Современные магические практики: исторические основания типологизации
- Авторы: Троцук И.В.1,2, Цимбал М.В.3
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН
- Выпуск: Том 24, № 3 (2024)
- Страницы: 795-810
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/323198
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-3-795-810
- EDN: https://elibrary.ru/GFUGSE
- ID: 323198
Цитировать
Аннотация
Несмотря на претензии современного общества на прогрессивную научную рациональность, сложно не заметить в окружающей нас действительности все больше проявлений «магического» во вполне стандартизированных проявлениях «общества потребления». Отсутствие сложившейся социологической традиции концептуального осмысления магического и систематизированного эмпирического материала для его изучения в нынешних форматах заставляет начать исследовательские поиски с реконструкции общей логики возрождения магического/эзотерического как социокультурного феномена в современной истории. Здесь авторы выделяют четыре условных периода «магического ренессанса», позволившего эзотерическому движению обрести черты контркультурного движения, критикующего современный социальный порядок и предоставляющего несогласным с ним пространство для экспериментального конструирования идентичности и нонконформного самовыражения (нестереотипное тайное сообщество, закрытое для непосвященных и сокрытое от общественности, а разнообразные по структуре открытые системы с внутренне дифференцированными системами холистических представлений о мироустройстве, которые сочетают интуитивные и духовные знания с элементами религиозной и научной картин мира). В российской истории прослеживаются относительно синхронные с западным обществом всплески популярности эзотерических практик (за исключением второго этапа магического ренессанса), поэтому можно выделить общие черты эзотерических движений: высокий уровень коммерциализации, относительная институционализация, преобладание среди членов и последователей людей с высшим образованием, контркультурная ориентация, визуальная эстетизация, частный характер практик и др. Соответственно, форма, наполнение и символическая нагрузка магических ритуалов нынешних эзотерических движений могут быть рассмотрены в структурно-функциональном контексте - определив проблемы и области социальной напряженности, коллективные запросы и потребности, что отражены в ритуализированных действиях (эзотерических практиках), которые лишь выглядят как проявления архаичного магического мышления.
Об авторах
Ирина Владимировна Троцук
Российский университет дружбы народов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.trotsuk@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского университета дружбы народов; ведущий научный сотрудник Центра аграрных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Центра фундаментальной социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000, Россия
Мария Владимировна Цимбал
Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН
Email: marya.tsimbal@yandex.ru
младший научный сотрудник Лаборатории гендерных проблем Института социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук Нахимовский проспект, 32, Москва, 117218, Россия
Список литературы
- Arkhangelskaya L.S. Znachenie rituala v upravlenii organizatsiey [The importance of ritual in organization management]. Sotsiologiya. 2010; 2. (In Russ.).
- Akhromeeva Yu.V. Dvizhenie “new age”: kharakternye cherty [The “new age” movement: Typical features]. Nauchny Vestnik VGASU. Seriya: Sotsialno-Gumanitarnye Nauki. 2016; 2. (In Russ.).
- Buckland R. Polnaya kniga vedmovstva. Klassichesky kurs Wicci [Complete Book of Witchcraft. The Classic Course in Wicca]. Moscow; 1986. (In Russ.).
- Bezrukova A.A. Evropeyskaya sotsialno-filosofskaya mysl o polozhenii zhenshchiny v obshchestve do nachala XX veka [The European social-philosophical thought on the position of women in society before the beginning of the 20th century]. Vestnik MGTU. 2010; 4. (In Russ.).
- Beskov A.A. “Slavyanskie runy” na rossiyskih ekranah: reprezentatsiya neoyazycheskogo mifa [“Slavic runes” on Russian screens: Representation of the neopagan myth]. Praksema. Problemy Vizualnoy Semiotiki. 2019; 3. (In Russ.).
- Beskov A.A. O yazychestve, neoyazychestve i podkhodah k ih izucheniyu [On paganism, neo-paganism, and approaches to their study]. Vestnik Udmurtskogo Universiteta. Seriya: Istoriya i Filologiya. 2020; 4. (In Russ.).
- V 2022 godu rossiyane stali chashche pokupat kursy po ezoterike i rezhe — po lich-nostnomu rostu [In 2022, Russians buy courses on esotericism more often, while on personal growth less often]. URL: https://skillbox.ru/media/education/v-2022-godu-rossiyane-stali-chashche-pokupat-kursy-po-ezoterike-i-rezhe-po-lichnostnomu-rostu. (In Russ.).
- Weber M. Sotsiologiya religii [Sociology of religion]. Izbrannoe. Obraz obshchestva. Moscow; 1994. (In Russ.).
- Velikaya V.I., Kuzmina E.V. Neoyazychestvo i rodnoverie: variativnost zhenskogo gendernogo displeya v postsekulyarnom obshchestve [Neo-paganism and ‘Native Faith’: Variability of the female gender display in the post-secular society]. Dialogi o Kulture i Iskusstve. Otv. red. M.M. Chudinova. Vol. 3. Perm; 2020. (In Russ.).
