomicheskie i Sotsialnye Peremeny. 2020; 3. (In Russ.).
  9. Inglehart R., Welzel C. Modernizatsiya, kulturnye izmeneniya i demokratiya: Posledovatelnost’ chelovecheskogo razvitiya [Modernization, Cultural Change and Democracy: The Human Development Sequence]. Мoscow; 2011. (In Russ.).
  10. Informatsiya o sisteme vysshego obrazovaniya Respubliki Belarus [Information on the Higher Education System of the Republic of Belarus]. URL: https://edu.gov.by/urovni-­obrazovaniya/vysshee-­obrazovanie/informatsiya-o-­sisteme-vysshego-­obrazovaniya. (In Russ.).
  11. Konstantinovsky D.L., Popova E.S. Novy kharakter obrazovatelnyh i professionalnyh traektory molodezhi [New character of educational and professional trajectories of the youth]. Rossiya Reformiruyushchayasya. Vol. 20. Мoscow; 2022. (In Russ.).
  12. Kontseptsiya natsionalnoi bezopasnosti Respubliki Belarus [Concept of National Security of the Republic of Belarus]. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P924v0005. (In Russ.)
  13. Harrison L., Huntington S. (Eds.). Kultura imeet znachenie. Kakim obrazom tsennosti sposobstvuyut progressu [Culture Matters. How Values Shape Human Progress]. Мoscow; 2002. (In Russ.).
  14. Molodezh o budushchem Rossii i o sebe: vyzovy nastoyashchego i konstruirovanie gorizontov budushchego [The Youth about the Future of Russia and Themselves: Challenges of the Present and Horizons of the Future]. Ed. by Yu.R. Vishnevsky. Ekaterinburg; 2021. (In Russ.).
  15. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Zhiznennye plany rossiyskih studentov: ozhidaniya i opaseniya v professionalnoy sfere [Russian students’ life plans: Expectations and concerns in the professional field]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 2. (In Russ.).
  16. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskih stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz tsennostnyh orientatsiy (Chast 1) [The social well-­being of the post-­socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of value orientations (Part 1)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (1). (In Russ.).
  17. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskih stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz strakhov, nadezhd i opaseniy (Chast 2) [The social well-­being of the post-­socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of fears and hopes (Part 2)]. RUDN Journal of Sociology. 2018; 18 (2). (In Russ.).
  18. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Schastie i ego determinanty v predstavlenii rossiyan: rezultaty oprosa [Russians’ interpretation of happiness and its determinants: Results of the survey]. Zhurnal BGU. Sotsiologiya. 2021; 4. (In Russ.).
  19. Obrazhei O., Podvalskaya V. Finansovaya gramotnost naseleniya Belarusi (v razreze regionov i sotsialnyh grupp) [Financial literacy of the population of Belarus (In the context of regions and social groups)]. Bankaysky Vesnіk. 2023; 1. (In Russ.).
  20. Otsenka i analiz finansovoi gramotnosti naseleniya Respubliki Belarus [Assessment and analysis of the financial literacy of the population of the Republic of Belarus]. URL: https://www.nbrb.by/today/FinLiteracy/Research/issledovanie_obschie_2024.pdf. (In Russ.).
  21. Pevnaya M.V., Tarasova A.N., Telepaeva D.F., Cernicova-­Bucă M. Volonterskaya deyatelnost uchashcheisya molodezhi: sotsialnaya znachimost i osnovaniya motivirovannogo otkaza [Volunteer activities of students: Social significance and grounds for motivated refusal]. Obrazovanie i Nauka. 2022; 24 (10). (In Russ.).
  22. Pevnaya M.V., Tarasova A.N., Yakubova E.R. Grazhdanskoe uchastie molodezhi malyh territoriy krupnogo industrialnogo regiona Rossii [Civic participation of the youth in small territories of a large industrial region of Russia]. RUDN Journal of Political Science. 2023; 25 (3). (In Russ.).
  23. Programma sotsialno-­ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Belarus na 2021–2025 gody [Program of the Social-­Economic Development of the Republic of Belarus for 2021–2025]. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292. (In Russ.).
  24. Radaev V.V. Millenialy na fone predshestvuyushchih pokoleniy: empirichesky analiz [Millennials vs previous generations: An empirical analysis]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2018; 3. (In Russ.).
  25. Respublikansky pedagogichesky sovet — samy masshtabny i znachimy forum dlya vsei sistemy obrazovaniya [Republican Pedagogical Council is the most large-­scale and significant forum for the entire education system]. URL: https://edu.gov.by/news/respublikanskiy-­pedagogicheskiy-sovet--samyy-­masshtabnyy-i-­znachimyy-forum-­dlya-vsey-­sistemy-obrazov. (In Russ.)
  26. Savenkova A.S. Predstavleniya o rynke truda molodezhi Rossii, Kitaya i Germanii: sopostavitelny analiz [The youth’s perceptions of the labor market in Russia, China and Germany: A comparative analysis]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
  27. Statistichesky ezhegodnik 2024 [Statistics Yearbook 2024]. Мinsk; 2024. (In Russ.).
  28. Standing G. Prekariat: novy opasny klass [The precariat: The new dangerous class]. Мoscow; 2014. (In Russ.)
  29. Titarenko L.G. Kultura ispolzovaniya tsifrovyh innovatsionnyh tekhnologiy studentami: problemy i riski [The student culture of using digital innovative technologies: Problems and risks]. Zhurnal BGU. Sotsiologiya. 2024; 2. (In Russ.).
  30. Tsennostnye orientatsii belorusskogo studenchestva: sravnitelny sotsiologichesky analiz (1998–2009) [Value Orientations of Belarusian Students: A Comparative Sociological Analysis (1998–2009)]. Ed. by P.I. Brigadin, I.V. Levitskaya. Мinsk; 2010. (In Russ.).
  31. Tsennostny mir sovremennogo cheloveka: proekt “Issledovanie evropeiskih tsennostei”, volna–2018 [Contemporary Man’s Value World: European Values Study, Wave–2018]. Ed. by D.M. Bulynko, D.G. Rotman. Мinsk; 2019. (In Russ.).
  32. Tsennostny portret sovremennogo belorusskogo obshchestva: analitichesky proekt [Value Profile of the Contemporary Belorussian Society: Analytical report]. Ed. by S.М. Аleynikova. Мinsk; 2021. (In Russ.).
  33. Granovetter M.S. The strength of weak ties. American Journal of Sociology. 1973; 78 (6).
  34. Jayatissa K.A.D.U. Generation Z — A new lifeline: A systematic literature review. Sri Lanka Journal of Social Sciences and Humanities. 2023; 3 (2).
  35. Racolta-­Paina N.D., Irini R.D. Generation Z in the workplace through the lenses of human resource professionals — a qualitative study. Quality Access to Success. 2021; 22 (183).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».