Эмоциональная выразительность в русском жестовом языке: психолингвистический анализ
- Авторы: Файзуллина Э.Ф.1, Ильичева Т.Е.1, Лайкова Ю.В.1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025): Актуальные проблемы психолингвистики, кросс-культурных исследований и поликанальной коммуникации
- Страницы: 427-440
- Раздел: ПСИХОЛИНГВИСТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323521
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2025-16-2-427-440
- EDN: https://elibrary.ru/HEHKLG
- ID: 323521
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вопрос эмоциональной выразительности в русском жестовом языке (РЖЯ) возможно рассмотреть через призму психолингвистического анализа, который помогает понять, как глухие люди используют невербальные средства для более точного выражения своих эмоций и восприятия эмоций партнера по общению. С этой целью приведен краткий обзор теоретических основ исследования эмоциональной выразительности в жестовых языках, определены основные средства выражения эмоций в РЖЯ, выполнен анализ собранных данных о жестах, выражающих эмоции, дано сравнение их с аналогичными проявлениями в звуковом языке. Представлены результаты экспериментов, проведенных зарубежными учеными, направленных на изучение восприятия эмоциональных сигналов глухими людьми посредством жестов и визуальных образов. Данные исследования подтвердили, что носители жестовых языков воспринимают эмоциональные сигналы посредством зрительных каналов и используют эти сигналы для воспроизведения эмоциональных связей в межличностном общении. Один из центральных аспектов исследования касается адаптации глухими людьми коммуникативных стратегий в зависимости от эмоционального контекста. Установлено, что глухие люди обладают повышенной чувствительностью к невербальным сигналам, что позволяет им компенсировать отсутствие звуковой информации. Кроме того, рассмотрен вопрос о различии в восприятии эмоциональных сигналов глухими и слышащими людьми. Выявлено, что у глухих людей повышается чувствительность к невербальным эмоциональным сигналам, таким как мимика и жесты, что помогает им эффективно компенсировать отсутствие звукового сопровождения. Результаты исследования имеют большое значение для теории жестовых языков, практики обучения и перевода, а также разработки технологий, направленных на улучшение коммуникаций глухих и доступности информации для них. Изучение эмоциональной выразительности - одна из актуальных проблем русского жестового языка, требующая системного подхода, так как эмоционально насыщенное общение способствует когнитивному развитию глухих и лучшему усвоению ими как жестового, так и словесного языка.
Ключевые слова
Об авторах
Эльмира Фоатовна Файзуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: efkf@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8208-0977
SPIN-код: 9130-8950
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики института филологии и межкультурной коммуникации Высшей школы русской филологии и культуры им. Льва Толстого
420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18Татьяна Евгеньевна Ильичева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: itae@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-2218-3103
SPIN-код: 6255-6176
старший преподаватель кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики института филологии и межкультурной коммуникации Высшей школы русской филологии и культуры им. Льва Толстого
420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18Юлия Владимировна Лайкова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: julaikova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0909-9353
SPIN-код: 3767-9750
кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики института филологии и межкультурной коммуникации Высшей школы русской филологии и культуры им. Льва Толстого
420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18Список литературы
- Boudreault, P., & Mayberry, R.I. (2006). Grammatical processing in American Sign Language: Age of first-language acquisition effects in relation to syntactic structure. Language and cognitive processes, (21), 608–635. https://doi.org/10.1080/01690960500139363
- Goldin-Meadow, S., & Brentari, D. (2017). Gesture, sign, and language: The coming of age of sign language and gesture studies. Behavioral and brain sciences, (40), e46. https://doi.org/10.1017/S0140525X15001247
- Sandler, W. (2012). The phonological organization of sign languages. Language and linguistics compass, 21(3), 162–182. https://doi.org/10.1002/lnc3.326
- Padden, C.A., Meir, I., Hwang, S.O., Lepic, R., Seegers, S., & Sampson, T. (2013). Patterned iconicity in sign language lexicons. Gesture, 13(3), 287–308. https://doi.org/10.1075/gest.13.3.03pad
- Hosie, J.A, Gray, C.D., Russell, P.A., Scott, C., & Hunter, N. (1998). The matching of facial expressions by deaf and hearing children and their production and comprehension of emotion labels. Motivation and Emotion, (22), 293–313. https://doi.org/10.1023/A:1021352323157 EDN: BCCMDJ
- Kolod, E. (2004). How does learning sign language affect perception. Intel Science Talent Search, 1–20.