- Vorobyeva O.B., Vostryakova Yu.V., Shmatov E.N. Predposylki vspleska interesa k ezotericheskoy traditsii na postsovetskom prostranstve v 90-h godah XX veka [Prerequisites for the surge of interest in the esoteric tradition in the post-Soviet space in the 1990s]. Sovremennye Issledovaniya Sotsialnyh Problem. 2018; 2–4. (In Russ.).
- Gosden Ch. Istoriya magii. Ot yazycheskogo shamanizma i srednevekovoy alkhimii do sovremennogo vedmovstva [The History of Magic. From Alchemy to Witchcraft, from the I ce Age to the Present]. Moscow; 2023. (In Russ.).
- Dunn P. Magiya epokhi postmoderna. Iskusstvo magii v informatsionnom prostranstve sovremennoy epokhi [Postmodern Magic. The Art of Magic in the Information Age]. Moscow; 2005. (In Russ.).
- Durkheim E. Elementarnye formy religioznoy zhizni [The elementary forms of religious life]. Mistika. Religiya. Nauka. Klassiki mirovogo religiovedeniya. Moscow; 1998. (In Russ.).
- Elagin S.S. Nyu-eydzh sensu lato: istoriya termina i obzor issledovaniy [New Age sensu lato: History of the term and a review of studies]. Religiovedcheskie Issledovaniya. 2018; 18. (In Russ.).
- Zorya E.V. Avtoistoriya v okkultizme: istoriya fakticheskaya i mifologicheskaya [Self-history in the occult movement: Factual and mythological histories]. Mistiko-ezotericheskie dvizheniya v teorii i praktike. Problemy interpretatsii ezoterizma i mistitsizma. Pod. red. S.V. Pakhomova. Saint Petersburg; 2010. (In Russ.).
- Kavykin O.I. “Rodnovery”. Samoidentifikatsiya neoyazychnikov v sovremennoy Rossii [“Native Faith”. Self-Identification of Neo-Pagans in Contemporary Russia]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- Lipanova L. Predskazat tumannoe budushchee: pochemu rastet spros na karty taro i kto ih pokupaet [Predicting a foggy future: Why the demand for tarot cards grows and who buys them]. 2023. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/486164-predskazat-tumannoe-budusee-pocemu-rastet-spros-na-karty-taro-i-kto-ih-pokupaet. (In Russ.).
- McIntosh Ch. Rossiya okkultnaya. Traditsii yazychestva, ezoteriki i mistiki [Occult Russia. Pagan, Esoteric, and Mystical Traditions]. Moscow; 2003. (In Russ.).
- Mashitko O.V. Nevidimaya, rasseyannaya, passivnaya: sposoby funktsionirovaniya postsekulyarnoy religioznosti [Invisible, scattered, passive: The ways the post-secular religiosity functions in]. Vestnik SPbGU. Filosofiya i Konfliktologiya. 2016; 2. (In Russ.).
- Miyagasheva S.B. Gorodskoy shamanizm v Buryatii: k voprosu o modifikatsii obrya-dovogo kompleksa [Urban shamanism in Buryatia: On the modification of the ritual complex]. Oikumena. Regionovedcheskie Issledovaniya. 2024; 1. (In Russ.).
- Mauss M. Sotsialnye funktsii svyashchennogo [Social functions of the sacred]. Izbrannye proizvedeniya. Saint Petersburg; 2000. (In Russ.).
- Neklyudova M.A. Vedmy v sueveriyah Viktorianskoy Anglii [Witches in the superstitions of Victorian England]. Zhenshchiny vo vlasti, biznese, nauke i kulture. Otv. red. T.M. Gavristova. Yaroslavl; 2021. (In Russ.).
- Nosachev P.G. Blesk i nishcheta “sotsiologii okkultnogo”: Teoriya ok-kultury Ch. Partridga [Splendor and misery of “sociology of the occult”: Ch. Partridge’s theory of occulture]. Vestnik PSTGU. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. Religiovedenie. 2017; 70. (In Russ.).
- O vere i sueveriyah, ili tainstvennoe i zagadochnoe ryadom [On faith and superstitions, or the mysterious and enigmatic nearby]. 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-vere-i-sueverijakh-ili-tainstvennoe-i-zagadochnoe-rjadom. (In Russ.).
- Panin S.A. Sovremennoe koldovstvo. Wicca i ee mesto v kulture XX — nachala XXI veka [Contemporary Witchcraft. Wicca and Its Place in the Culture of the 20th — Early 21st Century]. Moscow; 2016. (In Russia).
- Panin S.A. Uchenie germeticheskogo ordena zolotoy zari kak forma zapadnogo ezoterizma i religioznoy filosofii [The Teachings of the Hermetic Order of the Golden Dawn as a Form of Western Esotericism and Religious Philosophy]. PhD Thesis. Moscow; 2014. (In Russ.).
- Pluzhnikova N.N. Ezotericheskoe znanie v kulture postmoderna [Esoteric knowledge in the postmodern culture]. Voprosy Kulturologii. 2010; 2. (In Russ.).
