Резистентность к возражению в научно-популярном дискурсе: продвигающий и новостной текст
- Авторы: Прокофьева Н.А.1, Щеглова Е.А.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 15, № 3 (2024)
- Страницы: 735-754
- Раздел: ДИСКУРСИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-2299/article/view/323583
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-3-735-754
- EDN: https://elibrary.ru/HDPLCE
- ID: 323583
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования журналистского дискурса в аспекте реализации коммуникативного действия возражения связана с существенными изменениями, произошедшими как в восприятии науки широкой общественностью, так и в журналистском представлении этой сферы деятельности. Научная сфера становится более прозрачна, что требует дополнительных усилий в трансляции научного знания и репрезентации достижений и открытий в области науки широкому читателю. Этим объясняется необходимость повышения резистентности медиатекста о науке к возражению и отрицанию со стороны целевой аудитории. Целью статьи является анализ механизмов повышения резистентности медиатекста к возражению. Эмпирическую базу составил гипермедиатекст о научных разработках Росатома в борьбе с раком. В условиях развития новых медиа невозможно игнорировать новые способы сообщения информации конечному потребителю, поэтому база анализа составлена из разнородных по характеру взаимодействия с аудиторией источников: телеграм-канал «Страна Росатом», одноименное корпоративное издание, неспециализированные медиа. Выбранные источники анализировались с точки зрения выражения аспектов смысловой позиции субъекта речи - модусности, денотатности, коммуникативности. В каждом из источников доминирует один из смысловых аспектов, таким образом обеспечивается резистентность к возражению на каждом из этапов освещения инфоповода. В современных медиа новостной дискурс является продолжением продвигающего дискурса, механизмы повышения резистентности текста к возражению, разработанные на этапе продвигающего дискурса, впоследствии реализуются в новостном. В результате анализа выяснено, что доминантным аспектом смысловой позиции субъекта речи на телеграм-канале, поскольку это первое по времени появления и самое легкое для восприятия сообщение, является модусность как генерализированное заявление о значимости открытия. В корпоративном издании, которое включается в дискуссию вслед за телеграм-каналом, на первый план выходит коммуникативность, здесь происходит отработка механизмов сопротивления возражению, разрабатывается основная система образов, метафор, репрезентирующих роль открытия для общества; впоследствии отработанные здесь приемы применяются в неспециализированных медиа - собственно журналистских публикациях. На последнем этапе в гипремедиатекст включаются традиционные СМИ, в них на первый план выходит денотатность как сообщение о результативности, возможности обеспечить широкое распространение и применение новых технологий.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Анатольевна Прокофьева
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.prokofieva@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3105-4530
SPIN-код: 5119-4290
Scopus Author ID: 56993661200
ResearcherId: F-9622-2015
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиалингвистики, научный сотрудник
199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Екатерина Александровна Щеглова
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: e.scheglova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1778-2021
SPIN-код: 6634-0177
Scopus Author ID: 57222810880
ResearcherId: F-7846-2015
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиалингвистики, ведущий научный сотрудник
199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Список литературы
- Bulavinova, M.P. (2018). Scientific communication: development factors. Science and society: modern foreign research, 2018, 51–62. (In Russ.).
- Burns, T.W., O’Conner, D.J. & Stocklmayer, S.M. (2003). Science communication: A contemporary definition. Public understanding of science, 12(2), 183–202. https://doi. org/10.1177/09636625030122004
- Zagidullina M.V. (2021). Communicative practices of the scientific community in the aspect of mediatization of science. In: Journalism — medialogy — mentoring. Minsk: Belarusian State University publ. pp. 294–295. (In Russ.).
- Rysakova, P.I. (2022). Strategies for scientific popularization in the digital media environment. Media linguistics, 9(4), 309–329. https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.402 (In Russ.).
- Bryanik, N.V., Tomyuk, O.N., Starodubtseva, E.P. & Lamberov L.D. (2014). History and philosophy of science. Yekaterinburg: Ed. Ural. University. (In Russ.).
