Особенности репродуктивной и продуктивной речи подростков с врожденным пороком сердца после операции и условно здоровых сверстников: лингвокогнитивный аспект
- Авторы: Каменева В.А.1,2, Рабкина Н.В.2, Жданова С.Ю.3, Румянцева А.А.1
-
Учреждения:
- Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний
- Кемеровский государственный университет
- Пермский государственный национальный исследовательский университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 198-218
- Раздел: КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323546
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2025-16-1-198-218
- EDN: https://elibrary.ru/MPQKRV
- ID: 323546
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время изучение лингвокогнитивных особенностей детей, имеющих сердечно-сосудистые заболевания или переживших операционное вмешательство по их корректировке, актуально как с теоретических позиций, так и в свете практического применения для разработки реабилитационных программ. Теоретически значимым является не только описание и систематизация данных о лингвокогнитивных нарушениях данной категории лиц обособлено, но и в сравнении с данными их сверстников, которых можно отнести к условно здоровым. Недостаточная изученность особенностей продуктивной и репродуктивной речи подростков с врожденным пороком сердца (ВПС) после операции с лингвистических позиций определяет новизну предпринятого исследования. Цель - выявление ошибок в продуктивной и репродуктивной речи условно здоровых подростков и их сверстников, переживших операцию по корректировке ВПС в условиях искусственного кровообращения. В тесте на репродуктивную речь принимал участие 31 пациент (13- 15 лет) Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний г. Кемерово и 35 условно здоровых учащихся средней общеобразовательной школы г. Кемерово. В тесте на выявление специфики продуктивной речи приняли участие 28 пациентов и 26 условно здоровых подростков. Пробы проводились по диагностической методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, полученные данные были проанализированы с помощью метода контент-анализа. В тесте на репродуктивную речь пациенты продемонстрировали неспособность буквального воспроизведения текста, которая существенно компенсировалась умением перефразировать и выразилась в обилии уникальных словоформ по сравнению с группой условно здоровых подростков. В тесте на продуктивную речь пациенты часто испытывали проблемы с порождением высказываний, которые часто были представлены неполными предложениями. Однако нельзя сделать заключение о серьезном аграмматизме, который проявлялся бы в неспособности к согласованию частей речи.
Об авторах
Вероника Александровна Каменева
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний; Кемеровский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: russia_science@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8146-9721
SPIN-код: 9659-7646
доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории органопротекции у детей с врожденными пороками сердца отдела хирургии сердца и сосудов, Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний ; заведующий кафедрой теории и методики преподавания гуманитарных дисциплин Института образования, Кемеровский государственный университет
650000, Российская Федерация, г. Кемерово, Сосновый б-р, д. 6; 650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6Надежда Владимировна Рабкина
Кемеровский государственный университет
Email: nrabkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6623-6679
SPIN-код: 5166-3567
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры переводоведения и лингвистики Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций
650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6Светлана Юрьевна Жданова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Email: svetlanaur@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5496-0531
SPIN-код: 2696-8066
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития философско-социологического факультета
614068, Российская Федерация, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15Александра Александровна Румянцева
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний
Email: Aleksandra_1505@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1352-2591
SPIN-код: 6274-5698
кандидат медицинских наук, врач, детский кардиолог отделения кардиохирургии № 2
650000, Российская Федерация, г. Кемерово, Сосновый б-р, д. 6Список литературы
- Korchagina, A.P. (2016). Types of speech errors and principles of their classification. Innovation Science, 5–3(17), 87–90. (In Russ.). EDN: VWVYXX
- Zhulina, E.V., Lebedeva, I.V., & Vorontsova, K.S. (2021). Syntactic disorders in children with general speech underdevelopment. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, (73–1), 141–144. (In Russ.). EDN: CHWWUO
- Makarova, N.V., & Tarasenko, E.V. (2017). Grammatical errors in children with normal and impaired speech development. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26824 (accessed: 19.01.2024). (In Russ.). EDN: ZQNIWZ
- Mezhentceva, G.N., & Martynova, N.V. (2020). Features of inflection operations in preschool children with general speech underdevelopment. Mir pedagogiki i psikhologii, 1(42), 32–37. (In Russ.). EDN: EVFHAP
- Kuznetsova, D.A. (2021). Children with speech impairments: features of phonematic perception. Forum molodykh uchenykh, 5(57), 237–241. (In Russ.). EDN: PXLWJZ
- Novotortseva, N.V. (2006). Correctional pedagogy and special psychology: dictionary. Saint Petersburg: KARO. (In Russ.). EDN: QVCCWV
- Timoshina, M.N. (2021). Agrammatisms in the speech of primary school students with disabilities. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, 5(117). URL: https://human.snauka.ru/2021/05/45822 (accessed: 19.01.2024). (In Russ.).
