Нарратив как мнемонический текст (на материале нарративов «детей войны»)
- Авторы: Колышева О.Н.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 11, № 2 (2020): Семантика универсального и специфического в языке и тексте
- Страницы: 398-411
- Раздел: СЕМИОТИКА ТЕКСТА И ДИСКУРСА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323289
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-2-398-411
- ID: 323289
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению нарративов «детей войны» как мнемонических текстов, объединенных общей темой и содержащих воспоминания о Великой Отечественной войне. Междисциплинарный подход к анализу таких текстов позволяет описать репрезентацию войны в сознании ее очевидцев, проследить ее переосмысление и меняющийся характер воспоминаний. В статье выделяются и иллюстрируются отличительные черты нарратива как мнемонического текста, а именно ретроспективный характер повествования, структурно-семантическая неоднородность текстов, языковое выражение подлинности событийного ряда, взаимодействие нарратора с интервьюером в ходе наррации, темпоральная отсроченность воспоминаний, отражающаяся в оценочных суждениях, самоанализе произошедших событий, рефлексии, а также когнитивный «симбиоз» прошлого и настоящего, выраженный в смешении глагольных времен. В статье вводится понятие мнемической ситуации, описывается ее структура и виды: ситуация хранения информации, ситуация утраты информации, ситуация отсутствия информации и ситуация восстановления информации. В ходе исследования были обнаружены примеры разворачивания нескольких видов мнемической ситуации в рамках одного предложения или тематического фрагмента.
Ключевые слова
Об авторах
Ольга Николаевна Колышева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kolysheva-on@rudn.ru
ассистент кафедры общего и русского языкознания филологического факультета
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Российская Федерация, 117198Список литературы
- Kubrjakova, E.S., Dem’jankov, V.Z., Pankrac, Ju.G. & Luzina, L.G. (1997). A short dictionary of cognitive terms. Moscow. (In Russ.).
- Krasnyh, V.V. (2001). Basics of Psycholinguistics and Communication Theory. Course of lectures. Moscow: Gnozis. (In Russ.).
- Shheglova, T.K. (2011). Oral history: a textbook for students of higher education in the 540400.68 (050400) field of study Social and economic education. Barnaul: AltGPA. (In Russ.).
- Bruner, J. (1987). Life as Narrative. Social Research, 54 (1), 11—32.
- Labov, W. (1997). Some Further Steps in Narrative Analysis. Special issue of The Journal of Narrative and Life History.
- Njubina, L.M. (2000). Memory and text: a monograph. Smolensk. (In Russ.).
- Frisch, M. (2003). Commentary: Sharing Authority: Oral History and the Collaborative Process. The Oral History Review, 30(1), 111—113.
- Shmid, B. (2003). Narrathology. Moscow: Slavic languages. (In Russ.).
- Kuzmina, S.G. (2016). Cognitive-speech features of the mnemonic text author. IKBFU’s Vestnik. Ser. Philology, Pedagogy, and Psychology, 1, 12—19. (In Russ.).
- Rogachyova, Ju.N. (2003). Representation of the frame “memory” in modern English (On the material of verb vocabulary) [dissertation]. Belgorod. (In Russ.).
- Ishakova, R.F. (2017). Some features of representation of memory processes in public speeches. Philological sciences. Theoretical and practical issues. Tambov: Gramota, 11(77— 1), 105—108. (In Russ.).
- Tivjaeva, I.V. (2017). Cognitive-communicative approach to the study of linguistic representation of memory processes. Journal of Psycholinguistics, 31, 124—139. (In Russ.).
- Ishakova, R.F. & Homjakova, E.G. (2009). Memory and Perception: Some Aspects of Language Representation. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature,1(1), 84—89. (In Russ.).
Дополнительные файлы