- Prokhorenko I.V. Problemy evolyutsii dvizheniya New Age v stranah Zapada [Evolution of the New Age movement in Western countries]. Vestnik SPbGU. Mezhdunarodnye Otnosheniya. 2008; 3. (In Russ.).
- Prutskova E.V., Markin K.V., Vrublevskaya P.V. Q-metodologiya v izuchenii “slaboy religioznosti” [Q-methodology in the study of “weak religiosity”]. Nauchny Rezultat. Sotsiologiya i Upravlenie. 2020; 3. (In Russ.).
- Ratnikova V.E. Okkultnaya filosofiya, okkultizm: istoriya i sovremennost [Occult philosophy, occultism: History and the present time]. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy i puti ih resheniya. Pod obshch. red. A.I. Vostretsova. Dushanbe; 2017. (In Russ.).
- Religiya i obshchestvo [Religion and society]. 2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring. (In Russ.).
- Samelik Yu.L. Repressii protiv filosofsko-misticheskih soobshchestv v SSSR v 1920-1940-h gg.: k istoriografii voprosa [Repressions against philosophical-mystical communities in the USSR in the 1920-1940s: On the historiography of the issue]. CLIO-SCIENCE: Problemy istorii i mezhdistsiplinarnogo sinteza. Pod obshch. red. S.Yu. Rafalyuk. Vol. XI. Moscow; 2020. (In Russ.).
- Sorokin P. Religioznye gruppy i religioznye peregruppirovki [Religious groups and religious regrouping]. Religiya i Obshchestvo. Moscow; 1996. (In Russ.).
- Tainstvennoe i potustoronnee, ili rossiyane o magah i astrologah [Mysterious and otherworldly, or Russians’ ideas about magicians and astrologers]. 2024. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tainstvennoe-i-potustoronnee-ili-rossijane-o-magakh-i-astrologakh. (In Russ.).
- Turner V. Simvol i ritual [Symbol, Myth, and Ritual]. Moscow; 1983. (In Russ.).
- Tyutina O.S., Aitamurto K. Yazychestvo, traditsionalizm, natsionalizm. Narrativy russkogo rodnoveriya [Paganism, traditionalism, nationalism. Narratives of the Russian “Native Faith”]. Vestnik Mininskogo Universiteta. 2017; 4. (In Russ.).
- Habermas Ju., Ratzinger J. (Benedict XVI). Dialektika sekulyarizatsii. O razume i religii [The Dialectics of Secularization. On Reason and Religion]. Moscow; 2006. (In Russ.).
- Kharitonova V.I. “A u nas vse shamany — pravoslavnye…”: sovremenny (neo) shamanizm i problema kulturnoy identichnosti [“All our shamans are orthodox Christians…”: Contemporary (neo) shamanism and the problem of cultural identity]. Sibirskie Istoricheskie Issledovaniya. 2016; 1. (In Russ.).
- Kharitonova V.I. Tuvinsky (neo) shamanizm kak kultovaya i tselitelskaya praktika v sovremennom mire [Tuvan (neo) shamanism as a cult and healing practice in the contemporary world]. Novye Issledovaniya Tuvy. 2018; 4. (In Russ.).
- Shevchuk A.I. Fenomen “khristianskoy teosofii” v Rossii (po materialam Smolenskogo teosofskogo obshchestva) [The phenomenon of “Christian theosophy” in Russia (based on the materials of the Smolensk Theosophical Society)]. Religiovedcheskie Issledovaniya. 2019; 20. (In Russ.).
- Shnirelman V.A. Ariysky mif v sovremennom mire [Aryan Myth in the Contemporary World]. Moscow; 2015. (In Russ.).
- Ashraf Q.H., Galor O. Cultural Assimilation, Cultural Diffusion and the Origin of the Wealth of Nations. London; 2007.
- Clarke C. Colonialism and its social and cultural consequences in the Caribbean. Journal of Latin American Studies. 1983; 15 (2).
- Dail C. When for “witches” we read “women”: Advocacy and ageism in nineteenth-century Salem witchcraft plays. Theatre History Studies. 2020; 39.
- Michael P.A. New age spiritualism, mysticism, and far-right conspiracy. Educational Philosophy and Theory. 2023; 55 (14).
- Miller C. How modern witches enchant TikTok: Intersections of digital, consumer, and material culture (s) on #WitchTok. Religions. 2022; 13.
- Regardie I. The Golden Dawn. Vol. 1. The Aries Press; 1937.
- Renser B., Tiidenberg K. Witches on Facebook: Mediatization of neo-paganism. Social Media + Society. 2020; 6 (3).
- Scheitle C.P. Bringing out the dead: Gender and historical cycles of spiritualism. OMEGA — Journal of Death and Dying. 2005; 50 (3).
- White E.D. Wicca: History, Belief, and Community in Modern Pagan Witchcraft. Sussex Academic Press; 2016.
Дополнительные файлы

