Социология кино: нарративные оценки зрительских практик

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что, во-первых, ведущие социологи, изучающие кино, указывают на резкое сокращение числа эмпирических исследований вследствие «отсутствия должной информационно-социологической поддержки российского кинематографа» [3. С. 74; 22. С. 152]; во-вторых, продолжается нарративный поворот, «подчеркивающий текстовую природу всех социальных практик» [24. С. 48] и темпоральные характеристики кино. Авторы, проведя опросы посетителей кинотеатров Тюмени по заказу их владельцев весной 2024 года (N = 2502), анализируют нарративные оценки кино-зрительских практик на основе риторически-функционалистской теории нарративности [19] и других научных подходов. Были опрошены три группы респондентов: две целевые выборки по полу, возрасту, уровню дохода и месту проживания (582 человек на территории кинотеатров методом личного интервью; 438 человек из клиентской базы кинотеатров методом телефонного интервью), 1462 жителя Тюмени - выборка была стратифицирована по полу и возрасту с учетом характеристик целевой аудитории кинотеатров. Также был использован сравнительно-исторический метод анализа нарративов - собранных данных с материалами по сходной тематике, полученными Э. Альтенло 110 лет назад [11; 12]. В статье представлены эмпирические данные с результатами их содержательного анализа, включающего как строгие формальные процедуры, так и основанный на систематизации специальной литературы и медиадискурсов. Авторы делают следующие выводы: во-первых, особенно популярными для массового зрителя становятся фильмы, которые отсылают к известным сюжетам, любимым героям и актуальным нарративам; во-вторых, новые интерпретации старых историй стали ключевыми факторами развития современной киноиндустрии, которая во многом жертвует смысловой наполненностью кинотекста в угоду современным эстетическим технологиям кинопроизводства.

Об авторах

Елена Владимировна Андрианова

Тюменский государственный университет; Западно-Сибирский филиал ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.v.andrianova@utmn.ru
кандидат социологических наук, заведующая кафедрой общей и экономической социологии Тюменского государственного университета; старший научный сотрудник ЗападноСибирского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук ул. Володарского, 6, Тюмень, 625003, Россия; ул. Свердлова, 5, к.2, Тюмень, 625003, Россия

Владимир Александрович Давыденко

Тюменский государственный университет

Email: v.a.davydenko@utmn.ru
доктор социологических наук, начальник Научно-исследовательского центра Тюменского государственного университета ул. Володарского, 6, Тюмень, 625003, Россия

