Ambient media в формировании образа социокультурного пространства города
- Авторы: Голубкова Е.А.1, Грунт Е.В.1, Атлагич С.2
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
- Белградский университет
- Выпуск: Том 25, № 3 (2025)
- Страницы: 797-811
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2272/article/view/348858
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2025-25-3-797-811
- EDN: https://elibrary.ru/AFGBJI
- ID: 348858
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен компаративистский анализ восприятия ambient media в социокультурном пространстве Екатеринбурга (Россия) и Ньюкасла (Великобритания), проведенный с позиции конструктивного сценария преодоления отчуждения городского пространства и адаптации к динамическим изменениям. Авторы предлагают свое определение ambient media, включающее следующие элементы: особая форма нестандартных рекламных коммуникаций; точное контекстное соответствие рекламного сообщения окружающей среде; включенность в окружающую среду (новая форма организации социокультурного пространства); моделирование городского пространства посредством наполнения его новыми смыслами. В исследовании сочетались количественный (онлайн-опрос жителей Екатеринбурга) и качественный (фокус-группы с «активными» горожанами Екатеринбурга, интервью с профессиональной группой горожан - представителями рекламного рынка и интервью с жителями Ньюкасла) подходы. Оценка ambient media профессиональными и непрофессиональными группами горожан показала актуальность и жизнеспособность данной формы рекламы и позволила выявить ее коммуникативные, социокультурные и психологические преимущества. Для жителей Ньюкасла наиболее важны функциональные и коммуникативные аспекты аmbient media, а также забота рекламодателя о потребителе, тогда как для екатеринбуржцев - эстетический фактор (изменение облика города, встроенность интересной рекламы в его архитектуру). Исследование зафиксировало проективную модель социокультурного пространства образа Екатеринбурга, созданного с помощью аmbient media: креативность, современность, забота о горожанах, привлекательность для туристов, формирование чувства гордости у местных жителей. Авторы признают, что восприятие аmbient media может быть иным в малых и средних городах, поэтому отмечают необходимость продолжения исследований и расширения их предметного поля.
Об авторах
Екатерина Александровна Голубкова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: e.a.golubkova@urfu.ru
кандидат социологических наук, доцент кафедры интегрированных коммуникаций и брендинга Института экономики и управления ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620000, Россия
Елена Викторовна Грунт
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Email: helengrunt2002@yandex.ru
доктор философских наук, профессор кафедры прикладной социологии ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620000, Россия
Синиша Атлагич
Белградский университет
Email: sinisa.atlagic@fpn.bg.ac.rs
доктор политических наук, профессор кафедры журналистики и коммуникативистики факультета политических наук ул. Йове Илича, 165, Белград, 11000, Сербия
Список литературы
- Golubkova E.A. Nestandartnye kommunikatsii v otsenkah professionalnogo reklamnogo soobshchestva Ekaterinburga [Non-standard communications in the assessments of the professional advertising community of Yekaterinburg]. Izvestiya Uralskogo Federalnogo Universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye Nauki. 2019; 14 (4). (In Russ.).
- Jacobs J. Smert i zhizn bolshih amerikanskih gorodov [The Death and Life of Great American Cities]. Moscow; 2011. (In Russ.).
- Zhigunina L.V., Lebedev A.B. Fenomen sovershennoletiya v situatsii “postideologii”: chto nam pokazhet reklama? [The phenomenon of coming of age in a “post-ideology” situation: What will advertising show?]. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnye Nauki. 2013; 1. (In Russ.).
- Ignatyev V.M., Sereda M.V. Klassifikatsiya reklamy v sovremennom marketinge [Classification of advertising in contemporary marketing]. Upravlenie Sotsialno-Ekonomicheskimi Sistemami: Teoriya, Metodologiya, Praktika. 2017; 5. (In Russ.).
- Kirilenko N.P., Prangishvili I.G. Ambient media kak novaya forma reklamy [Ambient media is a new form of advertising]. Vestnik RUDN. Seriya: Literaturovedenie, Zhurnalistika. 2014; 20 (2). (In Russ.).
