ПРОЕКТ «5-100»: НЕКОТОРЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
- Авторы: Ключарев ГА1, Неверов АВ2
-
Учреждения:
- Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 18, № 1 (2018)
- Страницы: 100-116
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/340415
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116
- ID: 340415
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Задачи модернизации и развития имеют важнейшее значение для российского образования и науки. Несмотря на ряд значительных изменений, которым за последние 10-15 лет подверглась система образования и науки, лучшие университеты России все еще не могут на равных конкурировать с ведущими мировыми вузами. Для решения данной задачи в 2013 году был запущен один самых масштабных и амбициозных государственных проектов по повышению международной конкурентоспособности российских университетов, получивший наименование «5-100». Несмотря на необходимость крупных проектов развития науки и образования, «5-100» получил неоднозначные оценки вузовской общественности и экспертов. К 2017 году прошла половина срока его реализации и была израсходована значительная часть ресурсов, выделенных на проект, что требует промежуточной оценки его эффективности. При этом пристальное внимание к проекту стало причиной значительного количества спекуляций, имеющих место не только в публицистике, но и в аналитических статьях, в рамках которых предпринимаются попытки оценить «5-100», основываясь во многом не на объективном анализе влияния проекта на систему образования и науки, а исходя из субъективных суждений. Понимая возможность и важность любых обоснованных точек зрения, авторы отмечают, что при оценке проектов подобного масштаба требуется анализ причин, обусловливающих его появление, и факторов, влияющих на его реализацию. Поверхностная оценка «5-100» приводит к выдвижению на передний план часто не самых значительных недостатков и отвлекает внимание от менее очевидных, но, как правило, более весомых и позитивных особенностей проекта. В связи с этим в статье предпринимается попытка проанализировать место и роль «5-100» в процессе модернизации российского образования и науки, рассмотреть различные стороны проекта, выделить возможные подходы к оценке его эффективности и высказать рекомендации по совершенствованию проекта на завершающих его этапах (или при реализации новых проектов повышения международной конкурентоспособности российских вузов).
Об авторах
Г А Ключарев
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: kliucharevga@mail.ru
ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, Москва, Россия, 117218
А В Неверов
Российский университет дружбы народов
Email: neverov_av@rudn.university
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Список литературы
- Abankina T.V. Razvitie seti obscheobrazovatelnyh uchrezhdenij v regionah: rezultaty realizacii prioritetnogo natsionalnogo proekta “Obrazovanie” v 2007—2008 gg. [Development of the regional network of educational institutions: The results of the Priority National Project “Education” in 2007—2008]. Voprosy Obrazovaniya i Nauki. 2009: 2 (In Russ.).
- Balashov A.I., Husainova V.M. Proekt “5—100”: pogonya za globalnoj konkurentosposobnostyu ili instrument perezagruzki natsionalnoj sistemy vysshego obrazovaniya? [Project “5—100”: The pursuit of global competitiveness or a chance to reboot the national higher education system]. Ekonomika i Upravlenie. 2016: 10 (In Russ.).
- Borisova I. Vysshij ball [The highest score]. http://rg.profkiosk.ru/article.aspx?aid=542584 (In Russ.).
- Burenkova A., Kurnosova A. Nedostatochno vysokoe obrazovanie [Not higher enough education]. https://www.kommersant.ru/doc/3037653 (In Russ.).
- Danilin G. Do mirovogo urovnya rukoj podat [Close to the world level]. https://vecherkaspb.ru/2017/03/15/do-mirovogo-urovnya-rukoj-podat (In Russ.).
- Zhigunova E.H. Smogut li 5 rossijskih vuzov vojti v 100 luchshih v mire? Kakoj cenoj? [Will Russian universities enter the top-100 global ranking? And at what cost?]. https://regnum.ru/ news/2339554.html (In Russ.).
- Zernov V.A., Lobanova E.V. “Stanford” v rossijskih realiyah [“Stanford” in the Russian reality]. Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potencial razvitiya. Moscow; 2016 (In Russ.).
- Zetkin A.S., Serzhyuk Yu.V., Shavrin V.S., Skripova D.S. Razrabotka i vnedrenie procedur elektronnyh vnutrennih auditov [Development and implementation of electronic internal audits’ procedures]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2017; 21(3) (In Russ.).
- Ivojlova I. Pora vyjti iz teni [It’s time to leave the shadow]. https://rg.ru/2017/04/11/rossijskieuniversitety-podnialis-v-vedushchih-mirovyh-rejtingah.html (In Russ.).
- Kliucharev G.A. Reforma rossijskogo obrazovaniya v otsenkah ekspertov i mneniyah roditelej [The Russian educational reform in the estimates of experts and parents’ judgements]. Sociologicheskij Zhurnal. 2014: 3 (In Russ.).
- Manzhula V.G. Sovershenstvovanie normativno-pravovoj bazy proekta 5—100 v chasti otsenki kachestva obrazovaniya [Improvement of the legal basis of the project “5—100” to assess the quality of education]. Politika, Gosudarstvo i Pravo. 2015: 10 (In Russ.).
- Metodicheskie voprosy otsenki realizatsii proekta “5—100” po rejtingam universitetov [Methodological issues of the evaluation of the project “5—100” based on the universities’ rankings]. Pod red. F.E. Sheregi, A.L. Arefieva. Moscow; 2014 (In Russ.).
- Milkus A. Zachem rossijskie vuzy probivayutsya v mezhdunarodnye rejtingi [Why do Russian universities make their way to the international rankings]. https://www.kp.ru/daily/26747.5/ 3776239 (In Russ.).
- Narbut N.P., Puzanova Zh.V., Larina T.I. Zhizn studenta v evropejskom izmerenii [Student’s life in the European dimension]. Sotsiologicheskie Issledovanija. 2017: 5 (In Russ.).
- Polikhina N.A., Trostyanskaya I.B. Sovremennye tendentsii razvitiya rejtingov [Current trends in the rankings’ development]. https://5top100.ru/rankings (In Russ.).
- Rodionov D.G., Yaluner E.V., Kushneva O.A. Gonka za liderom: pravitelstvennaya programma “5—100—2020” [Race for the leader: State program “5—100—2020”]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2014: 6 (2) (In Russ.).
- Rossiya v tsifrah [Russia in Figures]: Kratkij statisticheskij sbornik. Moscow; 2013 (In Russ.).
- Rossiya i strany mira [Russia and the Countries of the World]: Statisticheskij sbornik. Moscow; 2012 (In Russ.).
- Trotsuk I.V. Rejting vuzov: ideologija i metodologija sostavlenija “tablic lig” (zarubezhnaja praktika) [Universities’ ranking: Ideology and methodology of “league charts” (foreign approaches)]. RUDN Journal of Sociology. 2008: 1 (In Russ.).
- Trotsuk I.V. Rejting vuzov: ideologija i metodologija sostavlenija (rossijskaja praktika) [Universities’ ranking: Ideology and methodology (Russian approaches)]. RUDN Journal of Sociology. 2009: 1 (In Russ.).
- Tyurina I.O., Neverov A.V., Ulyanychev M.A. Technoparks and science-intensive production: An advanced experience. RUDN Journal of Sociology. 2017: 17 (3) (In Russ.).
- Chernykh A. Studenty douchilis do ponizhennyh stipendii [Students ended up with reduced scholarships]. https://www.kommersant.ru/doc/2680594 (In Russ.).
- Sharkov F.I., Revzina E.M. Forsajt rossijskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy [Foresight of the Russian education: Problems and prospects]. Trud i Socialnye Otnosheniya. 2017: 1 (In Russ.).
Дополнительные файлы