Список литературы

  1. Alekseenok A.A., Nalivaiko K.V., Polyakov A.A. Sotsiologichesky analiz vliyaniya kinematografa na dukhovnuyu zhizn sovremennoj molodezhi [Sociological analysis of the cinematic influence on the spiritual life of the contemporary youth]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye Nauki. 2023; 3. (In Russ.).
  2. Bagrova A. Fond kino i WCIOM obrisovali portret posetitelya rossijskogo kinoteatra [Cinema Fund and WCiOM outlined a portrait of the Russian moviegoer]. Byulleten Kinoprokatchika. 2017. February. (In Russ.).
  3. Vanke A.V. et al. Kak sobrat dannye v polevom kachestvennom issledovanii [How to Collect Data in the Qualitative Field Study]. Moscow; 2021. (In Russ.).
  4. Gotlib A.S. Kachestvennoe sotsiologicheskoe issledovanie: poznavatelnye i ekzistentsialnye gorizonty [Qualitative Sociological Research: Cognitive and Existential Horizons]. Moscow; 2019. (In Russ.).
  5. Darmaeva K.A. Razvitie teoreticheskih podkhodov v sotsiologii kino [Development of theoretical approaches in cinematic sociology]. Vostochny Vektor: Istoriya, Obshchestvo, Gosudarstvo. 2023; 3. (In Russ.).
  6. Zhabsky M.I. Sotsiologiya kino [Cinematic Sociology]. Moscow; 2020. (In Russ.).
  7. Zhabsky M.I., Tarasov K.A. Rossijskaya sotsiologiya kino v kontekste razvitiya obshchestva [Russian cinematic sociology in the context of social development]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2019; 11. (In Russ.).
  8. Zhabsky M.I., Zhidkov V.S., Khrenov N.A. Kino i kollektivnaya identichnost [Cinema and Collective Identity]. Moscow; 2013. (In Russ.).
  9. Korte G., Dreksler P., Rodenberg G.-P., Tile J. Vvedenie v sistemny kino-analiz c primerami issledovanij na materiale filmov “Zabriskie Pojnt” (Antonioni, 1969), “Misery” (Rajner, 1990), “Spisok Schindlera” (Spilberg, 1993), “Romeo and Juliet” (Lurman, 1996) [Introduction to the Systematic Film Analysis with Research Examples Based on the Zabriskie Point (Antonioni, 1969), Misery (Rainer, 1990), Schindler’s List (Spielberg, 1993), Romeo and Juliet (Luhrmann, 1996)]. Moscow; 2020. (In Russ.).
  10. Martynenko T.S. Kino kak predmet sotsiologicheskogo analiza: osobennosti sovremennogo kinematografa [Movie as an object of sociological analysis: Features of the contemporary cinema]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i Politologiya. 2023; 29 (2). (In Russ.).
  11. Kaspe I. “Ya est!”: pozdnesovetskoe kino cherez prizmu relyatsionnoj sotsiologii Harrisona Whitae (et vice versa) [“I still exist!”: Late Soviet cinema through the prism of the relational sociology of Harrison White (et vice versa)]. Russian Sociological Review. 2017; 16 (3). (In Russ.).
  12. Petrova A.P. Kulturny geroj i ekranny geroj: sushchnostnye kharakteristiki obraza [Cultural hero and screen hero: Essential characteristics of the image]. Khudozhestvennaya Kultura. 2021; 1. (In Russ.).
  13. Polukhina E.V. et al. Praktiki analiza kachestvennyh dannyh v sotsialnyhx naukah [Practices of Analysis of Qualitative Data in Social Sciences] Moscow; 2023. (In Russ.).
  14. Poluekhtova I.A., Ovchinskaya E.V. Televidenie v periody obshchestvennyh krizisov [Television in times of social crises]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2023; 3. (In Russ.).
  15. Radaev V. Smotrim kino, ponimaem zhizn: 20 sotsiologicheskih ocherkov [Watching Movies, Understanding Life: 20 Sociological Essays]. Moscow; 2023. (In Russ.).
  16. Subbotina M.V. Primenenie metoda neokonchennyh predlozhenij v izuchenii ponyatij so slozhnymi konnotatsiyami: konceptualizatsiya geroizma i spravedlivosti [Application of the unfinished sentences technique in the study of concepts with complex connotations: Conceptualization of heroism and justice]. Obshchestvo: Sotsiologiya, Psikhologiya, Pedagogika. 2021; 5. (In Russ.).
  17. Subbotina M.V. Negeroicheskie geroi: dva podkhoda k analizu medijnyh obrazov [Non-heroic heroes: Two approaches to the analysis of media images]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
  18. Trotsuk I. Diskursivnoe konstruirovanie sotsialnoj realnosti: kontseptualnye osnovaniya i empiricheskie priemy razoblacheniya “skvernyh” praktik [Discursive construction of social reality: Conceptual foundations and empirical devices for unmasking the “abominable” practices]. Russian Sociological Review. 2014; 13 (2). (In Russ.).
  19. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Otsenka vliyaniya kinematografa na sotsialnye predstavleniya o geroizme: aprobatsiya odnogo podkhoda [Assessment of the cinematographic influence on social representations of heroism: Approbation of an approach]. Kommunikologiya. 2018; 6 (4). (In Russ.).
  20. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Schastie i geroizm, lichnoe i kollektivnoe kak osnovnye elementy “svetlogo budushchego” v sovetskoj (ne) utopii [Happiness and heroism, personal and collective as main elements of the ‘bright future’ in the Soviet (non) utopia]. RUDN Journal of Sociology. 2019; 19 (4). (In Russ.).
  21. Sharkov F.I. Genezis sotsiologii mediaprostranstva [Genesis of sociology of media space]. RUDN Journal of Sociology. 2021; 21 (3). (In Russ.).
  22. Altenloh E. Zur Soziologie des Kino. Heidelberg Sophie Digital Library; 1914.
  23. Altenloh E. A sociology of the cinema: The audience. Screen. 2001; 42 (3).
  24. Andrew D.J. The Major Film Theories. An Introduction. Oxford; 1976.
  25. Andrew D. Concepts in Film Theory. Oxford; 1984.
  26. Andrew D. The core and the glow of film dtudies. Critical Inquiry. 2009; 35 (4).
  27. Bartmanski D. I conicity. Inglis D., Almila A.-M. (Eds.). The Sage Handbook of Cultural Sociology. Sage; 2018.
  28. Boardman F. Film ontology: Extension, criteria and candidates. Carroll N., di Summa Knoop L., Loht Sh. (Eds.). The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures. London; 2019.
  29. Herman D. Basic Elements of Narrative.‎ Wiley-Blackwell; 2009.
  30. Keating P. Narrative and the moving image. Carroll N., di Summa Knoop L., Loht Sh. (Eds.). The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures. London; 2019.
  31. Nannicelli T. The television medium. Carroll N., di Summa Knoop L., Loht Sh. (Eds.). The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures. London; 2019.
  32. Prinz J. Affect and motion pictures. Carroll N., di Summa Knoop L., Loht Sh. (Eds.). The Palgrave Handbook for the Philosophy of Film and Motion Pictures. London; 2019.
  33. Stepanov B. “Coming soon?”: Cinematic sociology and the cultural turn. Russian Sociological Review. 2020; 19 (4).
  34. Sinnerbrink R., Stevens K. Cinematic experience: From moving images to virtual reality. The Oxford Handbook of Film Theory. Oxford; 2022.
  35. Trotsuk I. When methodology beats techniques; or, why we prefer discourse and narrative analysis to interpret textual data. Russian Sociological Review. 2015; 14 (3).
  36. Trotsuk I. “To trust or not to trust” is not the question; “How to study trust” is much more challenging task. Russian Sociological Review. 2016; 15 (4).
  37. Tudor A. Sociology and film. Hill J., Gibson P.C. (Eds.). The Oxford Guide to Film Studies. Oxford–New York;‎ 1998.
  38. Tudor A. Decoding Culture: Theory and Method in Cultural Studies. Sage; 1999.
  39. Wejbert-Wąsiewic E. Film and cinema as a subject of sociological study: Between tradition and the present. Acta Universitatis Lodziensis Folia Sociologica. 2020; 73.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».