Особенности репродуктивной и продуктивной речи подростков с врожденным пороком сердца после операции и условно здоровых сверстников: лингвокогнитивный аспект


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время изучение лингвокогнитивных особенностей детей, имеющих сердечно-сосудистые заболевания или переживших операционное вмешательство по их корректировке, актуально как с теоретических позиций, так и в свете практического применения для разработки реабилитационных программ. Теоретически значимым является не только описание и систематизация данных о лингвокогнитивных нарушениях данной категории лиц обособлено, но и в сравнении с данными их сверстников, которых можно отнести к условно здоровым. Недостаточная изученность особенностей продуктивной и репродуктивной речи подростков с врожденным пороком сердца (ВПС) после операции с лингвистических позиций определяет новизну предпринятого исследования. Цель - выявление ошибок в продуктивной и репродуктивной речи условно здоровых подростков и их сверстников, переживших операцию по корректировке ВПС в условиях искусственного кровообращения. В тесте на репродуктивную речь принимал участие 31 пациент (13- 15 лет) Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний г. Кемерово и 35 условно здоровых учащихся средней общеобразовательной школы г. Кемерово. В тесте на выявление специфики продуктивной речи приняли участие 28 пациентов и 26 условно здоровых подростков. Пробы проводились по диагностической методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, полученные данные были проанализированы с помощью метода контент-анализа. В тесте на репродуктивную речь пациенты продемонстрировали неспособность буквального воспроизведения текста, которая существенно компенсировалась умением перефразировать и выразилась в обилии уникальных словоформ по сравнению с группой условно здоровых подростков. В тесте на продуктивную речь пациенты часто испытывали проблемы с порождением высказываний, которые часто были представлены неполными предложениями. Однако нельзя сделать заключение о серьезном аграмматизме, который проявлялся бы в неспособности к согласованию частей речи.

Об авторах

Вероника Александровна Каменева

Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний; Кемеровский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: russia_science@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8146-9721
SPIN-код: 9659-7646

доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории органопротекции у детей с врожденными пороками сердца отдела хирургии сердца и сосудов, Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний ; заведующий кафедрой теории и методики преподавания гуманитарных дисциплин Института образования, Кемеровский государственный университет

650000, Российская Федерация, г. Кемерово, Сосновый б-р, д. 6; 650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6

Надежда Владимировна Рабкина

Кемеровский государственный университет

Email: nrabkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6623-6679
SPIN-код: 5166-3567

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры переводоведения и лингвистики Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций

650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6

Светлана Юрьевна Жданова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: svetlanaur@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5496-0531
SPIN-код: 2696-8066

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития философско-социологического факультета

614068, Российская Федерация, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15

Александра Александровна Румянцева

Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний

Email: Aleksandra_1505@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1352-2591
SPIN-код: 6274-5698

