Стратегии власти в политическом дискурсе: анализ ситуации общения равноправных коммуникантов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Понятие «власть» - одно из наиболее важных для гуманитарных наук. Целью статьи является выявление стратегий власти в политическом дискурсе, в частности, в ситуации общения равноправных коммуникантов. Задачи исследования включают: экспликацию терминов «власть», «стратегия власти», «невежливость», «манипуляция», «языковая игра»; критический дискурс-анализ политического дискурса, учитывающий социальные характеристики говорящих, не являющихся неизменными данностями, но постоянно воспроизводимых / заново конструируемых, обнаружение тех фрагментов дискурса, в которых так или иначе демонстрируются властные отношения и их интерпретация в соответствии с актуальными лингвополитологическими теориями; подведение итогов и определение дальнейших перспектив и векторов изучения власти в русле междисциплинарного подхода. Методология исследования основывается прежде всего на принципах критического дискурс-анализа и кратологического анализа, предполагающего, что любое общение - отнюдь не только политическое - может разворачиваться в рамках симметричного / ассиметричного обладания коммуникантами властью. Материалом исследования послужили тексты дебатов и выступлений на митингах, созданные в рамках американского политического дискурса 2015-2016 гг. и транслируемые на видеоплатформе YouTube: рассматриваются 13 текстов, общее время просмотра составляет более 10 ч. В ходе исследования выяснено, что политики, используя различные виды невежливости, например нападение на лицо соперника, могут отказываться признавать его высокий социальный статус, ставить под сомнение достижения и заслуги, выдвигать категорические требования перемен. Говорящий, стремящийся предстать перед аудиторией властным человеком, может нарушать максимы этического речеязыкового поведения, не считаясь с мнением собеседника.

Об авторах

Александр Борисович Алексеев

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Автор, ответственный за переписку.
Email: neuausstatten@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2740-4649
SPIN-код: 2354-9963

кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной языковой подготовки

119571, Российская Федерация, г. Москва, проспект Вернадского, 82

Эльвира Анатольевна Сорокина

Государственный университет просвещения

Email: ellasor@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4965-078X
SPIN-код: 2569-3236

доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии факультета романо-германских языков

141014, Российская Федерация, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24

Список литературы

  1. Mills, S. (2004). Discourse. London: Routledge.
  2. Zhunusova, Zh.N., Nugumanova, A.N. & Volkova, Ya.A. (2023). Phraseological units with an evaluative component in public speech of modern politicians. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(1), 232–247. https://doi.org/10.22363/2313-2299-202415-1-232-247 (In Russ.).
  3. Razumovskaya, V.A. (2023). “Supertext” as a form of a “strong” text existence RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(1), 262–275. https://doi.org/ 10.22363/23132299-2024-15-1-262-275 (In Russ.).
  4. Ratmair, R. (2013). The Russian speech and the market: traditions and innovations in everyday business communication. Moscow: Jazyki slavjanskoj kul’tury. (In Russ.).
  5. Nikishina, O.A. (2020). The specific features of the language of power and the language of resistance realized in the army English-language discourse. The Humanities and Education, 11, 4(44), 160–165.
  6. Alexeyev, A. & Driai, H. (2024). Bernard Shaw’s play “Pygmalion” as pedagogical discourse. I chkalat Journal. Linguistic, Literary, Critical Studies, 13(2), 333–354.
  7. Khalilova, L.A. (2020). The power of language and the language of power. RGGU Bulletin. Psychology. Pedagogics. Education, 3, 95–105. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-396-105 (In Russ.).
  8. Shukurov, N.N. (2020). Concept ‘power’ in English and different-system languages. Issues of science and education, 39(123), 39–45. (In Russ.).
  9. Panchuk, I.A. (2024). Hate speech as a feature of modern communications. Humanities with the eyes of the youth, 108–111.
  10. Chikileva, L.S. & Aleshina, E.Yu. (2023). Pragmalinguistic features of contemporary Englishlanguage rhetoric of political conflict. Liberal Arts in Russia, 12(1), 46–56. https://doi. org/10.15643/libartrus-2023.1.4 (In Russ.).
  11. Selivanova, I.V. (2023). Verbal strategies for maintaining power in public discourse of the Spanish monarchy. NSU Vestnik Journal, Series: Linguistics and Intercultural Communication, 3, 45–57. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2023-21-3-45-57 (In Russ.).
  12. General psycholinguistics: anthology (2004). K.F. Sedov (Ed.). Moscow: Labirint. (In Russ.).
  13. Nye, J. (2004). Soft Power. The means to success in world politics. New York: Public Affairs.
  14. Mihajlova, O.R. (2021). The Perspective of Ego-Network Analysis in The Maral Panic Propagation Studies on the Interpersonal Level. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2, 28–47. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1818 (In Russ.).
  15. Locher, M. (2004). Power and politeness in action. Disagreements in oral communication. Berlin: Mouton de Gruyter.
  16. Witgenschtein, L. (2010). Culture and Value. On truth. Moscow: Astrel’. (In Russ.).
  17. Ravochkin, N.N. (2020). Language games in the domain of politics and law: analytic philosophers vs. postmodernists. Vestnik MGPU. Ser: Philosophical sciences, 2(34), 46–53. https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.1.7 (In Russ.).
  18. Liotar, Zh.-F. (1998). The postmodern condition. Moscow: Institute of experimental sociology. Saint Petersburg: Aleteyya. (In Russ.).
  19. Yerlikh, S.E. (2016). The war of myths. The memory about Decembrists on the millennium frontier. Saint Petersburg: Nestor-Istoria. (In Russ.).
  20. Alekseev, A.B. (2022). The political marginalization as a communicative strategy of power domination in political discourse. Vestnik NSU. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 20(1), 96–111. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2022-20-1-96-111 (In Russ.).
  21. Shirer, W.L. The rise and fall of the Third Reich. BookVooks. URL: https://booksvooks. com/nonscrolablepdf/the-rise-and-fall-of-the-third-reich-a-history-of-nazi-germany-pdf. html?page=5 (аccessed: 23.12. 2016).
  22. Culpeper, J. (2011). Impoliteness. Using language to cause offence. Cambridge: Cambridge Press.
  23. Spencer-Oatey, H. (2008). Culturally Speaking. Culture, Communication and Politeness Theory. New-York: Continuum International Publ.
  24. Styrina, E.V. & Martirosjan, A.A. (2021). Elements of Fictionlaity in Media Texts: Facts vs Fiction. NSU Vestnik. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 19(1), 92–105. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-1-92-105 (In Russ.).
  25. Nigmatulina, V.N. & Galichkina, E.N. (2020) Figurative characteristics of the concept ‘cybercrime’ (on the material of Russian and English-language online mass-media). In: Creative linguistics. Astrakhan: Astrakhan State University Publ. pp. 90–95. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».