Резистентность к возражению в научно-популярном дискурсе: продвигающий и новостной текст

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования журналистского дискурса в аспекте реализации коммуникативного действия возражения связана с существенными изменениями, произошедшими как в восприятии науки широкой общественностью, так и в журналистском представлении этой сферы деятельности. Научная сфера становится более прозрачна, что требует дополнительных усилий в трансляции научного знания и репрезентации достижений и открытий в области науки широкому читателю. Этим объясняется необходимость повышения резистентности медиатекста о науке к возражению и отрицанию со стороны целевой аудитории. Целью статьи является анализ механизмов повышения резистентности медиатекста к возражению. Эмпирическую базу составил гипермедиатекст о научных разработках Росатома в борьбе с раком. В условиях развития новых медиа невозможно игнорировать новые способы сообщения информации конечному потребителю, поэтому база анализа составлена из разнородных по характеру взаимодействия с аудиторией источников: телеграм-канал «Страна Росатом», одноименное корпоративное издание, неспециализированные медиа. Выбранные источники анализировались с точки зрения выражения аспектов смысловой позиции субъекта речи - модусности, денотатности, коммуникативности. В каждом из источников доминирует один из смысловых аспектов, таким образом обеспечивается резистентность к возражению на каждом из этапов освещения инфоповода. В современных медиа новостной дискурс является продолжением продвигающего дискурса, механизмы повышения резистентности текста к возражению, разработанные на этапе продвигающего дискурса, впоследствии реализуются в новостном. В результате анализа выяснено, что доминантным аспектом смысловой позиции субъекта речи на телеграм-канале, поскольку это первое по времени появления и самое легкое для восприятия сообщение, является модусность как генерализированное заявление о значимости открытия. В корпоративном издании, которое включается в дискуссию вслед за телеграм-каналом, на первый план выходит коммуникативность, здесь происходит отработка механизмов сопротивления возражению, разрабатывается основная система образов, метафор, репрезентирующих роль открытия для общества; впоследствии отработанные здесь приемы применяются в неспециализированных медиа - собственно журналистских публикациях. На последнем этапе в гипремедиатекст включаются традиционные СМИ, в них на первый план выходит денотатность как сообщение о результативности, возможности обеспечить широкое распространение и применение новых технологий.

Об авторах

Наталья Анатольевна Прокофьева

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.prokofieva@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3105-4530
SPIN-код: 5119-4290
Scopus Author ID: 56993661200
ResearcherId: F-9622-2015

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиалингвистики, научный сотрудник

199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Екатерина Александровна Щеглова

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: e.scheglova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1778-2021
SPIN-код: 6634-0177
Scopus Author ID: 57222810880
ResearcherId: F-7846-2015

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиалингвистики, ведущий научный сотрудник

199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Список литературы

  1. Bulavinova, M.P. (2018). Scientific communication: development factors. Science and society: modern foreign research, 2018, 51–62. (In Russ.).
  2. Burns, T.W., O’Conner, D.J. & Stocklmayer, S.M. (2003). Science communication: A contemporary definition. Public understanding of science, 12(2), 183–202. https://doi. org/10.1177/09636625030122004
  3. Zagidullina M.V. (2021). Communicative practices of the scientific community in the aspect of mediatization of science. In: Journalism — medialogy — mentoring. Minsk: Belarusian State University publ. pp. 294–295. (In Russ.).
  4. Rysakova, P.I. (2022). Strategies for scientific popularization in the digital media environment. Media linguistics, 9(4), 309–329. https://doi.org/10.21638/spbu22.2022.402 (In Russ.).
  5. Bryanik, N.V., Tomyuk, O.N., Starodubtseva, E.P. & Lamberov L.D. (2014). History and philosophy of science. Yekaterinburg: Ed. Ural. University. (In Russ.).
  6. Arutyunova, N.D. (2009). Communicative reaction to the truth value of the statement of another. In: Logical analysis of the language: assertion and negation. Moscow: Indrik. pp. 5–10. (In Russ.).
  7. Duskaeva, L.R. (2022). Speech practices of objection in text formation of popular science media communication. In: Dialogue-dispute in popular science communication (Series “Language in mass media coordinates”). St. Petersburg: Mediapapir. (pp. 94–108). (In Russ.).
  8. Duskaeva, L.R. (2023). Directions for the popularization of science in mass media. In: Media linguistics. Proceedings of the VII International Conference. St. Petersburg: Mediapapir. pp. 219–223. (In Russ.).
  9. Duskaeva, L.R. (2023). Speech organization of the metatext telegram post. Bulletin of Moscow State University. Series 10: Journalism, 1, 30–65. https://doi.org/10.30547/vestnik. journ.1.2023.3065 (In Russ.).
  10. Shaklein, V.M. (2023). Russian blogosphere: pragmatic and linguocultural specifics of the implementation of the category of connectivity. Moscow: Flint. (In Russ.).
  11. Zadvornaya, E.G. (2020). On the phenomenon of communicative resistance. In: Linguistics, linguodidactics, linguoculturology: current issues and development prospects. Minsk: BSU publ. pp. 8–12. (In Russ.).
  12. Ivanova, L.Yu. (2023). Speech effect of objection in popular science communication as a representation of communicative resistance. In: Presentation of scientific knowledge in media dialogue: contexts, technologies and language technologies (Series “Language in mass media coordinates”). St. Petersburg: Mediapapir. pp. 142–154. (In Russ.).
  13. Bakharev, A.I. (1980). Denial in logic and grammar. Saratov: Saratov University publ. (In Russ.).
  14. Bondarenko, V.N. (1983). Denial as a logical-grammatical category. Moscow: Nauka. (In Russ.).
  15. Arutyunova, N.D. (Ed.) (2009). Logical analysis of language: assertion and negation. Moscow: Indrik. (In Russ.).
  16. Sternina, E.S. (2015). Category of denial: logical-linguistic aspect. Philological sciences. Questions of theory and practice, 9(51), II, 211–214. (In Russ.).
  17. Krasukhin, K.G. (2020). Denial and uncertainty in language and logic. Questions of psycholinguistics, 1(43), 132–138. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-43-1-132-138 (In Russ.).
  18. Kunaeva, N.V. (2009). Discursive analysis of statements in a situation of objection: on the material of the English language [dissertation].Voronezh. (In Russ.).
  19. Luzhnaya, M.M. (2022). Ironic disagreement and objection in everyday communication. Research and development. Modern communicative studies, 11(2), 30–39. https://doi. org/10.12737/2587-9103-2022-11-2-30-39 (In Russ.).
  20. Lebedinskaya, E.Yu. (2024). Varieties of ironic objection in popular science network media text. Media linguistics, 11(1), 76–102. https://doi.org/10.21638/spbu22.2024.105 (In Russ.).
  21. Shcheglova, E.A. (2022). Forms of objection in the media dialogue about new lexicographic projects. In Dialogue-dispute in popular science communication (Series “Language in mass media coordinates”). St. Petersburg: Mediapapir. pp. 161–172. (In Russ.).
  22. Prokofeva, N.A. (2023). Objection in news coverage of the achievements of science and technology of the country. In Presentation of scientific knowledge in the media dialogue: contexts, technologies and language technologies (Series “Language in mass media coordinates”). St. Petersburg: Mediapapir. pp. 85–92. (In Russ.).
  23. Duskaeva, L.R. (2004). The dialogical nature of newspaper speech genres. Perm. (In Russ.).
  24. Lapteva, M.L. & Firsova, M.A. (2023). Linguistic and cultural foundations of verbal aggression in the Russian language. Russian Language Studies, 21(4), 429–439. http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-4-424-439 (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».