- Bal, N.N. (2016). A differentiated approach to overcoming agrammatism in students with severe speech impairments. In: Scientific notes of the faculty of special education (pp. 245–256). Minsk: BSPU. (In Russ.). EDN: NPOCGP
- Kovrigina, L.V., & Yelsukova, Yu.Yu. (2020). Manifestation of the grammatic system in the impressive speech of junior schools with speech dysontogenesis. Journal of Pedagogical Innovations, 4(60), 71–79. (In Russ.). EDN: SARIGC
- Gacko, P.A. (2019). Specifics of mastery of grammatical structure of speech by children of middle pre-school age with general underdevelopment of speech. In: Health-saving and correctional technologies in the modern educational space: materials of the International scientific-practical conference (pp. 192–194). Magnitogorsk: NMSTU. (In Russ.).
- Tertichnaya, A.A., & Fureeva, E.P. (2020). Formation of grammatical structures in older preschoolers with general speech underdevelopment. Simvol nauki: mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal, (9), 98–99. (In Russ.).
- Tetzloff, K.A., Duffy, J.R., Clark, H.M., Utianski, R.L., Strand, E.A., Machulda, M.M., et al. (2019). Progressive agrammatic aphasia without apraxia of speech as a distinct syndrome. Brain, 142(8), 2466–2482. https://doi.org/10.1093/brain/awz157
- Fourdain, S., St-Denis, A., Harvey, J.A., Birca, A., Carmant, L., Gallagher, A., et al. (2019). Language development in children with congenital heart disease aged 12–24 months. European Journal of Paediatric Neurology, 23(3), 491–499. https://doi.org/10.1016/j.ejpn.2019.03.002
- Thompson, C.K., Walenski, M., Chen, Y., Caplan, D., Kiran, S., Rapp, B., et al. (2017). Intrahemispheric perfusion in chronic stroke-induced aphasia. Neural Plasticity, 1. https://doi.org/10.1155/2017/2361691
- Mulia, A.D., & Rohmani, N.I. (2021). Broca aphasia language impairment in Sarah Scott’s YouTube channel. Jurnal Basis, 8(2), 239–250. https://doi.org/10.33884/basisupb.v8i2.4462
- Siriboonpipattana, W., Nickels, L., & Bastiaanse, R. (2022). Characteristics of Thai agrammatic speech. Aphasiology, 36(8), 962–981. https://doi.org/10.1080/02687038.2021.1924356
- Collée, E., Vincent, A., Visch-Brink, E., De Witte, E., Dirven, C., & Satoer, D. (2023). Localization patterns of speech and language errors during awake brain surgery: a systematic review. Neurosurgical Review, 46(1). https://doi.org/10.1007/s10143-022-01943-9
- Fotekova, T.A., & Akhutina, T.V. (2002). Diagnostics of speech disorders in schoolchildren using neuropsychological methods. Moscow: ARKTI. (In Russ.). EDN: QRVENB
- Piaget, J. (2003). The psychology of intelligence. Moscow: Piter. (In Russ.).
- Ebbinghaus, H. (1912). Basics of psychology. Saint Petersburg: Obshchestvennaya polza. (In Russ.).
- Nikolaeva, K.V. (2022). Modern approaches to the differ rentiation of types and degrees of agrammatism. In: Fundamental scientific and practical research: current trends and innovations: materials of the XXVIII International scientific and practical conference (pp. 16–21). Anapa: RC ESP. (In Russ.).
Дополнительные файлы
