Практики управленческой оценки ресурсности научно-педагогических работников вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основой эффективного использования и мобилизации ресурсности научно-педагогических работников (НПР) российских вузов в интересах программ их развития выступает разработка адекватных подходов к ее оцениванию. Практики оценивания НПР - предмет деятельности университетского управления, и сегодня они нуждаются в критическом анализе и обосновании направлений их совершенствования. Актуальность такой исследовательской задачи обусловлена отсутствием комплексного знания о ресурсном потенциале академических сотрудников российских вузов и возможностях его продуктивной реализации в условиях ресурсных ограничений высшей школы. Цель статьи - представить управленческие подходы к оцениванию ресурсности НПР, сложившиеся в региональных вузах, и наметить направления их совершенствования. Эмпирическая база статьи - результаты социологического исследования, проведенного в 2023-2024 годы с помощью метода полуструктурированного интервью с представителями научно-педагогического сообщества (N=40) и университетского менеджмента (N=25) вузов Уральского федерального округа. Авторы отмечают недостатки формализованного подхода к оцениванию ресурсности НПР, который преимущественно используется при разработке программ развития вузов и базируется на количественных метриках и ограниченной информационной базе (отчетной документации, статистических данных вузов, кадровых справках). Сравнительный анализ мнений НПР и административно-управленческого персонала позволил сделать заключение о критическом расхождении их представлений не только о качествах ресурсности НПР, но и эффективности используемых подходов к ее оцениванию. Практическое значение полученных результатов заключается в обосновании интегрированного качественно-количественного подхода к оцениванию ресурсности НПР с опорой на принцип «необходимого и достаточного». Такой подход позволяет охватить все критические точки состояния и развития ресурсности НПР и в то же время обеспечить скорость и обоснованность решений в области управления человеческими ресурсами вуза.

Об авторах

Гарольд Ефимович Зборовский

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Автор, ответственный за переписку.
Email: garoldzborovsky@gmail.com
доктор философских наук, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620002, Россия

Полина Анатольевна Амбарова

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: borges75@mail.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620002, Россия