- Letourneau, S.M., & Mitchell, T.V. (2011). Gaze patterns during identity and emotion judgments in hearing adults and deaf users of American Sign Language. Perception, 40(5), 563–575. https://doi.org/10.1068/p6858
- Elliott, E.A., & Jacobs, A.M. (2013). Facial expressions, emotions, and sign languages. Frontiers in psychology, (4), 1–4. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00115
- Gadelshina, T.G., & Eremina, Y.A. (2013). The specificity of recognition of emotions in children with impaired hearing. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (6), 103–107. (In Russ.).
- Podprugina, V.V. (2014). Impaired hearing children’s emotions recognition. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, (16), 138–150. (In Russ.). EDN: TEBSIT
- Stokoe, Jr.W.C. (2005). Sign language structure: An outline of the visual communication systems of the American deaf. Journal of deaf studies and deaf education, 10(1), 3–37.
- Boskis, R.M. (2004). Deaf and hard-of-hearing children. In: Sovetsky Sport, (pp. 287—302). Moscow. (In Russ.). EDN: QTYGEP
- McCullough, S., Emmorey, K., & Sereno, M. (2005). Neural organization for recognition of grammatical and emotional facial expressions in deaf ASL signers and hearing nonsigners. Cognitive Brain Research, 22(2), 193–203. https://doi.org/10.1016/j.cogbrainres.2004.08.012
- McCullough, S., & Emmorey, K. (2009). Categorical perception of affective and linguistic facial expressions. Cognition, 110(2), 208–221. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2008.11.007
- Emmorey, K. (2021). New perspectives on the neurobiology of sign languages. Frontiers in communication, (6), 748430. https://doi.org/10.3389/fcomm.2021.748430
- Corina, D.P. (1989). Recognition of affective and noncanonical linguistic facial expressions in hearing and deaf subjects. Brain and Cognition, 9(2), 227–237. https://doi.org/10.1016/0278-2626(89)90032-8
- Corina, D.P., Bellugi, U., & Reilly, J. (1999). Neuropsychological studies of linguistic and affective facial expressions in deaf signers. Language and Speech, 42 (2–3), 307–331. https://doi.org/10.1177/00238309990420020801
- Bellugi U., & Klima, E.S. (1978). Structural properties of American sign language. In: Deaf children: developmental perspectives (pp. 3–68).
- Reilly, J.S., McIntire, M.L., & Bellugi, U. (1990). Faces: The relationship between language and affect. In: From gesture to language in hearing and deaf children (pp. 128–141.). Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg.
- Bettger, J.G., Emmorey, K., McCullough, S.H., & Bellugi, U. (1997). Enhanced facial discrimination: Effects of experience with American Sign Language. Journal of deaf studies and deaf education, 223–233. https://doi.org/10.1093/oxfordjournals.deafed.a014328
- Reilly, J.S., & Bellugi, U. (1996). Competition on the face: Affect and language in ASL motherese. Journal of child language, 23(1), 219–239. https://doi.org/10.1017/S0305000900010163
- Klima, E., & Bellugi, U. (1979). The Signs of Language. Harvard University Press.
- Faizullina, E.F., & Ilyicheva, T.E. (2020). Features of teaching people with hearing impairments the Russian verbal language. In: Collection of materials of the scientific and practical conference VII Forum of teachers of Muslim educational organizations (pp. 300–303). Kazan. (In Russ.). EDN: BMOVJX
Дополнительные файлы
