ПРОЕКТ «5-100»: НЕКОТОРЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Задачи модернизации и развития имеют важнейшее значение для российского образования и науки. Несмотря на ряд значительных изменений, которым за последние 10-15 лет подверглась система образования и науки, лучшие университеты России все еще не могут на равных конкурировать с ведущими мировыми вузами. Для решения данной задачи в 2013 году был запущен один самых масштабных и амбициозных государственных проектов по повышению международной конкурентоспособности российских университетов, получивший наименование «5-100». Несмотря на необходимость крупных проектов развития науки и образования, «5-100» получил неоднозначные оценки вузовской общественности и экспертов. К 2017 году прошла половина срока его реализации и была израсходована значительная часть ресурсов, выделенных на проект, что требует промежуточной оценки его эффективности. При этом пристальное внимание к проекту стало причиной значительного количества спекуляций, имеющих место не только в публицистике, но и в аналитических статьях, в рамках которых предпринимаются попытки оценить «5-100», основываясь во многом не на объективном анализе влияния проекта на систему образования и науки, а исходя из субъективных суждений. Понимая возможность и важность любых обоснованных точек зрения, авторы отмечают, что при оценке проектов подобного масштаба требуется анализ причин, обусловливающих его появление, и факторов, влияющих на его реализацию. Поверхностная оценка «5-100» приводит к выдвижению на передний план часто не самых значительных недостатков и отвлекает внимание от менее очевидных, но, как правило, более весомых и позитивных особенностей проекта. В связи с этим в статье предпринимается попытка проанализировать место и роль «5-100» в процессе модернизации российского образования и науки, рассмотреть различные стороны проекта, выделить возможные подходы к оценке его эффективности и высказать рекомендации по совершенствованию проекта на завершающих его этапах (или при реализации новых проектов повышения международной конкурентоспособности российских вузов).

Об авторах

Г А Ключарев

Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: kliucharevga@mail.ru
ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, Москва, Россия, 117218

А В Неверов

Российский университет дружбы народов

Email: neverov_av@rudn.university
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Abankina T.V. Razvitie seti obscheobrazovatelnyh uchrezhdenij v regionah: rezultaty realizacii prioritetnogo natsionalnogo proekta “Obrazovanie” v 2007—2008 gg. [Development of the regional network of educational institutions: The results of the Priority National Project “Education” in 2007—2008]. Voprosy Obrazovaniya i Nauki. 2009: 2 (In Russ.).
  2. Balashov A.I., Husainova V.M. Proekt “5—100”: pogonya za globalnoj konkurentosposobnostyu ili instrument perezagruzki natsionalnoj sistemy vysshego obrazovaniya? [Project “5—100”: The pursuit of global competitiveness or a chance to reboot the national higher education system]. Ekonomika i Upravlenie. 2016: 10 (In Russ.).
  3. Borisova I. Vysshij ball [The highest score]. http://rg.profkiosk.ru/article.aspx?aid=542584 (In Russ.).
  4. Burenkova A., Kurnosova A. Nedostatochno vysokoe obrazovanie [Not higher enough education]. https://www.kommersant.ru/doc/3037653 (In Russ.).
  5. Danilin G. Do mirovogo urovnya rukoj podat [Close to the world level]. https://vecherkaspb.ru/2017/03/15/do-mirovogo-urovnya-rukoj-podat (In Russ.).
  6. Zhigunova E.H. Smogut li 5 rossijskih vuzov vojti v 100 luchshih v mire? Kakoj cenoj? [Will Russian universities enter the top-100 global ranking? And at what cost?]. https://regnum.ru/ news/2339554.html (In Russ.).
  7. Zernov V.A., Lobanova E.V. “Stanford” v rossijskih realiyah [“Stanford” in the Russian reality]. Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potencial razvitiya. Moscow; 2016 (In Russ.).
  8. Zetkin A.S., Serzhyuk Yu.V., Shavrin V.S., Skripova D.S. Razrabotka i vnedrenie procedur elektronnyh vnutrennih auditov [Development and implementation of electronic internal audits’ procedures]. Universitetskoe Upravlenie: Praktika i Analiz. 2017; 21(3) (In Russ.).
  9. Ivojlova I. Pora vyjti iz teni [It’s time to leave the shadow]. https://rg.ru/2017/04/11/rossijskieuniversitety-podnialis-v-vedushchih-mirovyh-rejtingah.html (In Russ.).
  10. Kliucharev G.A. Reforma rossijskogo obrazovaniya v otsenkah ekspertov i mneniyah roditelej [The Russian educational reform in the estimates of experts and parents’ judgements]. Sociologicheskij Zhurnal. 2014: 3 (In Russ.).
  11. Manzhula V.G. Sovershenstvovanie normativno-pravovoj bazy proekta 5—100 v chasti otsenki kachestva obrazovaniya [Improvement of the legal basis of the project “5—100” to assess the quality of education]. Politika, Gosudarstvo i Pravo. 2015: 10 (In Russ.).
  12. Metodicheskie voprosy otsenki realizatsii proekta “5—100” po rejtingam universitetov [Methodological issues of the evaluation of the project “5—100” based on the universities’ rankings]. Pod red. F.E. Sheregi, A.L. Arefieva. Moscow; 2014 (In Russ.).
  13. Milkus A. Zachem rossijskie vuzy probivayutsya v mezhdunarodnye rejtingi [Why do Russian universities make their way to the international rankings]. https://www.kp.ru/daily/26747.5/ 3776239 (In Russ.).
  14. Narbut N.P., Puzanova Zh.V., Larina T.I. Zhizn studenta v evropejskom izmerenii [Student’s life in the European dimension]. Sotsiologicheskie Issledovanija. 2017: 5 (In Russ.).
  15. Polikhina N.A., Trostyanskaya I.B. Sovremennye tendentsii razvitiya rejtingov [Current trends in the rankings’ development]. https://5top100.ru/rankings (In Russ.).
  16. Rodionov D.G., Yaluner E.V., Kushneva O.A. Gonka za liderom: pravitelstvennaya programma “5—100—2020” [Race for the leader: State program “5—100—2020”]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2014: 6 (2) (In Russ.).
  17. Rossiya v tsifrah [Russia in Figures]: Kratkij statisticheskij sbornik. Moscow; 2013 (In Russ.).
  18. Rossiya i strany mira [Russia and the Countries of the World]: Statisticheskij sbornik. Moscow; 2012 (In Russ.).
  19. Trotsuk I.V. Rejting vuzov: ideologija i metodologija sostavlenija “tablic lig” (zarubezhnaja praktika) [Universities’ ranking: Ideology and methodology of “league charts” (foreign approaches)]. RUDN Journal of Sociology. 2008: 1 (In Russ.).
  20. Trotsuk I.V. Rejting vuzov: ideologija i metodologija sostavlenija (rossijskaja praktika) [Universities’ ranking: Ideology and methodology (Russian approaches)]. RUDN Journal of Sociology. 2009: 1 (In Russ.).
  21. Tyurina I.O., Neverov A.V., Ulyanychev M.A. Technoparks and science-intensive production: An advanced experience. RUDN Journal of Sociology. 2017: 17 (3) (In Russ.).
  22. Chernykh A. Studenty douchilis do ponizhennyh stipendii [Students ended up with reduced scholarships]. https://www.kommersant.ru/doc/2680594 (In Russ.).
  23. Sharkov F.I., Revzina E.M. Forsajt rossijskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy [Foresight of the Russian education: Problems and prospects]. Trud i Socialnye Otnosheniya. 2017: 1 (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».