- Levinson J.C. Partizansky marketing. Prostye sposoby polucheniya bolshih pribylej pri malyh zatratah [Guerrilla Marketing: Easy and Inexpensive Strategies for Making Big Profits]. Saint Petersburg; 2015. (In Russ.).
- Luhmann N. Realnost mass-media [The Reality of the Mass Media]. Moscow; 2005. (In Russ.).
- McLuhan M. Ponimanie Media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: The Extensions of Man]. Moscow; 2007. (In Russ.).
- Nazarchuk A. Uchenie Niklasa Luhmanna o kommunikatsii [Niklas Luhmann’s Theory of Communication]. Moscow; 2012. (In Russ.).
- Prangishvili I.G. Ambient media kak novy vid SMI: k voprosu ob istorii [Ambient media as a new type of mass media: History of the phenomenon]. Molodoj Ucheny. 2014; 1. (In Russ.).
- Prangishvili I.G. Ambient media kak novy vid reklamy [Ambient media as a new type of advertising]. Filologicheskie Nauki. Voprosy Teorii i Praktiki. 2014; 6 (1). (In Russ.).
- Sartre J.P. Sumerki bogov [Twilight of the Gods]. Moscow; 1989. (In Russ.).
- Syrtsova I. Reklamny fengshui, ili okruzhayushchaya sreda kak reklamonositel [Advertising Feng Shui, or environment as an advertising medium]. Praktika Reklamy. 2015; 12. (In Russ.).
- Sztompka P. Sotsiologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Sociology. Analysis of Modern Society]. Moscow; 2005. (In Russ.).
- Blackman S., Matlo C., Bobrovitskiy Ch. et al. Ambient assisted living technologies for aging well: A scoping review. Journal of Intelligent Systems. 2015; 1.
- Dahlen M., Modig E., Rosengren S. The value of ambient communication from a consumer perspective. Journal of Marketing Communications. 2015; 21 (1).
- Dalcher D. Time to rethink the social element of projects: Building on ambient awareness and social media. PM World Journal. 2015; 5 (5).
- Gambetti R.C. Ambient communication: How to engage consumers in Urban Points. California Management Review. 2010; 52 (3).
- Hutter K., Hoffmann S. Guerrilla marketing: The nature of the concept and propositions for further research. Asian Journal of Marketing. 2011; 5 (2).
- Hutter K., Hoffmann S. Surprise, surprise. Ambient media as promotion tool for retailers. Journal of Retailing. 2014; 90 (1).
- Levordashka A., Utz S. Ambient awareness: From random noise to digital closeness in online social networks. Computers in Human Behavior. 2016; 60 (3).
- Lugmayr A., Serral E., Scherp A. et al. Ambient media today and tomorrow. Multimedia Tools and Applications. 2016; 71 (1).
- Luxton S., Drummond L. What is this thing called ambient advertising? Australian and New Zealand Marketing Academy Conference “Visionary Marketing for the 21st Century: Facing the Challenge”. Gold Coast; 2011.
- McCulloch M. Ambient Commons: Attention in the Age of Embodied Information. The MIT Press; 2015.
- Roquet P. Emotion, Space and Society. Ambient Media: Japanese Atmospheres of the Self. Minneapolis; 2016.
- Rosengren S., Modig E., Dahlen M. The value of ambient communication from a consumer perspective. Journal of Marketing Communications. 2015; 21 (1).
- Ryan-Segger T. How ambient media has grown up. B&T Weekly. 2007; 57 (2603).
- Schäfer F. Ambient media: Japanese atmospheres of self by Paul Roquet. Journal of Japanese Studies Society. 2018; 44 (1).
- Shankar A., Horton B. Ambient media: Advertising’s new media opportunity. International Journal of Advertising. 1999; 18 (3).
- Shelton A.J., Łukasz P., Wojciechowski J., Warner J. Ambient marketing practices in the United States: A professional view. Communication Today. 2016; 7 (1).
Дополнительные файлы

