Средства имплицитности в жанре русскоязычных политических блогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено описанию жанровых особенностей блога, а также анализу языковых средств, актуализирующих имплицитные смыслы в политических блогах. Непрерывное развитие средств коммуникации ставит перед исследователями задачи изучения особенностей новых медиа. С точки зрения лингвистики одним из наиболее обоснованных подходов к такого рода исследованиям является жанровый подход. Мы полагаем, что прагматическое жанроведение наиболее полно удовлетворяет потребности изучения блогов, т.к. направлено на диалогичность жанра и позволяет учитывать фактор адресанта и адресата. Блог является гибридным жанром, произошедшим из жанра личных дневников. Мы считаем, что блоги могут считаться гипержанром, объединяющим в себе жанр блоговой заметки и жанр комментария. В статье приводятся основные характеристики блога как жанра компьютерно-опосредованной коммуникации. Теория языковых средств имплицитности активно разрабатывается многими учеными. Нашей целью стало исследование средств имплицитности, к которым прибегают авторы русскоязычных политических блогов. Актуальность изучения проблемы имплицитности и имплицитных смыслов заключается в отсутствии согласованного мнения относительно природы имплицитности. Кроме того, нам представляется актуальной разработка типов языковых средств, реализующих имплицитные смыслы. Описание особенностей языковых средств имплицитности, характерных для интернет-жанров, в частности, жанра блога, также является актуальной исследовательской задачей. Исследование проводилось качественными общенаучными и лингвистическими методами. Результаты показали, что русскоязычные блогеры склонны использовать стилистически сниженную лексику, фразеологические выражения и аллюзии для выражения негативной имплицитной оценки политическим деятелям и событиям.

Об авторах

Наталья Юрьевна Видинеева

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ya.natashavidineeva@yandex.ru

преподаватель кафедры «Английский язык» Историко-филологического факультета

ул. Красная, 40, Пенза, Российская Федерация, 440026

Список литературы

  1. Shipitsina, L.Y. (2012). Hybridity as a characteristic property of computer-mediated communication. Cherepovets State University Bulletin, 3—1 (40), 91—95. (In Russ.)
  2. Dementiev, V.V. (2010). Theory of speech genres. Moscow: Znak. (In Russ.)
  3. Vidineeva, N.Yu. (2019). Principles of speech implicitness distinguishing (based on British media discourse) In Modern trends in linguistics and language teaching: the problem of the method. Materials of the III International scientific and practical conference. Vol. 1. Penza. pp. 35—39. (In Russ.)
  4. Vidineeva, N.Yu. (2019). Implicit linguistic means in the genre of blogs on brexit. Political Linguistics, 5, 64—75. doi: 10.26170/pl19-05-06. (In Russ.).
  5. Yule, G. (1996). Pragmatics. Oxford: Oxford Univ. Pr.
  6. Bauman, M.L. (1999). The Evolution of Internet Genres. Computers and Composition, 16, 269—282. doi: 10.1016/S8755-4615(99)00007-9.
  7. Bakhtin, M.M. (1997). The problem of speech genres In Bakhtin M.M. Collected works. Vol. 5. Moscow: Russian Dictionaries. pp. 159—206. (In Russ.)
  8. Goroshko, E.I. & Polyakova, T.L. (2015). The construction of a typology of social media genres. Speech Genres, 2, 119—127. (In Russ.).
  9. Kirillov, A.G. (2017). Transformation of the blog genre in the programs for instant messaging. Speech Genres, 2, 260—267. doi: 10.18500/2311-0740-2017-2-16-260-267. (In Russ.).
  10. Herring, S.C., Scheidt, L.A., Wright, E. & Bonus, S. (2005). Weblogs as a bridging genre. Information Technology and People, 18(2), 142—171. doi: 10.1108/09593840510601513. [Electronic resource] URL: https://www.researchgate.net/publication/220436990_Weblogs_ as_a_bridging_genre (accessed: 05.08.2019).
  11. Kirillov, A.G. (2014). Discourse in the blogosphere: the key concepts and categories of blogs as hypergene of computer-mediated communication In Genres and types of text in scientific and media discourse: Interuniversity collection of scientific papers. Vol. 12. Orel. p. 260—270. (In Russ.).
  12. Bazhenova, E.A. & Ivanova, I.A. (2012). Blog as an Internet genre. Bulletin of Perm University. Series: Russian and foreign philology, 4, 125—131. (In Russ.).
  13. Kolokoltseva, T.N. (2016). The dialogue in the genres of Internet communication (chat, forum, blog). Speech Genres, 2, 97—105. doi: 10.18500/2311-0740-2016-2-14-96-104. (In Russ.).
  14. Melikyan, S.V. (2013). Current trends in interaction with the audience on the Internet. Scientific Bulletin of Voronezh state University of architecture and civil engineering. Series: social and humanitarian sciences, 2, 130—136. (In Russ.).
  15. Ermakova, E.V. (2009). Multiple aspects of implicitness: implicitness in language and speech. Proceedings of Saratov University. Series: Sociology. Political science, 1, 58—61. (In Russ.).
  16. Arzhanova, I.A. & Abrashkina, M.V. (2018). Distinctive features and criteria for identifying colloquial and stylistically reduced vocabulary In Foreign languages in the dialogue of cultures. Materials of the all-Russian scientific and practical conference (with international participation). Saransk. pp. 122—126. (In Russ.).
  17. Melikyan, A.V. (2015). Functioning of stylistically reduced vocabulary in the modern political discourse of the United States In Language and law: actual problems of interaction. Materials of the V International scientific and practical conference. Rostov-on-Don. pp. 171—177. (In Russ.).
  18. Kulikova, O.F. (2019). Stylistically reduced vocabulary in the language of the newspaper (based on the material of the “Pacific star”). Amur scientific bulletin, 2, 23—27. (In Russ.).
  19. Malyarchuk-Proshina, U.O. & Krapaleva, U.E. (2018). Stylistically reduced vocabulary in print media texts. Trends in the development of science and education, 43, 39—43. (In Russ.).
  20. Leskina, S.V. (2012). Actualization of the principle of the reliability of negation in Russian and English phraseological units in the process of interaction between the categories of pejorative and emotive. Bulletin of the Leningrad state University named after A. S. Pushkin, 1, 171—181. (In Russ.).
  21. Arsenault, M. (2014). An Implicature Account of Idioms. International Review of Pragmatics, 6.1, 59—77. doi: 10.1163/18773109-00601004.
  22. Cuddon, J. (2013). Dictionary of Literacy Terms and Literacy Theory. Oxford: Wiley-Blackwell.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».