Список литературы

  1. Abramov D. Bibliometricheskaja otsenka rezultativnosti nauchno-issledovatelskoj raboty: k chemu my prishli? [Bibliometric evaluation of the research work: What did we end up with?]. Voprosy Obrazovanija. 2017; 1. (In Russ.).
  2. Akoev M.A., Valeeva M.V., Yablokov E.B. Kontsentratsija chelovecheskogo kapitala v issledovatelskih universitetah kak osnova konkurentosposobnosti obrazovatelnyh sistem i ee otrazhenie v globalnyh rejtingah universitetov [Сoncentration of human capital in research universities as the basis of education systems competitiveness and its reflection in global university rankings]. Upravlenie Naukoj: Teorija i Praktika. 2021; 3 (2). (In Russ.).
  3. Barkov S.A., Markeeva A.V., Gavrilenko O.V. Innovatsionnaja bjurokratija v upravlenii vysshim obrazovaniem [Innovative bureaucracy in the higher education management]. RUDN Journal of Sociology. 2024; 24 (1). (In Russ.).
  4. Gerasimova O.Ya., Mikhalkina E.V., Skachkova L.S. Vovlechennost v akademicheskoj sfere kak sovremenny trend i sposob uderzhanija aspirantov i nauchno-pedagogicheskih rabotnikov [Academic engagement as a contemporary trend and method for keeping PhD students and academic staff]. Gosudarstvennoe i Munitsipalnoe Upravlenie. Uchenye Zapiski. 2020; 4. (In Russ.).
  5. Guba K.S. Publish or perish, ili razvenchanie meritokratii v nauke [Publish or perish, or debunking meritocracy in science]. Voprosy Obrazovanija. 2011; 3. (In Russ.).
  6. Dezhina I.G. Nauchnaja politika v vedushhih rossijskih universitetah: effekty “novogo menedzherializma” [Scientific policy of leading Russian universities: Effects of the “new managerialism”]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2020; 24 (3). (In Russ.).
  7. Zajtseva E.V., Zapary V.V., Korobejnikova A.P., Busygina I.S. Kadrovy potentsial vuza [Human Resources Potential of the University]. Yekaterinburg; 2011. (In Russ.).
  8. Zborovsky G., Ambarova P. Nauchno-pedagogicheskie rabotniki kak sotsialnaya obshchnost v menyayushchihsya usloviyah akademicheskogo razvitiya [Research-pedagogical staff as a social community under the changing conditions of academic development]. Obrazovaniye i Nauka. 2022; 24 (5). (In Russ.).
  9. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Resursnost nauchno-pedagogicheskogo soobshchestva: administrativny i mobilizatsionny podkhody k analizu [Resources of the research-pedagogical community: Administrative and mobilization approaches]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (4). (In Russ.).
  10. Il`in V.I. “Chelovecheskij kapital” kak kategorija kachestvennoj sotsiologii [“Human capital” as a category of qualitative sociology]. Sotsiologicheskie Issledovanija. 2023; 3. (In Russ.).
  11. Kalgin A.S., Kalgina O.V., Lebedeva A.A. Otsenka publikatsionnoj aktivnosti kak sposob izmerenija rezultativnosti truda uchenyh i ee svjaz s motivatsiej [Evaluation of publication activity as a way to measure the efficiency of the research work and its relationship with motivation]. Voprosy Obrazovanija. 2019; 1. (In Russ.).
  12. Kirichenko I.V., Sheljubskaja N.V. Sistema otsenki kachestva nauchnyh issledovanij v stranah Evropy [System for evaluating the quality of scientific research in European countries]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2019; 23 (4). (In Russ.).
  13. Kolychev V.D., Budanov N.A. Vovlechjonnost studentov i nauchno-pedagogicheskih rabotnikov kak pokazatel otsenki korporativnoj kultury i instrument formirovanija kadrovogo rezerva vuza [Students and academic staff engagement as an indicator for assessing corporate culture and a tool for forming the university personnel reserve]. Vysshee Obrazovanie v Rossii. 2022; 31 (2). (In Russ.).
  14. Kotljarov I.D. Nauchnaja rabota professorsko-prepodavatelskogo sostava: upravlenie produktivnostiju [Research work of the academic staff: Productivity management]. Trud i Sotsialnye Otnoshenija. 2010; 4. (In Russ.).
  15. Litvinova L.I. Faktory nauchnoj produktivnosti i problemy ee otsenki [Factors of academic productivity and issues of its measurement]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2018; 22 (1). (In Russ.).
  16. Nijazova M.V. Individualnaja nauchnaja produktivnost vs novy menedzherializm v akademicheskih issledovanijah [Individual research productivity vs new managerialism in academic research]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2021; 25 (2). (In Russ.).
  17. Shibanova E.Yu. Politika NPM v vysshem obrazovanii: obzor vlijanija “novogo gosudarstvennogo upravlenija” na effektivnost i proizvoditelnost vuzov [NPM policy in the higher education: A review of the “new state management” impact on universities’ efficiency and productivity]. Voprosy Obrazovanija. 2023; 2. (In Russ.).
  18. Abubakar B., Oluwade D., Ibrahim U. Evaluating the effects of human capital development on employee retention in Nigerian universities. Journal of Human Resource and Sustainability Studies. 2022; 10.
  19. Carvalho T. New public management and the academic profession. The International Encyclopedia of Higher Education Systems and Institutions. Dordrecht; 2020.
  20. Destari D. Analysis the quality of human resources and the effectiveness of higher education management on student academic performance at universities in Samarinda, East Kalimantan. Eastasouth Journal of Learning and Educations. 2023; 1 (3).
  21. European Commission/EACEA/Eurydice: Modernization of Higher Education in Europe: Academic Staff. Luxembourg; 2017.
  22. Fetherston C., Fetherston A., Batt S., Sully M., Wei R. Wellbeing and work-life merge in Australian and UK academics. Studies of Higher Education. 2021; 46.
  23. García-Carbonell N., Guerrero-Alba F., Martín-Alcázar F., Sánchez-Gardey G. Academic human capital in universities: Definition and proposal of a measurement scale. Science and Public Policy. 2021; 48 (6).
  24. Kallio K.M., Kallio T.J. Management-by-results and performance measurement in universities — implications for work motivation. Studies in Higher Education. 2014; 39 (4).
  25. Levina Yu., Bodina A.E., Artemova G.E., Kiryakova V.A., Matvievskaya G.E., Kriskovets N.T., Ogorodnikova V., Kashina G.S. University intellectual capital formation and development. Humanities & Social Sciences Reviews. 2019; 7 (4).
  26. Lentjushenkova O. Human capital development at higher education institutions. Economics and Culture. 2021; 18 (2).
  27. Martin-Sardesi A., Guthrie J. Human capital loss in an academic performance measurement system. Journal of Intellectual Capital. 2018; 19 (1).
  28. Martin-Sardesai A., Irvine H., Tooley S., Guthrie J. Accounting for research: Academic responses to research performance demands in an Australian university. Australian Accounting Review. 2017; 27 (3).
  29. McCormack C., Schönwetter D.J., Ruge G., Kennelly R. Promoting university teacher resilience through teaching philosophy development. Canadian Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2023; 14 (1).
  30. Prakhov I., Rudakov V. The Determinants of Faculty Pay in Russian Universities: Incentive Contracts. Education Working Paper: BRP 47/EDU/2018.
  31. Söderlind J., Geschwind L. Making sense of academic work: The influence of performance measurement in Swedish universities. Policy Reviews in Higher Education. 2019; 3 (1).
  32. Veltri S., Puntillo P. On intellectual capital management as an evaluation criterion for university managers: A case study. Journal of Management and Governance. 2020; 24.
  33. Zainab H., Aminu U.M., Jimoh M.I. Research and publication productivity of academic staff of Auchi Polytechnic, Auchi, Edo State, Nigeria. British Journal of Library and Information Management. 2023; 3 (1).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».