кандидат медицинских наук, врач, детский кардиолог отделения кардиохирургии № 2

650000, Российская Федерация, г. Кемерово, Сосновый б-р, д. 6

Список литературы

  1. Korchagina, A.P. (2016). Types of speech errors and principles of their classification. Innovation Science, 5–3(17), 87–90. (In Russ.). EDN: VWVYXX
  2. Zhulina, E.V., Lebedeva, I.V., & Vorontsova, K.S. (2021). Syntactic disorders in children with general speech underdevelopment. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, (73–1), 141–144. (In Russ.). EDN: CHWWUO
  3. Makarova, N.V., & Tarasenko, E.V. (2017). Grammatical errors in children with normal and impaired speech development. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 5. URL: https://science-­education.ru/ru/article/view?id=26824 (accessed: 19.01.2024). (In Russ.). EDN: ZQNIWZ
  4. Mezhentceva, G.N., & Martynova, N.V. (2020). Features of inflection operations in preschool children with general speech underdevelopment. Mir pedagogiki i psikhologii, 1(42), 32–37. (In Russ.). EDN: EVFHAP
  5. Kuznetsova, D.A. (2021). Children with speech impairments: features of phonematic perception. Forum molodykh uchenykh, 5(57), 237–241. (In Russ.). EDN: PXLWJZ
  6. Novotortseva, N.V. (2006). Correctional pedagogy and special psychology: dictionary. Saint Petersburg: KARO. (In Russ.). EDN: QVCCWV
  7. Timoshina, M.N. (2021). Agrammatisms in the speech of primary school students with disabilities. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, 5(117). URL: https://human.snauka.ru/2021/05/45822 (accessed: 19.01.2024). (In Russ.).
  8. Bal, N.N. (2016). A differentiated approach to overcoming agrammatism in students with severe speech impairments. In: Scientific notes of the faculty of special education (pp. 245–256). Minsk: BSPU. (In Russ.). EDN: NPOCGP
  9. Kovrigina, L.V., & Yelsukova, Yu.Yu. (2020). Manifestation of the grammatic system in the impressive speech of junior schools with speech dysontogenesis. Journal of Pedagogical Innovations, 4(60), 71–79. (In Russ.). EDN: SARIGC
  10. Gacko, P.A. (2019). Specifics of mastery of grammatical structure of speech by children of middle pre-­school age with general underdevelopment of speech. In: Health-­saving and correctional technologies in the modern educational space: materials of the International scientific-­practical conference (pp. 192–194). Magnitogorsk: NMSTU. (In Russ.).
  11. Tertichnaya, A.A., & Fureeva, E.P. (2020). Formation of grammatical structures in older preschoolers with general speech underdevelopment. Simvol nauki: mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal, (9), 98–99. (In Russ.).
  12. Tetzloff, K.A., Duffy, J.R., Clark, H.M., Utianski, R.L., Strand, E.A., Machulda, M.M., et al. (2019). Progressive agrammatic aphasia without apraxia of speech as a distinct syndrome. Brain, 142(8), 2466–2482. https://doi.org/10.1093/brain/awz157
  13. Fourdain, S., St-­Denis, A., Harvey, J.A., Birca, A., Carmant, L., Gallagher, A., et al. (2019). Language development in children with congenital heart disease aged 12–24 months. European Journal of Paediatric Neurology, 23(3), 491–499. https://doi.org/10.1016/j.ejpn.2019.03.002
  14. Thompson, C.K., Walenski, M., Chen, Y., Caplan, D., Kiran, S., Rapp, B., et al. (2017). Intrahemispheric perfusion in chronic stroke-­induced aphasia. Neural Plasticity, 1. https://doi.org/10.1155/2017/2361691
  15. Mulia, A.D., & Rohmani, N.I. (2021). Broca aphasia language impairment in Sarah Scott’s YouTube channel. Jurnal Basis, 8(2), 239–250. https://doi.org/10.33884/basisupb.v8i2.4462
  16. Siriboonpipattana, W., Nickels, L., & Bastiaanse, R. (2022). Characteristics of Thai agrammatic speech. Aphasiology, 36(8), 962–981. https://doi.org/10.1080/02687038.2021.1924356
  17. Collée, E., Vincent, A., Visch-­Brink, E., De Witte, E., Dirven, C., & Satoer, D. (2023). Localization patterns of speech and language errors during awake brain surgery: a systematic review. Neurosurgical Review, 46(1). https://doi.org/10.1007/s10143-022-01943-9
  18. Fotekova, T.A., & Akhutina, T.V. (2002). Diagnostics of speech disorders in schoolchildren using neuropsychological methods. Moscow: ARKTI. (In Russ.). EDN: QRVENB
  19. Piaget, J. (2003). The psychology of intelligence. Moscow: Piter. (In Russ.).
  20. Ebbinghaus, H. (1912). Basics of psychology. Saint Petersburg: Obshchestvennaya polza. (In Russ.).
  21. Nikolaeva, K.V. (2022). Modern approaches to the differ rentiation of types and degrees of agrammatism. In: Fundamental scientific and practical research: current trends and innovations: materials of the XXVIII International scientific and practical conference (pp. 16–21). Anapa: RC ESP. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».