Эмоциональная выразительность в русском жестовом языке: психолингвистический анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вопрос эмоциональной выразительности в русском жестовом языке (РЖЯ) возможно рассмотреть через призму психолингвистического анализа, который помогает понять, как глухие люди используют невербальные средства для более точного выражения своих эмоций и восприятия эмоций партнера по общению. С этой целью приведен краткий обзор теоретических основ исследования эмоциональной выразительности в жестовых языках, определены основные средства выражения эмоций в РЖЯ, выполнен анализ собранных данных о жестах, выражающих эмоции, дано сравнение их с аналогичными проявлениями в звуковом языке. Представлены результаты экспериментов, проведенных зарубежными учеными, направленных на изучение восприятия эмоциональных сигналов глухими людьми посредством жестов и визуальных образов. Данные исследования подтвердили, что носители жестовых языков воспринимают эмоциональные сигналы посредством зрительных каналов и используют эти сигналы для воспроизведения эмоциональных связей в межличностном общении. Один из центральных аспектов исследования касается адаптации глухими людьми коммуникативных стратегий в зависимости от эмоционального контекста. Установлено, что глухие люди обладают повышенной чувствительностью к невербальным сигналам, что позволяет им компенсировать отсутствие звуковой информации. Кроме того, рассмотрен вопрос о различии в восприятии эмоциональных сигналов глухими и слышащими людьми. Выявлено, что у глухих людей повышается чувствительность к невербальным эмоциональным сигналам, таким как мимика и жесты, что помогает им эффективно компенсировать отсутствие звукового сопровождения. Результаты исследования имеют большое значение для теории жестовых языков, практики обучения и перевода, а также разработки технологий, направленных на улучшение коммуникаций глухих и доступности информации для них. Изучение эмоциональной выразительности - одна из актуальных проблем русского жестового языка, требующая системного подхода, так как эмоционально насыщенное общение способствует когнитивному развитию глухих и лучшему усвоению ими как жестового, так и словесного языка.

Об авторах

Эльмира Фоатовна Файзуллина

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: efkf@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8208-0977
SPIN-код: 9130-8950

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики института филологии и межкультурной коммуникации Высшей школы русской филологии и культуры им. Льва Толстого

420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18

Татьяна Евгеньевна Ильичева

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: itae@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-2218-3103
SPIN-код: 6255-6176

старший преподаватель кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики института филологии и межкультурной коммуникации Высшей школы русской филологии и культуры им. Льва Толстого

420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18

Юлия Владимировна Лайкова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: julaikova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0909-9353
SPIN-код: 3767-9750

кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики института филологии и межкультурной коммуникации Высшей школы русской филологии и культуры им. Льва Толстого

420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18

Список литературы

  1. Boudreault, P., & Mayberry, R.I. (2006). Grammatical processing in American Sign Language: Age of first-language acquisition effects in relation to syntactic structure. Language and cognitive processes, (21), 608–635. https://doi.org/10.1080/01690960500139363
  2. Goldin-Meadow, S., & Brentari, D. (2017). Gesture, sign, and language: The coming of age of sign language and gesture studies. Behavioral and brain sciences, (40), e46. https://doi.org/10.1017/S0140525X15001247
  3. Sandler, W. (2012). The phonological organization of sign languages. Language and linguistics compass, 21(3), 162–182. https://doi.org/10.1002/lnc3.326
  4. Padden, C.A., Meir, I., Hwang, S.O., Lepic, R., Seegers, S., & Sampson, T. (2013). Patterned iconicity in sign language lexicons. Gesture, 13(3), 287–308. https://doi.org/10.1075/gest.13.3.03pad
  5. Hosie, J.A, Gray, C.D., Russell, P.A., Scott, C., & Hunter, N. (1998). The matching of facial expressions by deaf and hearing children and their production and comprehension of emotion labels. Motivation and Emotion, (22), 293–313. https://doi.org/10.1023/A:1021352323157 EDN: BCCMDJ
  6. Kolod, E. (2004). How does learning sign language affect perception. Intel Science Talent Search, 1–20.
  7. Letourneau, S.M., & Mitchell, T.V. (2011). Gaze patterns during identity and emotion judgments in hearing adults and deaf users of American Sign Language. Perception, 40(5), 563–575. https://doi.org/10.1068/p6858
  8. Elliott, E.A., & Jacobs, A.M. (2013). Facial expressions, emotions, and sign languages. Frontiers in psychology, (4), 1–4. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00115
  9. Gadelshina, T.G., & Eremina, Y.A. (2013). The specificity of recognition of emotions in children with impaired hearing. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (6), 103–107. (In Russ.).
  10. Podprugina, V.V. (2014). Impaired hearing children’s emotions recognition. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, (16), 138–150. (In Russ.). EDN: TEBSIT
  11. Stokoe, Jr.W.C. (2005). Sign language structure: An outline of the visual communication systems of the American deaf. Journal of deaf studies and deaf education, 10(1), 3–37.
  12. Boskis, R.M. (2004). Deaf and hard-of-hearing children. In: Sovetsky Sport, (pp. 287—302). Moscow. (In Russ.). EDN: QTYGEP
  13. McCullough, S., Emmorey, K., & Sereno, M. (2005). Neural organization for recognition of grammatical and emotional facial expressions in deaf ASL signers and hearing nonsigners. Cognitive Brain Research, 22(2), 193–203. https://doi.org/10.1016/j.cogbrainres.2004.08.012
  14. McCullough, S., & Emmorey, K. (2009). Categorical perception of affective and linguistic facial expressions. Cognition, 110(2), 208–221. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2008.11.007
  15. Emmorey, K. (2021). New perspectives on the neurobiology of sign languages. Frontiers in communication, (6), 748430. https://doi.org/10.3389/fcomm.2021.748430
  16. Corina, D.P. (1989). Recognition of affective and noncanonical linguistic facial expressions in hearing and deaf subjects. Brain and Cognition, 9(2), 227–237. https://doi.org/10.1016/0278-2626(89)90032-8
  17. Corina, D.P., Bellugi, U., & Reilly, J. (1999). Neuropsychological studies of linguistic and affective facial expressions in deaf signers. Language and Speech, 42 (2–3), 307–331. https://doi.org/10.1177/00238309990420020801
  18. Bellugi U., & Klima, E.S. (1978). Structural properties of American sign language. In: Deaf children: developmental perspectives (pp. 3–68).
  19. Reilly, J.S., McIntire, M.L., & Bellugi, U. (1990). Faces: The relationship between language and affect. In: From gesture to language in hearing and deaf children (pp. 128–141.). Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg.
  20. Bettger, J.G., Emmorey, K., McCullough, S.H., & Bellugi, U. (1997). Enhanced facial discrimination: Effects of experience with American Sign Language. Journal of deaf studies and deaf education, 223–233. https://doi.org/10.1093/oxfordjournals.deafed.a014328
  21. Reilly, J.S., & Bellugi, U. (1996). Competition on the face: Affect and language in ASL motherese. Journal of child language, 23(1), 219–239. https://doi.org/10.1017/S0305000900010163
  22. Klima, E., & Bellugi, U. (1979). The Signs of Language. Harvard University Press.
  23. Faizullina, E.F., & Ilyicheva, T.E. (2020). Features of teaching people with hearing impairments the Russian verbal language. In: Collection of materials of the scientific and practical conference VII Forum of teachers of Muslim educational organizations (pp. 300–303). Kazan. (In Russ.). EDN: BMOVJX

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».