Эмоции в ментально-языковом пространстве лирического стихотворения
- Авторы: Синельникова Л.Н.1
-
Учреждения:
- Луганский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 14, № 2 (2023)
- Страницы: 466-482
- Раздел: ЛИНГВИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323440
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-2-466-482
- EDN: https://elibrary.ru/LZNZYS
- ID: 323440
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В основе статьи лежит доклад, прочитанный на заседании круглого стола «Язык как искусство», посвященного 90-летию со дня рождения замечательного лингвиста Л.А. Новикова, труды которого по проблемам языкового значения, эстетическим аспектам языка получили широкое признание и вошли в золотой фонд филологической науки. Выбор темы исследования методологически согласован с концепцией словесного искусства Л.А. Новикова, концентрированно представленной в термине «поэтема». Эмотивы (лексика, называющая, выражающая и описывающая эмоции) можно отнести к классу поэтем, поскольку процесс вербализации эмоций в поэзии связан с их эстетической трансформацией. Описание эмоций проведено по нескольким направлениям, каждое из которых значимо для понимания специфики вербализации эмоций в стихотворении. Новый аспект рассмотрения поэтической семантики эмотивов автор связывает с влиянием грамматического значения наклонения глагола на иллокутивную функцию вербализованных эмоций, участвующих в волеизъявлении. Кроме того, повелительное наклонение и инфинитив акцентируют семантику экстравертности (эмоции для других и для себя), сослагательное наклонение интравертно (эмоции для себя). Внимание к сопровождающим эмотив неопределенным, указательным, отрицательным и притяжательным местоимениям позволило получить дополнительные сведения о контекстных свойствах эмоций. Показано, что метафорические ряды эмоций организуют личностный ментальный образ мира поэта. Базовые поэтические эмоции, выявленные по факту аттрактивности (взаимное притяжение, сближение), имеют отношение к русской ментальности в целом. Комплекс рассмотренных проблем значим для наполнения содержанием формирующегося понятия «эмоциональная картина мира».
Ключевые слова
Об авторах
Лара Николаевна Синельникова
Луганский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: prof.sinelnikova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8140-5648
SPIN-код: 3053-7270
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языкознания и коммуникативных технологи
91011, Российская Федерация, г. Луганск, ул. Оборонная, 2Список литературы
- Novikov, L.A. (1982). The Art of the Word. Moscow: Pedagogika. (In Russ.).
- Feshchenko, V.V. (2021). Literary communication: from semiotic models to a theory of linguistic aesthetics. Slovo.ru: baltic accent, 12(1), 7–31. https://doi.org/10.5922/22255346-2021-1-1 (In Russ.).
- Novikov, L.A. (2001). Selected works. Vol. II. Aesthetic aspects of language. Miscellanea. Moscow: RUDN publ. (In Russ.).
- Novikova, M.L. (2010). The Сreative Potential of Ostrannenie. Functional and Grammatical Principle of Ostrannenie Sing Structure Study. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 2, 19–27. (In Russ.).
- Shvets, A. (2021). Estrangement as a way of cognition: problems and prospects. International round table “Surprise from the text: ostran (n) in the aspect of cognitive pragmatics” (Moscow State University, March 29, 2021). New Literary Review, 5(171). (In Russ.).
- Temirgazina, Z.K. (2022). A Poeteme as a Tool for the Analysis of a Lyrical Text in L.A. Novikov’s Concept of Language as Art. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 13(2), 249–261. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-132-249-261 (In Russ.).
- Shakhovsky, V.I. (2019). Emotional worldview of the in verbal presentation. Russian Word World, 1, 35–43. (In Russ.).
- Ionova, S.V. (2022). Linguopsychology of emotions in the modern linguistics concepts. Journal of Psycholinguistics, 1(51), 26–39. https://doi.org/10.30982/2077-5911-202251-1-26-39. (In Russ.).
- Kolyadko, S.V. (2021). Emotive analysis of a poetic work. Verkhnevolzhsky. Philological Bulletin, 1(24), 45–51. https://doi.org/10.20323/2499-9679-2021-1-24-4551. (In Russ.).
- Korzhavin, N. (1991). Playing with the devil (About Alexander Blok's poem “To the Muse”. In: Poetry: Almanac. Iss. 59. Moscow: Molodaya gvardiya. (In Russ.).
- Vasileva, A.А. (2021). Imperative Statements — one of the Forms of Representation of a Linguistic Personality. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 12(1), 185–195. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-1-185-195. (In Russ.).
- Milyutina, M.G. (2021). Functional grammar in the service of poetry (infinitive writing in poetical texts by B. Akhmadulina, I. Brodsky, A. Kushner). Siberian Journal of Philology, 4, 276–288 https://doi.org/10.17223/18137083/77/21. (In Russ.).
- Panteleeva, G.V. (2019). Definition of the term anticipation in Russian psychology. Scientific notes of the P.F. Lesgaft University, 8(174), 282–288. (In Russ.).
- Sidorova, M.Yu. & Lipgart, A.A. (2018). Grammar of modern Russian poetry: linearization and syntactic techniques. The world of the Russian word, 3, 52–71. (In Russ.).
- Severskaya, O.I. (2020). “Stay with me. Talk to me”: reader interaction strategies in modern poetry. Communication Studies, 7(2), 419–436. (In Russ.).
- Fedyunina, G.V. (2009). Pronouns in the context of cognitive linguistics. Siberian Philological Journal, 3, 124 —128. (In Russ.).
- Kiseleva, L.A. (2020). Modern linguistics of emotions: postclassical stage. Philological sciences. Scientific reports of the higher school, 2. 11–18. (In Russ.).
- Bogoyavlenskaya, Y.V. (2018). Parcelling as a cognitive and semiotic phenomenon. Tomsk State University Journal of Philology, 55, 5–16. https://doi.org/10.17223/19986645/55/1. (In Russ.).
- Kozhevnikova, N.A. (1990). Sound organization of verse. In: Essays on the history of the language of Russian poetry of the XX century. Poetic language and idiostyle: General questions. Sound organization of the text. Moscow: Nauka. (In Russ.).
Дополнительные файлы
