Гармония и дисгармония: акустическая оппозиция в ранней лирике Александра Блока
- Авторы: Темиргазина З.К.1, Жакупова Г.К.2
-
Учреждения:
- Высшая школа гуманитарных наук Павлодарский педагогический университет
- Назарбаев интеллектуальная школа
- Выпуск: Том 12, № 1 (2021)
- Страницы: 137-152
- Раздел: СЕМИОТИКА И ПОЭТИКА ТЕКСТА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323399
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-1-137-152
- ID: 323399
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследуется роль наблюдателя - субъекта акустического восприятия в поэтическом нарративе, в частности, в построении двоемирия в раннем цикле Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Акустические перцептивные данные положены в основу создания сложных мистико-философских символов и поэтических образов. Божественный, идеальный мир Прекрасной Дамы и реальный мир лирического героя противостоят друг другу в акустическом плане, что порождает оппозицию ГАРМОНИЯ - ДИСГАРМОНИЯ. Названная оппозиция реализуется в типичных для вышнего мира музыкальных звуках, песнях, колокольном звоне. Реальный мир характеризуется другими звуками, немузыкальными: стонами, скрипом, жалобами, плачем. Соответственно, эмоции ценностно различаются в зависимости от принадлежности тому или иному миру: в мире Прекрасной Дамы тихо смеются, радуются, в мире лирического героя плачут, стонут, жалуются. Значимым символом божественного мира является ТИШИНА. Мир Прекрасной Дамы, таким образом, гармоничен, музыкален и тих. Его важным элементом выступают голоса птиц: лебедей, журавлей, орлов. Обоняние, осязание и вкус играют незначительную роль в создании блоковского двоемирия. Температурные ощущения участвуют в формировании символа ХОЛОД как враждебного божественному миру явления. Таким образом, концепция двоемирия в ранней лирике Блока воплощается в ряде акустических оппозиций и акустических символах тишины, песни, колокольного звона.
Ключевые слова
Об авторах
Зифа Какбаевна Темиргазина
Высшая школа гуманитарных наук Павлодарский педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zifakakbaevna@mail.ru
доктор филологических наук, профессор
140005, Республика Казахстан, Павлодар, ул. Мира, 60Гульжан Кайриденовна Жакупова
Назарбаев интеллектуальная школа
Email: gulzhan_n@pvl.nis.edu.kz
преподаватель
140012, Республика Казахстан, Павлодар, ул. Ткачева, 16/2Список литературы
- MсHale, B. (2009). Beginning to think about narrative in poetry. Columbus.
- Brokmejer, J. & Harre, R. (2000). Narrative: problems and promises of one of the alternative paradigm. Problems of Philosophy, 3, 29—42. (In Russ.).
- Srebryanskaya, N.A. (2005). Narrative deixis and its correlation with the categories of literary text. Bulletin of TSPU. Series: Humanities (Philology), 3(47), 69—74. (In Russ.).
- Paducheva, E.V. (2006). Observer: typology and possible interpretations. Мoscow. (In Russ.).
- Zhirmunskij, V.M. (1996). German romanticism and modern mysticism. St. Petersburg: Axioma. (In Russ.).
- Time, G. (2005). A. Blok and German Culture. Russian literature, 4, 204—208. (In Russ.).
- Mints, Z.G. (2000). Alexander Blok and Russian writers. St. Petersburg: Iskusstvo-SPB. (In Russ.).
- Shliakhova, G.I. (2019). Usual and Individual Authorial Functioning of Lexemes “Dream” and “Reverie” in Igor-Severyanin’s Poetry. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 10(4), 1106—1115. doi: 10.22363/2313-2299-2019-10-4-1106-1115. (In Russ.).
- Mints, Z.G. (1979). A. Blok’s symbol. Russian literature, 7(3), 193—248. (In Russ.).
- Etkind, E.G. (1997). Blok’s duality. In There, inside: On Russian poetry of the twentieth century. St. Petersburg. pp. 51—59. (In Russ.).
- Mints, Z.G. (1980). Blok and Russian Symbolism In Literary Heritage. Vol. 92. Alexander Blok. Book 1. Мoscow. pp. 98—172. (In Russ.).
- Ul’man, S. (1970). Semantic Universals In New in linguistics. Vol. 5. Мoscow. pp. 250—299. (In Russ.).
- Temirgazina, Z., Khamitova, G. & Orazalinova, K. (2016). Didactic Features оf a Learner’s English-Russian Dictionary of Biology Development. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, 7(2), 317—326.
- Moiseeva, S.A. (2003). Perception verbs and deixis. Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 5, 106—116. (In Russ.).
- Temirgazina, Z., Nikolaenko, S., Akosheva, M., Luczyk, M. & Khamitova, G. (2020). “Naive anatomy” in the Kazakh language world picture in comparison with English and Russian. XLinguae, 13(2), 3—16. doi: 10.18355/XL.2020.13.02.01.
- Blok, А.А. (1982). Lyrics. Theater. Мoscow: Pravda. (In Russ.).
- Rennert, J. (1979). Die musikalische Zeit — Alexander Block in Gesprach In Schriftsteller uber Weltliterature. Berlin, Weimar. pp. 99—104.
- Koroleva, V.V. (2007). Blok and E.T.A. Hoffmann: Traditions of Romanticism in Symbolist Poetics. Ivanovo. (In Russ.).
- Temirgazina, Z.K. (2013). Cultural Scenarios of Emotions of Sadness, Sorrow and Grief. Middle-East Journal of Scientific Research, 13, 224—229. doi: 10.5829/idosi.mejsr.2013.13.sesh.1440.
- Avdevnina, O.Yu. (2015). Perceptual and semantic dominants in artistic style formation. Saratov University Bulletin. New episode. Series: Philology. Journalism, 15(4), 45—52. (In Russ.).
- Klyuev, E.V. (1999). Rhetoric (Invention. Disposition. Elocution). Мoscow: PRIOR. (In Russ.).
Дополнительные файлы
