Психолого-медико-педагогические комиссии в контексте инклюзивного образования: ключевые показатели деятельности
- Авторы: Вакорина Л.Ю.1, Приходько О.Г.2, Югова О.В.2
-
Учреждения:
- Центр защиты прав и интересов детей
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 19, № 4 (2019)
- Страницы: 814-824
- Раздел: Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/340403
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-4-814-824
- ID: 340403
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья - одно из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. В статье рассматриваются актуальные вопросы организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), которые реализуют комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и выступают начальным звеном этого процесса, определяющим дальнейший индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка. Описаны результаты мониторинговой деятельности Федерального ресурсного центра (далее - ФРЦ ПМПК), созданного в апреле 2018 года для оказания организационно-методической помощи руководителям и специалистам ПМПК. Приведены сравнительные данные по центральным и территориальным ПМПК, общее число комиссий по регионам (в том числе динамика его роста по сравнению с 2017 годом), кадровый состав, сводные сведения по руководителям ПМПК (их образование), по месту работы и обеспеченности помещениями, общее количество обследованных и их возраст, соотношение первичных и вторичных обращений, причины обращения и те, кто его инициировал; информация по обследованным детям, у которых были установлены ограниченные возможности здоровья, а также по тем, кому требуется создание специальных образовательных условий или специальных условий для прохождения государственной итоговой аттестации при сдаче ГИА; доля детей, которым были рекомендованы адаптированные образовательные программы. Авторы описывают направления деятельности специалистов комиссии, перечисляют принципы и методы их командной работы и выделяют аспекты организации деятельности ПМПК, которые нуждаются в совершенствовании: дефицит сурдопедагогов и тифлопедагогов, проблема привлечения врачей к работе в ПМПК, их недостаточная оснащенность и обеспеченность помещениями для проведения обследований детей.
Об авторах
Людмила Юрьевна Вакорина
Центр защиты прав и интересов детей
Автор, ответственный за переписку.
Email: lyudmila@fcprc.ru
директор Центра защиты прав и интересов детей
Люсиновская ул., 51, Москва, Россия, 115093Оксана Георгиевна Приходько
Московский городской педагогический университет
Email: ogprihodko@mail.ru
доктор педагогических наук, заведующая кафедрой логопедии и директор Института специального образования и комплексной реабилитации
2nd Selskokhozyastvenny Pr., 4, Moscow, Russia, 129226Олеся Вячеславовна Югова
Московский городской педагогический университет
Email: kor.ped@inbox.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации
2nd Selskokhozyastvenny Pr., 4, Moscow, Russia, 129226Список литературы
- Vakorina L.YU. Vzaimodeystvie roditeley i psikhologo-mediko-pedagogicheskoy komissii kak vazhny faktor effektivnosti inklyuzivnogo obrazovaniya: rezultaty obshcherossiyskogo monitoring [The interaction of parents with psychological-medical-pedagogical commission as an important factor of the inclusive education efficiency: The results of the all-Russian monitoring]. Obshchestvo: Sotsiologiya, Psikhologiya, Pedagogika. 2018; 12 (In Russ.).
- Volosnikova L.M., Efimova G.Z., Ogorodnova O.V. Riski obrazovatelnoy inklyuzii: opyt regionalnogo issledovaniya Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [The risks of educational inclusion: The regional study of the Tyumen State University]. Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie. 2017; 1 (In Russ.).
- Deyatelnost PMPC v sovremennykh usloviyakh: klyuchevye oriyentiry [Activities of PMPC in Contemporary Conditions: Key Guidelines]. Pod obshch. red. L.Yu. Vakorinoy. Moscow; 2018 (In Russ.).
- O sovershenstvovanii deyatelnosti tsentrov psikhologo-pedagogicheskoy, meditsinskoy i sotsialnoy pomoshchi: Pismo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 10 fevralya 2015 g. No. vk-268/0 [On Improving the Activities of the Centers of Psychological-Pedagogical, Medical and Social Assistance: Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from February 10, 2015 No. vk-268/0]. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/ akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-10022015-no-vk-26807 (In Russ.).
- Otnoshenie obshchestva k detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya i detyam-invalidam [Social Perception of Children with Disabilities and Disabled Children]. Moscow; 2017 (In Russ.).
- Prikhodko O.G. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii diagnosticheskogo obsledovaniya detey razlichnymi spetsialistami v usloviyakh novykh form deyatelnosti DOU [Guidelines for organizing a diagnostic examination of children by different specialists under the new forms of activity]. Sluzhba ranney pomoshchi: spravochno-metodicheskie materialy po organizatsii sluzhb ranney pomoshchi. Moscow; 2011 (In Russ.).
- Sistema ranney kompleksnoy pomoshchi detyam s OVZ i ikh roditelyam [Early Integrated Care System for Children with Disabilities and Their Parents]. O.G. Prikhodko, I.Yu. Levchenko i dr. Moscow; 2018 (In Russ.).
- Trotsuk I.V., Shcherbakova D.A. Faktory uspeshnosti inklyuzivnogo obucheniya (na primere rossiyskikh doshkolnykh obrazovatelnykh organizatsiy) [Factors for the success of the inclusive education (on the example of the Russian pre-school educational organizations]. Sotsialnaya Politika i Sotsiologiya. 2018; 17 (3) (In Russ.).
Дополнительные файлы