- Arutyunova, N.D. (2009). Communicative reaction to the truth value of the statement of another. In: Logical analysis of the language: assertion and negation. Moscow: Indrik. pp. 5–10. (In Russ.).
- Duskaeva, L.R. (2022). Speech practices of objection in text formation of popular science media communication. In: Dialogue-dispute in popular science communication (Series “Language in mass media coordinates”). St. Petersburg: Mediapapir. (pp. 94–108). (In Russ.).
- Duskaeva, L.R. (2023). Directions for the popularization of science in mass media. In: Media linguistics. Proceedings of the VII International Conference. St. Petersburg: Mediapapir. pp. 219–223. (In Russ.).
- Duskaeva, L.R. (2023). Speech organization of the metatext telegram post. Bulletin of Moscow State University. Series 10: Journalism, 1, 30–65. https://doi.org/10.30547/vestnik. journ.1.2023.3065 (In Russ.).
- Shaklein, V.M. (2023). Russian blogosphere: pragmatic and linguocultural specifics of the implementation of the category of connectivity. Moscow: Flint. (In Russ.).
- Zadvornaya, E.G. (2020). On the phenomenon of communicative resistance. In: Linguistics, linguodidactics, linguoculturology: current issues and development prospects. Minsk: BSU publ. pp. 8–12. (In Russ.).
- Ivanova, L.Yu. (2023). Speech effect of objection in popular science communication as a representation of communicative resistance. In: Presentation of scientific knowledge in media dialogue: contexts, technologies and language technologies (Series “Language in mass media coordinates”). St. Petersburg: Mediapapir. pp. 142–154. (In Russ.).
- Bakharev, A.I. (1980). Denial in logic and grammar. Saratov: Saratov University publ. (In Russ.).
- Bondarenko, V.N. (1983). Denial as a logical-grammatical category. Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Arutyunova, N.D. (Ed.) (2009). Logical analysis of language: assertion and negation. Moscow: Indrik. (In Russ.).
- Sternina, E.S. (2015). Category of denial: logical-linguistic aspect. Philological sciences. Questions of theory and practice, 9(51), II, 211–214. (In Russ.).
- Krasukhin, K.G. (2020). Denial and uncertainty in language and logic. Questions of psycholinguistics, 1(43), 132–138. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-43-1-132-138 (In Russ.).
- Kunaeva, N.V. (2009). Discursive analysis of statements in a situation of objection: on the material of the English language [dissertation].Voronezh. (In Russ.).
- Luzhnaya, M.M. (2022). Ironic disagreement and objection in everyday communication. Research and development. Modern communicative studies, 11(2), 30–39. https://doi. org/10.12737/2587-9103-2022-11-2-30-39 (In Russ.).
- Lebedinskaya, E.Yu. (2024). Varieties of ironic objection in popular science network media text. Media linguistics, 11(1), 76–102. https://doi.org/10.21638/spbu22.2024.105 (In Russ.).
- Shcheglova, E.A. (2022). Forms of objection in the media dialogue about new lexicographic projects. In Dialogue-dispute in popular science communication (Series “Language in mass media coordinates”). St. Petersburg: Mediapapir. pp. 161–172. (In Russ.).
- Prokofeva, N.A. (2023). Objection in news coverage of the achievements of science and technology of the country. In Presentation of scientific knowledge in the media dialogue: contexts, technologies and language technologies (Series “Language in mass media coordinates”). St. Petersburg: Mediapapir. pp. 85–92. (In Russ.).
- Duskaeva, L.R. (2004). The dialogical nature of newspaper speech genres. Perm. (In Russ.).
- Lapteva, M.L. & Firsova, M.A. (2023). Linguistic and cultural foundations of verbal aggression in the Russian language. Russian Language Studies, 21(4), 429–439. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-4-424-439 (In Russ.).
Дополнительные файлы
