ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессионализации личности в условиях информационного общества, раскрывается суть профессионализации, выделяются ее этапы, анализируются ее особенности в условиях информатизации образовательного процесса и профессиональной деятельности. Профессионализация понимается авторами как процесс профессионального роста индивида, обучение профессии, т.е. профессиональная самореализация - одна из форм жизненной самореализации. Отмечается, что с всеобщей компьютеризацией социально-культурной действительности, характерной для информационного общества, связаны и процессы информатизации всех форм профессионального становления и развития человека, широкое внедрение информационных технологий в профессионализацию личности. Следствием глобализации процессов информатизации в современном обществе стало изменение не только содержания наших знаний о мире, но и способов их получения, воспроизведения и передачи, что, в конечном счете, существенно повлияло на внутренние структуры личности. Под воздействием новых информационных технологий изменился стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки. Компьютерные технологии раскрывают перед человеком невиданные ранее возможности образовательного роста и профессионального самосовершенствования. Однако, как всякое техническое достижение, компьютерные технологии имеют и негативные последствия, в том числе в сфере профессионального образования - важнейшего этапа профессионализации. В познавательно-мыслительном плане это формирование нелинейного, ассоциативного, мозаичного мышления, переизбыток информации, ослабление творческих начал. В гуманитарном плане информационные технологии механизируют и стандартизируют образовательную деятельность, обезличивают процесс обучения, ослабляя в целом гуманитарные аспекты образования. Таким образом, глобальное и бездумное внедрение информационных технологий в процесс становления профессионала способно породить множество проблем и, в конечном счете, привести к серьезному обеднению профессионализации, которая может превратиться из сложнейшего творческого процесса «созидания» профессионала в примитивную, хоть и обладающую высокой скоростью и большим объемом, передачу информации, в «операционализм» вместо профессионализма.

Об авторах

Владимир Анатольевич Цвык

Российский университет дружбы народов

Email: tsvyk_va@rudn.university
доктор философских наук, декан и заведующий кафедрой этики факультета гуманитарных и социальных наук ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Ирина Вячеславовна Цвык

Московский авиационный институт

Email: tsvykirina@mail.ru
доктор философских наук, профессор кафедры философии Волоколамское шоссе, 4, Москва, 125993, Россия

Список литературы

  1. Abbott A. The order of professionalization. An empirical analysis. Work and Occupations. 1991; 18 (4).
  2. Abramov R.N. Rossiiskie menedgery: Sociologichesky analiz stanovleniya professii [Russian Managers: Sociological Analysis of the Profession Development]. Moscow: KomKniga; 2005 (In Russ.).
  3. Evens J. Reinterpreting professionalism as a discourse of social control and occupational change. Svenson L., Evetts J. (Eds.) Conceptual and Comparative Studies of Continental and Anglo-American Professions. Goteborg: Goteborg University; 2003.
  4. Evetts J. Short note: The sociology of professional groups. Current Sociology. 2006; 54 (1).
  5. Forsyth P.B., Danisiewicz T.J. Toward a theory of professionalization. Work and Occupations. 1985; 12 (1).
  6. Khitrin K.L. Professionalizatsiya socialnyh grupp: traditsii izucheniya i osobennosti protekaniya v sovremennyh usloviyah [Professionalization of social groups: Traditions of study and features of development under the contemporary conditions]. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/31853/ 1/srbu_2015_101.pdf (In Russ.).
  7. Informatsionnye i kommunikatsionnye tehnologii v obrazovanii [Information and Communication Technologies in Education]. Dendev B. (Ed.). Moscow: UNESCO; 2013 (In Russ.).
  8. Kuzibetsky A.N. Postindustrialnaya sistema dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v informatsionnom obschestve: akmeologicheskii aspekt [Post-industrial system of additional professional education in the information society: An acmeological aspect]. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. 2014; 1 (9) (In Russ.).
  9. Lapshin I.E. Vysshee obrazovanie kak faktor socializatsii sovremennoi molodezhi: eticheskii aspekt [Higher education as a factor of the contemporary youth socialization: An ethical aspect]. RUDN Journal of Philosophy. 2016; 3 (In Russ.).
  10. Larson M. The Rise of Professionalism: A Sociological Analysis. Berkeley-London: University of California Press; 1977.
  11. Mansurov V.A., Yurchenko O.V. Konstruirovanie novyh statusnyh pozitsii v protsesse professionalizatsii [Creating new status positions in the course of professionalization]. Modernizatsiya socialnoi struktury rossiiskogo obschestva. Otv. red. Z.T. Golenkova. Moscow: IS RAN; 2008 (In Russ.).
  12. Mansurov V.A., Yurchenko O.V. Sociologiya professii: istoriya, metodologiya i praktika issledovaniya [Sociology of professions: History, methodology and research]. Sociologicheskie Issledovanija. 2009; 8 (In Russ.).
  13. McClelland C. The German Experience of Professionalization. Cambridge: Cambridge University Press; 1991.
  14. Roe A. The Psychology of Occupations. New York; Willey; 1956.
  15. Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R. Tri tipa znaniya v sociologii professii [Three types of knowledge in sociology of professions]. Socialnaya dinamika i transformatsiya professionalnyh grupp v sovremennom obschestve. Mansurov V.A. (Ed.). Moscow; 2007 (In Russ.).
  16. Savvina O.V. Eticheskoe regulirovanie v vysshem uchebnom zavedenii i usloviya ego effektivnosti [Ethical regulation in a higher educational institution, and the conditions for its effeciency]. Filosofiya i Kultura. 2013; 8 (In Russ.).
  17. Tsvyk V.A. Nravstvennye tsennosti professionalnoi deyatelnosti [Moral values of professional activities]. Lichnost. Kultura. Obschestvo. 2014; XVI (1-2) (In Russ.).
  18. Tsvyk V.A., Mukhametzhanova V.S. Ethical basis of professionalism. 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education. Atlantis Press; 2017.
  19. Tsvyk I.V. Kompyuternaya etika i problemy intellektualnoi bezopasnosti [Computer ethics and issues of intellectual security]. RUDN Journal of Philosophy. 2013; 3 (In Russ.).
  20. Tsvyk I.V. Kompyuternye tehnologii v sovremennom obrazovatelnom protsesse: etichesky aspekt [Computer technologies in the contemporary educational process: An ethical aspect]. RUDN Journal of Philosophy. 2017; 21 (3) (In Russ.).
  21. Tsvyk V.A. et al. Etika vysshei shkoly [Ethics of Higher Education]. Moscow: RUDN; 2016 (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».